Если социальная деятельность с аналитической точки зрения представляет собой производство, т. е. работу над/и преобразование данных объектов, и если такая работа аналогична ходу естественных событий, тогда нам нужен и аналог для порождающих его механизмов. Если социальные структуры образуют соответствующий механизм-аналог, то следует сразу отметить их важную особенность в том, что в отличие от естественных механизмов они существуют только благодаря видам деятельности, направляемым ими, и не могут быть эмпирически определены независимо от них... Люди в своей социальной деятельности должны исполнять двойную функцию: не только производить социальные продукты, но и производить условия процесса их производства, т. е. воспроизводить (или, в большей или меньшей степени, преобразовывать) структуры, направляющие их самостоятельные сферы производственной деятельности. Так как социальные структуры сами суть социальные продукты, они являются и возможными объектами преобразования и потому могут быть устойчивыми только относительно.
Вдобавок дифференциация и развитие видов социальной деятельности (как при «разделении труда» и при «расширенном воспроизводстве») подразумевает, что они взаимозависимы; поэтому социальные структуры могут быть только относительно автономными. Тем самым общество возможно представить в виде членораздельного «ансамбля» таких относительно независимых и устойчивых порождающих структур, т. е. как сложную полноту (тотальность), способную изменяться и в своих составных частях и в их взаимоотношениях. Далее, поскольку социальные структуры существуют только благодаря видам деятельности, направляемым ими, они не могут существовать независимо от идей, имеющихся у субъектов относительно того, что они делают, т. е. от какой-то теории этих видов деятельности. Поскольку такие теории тоже являются социальными продуктами, они сами оказываются возможными объектами преобразования и потому также могут быть только относительно устойчивыми (и автономными). Наконец, поскольку социальные структуры — продукты социальные, то социальная деятельность должна получать социальное объяснение и не может быть объяснена отсылкой к несоциальным параметрам (хотя последние способны накладывать ограничения на возможные формы социальной деятельности).
|
Некоторые онтологические ограничения на возможные варианты натурализма непосредственно выводимы из этих разобранных качественно новых социальных свойств, при сохранении посылки (оправдываемой ниже), что общество в своем роде реально.
1. Социальные структуры, в отличие от природных структур, не существуют независимо от видов деятельности, направляемых ими.
2. Социальные структуры, в отличие от природных, не существуют независимо от идей и представлений субъектов о сути своей деятельности.
3. Социальные структуры, в отличие от природных, могут быть лишь относительно устойчивыми (так что направления деятельности, которые они поддерживают, не могут быть универсальными в
смысле некоего пространственно-временного инварианта).
Все эти свойства указывают на реальные различия возможных объектов познания в естественных и общественных науках, причем внутренняя сложность и взаимозависимость социальных структур не составляют необходимого отличия их от природных структур...
|
Вернемся теперь к онтологическому статусу обществ. Я утверждал в другом месте, что живые объекты ограничивают условия применимости физических законов, которым они подчиняются, так что их свойства не могут быть сведены к последним; т. е. появление качественно нового характеризует и природный и человеческий миры 33 (и это совместимо с тем, что можно назвать «диахронической объяснительной редукцией», иначе говоря, с реконструкцией исторических процессов формирования этих миров из «более простых» элементов). И если... целенаправленное действие есть необходимое условие для некоторых детерминированных состояний физического мира, тогда совершенно реальны те свойства и способности людей, в силу которых действующим лицам справедливо приписывают целенаправленность (интенциональность). Аналогично, если можно будет показать, что лишь по причине существования общества определенные физические действия не будут произведены, тогда...оправдано утверждение, что оно реально.
В этой связи я думаю, что Дюркгейм, утвердив самозаконность (автономию) социальных фактов на критерии внешней данности, в действительности применял такой критерий, просто чтобы установить их реальность, подразумевающую действие другого его критерия— необходимого ограничения: «Я не обязан говорить по-французски с моими соотечественниками или пользоваться узаконенной валютой, но, вероятно, я не могу поступать иначе. Если бы я попытался избежать этой необходимости, моя попытка наверное выглядела бы жалкой...» 34 Фактически Дюркгейм говорит, что лишь из-за существования области социальных фактов не появляются определенные последовательности звуков, движения тел и т. д. Конечно, вопреки Дюркгейму, следует настаивать, что область социальных фактов зависит от целенаправленной деятельности человеческих существ (хотя и не сводима к ним). Индивидуалистская истина, что люди — единственные движущие силы в истории (в том смысле, что ничего не происходит, так сказать, за их спинами, т. е. что все происходящее происходит в сфере их действий и благодаря им), должна быть сохранена. Более того, социальные структуры следует понимать как в принципе позволяющие, обеспечивающие средства и возможности действовать, а не просто как принудительные образования. […]
|
Какова связь между преобразовательной моделью социальной деятельности... и реляционной концепцией социологии?.. Эта концепция, конечно, не отрицает, что, допустим, фабрики и книги — социальные формы. Она также не настаивает, что правила грамматики (или порождающие комплексы, действующие в других сферах общественной жизни) представляют собой (или должны быть поняты как) отношения. Но она утверждает, что бытие всех этих объектов в качестве социальных, отличных от материальных объектов (или, скорее, добавочных к ним), и их включенность в социальные правила, отличаемые от чисто «ананкастических» * правил 36 (зависимых от действия одних лишь природных законов), в основном, зависит от (и в каком-то смысле действительно полностью состоит из) отношений между людьми и между этими отношениями и природой (а также продуктами и функциями этих отношений) — отношений, причинно обусловленных такими объектами и правилами.
* От «Ананке» (греч. миф.) — божество необходимости, неумолимой судьбы. — Прим. перев.
Нетрудно видеть, почему это так. Это следует из положений... что социальные структуры (а) постоянно воспроизводятся (или преобразуются) и (б) существуют только в (и благодаря) человеческой посреднической деятельности (короче, они требуют активных «функционеров»). Очевидно, чтобы сочетать такие требования, нам нужна система посредствующих понятий, охватывающая оба аспекта «двойственной» практики, обозначающая, так сказать, те «пазы» в социальной структуре, в которые должны входить активные субъекты, дабы воспроизводить ее; т. е. система понятий, определяющая «точку соприкосновения» между человеческой деятельностью и социальными структурами. Такая точка, связующая действие со структурой, должна быть и «бессмертной», как общество, и непосредственно поддерживаемой индивидами. Необходимая нам посредствующая система — это система позиций (положений, мест, функций, правил, задач, обязанностей, прав и т. д.), занимаемых (заполняемых, возложенных кем-то, принимаемых на себя и т.д.) индивидами, и практик (видов деятельности и т. д.), в которые они вовлечены в силу того, что занимают эти позиции (и наоборот). Я буду называть эту посредствующую систему позиционно-практической системой. И такие позиции и практики (если вообще они Должны быть индивидуализированными) можно сделать таковыми только реляционно (...)
Заметим, что ни индивиды, ни группы не удовлетворяют требованию непрерывности существования, производному от вторичного приложения дюркгеймовского критерия (внешней данности или предсуществования) для доказательства автономии общества относительно дискретных моментов времени. В общественной жизни только отношения непрерывны, устойчивы37. Заметим еще, что, кроме межличных, такие отношения включают взаимоотношения между людьми и природой и социальными продуктами (вроде машин и фирм), а также «взаимодействия», хотя не все отношения состоят из них. (Например, сравним отношение между оратором и слушателем в диалоге и деонтическое отношение между гражданином и государством.) Наконец, важно подчеркнуть, что с социологической точки зрения (хотя это необязательно ни для психологических наук, ни для исторического объяснения) отношения, которые нас здесь интересуют, должны быть выражены в понятиях, держащихся в зоне между позициями и сферой практики (или, лучше, позиционными видами практики), а не между индивидами, занимающими эти позиции и вовлеченными в эти практики38.
Одно преимущество реляционной концепции должно быть очевидно сразу. Она позволяет сосредоточиться на ряде вопросов, связанных с распределением структурных условий действия и, в частности, с различными привязками: (а) производительных сил и ресурсов (всех видов, включая, например, познавательные ресурсы) к лицам (и группам) и (б) лиц (и групп) к функциям и ролям (например, в разделении труда). При этом она помогает оценить вероятность различных (и антагонистических) интересов, конфликтов внутри общества и, следовательно, мотивированных интересами преобразований в социальной структуре. Уделяя одинаково много внимания и распределению и обмену, реляционная концепция избегает специфической слабости теорий рыночной экономики. А, допуская конфликтные отношения внутри общества и между обществом и индивидом, эта концепция излечивает хроническую болезнь ортодоксальной социологии, преимущественно занятой в прошлом фактически «гоббсовской проблемой порядка» 39. […]
Большинство социальных явлений, подобно большинству природных событий, детерминированы общим стечением обстоятельств и как таковые обычно должны быть объясняемы многосложностью причин44. Но при познавательно обусловленном характере их отношений вопрос о степени, в какой объяснение этих явлений требует отсылки к тотальности (полноте) аспектов, имеющих внутренние отношения друг к другу, остается открытым. Однако даже на поверхностный взгляд внешнее отношение, вроде отношения между бретонскими рыбаками и владельцами потерпевшего крушение танкера «Амоко Кадиз», при соответствующей направленности объяснительного интереса позволяет (или делает необходимым) раскрытие некоей тотальности отно-i iji-ний, например отношений между формами экономической деятельности и государственной структурой. Эта всегда существующая возможность открытия (потенциально новой) тотальности в некоем сплетении событий объясняет хамелеоноподобный и «конфигурационный»45 характер предмета исследования или науки, который не только постоянно изменяется, но и может непрестанно переписываться (в данном отношении, как и в любом другом). Но хотя тотализация является мысленным процессом, тотальности реальны. Хотя случайно то, потребуем ли мы, чтобы явление было понято как аспект тотальности (в зависимости от наших познавательных интересов), совсем не случайно, окажется ли оно таким аспектом или нет. Социальная наука не создает тотальностей, которые она обнаруживает, несмотря на то, что сама может быть одним из их аспектов. […]
- См.: A Realist theory of science. Leeds. 1975. esp. Ch. 1 Sec. 4.
- Маркс К. Экономические рукописи 1857—1895 годов. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 46. Ч. 1. С. 214.
- См., например: S h u t z A. Common-sense and scientific interpretations of human actions//Collected Papers 1. The Hague. 1967; or “Problems of interpretative sociology”, reprinted from The phenomenology of the social world. L., 1967//Ry an A. (ed.). The Philosophy of social explanation. Oxford. 1973.
- Как это выявлено возможностью абсолютного идеализма в качестве онтологического основания для идеалистических социологии (часто, и с требующей Доказательства необходимостью, сочетаемого в работе одного и того же автора с индивидуализмом — например, у Вебера и Дильтея, или коллективизмом — Например, у Дюркгейма или, скажем, Леви-Строса). См. также: В е n t о п Т. Philosophical foundations of the three sociologies. L., 1977. P. 85. n. 11.
- См. характерную аналогию, проведенную Уоткинсом между методологическим индивидуализмом в обществоведении и понятием механизма в физике: Ideal types and historical explanation, British Journal for the Philosophy of science. 1952. n 3 reprinted in Ryan A. (ed.)- Op. cit. P. 90; and “Historical Explanation in the social sciences”. British Journal for Philosophy of science. 1957. n. 8, reprinted as “Methodological individualism and social tendencies”.//Readings in the Philosophy of the social sciences. M. Brodbeck (ed.). L., 1970. P. 270.
- Popper K. The open society and its enemies 2. L., 1962. P. 98.
- Jar vie I. Reply to Taylor. Universities and Left Review. 1959. P. 57.
- Watkins J.W.N. Ideal types. P. 88. Methodological individualism. P. 271.
- Loc. cit.
- Watkins J.W.N. Ideal types. P. 88.
- cm. Dan to A. Analitical philosophy of history. Cambridge, 1965. Ch. 12 and Lukes S. Methodological individualism reconsidered. — British Journal of Sociology. 1968. n. 19, reprinted in R у a n A. (ed.), op. cit.
- См.: Watkins J.W.N. Ideal types. P. 91 and “Methodological individua-lismi”. P. 273.
- Ibid. P. 278.
- Hume D. A treatise on human nature. Oxford, 1967. P. 415.
- Hume D. Essays moral and political 2. L., 1875, P. 68. Хотя Юм, возможно, впервые ясно сформулировал эту парадигму, существенно, что в его мысли, не в пример многим его последователям, она уравновешена ставкой на определенные прирожденно социальные чувства (наиболее заметно — на симпатию) и интересом к истории — черты, характерные для шотландского Просвещения вообще (см., например, Da vie G. The democratic intellect. Edinburgh. 1961). В самом деле, для Юма среди «постоянных и всеобщих начал человеческой природы» именно симпатия обеспечивает фундамент для нашего интереса к истории. См., например, его: Enquiries. Oxford. 1972. P. 223.
- См.: Kotarbinski S. Praxiology.//£.ssa.y.s in honour of O. Lange. Warsaw. 1965.
- См., например: Watkins J.W.N. Ideal types. P. 82. n. 1.
- Sartre J.-P. Critique of dialectical reason. L., 1976. Bk. 2. Ch. 1, Bk. 1. Ch. 4.
- Существуют, конечно, не- и даже анти-индивидуалистские тенденции в веберовской мысли (см., например: А г о n R. Philosophic critique de 1’histoire. P., 1969). Аналогично, имеются и не- и (особенно в «Элементарных формах религиозной жизни») анти-позитивистские напряжения у Дюркгейма (см., например: Lukes S. Durkheim. L., 1973; Horton R. Levy-Bruhl, Durkheim and scientific revolution.//Modes of Thought. Finnegan R. and Horton R.(eds). L., 1973). Здесь меня интересуют только господствующие тенденции.
- См., например: Keat R. and Urry J. Social theory as science. L., 1975. Ch. 5; Oilman B. Alienation. Cambridge, 1971, esp. Ch. 2, 3. Конечно, и в работах Маркса имеются позитивистские и индивидуалистские элементы.
- Особенно см.: Berger P. and Pull berg S. Reification and the sociological critique of consciousness.//WeH> Left Review. 1966. n.35; Berger P. and Luckmann T. The social construction of reality. L., 1967.
- Berger P. and P u 11 b e r g S. Reification. PP. 62—63.
- Ibid. P. 63.
- Loc. cit.
- Durkheim E. The rules of sociological method. N.Y., 1964. P. 2.
- Berger P. and P u 11 b e r g S. Reification. P. 60.
- Ibid. P. 61.
- Ibid. P. 60.
- См.: Levi-Strauss C. The savage mind. L., 1966. Ch. 1.