Глава 36 оперативно-розыскное обеспечение отдельных административных режимов и направлений работы




Оперативно-розыскное обеспечение допуска к сведениям, составляющим государственную тайну

В соответствии с Законом о государственной тайне допуск к государственной тайне есть процедура оформления права граждан на доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, а предприятий, учреждений и организаций — на проведение работ с использованием таких сведений (см. ст. 2).

Порядок проведения проверочных мероприятий устанавливается в соответствии с Законом о государственной тайне, утвержденной постановлением Правительства РФ от 28 октября 1995 г. Инструкцией «О порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне», а также ведомственными нормативными актами.

Допуск должностных лиц и граждан к государственной тайне осуществляется в добровольном порядке и предусматривает принятие должностным лицом или гражданином обязательств по нераспространению доверенных им сведений, составляющих государственную тайну, а также дачу письменного согласия на частичные, временные ограничения их прав и на проведение в отношении них проверочных мероприятий (см. ст. 21).

Лица, имеющие двойное гражданство, допускаются к государственной тайне в порядке, определенном для должностных лиц и граждан РФ. Эти лица допускаются к сведениям, составляющим государственную тайну, с грифом «Секретно» только после проведения проверочных мероприятий органами ФСБ России1.

Члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы Федерального Собрания РФ, судьи в период исполнения ими своих полномочий, а также адвокаты, участвующие в качестве защитников в уголовном судопроизводстве по делам, связанным со сведениями, составляющими государственную тайну, на основании статьи 212 Закона о государственной тайне допускаются к сведениям, -составляющим государственную тайну, без проведения проверочных мероприятий. Эти лица предупреждаются о неразглашении государственной тайны, ставшей им известной в связи с исполнением ими полномочий, и о привлечении их к ответственности (включая уголовную) в случае ее разглашения. Об этом у них берется соответствующая расписка. Сохранность государственной тайны в данной ситуации гарантируется путем установления ответственности указанных лиц ФЗ. Объем проверочных мероприятий, проводимых ОРО, зависит от степени секретности сведений, к которым будет допускаться оформляемое лицо. Целью их проведения является выявление оснований, препятствующих допуску лица к работе со сведениями, составляющими государственную тайну (см. ст. 21).

В соответствии с Законом о государственной тайне в качестве оснований для отказа могут выступать (см. ст. 22):

  • признание судом лица, претендующего на допуск к работе со сведениями, составляющими государственную тайну, недееспособным, ограниченно дееспособным, нахождение его под судом или следствием за государственные и иные тяжкие преступления, наличие неснятой судимости за эти преступления; наличие медицинских противопоказаний для работы с использованием сведений, составляющих государственную тайну;
  • постоянное проживание его и (или) близких родственников заграницей и (или) оформление указанными лицами документов для выезда на постоянное жительство в другие государства;
  • выявление в результате проверочных мероприятий действий оформляемого лица, создающих угрозу безопасности РФ;
  • уклонение от проверочных мероприятий и (или) сообщение заведомо ложных анкетных данных.

Решение об отказе гражданину, претендующему на занятие должности, исполнение обязанностей по которой сопряжено с наличием допуска, или ходатайствующему о получении соответствующих сведений, в допуске к государственной тайне принимается руководителем соответствующего органа в индивидуальном порядке с учетом результатов проверочных мероприятий, в том числе ОРМ.

Также отметим, что при принятии решения об отказе в допуске оформляемый гражданин имеет право обжаловать отказ о допуске к работе. Обжалование проводится в порядке, установленном Законом РФ от 27 апреля 1993 г. «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан».

Оперативно-розыскное обеспечение допуска к работам, связанным с эксплуатацией объектов, представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья людей, а также для окружающей среды

Одним из направлений оперативно-проверочной работы является сбор данных, необходимых для принятия решения о допуске к работам, связанным с эксплуатацией объектов, представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья людей, а также для окружающей среды (см. п. 2 ч. 2 ст. 7 ФЗ об ОРД).

Объектами, представляющими повышенную опасность для жизни и здоровья людей, а также для окружающей среды, могут выступать предприятия, организации и т.п. (как государственные, так и частные), связанные с обращением с ядерными материалами или ядерными установками (см. ФЗ от 21 ноября 1995 г. «Об использовании атомной энергии»)1, оборотом химических и бактериологических веществ или их отходов (см. Закон «Об охране окружающей природной среды», ФЗ от 7 ноября 2000 г. «О социальной защите граждан, занятых на работах с химическим оружием»), производством наркотических средств и психотропных веществ, и др.

В частности, рассмотрим предписания, изложенные в Правилах допуска лиц к работе с наркотическими средствами и психотропными веществами, которые утверждены постановлением Правительства РФ от 6 августа 1998 г. № 892.

В соответствии с этими Правилами допуск лиц к работе с наркотическими средствами и психотропными веществами осуществляется руководителями организаций, учреждений и предприятий независимо от их организационно-правовой формы. Принятию решения о допуске должно предшествовать ознакомление лиц с законодательством РФ о наркотических средствах и психотропных веществах, а также включение в трудовой договор (контракт) взаимных обязательств администрации и лица, претендующего на занятие должности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ.

В качестве оснований отказа в допуске к работе с наркотическими средствами и психотропными веществами лица в Правилах указаны:

  • недостижение 18-летнего возраста;
  • наличие непогашенной или неснятой судимости за преступление средней тяжести, тяжкое преступление, особо тяжкое преступление, либо преступление, связанное с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, в том числе совершенное за пределами Российской Федерации;
  • предъявление обвинения в совершении преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ;
  • наличие заболевания наркоманией, токсикоманией и хроническим алкоголизмом; признание в установленном порядке непригодным к выполнению работ, связанных с оборотом наркотических средств и психотропных веществ.

Для получения сведений, препятствующих работе с наркотическими средствами и психотропными веществами, руководитель организации направляет соответствующие запросы в ОВД по месту нахождения этой организации, с приложением анкеты лица, оформляемого на работу с наркотическими средствами и психотропными веществами, и в учреждение здравоохранения по месту жительства этого лица. Запросы в ОВД могут направляться общим списком. Причем в Правилах специально оговаривается, что направлять граждан в ОВД и в учреждения здравоохранения за требуемыми документами не допускается.

ОВД при получении соответствующих запросов на основании п. 2 ч. 2 ст. 7 ФЗ об ОРД могут в необходимых случаях осуществлять ОРМ в целях собирания данных для принятия решения о допуске указанных в запросе лиц к работам, связанным с наркотическими средствами и психотропными веществами.

На основании полученных из ОВД и учреждений здравоохранения данных составляется письменное заключение о возможности допуска лица к работе с наркотическими средствами и психотропными веществами, которое утверждается руководителем организации. До утверждения этого документа подписание трудового договора (контракта) не допускается.

В случае принятия соответствующим субъектом решения об отказе в допуске к работе оформляемый гражданин вправе обжаловать отказ в порядке, установленном Законом об обжаловании в суд действий и решений, и с учетом правил, изложенных в ч. 3 ст. 5 ФЗ об ОРД.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: