Коррекция фонетико-фонематического недоразвития у детей дошкольного возраста




ГЛАВА 14. ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ С ФОНЕТИКО ФОНЕМАТИЧЕСКИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Фонетико-фонематическое недоразвитие — нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем

К этой категории относятся дети с нормальным слухом и интеллектом. С развитием логопедической науки и практики, физио­логии и психологии речи (Р. М. Боскис, Р. Е. Левина, А. Р. Лурия, Ф. A. Pay, Е. Ф. Pay, М. Е. Хватцев, Л. Ф. Чи-стович, Н. X. Швачкин) стало очевидным, что в случаях на­рушения артикуляторной интерпретации слышимого зву­ка может в разной степени ухудшаться и его восприятие. Р. Е. Левина и В. К. Орфинская на основе психологическо­го изучения речи детей пришли к выводу о важнейшем зна­чении фонематического восприятия для полноценного ус­воения звуковой стороны речи. Было установлено, что у детей с сочетанием нарушения произношения и восприятия фонем отмечается незаконченность процессов формирова­ния артикулирования и восприятия звуков, отличающихся тонкими акустико-артикуляционными признаками.

Состояние фонематического развития детей влияет на овладение звуковым анализом.

Вторичное недоразвитие фонематического восприятия наблюдается и при нарушениях речевых кинестезии, име­ющих место при анатомических и двигательных дефектах органов речи. В этих случаях нарушается нормальное слухоп-роизносительное взаимодействие, которое является одним из важнейших механизмов развития произношения. Имеет зна­чение и низкая познавательная активность ребенка в период формирования речи, ослабленное произвольное внимание.

При первичном нарушении фонематического восприятия предпосылки к овладению звуковым анализом и уровень сформированности навыков звукового анализа ниже, чем при вторичном.

Наиболее распространенной формой нарушения являет­ся искаженное произнесение звуков, при котором сохраня­ется некоторая сходность звучания с нормативным звуком. Обычно при этом восприятие на слух и дифференциация с близкими звуками не страдает.

Такая форма нарушения, как отсутствие звука или заме­на близким по артикуляции, создает условия для смеше­ния соответствующих фонем и осложнений при овладении грамотой.

При смешении близких звуков у ребенка формируется артикуляция, но процесс фонемообразования еще не закон­чен. В таких случаях затрудняется различение близких зву­ков из нескольких фонетических групп, происходит смеше­ние соответствующих букв.

В фонетико-фонематическом развитии детей выяв­ляется несколько состояний:

• недостаточное различение и затруднение в анализе только нарушенных в произношении звуков. Весь ос­тальной звуковой состав слова и слоговая структура
анализируются правильно. Это наиболее легкая сте­пень фонетико-фонематического недоразвития;

• недостаточное различение большого количества звуков из нескольких фонетических групп при достаточно сформированной их артикуляции в устной речи. В этих случаях звуковой анализ нарушается более грубо;

• при глубоком фонематическом недоразвитии ребенок «не слышит» звуков в слове, не различает отношения между звуковыми элементами, неспособен выделить
их из состава слова и определить последовательность.

Таким образом, недостатки звукопроизношения могут быть сведены к следующим характерным проявлениям:

• замена звуков более простыми по артикуляции, напри­мер: звуки с и ш заменяются звуком ф;

• наличие диффузной артикуляции звуков, заменяющей целую группу звуков;

• нестабильное использование звуков в различных формах речи;

• искаженное произношение одного или нескольких звуков.

Произносительные ошибки необходимо оценивать с точ­ки зрения их значимости для речевой коммуникации.

Одни из них затрагивают лишь образование оттенков фонем и не нарушают смысла высказывания, другие ве­дут к смешению фонем, их неразличению. Последние яв­ляются более грубыми, так как нарушают смысл выска­зывания.

При наличии большого количества дефектных звуков, как правило, нарушается произношение многосложных слов со стечением согласных («качиха» вместо ткачиха). Подоб­ные отклонения в собственной речи детей также указывают на недостаточную сформированность фонематического вос­приятия.

Низкий уровень собственно фонематического воспри­ятия с наибольшей отчетливостью выражается в сле­дующем:

• нечеткое различение на слух фонем в собственной и чужой речи (в первую очередь глухих — звонких, сви­стящих — шипящих, твердых — мягких, шипящих — свистящих — аффрикат и т. п.);

• неподготовленность к элементарным формам звуково­го анализа и синтеза;

• затруднение при анализе звукового состава речи.

У детей с фонетико-фонематическим недоразвитием не­редко имеется определенная зависимость между уровнем фонематического восприятия и количеством дефектных зву­ков, т. е. чем большее количество звуков не сформировано, тем ниже фонематическое восприятие. Однако не всегда имеется точное соответствие между произношением и вос­приятием звуков.

После обследования детей с фонетико-фонематичес­ким недоразвитием необходимо следующее:

• сгруппировать дефектные звуки по степени участия органов артикуляции и вычленить нарушения: звуков раннего онтогенеза (м, п, б, т', г, х, с') и среднего
онтогенеза (ы, твердые, мягкие, л', озвончение всех согласных);

• выделить смешиваемые звуки и звуки-субституты, встречающиеся и при нормальном речевом развитии (на определенном возрастном этапе);

• вычленить искаженные звуки за счет неправильного уклада органов артикуляции (р горловое и пр.);

• вычленить звуки, имеющие постоянные субституты, из числа более простых по артикуляции.

При анализе результатов обследования фонематичес­кого восприятия логопеду следует обратить внимание на некоторые аспекты.

• Соответствует ли нечеткое восприятие звуков их не­ правильной артикуляции (или отсутствию правильной артикуляции)?

• Выявляется ли большое количество нечетко воспринимаемых звуков при незначительном количестве не­ правильно произносимых?

• В каких условиях проявляется фонематическое недо­развитие (нерегулярно; в сложных фонетических по­зициях, при восприятии слов-паронимов)?

• Каков характер специфических ошибок в письме (у школьников)? Как они соотносятся с состоянием фо­нематического восприятия?

На материале речевых высказываний проводится оцен­ка сформированности звукослоговой структуры речи и лексико-грамматического развития детей.

Логопедическая помощь этой категории детей дошколь­ного возраста осуществляется в специальных садах, в поли­клинике, а школьного — на логопедических пунктах.

Коррекция фонетико-фонематического недоразвития у детей дошкольного возраста

Преодоление фонетико-фонематического недоразвития достигается путем целенаправленной логопедической рабо­ты по коррекции звуковой стороны речи и фонематическо­го недоразвития.

Система обучения и воспитания детей дошкольного воз­раста с фонетико-фонематическим недоразвитием включа­ет коррекцию речевого дефекта и подготовку к полноцен­ному обучению грамоте (Г. А. Каше, Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина, позднее Т. В. Волосовец, Т. В. Туманова).

Дети, поступающие в группы с фонетико-фонематичес­ким недоразвитием, должны усвоить объем основных зна­ний, умений и навыков, который необходим для успешного обучения в общеобразовательной школе.

Предусмотрены специальные разделы по формированию произношения и обучению грамоте.

Логопедическая работа включает формирование произ­носительных навыков, развитие фонематического восприя­тия и навыков звукового анализа и синтеза.

Коррекционное обучение предусматривает также опре­деленный круг знаний об окружающем и соответствующий объем словаря, речевых умений и навыков, которые долж­ны быть усвоены детьми на данном возрастном этапе.

На материале правильного произношения звуков осу­ществляется следующее:

• развитие внимания к морфологическому составу слов и изменению слов и их сочетаний в предложении;

• воспитание у детей умения правильно составлять про­стые распространенные и сложные предложения, упот­реблять разные конструкции предложений в связной
речи;

• развитие связной речи, работа над рассказом, пере­сказом с постановкой какой-либо коррекционной за­дачи;

• развитие словаря детей путем привлечения внимания к способам словообразования, к эмоционально-оценоч­ному значению слов;

• развитие произвольного внимания и памяти.

Осуществляя коррекционное обучение детей с фонетико-фонематическим недоразвитием, логопед учитывает зако­номерности процесса овладения звуковой стороной речи в норме, которые складываются путем постепенно вырабаты­вающейся дифференцировки в сфере различения характер­ных признаков.

Сложное взаимодействие функций, участвующих в фор­мировании фонематических представлений, требует расчле­ненного поэтапного формирования как полноценного артикулирования звуков, так и их рецепции.

Фронтальные занятия по уточнению артикуляции, по развитию фонематического восприятия и по подготовке де­тей к анализу и синтезу звукового состава слова обязатель­но проводятся на звуках, правильно произносимых всеми детьми. Затем в определенной последовательности включа­ются поставленные к этому времени звуки.

Дифференциации звуков на всех этапах обучения уделя­ется большое внимание. Каждый звук, после того как дос­тигнуто его правильное произношение, сравнивается на слух со всеми артикуляционно или акустически близкими зву­ками (I этап дифференциации). Позднее, после усвоения ар­тикуляции второго из пары взаимозаменяющихся в речи звуков, дифференциация производится не только на слух, но и в произношении (II этап дифференциации).

Такая последовательность работы позволяет очень рано включать упражнения в различении звуков, что способству­ет спонтанному появлению в речи детей новых звуков и зна­чительно облегчает II этап работы над дифференциацией. Благодаря развившемуся слуховому контролю он заверша­ется значительно быстрее.

На основании уточненных произносительных навыков осуществляются наиболее простые формы фонематичес­кого восприятия, т. е. умение услышать заданный звук (в ряду других звуков); определить наличие данного зву­ка в слове. Постановка звуков осуществляется при максимальном использовании всех анализаторов.

Внимание детей обращается на основные элементы арти­куляции звуков в период первоначальной постановки, кото­рая является лишь одним из этапов изучения нового звука. Частные приемы коррекции определяются и детализируются в зависимости от состояния строения и функции артику­ляционного аппарата. При закреплении артикуляции последовательность позиции звука от наиболее благоприятной для произнесения к наименее благоприятной, от легкой к труд­ной устанавливается логопедом с учетом особенностей арти­куляционной базы родного языка.

Учитывается следующее

• для первоначальной постановки отбираются звуки принадлежащие к различным фонетическим группам;

• звуки, смешиваемые в речи детей, поэтапно отрабатываются отсроченно во времени;

• окончательное закрепление изученных звуков достигается в процессе дифференциации всех близких звуков.

Материал для закрепления правильного произношение звуков подбирается таким образом, чтобы он одновременно способствовал расширению и уточнению словаря, грамма­тически правильной речи, умению правильно строить предложения и связную речь.

С самого начала обучения необходимо опираться на осознанный анализ и синтез звукового состава слова. Умение выделять звуки из состава слова играет большую роль восполнении пробелов фонематического развития.

Упражнения в звуковом анализе и синтезе, опирающиеся на четкие кинестетические ощущения, способствуют осознан­ному звучанию речи, что является базой для подготовки кобучению грамоте. С другой стороны, навыки звукобуквенного анализа, сравнение, сопоставление сходных и различных признаков звуков и букв, упражнения по анализу, синтезу способствуют закреплению навыков произношения и усвоению сознательного чтения и письма.

В системе обучения предусмотрено определенное соответ­ствие между изучаемыми звуками и теми или иными фор­мами анализа. В определенной последовательности проводятся упражнения, подготавливающие детей к обучению грамоте — вначале это выделение из слов отдельных зву­ков, затем анализ и синтез простейших односложных слов. И лишь позднее дети овладевают навыком звукослогового анализа и синтеза двух-трехсложных слов. Навыки речезвукового анализа и синтеза совершенствуются в процессе дальнейшего изучения звуков и обучения грамоте.

Работа начинается с уточнения артикуляции звуков у, а, и. Эти же звуки используются для наиболее легкой формы анализа — выделения первого гласного звука из начала слов. Детям дается первое представление о том, что звуки могут быть расположены в определенной последовательности. Чет­ко артикулируя, они произносят указанные звуки, напри­мер, о, у или и, у, а, а затем определяют количество их и последовательность.

Далее осуществляется анализ и синтез обратного слога типа an, ym, ок. Дети учатся выделять последний соглас­ный из конца слова (кот, мак).

Затем они приступают к выделению начальных соглас­ных и ударных гласных из положения после согласных (дом, танк).

После указанных упражнений дети легко овладевают анализом и синтезом прямого слога типа са.

Далее основной единицей изучения становится не отдель­ный звук в составе слова, а целое слово. Дети учатся делить слова на слоги. В качестве зрительной опоры используется схема, в которой длинной чертой или полоской бумаги обо­значаются слова, короткими — слоги. Составляются из по­лосок (или записываются) схемы односложных, двусложных и трехсложных слов. Проводятся разнообразные упражне­ния для закрепления навыка деления слов на слоги.

Затем дети овладевают полным звукослоговым анализом односложных трехзвуковых (типа мак) и двухсложных (типа зубы) слов, составляют соответствующие схемы, в ко­торых обозначаются не только слова и слоги, но и звуки. Постепенно осуществляется переход к полному анализу и синтезу слов без помощи схемы.

Дальнейшее усложнение материала предусматривает ана­лиз слов со стечением согласных в составе слога (стол, шкаф); двухсложных с одним закрытым слогом (кошка, га­мак, клубок), некоторых трехсложных (канава), произно­шение которых не расходится с написанием. Вводятся уп­ражнения в преобразовании слов путем замены отдельных звуков (лук — сук, мак — рак).

За это же время практически усваиваются термины: слог, предложение, согласные звуки, звонкие, глухие, твердые, мягкие звуки.

Наряду с закреплением всех полученных навыков ребен­ка необходимо познакомить с буквами, научить объединять буквы в слоги и слова, охватывать взглядом одновременно две буквы, уяснять значение прочитанного.

Основным приемом при овладении чтением слова явля­ется чтение по следам анализа. При этом слог или слово после предварительного анализа складывается из букв раз­резной азбуки, а затем, непосредственно за расположением слов на слоги и звуки, следует обратный процесс — соеди­нение звуков в слоги и чтение слов по слогам. С самых пер­вых упражнений в чтении надо стремиться к тому, чтобы ребенок читал слово по слогам. Постепенно у детей воспи­тывается навык одновременного восприятия двух, а позднее трех букв.

Необходимо следить за тем, чтобы дети понимали каж­дое прочитанное слово, а позднее — предложение. Для чте­ния используются буквы разрезной азбуки, слоговые таб­лицы, слоги и слова.

Обучение чтению тесно связано с обучением письму. Дети печатают или складывают после устного анализа, а позднее самостоятельно слова, затем их читают.

Большое внимание уделяется всевозможным преобразо­ваниям слов, например: каша — кашка — кошка — мошка. Внимание детей обращается на то, что изменение только од­ного звука в слове достаточно для образования нового слова.

К концу обучения дети должны овладеть сознательным послоговым чтением, уметь читать не только слова, но и про­стые предложения и тексты.

К моменту поступления в школу дети, прошедшие курс специального обучения, подготавливаются к усвоению про­граммы общеобразовательной школы. Они умеют различать и дифференцировать на слух и в произношении все фонемы родного языка, осознанно контролировать звучание соб­ственной и чужой речи, последовательно выделять звуки из состава слова, самостоятельно определять звуковые его эле­менты. Дети учатся распределять внимание между различ­ными звуковыми элементами, удерживать в памяти поря­док звуков и их позицию в слове, что является решающим фактором в предупреждении нарушений письма и чтения.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: