Начало психоаналитического процесса




Д. С. Рождественский

Б&К

Санкт-Петербург 2006

 

 

Д. С. Рождественский

Начало психоаналитического процесса —СПб: Б&К, 2006. —

112 с.

ISBN 5-9827-8029-4

Данное пособие затрагивает проблемы начала и того процесса, которым известен нам как «классический психоанализ», и терапии пролонгированном, и краткосрочной (фокальной), т.к. ведя речь о начале работы с нацистом, cjm.i ли целесообразно рассматривать психоанализ и психоаналитическую ч-рапшо как альтернативные формы. Ведь мы обычно далеко не сразу можем pi-inn 11.,

показана ли в данном случае терапия экспрессивная, или поддержинл;ш,

или психоанализ в классическом варианте.В данном пособие речыюмдп шш.ко об индивидуальной психоаналитической работе со взрослыми нацист;IMM

 

 

Оглавление

Предисловие автора 5

1. Понятие начала психоаналитического процесса 7

2. Первый контакт с потенциальным пациентом 8

3. Предварительное интервью 11

 

3.1. История предварительного интервью: общий обзор 11

3.2. Микаэл Балинт: интерактивное интервью 14

3.3. Отто Кернберг: структурное интервью 18

3.4. Основные принципы современного психоаналитического

интервью 21

3.5. Анализ данных предварительного интервью 31

 

3.5.1. Введение 31

3.5.2. Клиническая оценка 32

3.5.3. Психологическая оценка 39

3.5.4. Социальная оценка 42

3.5.5. Психодинамическая оценка 47

3.5.6. Самооценка терапевта 49

3.6. Отказ от терапии 50

4. Переход от интервью к терапии 53

4.1. Подходы и приоритеты 53

4.2. Выбор целей и методов 57

4.3. Выработка сеттинга и заключение контракта 63

4.4. Формирование терапевтического альянса 73

 

4.4.1. Понятие помогающего и терапевтического альянса.... 73

4.4.2. Атмосфера доверия и безопасности 75

4.4.3. Обучение пациента 77

АЛЛ. Другие технические проблемы 96

4.5. Переход к средней части терапии 105

Литература 107

 

 

Предисловие автора

В названии этой работы я позволил себе вложить в понятие «психоаналитический процесс» обобщающий смысл. Данное пособие затрагивает проблемы начала и того процесса, который известен нам как «классический психоанализ» — с использованием кушетки и высокой частотой сессий, и психоаналитически ориентированной психотерапии в обеих ее основных формах — экспрессивной и поддерживающей; наконец, по критерию длительности — и терапии пролонгированной, и краткосрочной (фокальной). Что позволило мне пойти на такое обобщение?

Прежде всего, несмотря на внешнюю четкость дифференциации понятий «психоанализ» и «психоаналитическая психотерапия», на практике разница между ними нередко оказывается не столь очевидной: более подробно речь об этом пойдет ниже. Кроме того, я предполагаю, что эти методы исследования и коррекции психики все же имеют больше точек соприкосновения и общих черт, нежели различий. Вслед за многими авторами работ по проблемам психоанализа, ссылки на которые будут здесь приведены, я исхожу из того, что оба они преследуют одну цель: понимание природы конфликтов пациента, дезадаптивного стиля его поведения и последствий раннего патогенного опыта в зрелой жизни. В обоих случаях объектом рассмотрения делается влияние прошлого на настоящее, целью — понимание функционирования защит и транс-ферных реакций, техническими средствами — терапевтический альянс, свободная ассоциация, интерпретация.

Второе соображение состоит в следующем. Ведя речь о начале работы с пациентом, едва ли целесообразно рассматривать психоанализ и психоаналитическую терапию как альтернативные формы. Приступая к этой работе, мы обычно далеко не сразу можем решить, показана ли в данном случае терапия экспрессивная, или поддерживающая, или психоанализ в классическом варианте. Строго говоря, когда терапевт окончательно определяется в данном вопросе, можно считать, что лечение совершает переход от начальной фазы к средней.

Таковы основания, на которых я предпочитаю говорить все же о начале психоаналитического «процесса». Понятия «анализ» и «терапия», «аналитик» и «терапевт» в этом тексте будут взаимозаменяемыми, каковыми они являются в текстах и Кернберга, и Купера, и большинства упоминаемых мною ниже авторов - за исключением случаев, когда разницу между психоанализом и психоаналитическойй терапией надо будет специально подчеркнуть.

Еще один немаловажный момент и рамках предисловия. Описание-методики и техники начала психоаналитически! о процесса являетсядо-вольно непростой задачей, поскольку мы неичоомю стаикиваемсяс необходимостью обобщений и другого рода. Существует значительное количество техник и подходов, основанных на разных представлениях о терапевтических правилах, приоритетах, факторах влияния и т. и. Еще более широк диапазон личностных особенностей тех, кто обращается за помощью, и, конечно, начало терапии с обсессивно-фобическим пациентом будет мало напоминать начало работы с социопатом пограничного уровня. В этих условиях мне придется уделить большую часть внимания лишь общим принципам таких процедур, как предварительное интервью, выработка сеттинга, заключение контракта и т. д.

Напоследок замечу, что здесь и далее речь пойдет только об индивидуальной психоаналитической работе со взрослыми пациентами. Я не рассматриваю такие виды аналитической терапии, как групповая, семейная, а также терапия детей и подростков. Кроме того, я не стану касаться проблем дидактического (учебного) анализа будущих специалистов — процесса со своей спецификой, о которой следует говорить отдельно, за рамками данного пособия.

 

 

1. Понятие начала психоаналитического процесса

В процессе психоанализа и психоаналитической психотерапии традиционно выделяют три этапа: начало, среднюю часть и окончание. Границы между этими понятиями носят весьма размытый характер — как и границы между самими этапами. Нет двух следующих одна за другой сессий, о которых можно было бы сказать, что первая из них — последняя в начальной фазе, а вторая — первая в средней. Тем не менее достаточно ясное описание «начала» мы можем найти, например, в руководстве «Психодинамическая психотерапия» (19:34-47). Следуя за определением, данным его авторами, мы будем понимать под началом психоаналитического процесса этап, завершающийся (в благоприятных случаях) формированием терапевтического альянса — установлением более или менее стабильных отношений сотрудничества между пациентом и терапевтом. Он включает следующие компоненты: первый контакт, предварительное интервью, выбор целей и техник работы, выработку сеттинга, заключение терапевтического контракта и обучение пациента.

Начало психоаналитического процесса — стадия, важность корректного проведения которой трудно переоценить: именно от него зависит будущий успех терапии. Опыт моей собственной практики и практики моих коллег демонстрирует, что большинство терапевтических неудач, возникающих на разных стадиях работы, прямо или косвенно связано с ошибками и просчетами терапевта, допущенными еще на первых консультациях: поспешно поставленным диагнозом, неверно выбранным стилем отношений и т. д. Именно начало процесса, как правило, требует от терапевта наиболее тонкого и грамотного использования знаний и навыков — так же, как от пилота они требуются в большей степени не на самой воздушной трассе, а при взлете и наборе высоты.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: