ГОРИЗОНТАЛЬНОЕ И ВЕРТИКАЛЬНОЕ РАЗДЕЛЕНИЕ ТРУДА




ЭЛЕМЕНТЫОРГАНИЗАЦИИ И ПРОЦЕССА УПРАВЛЕНИЯ.

1. Понятие организации

2. Горизонтальное и вертикальное разделение труда

3. Сущность управленческой деятельности

4. Уровни управления

5. Объект и субъект управления

6. Организационные структуры управления организацией.

 

Понятие организации

Понятие организации с течением времени претерпело ряд существенных изменений. На начальном этапе организация представлялась как структура любой системы. Когда "менед­жмент" как наука выделился в самостоятельную область зна­ний, слово "организация" стало ассоциироваться с сознательно определенной, заданной структурой ролей, функций, прав и обязанностей, принятых на предприятии (в фирме). Т.е. под "организацией" следует понимать предприятие, фирму, учреж­дение, ведомство и иные трудовые формирования.

Из всего многообразия определений понятия "организация" можно выделить следующие.

1. Организация как процесс, посредством которого создается и сохраняется структура управляемой либо управляющей системы.

2. Организация как совокупность (система) взаимоотноше­ний, прав, обязанностей, целей, ролей, видов деятельности, которые имеют место в процессе совместного труда.

3. Организация как группа людей с общими целями. Чтобы считаться организацией, трудовое формирование должно отвечать следующим обязательным требованиям (рис. 2.1.1):

1) наличие не менее двух людей, которые считают себя частью этой группы;

2) наличие по крайней мере одной общественно полезной цели (т.е. желаемого конечного состояния или результата), ко­торую принимают как общую все члены данной группы;

3) наличие членов группы, которые намеренно работают вместе, чтобы достичь значимой для всех цели.

Рис. 2.1.1. Элементы организаций

 

 

Таким образом, организация - это группа людей, деятель­ность которых сознательно координируется для достижения общей цели или целей.

Концепция жизненного цикла организации. "Жизнь" орга­низации подобна жизни человека, времени существования лю­бого предмета труда или услуги. Она имеет свои этапы осо­бенности развития.

Согласно концепции жизненного цикла организации вся ее деятельность проходит ряд стадий начиная с создания, рас­цвета вплоть до прекращения существования или коренной мо­дернизации. На рис. 2.1.2 представлено пять основных этапов развития организации, каждая из которых имеет определенные цели, признаки, стиль руководства, задачи и организацию труда.

Рис. 2.1.2 Жизненный цикл организации

Этап 1 - рождение организации. Для нее характерны: оп­ределение главной цели, заключающейся в выживании; кризис стиля руководства (руководство одним лицом); основная зада­ча - выход на рынок; организация труда - стремление к мак­симальному увеличению прибыли.

Этап 2 - детство и юность. Отличительные особенности, главная цель - кратковременная прибыль и ускоренный рост; выживание за счет жесткого руководства; основная задача -укрепление и захват своей части рынка; организация труда — планирование прибыли, увеличение жалования и заслуг.

Этап 3 - зрелость. Главная цель - систематический, сба­лансированный рост и формирование индивидуального имиджа; эффект руководства за счет делегирования полномочий (децен­трализованное руководство); основная задача - рост по раз­ным направлениям, завоевание рынка, учет разнообразных ин­тересов; организация труда - разделение и кооперация, премия за индивидуальный результат.

Этап 4 - старение организации. По сути это высшая сту­пень ее зрелости. Главная цель в развитии организации - сохранить достигнутые результаты (остаться на "завоеванных" позици­ях); в области руководства эффект достигается за счет коор­динации действий; основная задача - обеспечить стабильность, свободный режим организации труда, участие в прибылях.

Этап 5 - возрождение организации. Главная цель на этой фазе развития состоит в обеспечении оживления по всем фун­кциям; ее рост - за счет коллективизма; главная задача - омолаживание; в области организации труда - внедрение НОТ, коллективное премирование.

Общие характеристики организаций.Все организации отличаются друг от друга по различным аспектам (функциям, методам и принципам управления, сложности операций и про­цедур и т.п.). Вместе с тем они имеют общие для всех орга­низаций характеристики (рис. 2.1.3).

 

Рис. 2.1.3. Общие характеристики организации

 

 

1. Ресурсы. Целью всякой организации является наличие и преобразование ресурсов, которые используются ею для дос­тижения ее тактических и стратегических целей. Основные ресурсы - это люди (трудовые ресурсы), основные и оборот­ные средства, технологии и информация.

2. Зависимость от внешней и внутренней среды. Это одна из самых значительных характеристик организации. Ни одна организация не может функционировать изолированно, вне зависимости от внешних ориентиров. Они во многом зависимы от внешней среды. Это условия и факторы, возникающие в окружающей среде независимо от деятельности организации, так или иначе воздействующие на нее.

Различают факторы внешней и внутренней (рис.2.1.4,2.1.5) среды организации.

Рис. 2.1.4. Факторы внешней среды организации

 

 

Рассматривая влияние внешней среды на организацию, следует иметь в виду, что их воздействие неодинаково. Поэтому важно уметь выявить наиболее существенные факторы внешнего влияния и выработать эффективные способы реагирования на него.

 

Рис 2.1.5 Внутренняя среда организации

Под внутренней средой организации понимают ситуационные факторы внутри организации. Так как организации представля­ют собой созданные людьми системы, то их внутренние факто­ры в основном являются результатом управленческих решений. По сути это хозяйственный организм организации, ее структура.

В связи с этим процесс управления организацией можно представить в виде схемы (рис. 2.1.6).

 

Рисунок 2.1.6. Процесс управления организацией

 

Цели организации.Организацию следует рассматривать как средство достижения целей.

Цели - это конечные состояния или желаемый результат, которого стремится добиться трудовой коллектив.

Организация имеет всегда хотя бы одну общую цель, к до­стижению которой стремятся все члены трудового коллектива. На практике весьма редко встречаются организации, имеющие только одну цель. Организации, имеющие несколько взаимосвя­занных целей, называют сложными организациями. Важно, чтобы намеченные трудовым коллективом цели были реаль­ными и выполнимыми. Процесс претворения целей в жизнь организации представлен на рис. 2.1.7.

 

Рис.2.1.7.Процесс претворения целей в жизнь организации

 

На практике в процессе планирования руководство органи­зацией разрабатывает цели и сообщает их членам организа­ции. Однако этот процесс не имеет односторонней направлен­ности, так как в выработке тактических целей принимают участие все члены трудового коллектива (рис. 2.1.8).

Процедура совместного определения цели является глав­ным мотивом и координирующей силой организации, так как в результате этого каждый член организации знает, к чему он должен стремиться.

Рис.2.1.8.Методика совместного определения целей организации

Структура организации - это логические взаимоот­ношения уровней управления и функциональных облас­тей, построенные в такой форме, которая позволяет наи­более эффективно достичь целей организации.

Задача - это предписанная работа или ее часть (опе­рации, процедуры), которая должна быть выполнена за­ранее установленным способом в заранее оговоренные сроки.

С технологической точки зрения задачи предписываются не работнику, а должности. В соответствии со структурой орга­низации каждой должности предписан ряд задач, которые рас­сматриваются как необходимый вклад в достижение целей организации (рис. 2.1.9).

 

Рис. 2.1.9. Взаимосвязь должностей, структуры и целей

Технологии - это сочетание квалификационных навы­ков, оборудования, инфраструктуры, инструментов и со­ответствующих знаний, необходимых для осуществления желаемых преобразований в материалах, информации и людях.

Задачи и технология тесно взаимосвязаны. Выполнение зада­чи предполагает использование конкретной технологии (рис. 2.1.10).

 

Рис.2.1.10.Взаимосвязь технологии, заданий, структуры и целей

 

 

Люди (трудовые ресурсы). Это пятый и наиболее значи­мый элемент внутренней среды организации. Цели организации достигаются через труд людей. Это значит, что в менеджмен­те все внутренние элементы никогда не рассматриваются изо­лированно друг от друга. Изменения одного из названных эле­ментов будут в определенной мере влиять на все остальное. Взаимосвязь внутренних элементов организации - целей, структуры, задач, технологии и людей - показана на рис. 2.1.11.

 

Рис. 2.1.11. Взаимосвязь внутренних элементов организации

 

Рассмотренные характеристики и понятия относятся к формальной организации. Вместе с тем в практике управления определенную роль играют и неформальные организации.

 

 

ГОРИЗОНТАЛЬНОЕ И ВЕРТИКАЛЬНОЕ РАЗДЕЛЕНИЕ ТРУДА

Горизонтальное разделение труда. Организация труда на научной основе объективно требует соответствующих форм его разделения, главной целью которого является специализа­ция работников на выполнении отдельных видов работ, опера­ций и процедур. Работа распределяется между участниками тру­дового процесса по профессиональному признаку. От того, насколько полно и глубоко учтена квалификация, будет зависеть эффек­тивность труда, личный трудовой вклад исполнителей.

Горизонтальное разделение труда — это качественная и количественная дифференциация и специализация трудовой деятельности. По сути это разделение всей работы на состав­ляющие компоненты, т.е. расчленение общего производствен­ного процесса на частное, непрерывное обособление различ­ных видов трудовой деятельности со специализацией производства и исполнителей.

По горизонтали труд разделяется, как правило, по фун­кциональному, товарно-отраслевому и квалификационному при­знакам.

Функциональное разделение труда находит отражение прежде всего в специализации работников по видам деятель­ности. В данном случае обособляются отдельные функции и выделяются соответствующие работники для их выполнения. Разделение труда по товарно-отраслевому признаку связано со специализацией и ограничением в выполнении кон­кретных трудовых операций и процедур, например специали­зация продавцов на продаже одного какого-либо товара; осу­ществление слесарем ремонта только одного узла сложной машины и т.п.

Квалификационное разделение труда основывается на том, что при определении видов трудовой деятельности исходят из сложности работ и необходимой для их выполнения квалифика­ции. В таком случае не должен нарушаться принцип, согласно которому ни един работник высокой квалификации не должен делать работу, которую может выполнить работник более низкой квали­фикации. Нарушение этого принципа повышает стоимость ра­бот и ведет к расточительству человеческих ресурсов.

Вертикальное разделение труда. Поскольку работа в орга­низации разделяется на составляющие части, кто-то должен координировать работу группы для того, чтобы она была ус­пешной. В данном случае на первый план выступает обособ­ление функции управления, суть которой состоит в целенаправ­ленном координировании и интегрировании деятельности всех элементов организации. Кто-то должен взять на себя обязанности капитана с тем, чтобы определить круг обязанностей подчиненных, планировать, организовывать, координировать и контролировать все структуры и звенья организации. В такой работе всегда присутствуют два момента: интеллектуальный (подготовка и принятие решений) и волевой (проведение их в жизнь).

Наиболее сложным представляется вид трудовой деятель­ности, связанный с проведением в жизнь управленческих ре­шений. Это прежде всего обусловлено большим разнообрази­ем управленческих работ. Чтобы привести их в определенную систему, целесообразно выполнить отдельные функции, кото­рые классифицируются по объектам и направлению управляю­щего воздействия, по этапам выполнения трудового процесса или по другим аспектам.

В укрупненном плане вертикальное разделение труда осу­ществляется по следующим направлениям:

- общее руководство - выработка и проведение в жизнь глав­ных, перспективных направлений деятельности организации;

- технологическое руководство - разработка и внедрение прогрессивных технологий. Это рационализация производственных процессов на основе внедрения современных методов управле­ния, комплексной механизации и автоматизации производства; экономическое руководство - стратегическое и тактическое планирование, анализ экономической деятельности организации, внедрение хозрасчета и обеспечение ее рентабельной работы; оперативное управление - составление и доведение до микро-коллективов и отдельных исполнителей оперативных планов, расстановка исполнителей по рабочим местам, их инструкти­рование, организация систематического контроля за ходом производственного процесса; управление персоналом - подбор, расстановка и развитие трудовых ресурсов организации.

Таким образом, в организации существуют две внутренние формы разделения труда. Первая — это разделение труда на компоненты, составляющие части общей деятельности, т.е. горизонтальное разделение труда. Вторая, называемая верти­кальной, отделяет работу по координированию действий от самих действий. Деятельность по координированию работы других людей и составляет сущность управления.

 

УРОВНИ УПРАВЛЕНИЯ

Несмотря на то что все руководители организации выпол­няют управленческие действия, нельзя сказать, что все они за­нимаются одним и тем же видом трудовой деятельности. От­дельным руководителям приходится затрачивать время на координирование работы других руководителей, которые в свою очередь координируют работу менеджеров более низкого уровня и т.д. до уровня руководителя, который координирует работу неуправленческого персонала - людей, физически производя­щих продукцию или оказывающих услуги. Такое вертикальное развертывание разделения труда и образует уровни управле­ния (рис. 2.4.1).

Рис. 2.4.1. Уровни управления

 

Форма пирамиды показывает, что на каждом последую­щем уровне управления находится меньше людей, чем на пре­дыдущем.

Высший уровень управления организацией может быть представлен председателем Совета директоров (наблюдательным советом), президентом, вице-президентом, правлением. Эта группа управленческих работников обеспечивает интересы и потреб­ности владельцев акций, вырабатывает политику организации и способствует ее практической реализации. В связи с этим в высшем руководстве можно выделить два подуровня: полно­мочное управление и общее руководство.

Руководители среднего уровня управления обеспечива­ют реализацию политики функционирования организации, разработанной высшим руководством, и отвечают за доведение более детальных заданий до подразделений и отделов, а также за их выполнение. Специалисты, входящие в эту группу, имеют, как правило, широкий круг обязанностей и обладают большой свободой принятия решений. Это руководители отделений, ди­ректора предприятий, входящих в состав организации, началь­ники функциональных отделов.

Низший уровень управления представлен младшими на­чальниками. Это руководители, находящиеся непосредственно над рабочими и другими работниками (не руководителями). Это могут быть мастера, бригадиры, контролеры и другие админи­страторы, ответственные за доведение конкретных заданий до непосредственных исполнителей. Соотношение затрат времени на выполнение основных функций менеджмента различается по уровням управления (рис. 2.4.2).

Рис. 2.4.2. Соотношение затрат времени по уровням и функциям управления

 

 

Следует отметить, что на всех уровнях управления руко­водители выполняют не только чисто управленческие, но и исполнительские функции. Однако с повышением уровня руко­водства удельный вес исполнительских функций понижается (расчеты показывают, что на высшем уровне исполнение зани­мает около 10 % общего бюджета времени менеджеров; на среднем - 50; на низшем - около 70 %) (рис. 2.4.3).

Рис. 2.4.3. Классификация затрат времени менеджеров по видам деятельнос­ти и уровням управления

 

 

Такое распределение общего бюджета времени связано с тем, что менеджеры всех трех уровней имеют две области заданий: задания по менеджменту и задания по специальности (рис.2.4.4). Это значит, что руководитель любого уровня управления оп­ределенный процент времени тратит на принятие управлен­ческих решений и определенный - на принятие решений по специальности.

Рис.2.4.4. Распределение рабочего времени по менеджменту и по специальности

 

Как видно из рис. 2.4.4, с повышением уровня управления удельный вес заданий по специальности падает, а по менедж­менту возрастает.

Приведенная классификация уровней имеет самый общий вид. В зависимости от размера и вида организации, ее отрас­левых и территориальных особенностей, других факторов ха­рактеристика состава и функций менеджеров на каждом из трех уровней управления может существенно меняться.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-12-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: