Инструкция № 3
По охране труда для проводников-электромонтеров почтовых вагонов НА ЛИНИИ
Общие требования безопасности
1.1. Настоящая инструкция определяет безопасные методы и приемы работ, а также технические и организационные мероприятия, обеспечивающие безопасность труда проводников-электромонтеров почтовых вагонов.
1.2. В процессе работы на проводника-электромонтера могут воздействовать следующие опасные и вредные производственные факторы:
1.2.1. повышенное значение напряжения в электрической цепи, замыкание которой может произойти через тело человека;
1.2.2. движущиеся вагоны, локомотивы, механизмы;
1.2.3. элементы и выступающие части подвижного состава;
1.2.4. работа на высоте, в условиях повышенного риска;
1.2.5. повышенная температура поверхности оборудования (открытое пламя, искры при топке котла);
1.2.6. неблагоприятные микроклиматические условия (в вагоне);
1.2.7. неблагоприятные метеорологические условия при выполнении наружных работ (вне вагона);
1.2.8. повышенные уровни шума, вибрации;
1.2.9. недостаточные уровни освещенности;
1.2.10. нервно-психические перегрузки.
1.3. К работе в должности проводника-электромонтера допускаются лица:
1.3.1. не моложе 18 лет;
1.3.2. не имеющие медицинских противопоказаний по результатам медицинского освидетельствования при поступлении на работу и периодического их прохождения;
1.3.3. прошедшие обучение безопасным приемам работы, после инструктажа на рабочем месте, прохождения стажировки и сдачи экзамена квалификационной комиссии по соответствующим разделам Правил по охране труда на предприятиях почтовой связи, Правил перевозки почты и эксплуатации почтовых вагонов на железных дорогах России, Правил безопасности для работников железнодорожного транспорта на электрифи-цированных линиях, Инструкции по сигнализации на железных дорогах России, Инструкции по санитарному содержанию предприятий связи, обученные приемам оказания первой доврачебной помощи пострадавшему, обученные правильному применению средств пожаротушения, снабженные соответствующей инструкцией по охране труда.
Знающие устройство почтового вагона и его основных узлов, внутреннее оборудование вагона, устройство и оперативные схемы электрооборудования вагона, неисправности, при которых вагоны не должны включаться в состав поезда, прошедшие обучение и проверку знаний в соответствии с Межотраслевыми правилами по охране труда (правила безопасности) при эксплуатации электроустановок, Правилами эксплуатации электроустановок потребителей, Правилами пользования электрической энергией, Правилами устройства электроустановок, с присвоением квалификационной группы по электробезопасности не ниже III,
1.4. При обмене почты с использованием контейнеров проводник-электромонтер должен иметь удостоверение на право управления кранами.
1.5. Проводник-электромонтер обязан:
1.5.1. соблюдать нормы, правила и инструкции по охране труда и другие нормативные правовые акты, связанные с его профессиональной деятельностью;
1.5.2. правильно применять выдаваемые ему индивидуальные средства защиты:
- костюм хлопчатобумажный или халат хлопчатобумажный;
- рукавицы комбинированные;
при обслуживании цельнометаллических вагонов дополнительно:
- галоши диэлектрические (дежурные);
- перчатки диэлектрические (дежурные);
зимой дополнительно:
- куртка на утепляющей прокладке (по поясам);
- брюки на утепляющей прокладке (по поясам);
1.5.3. следить за подаваемыми сигналами, обеспечивающими безопасность, а также орга-низацию движения поезда и маневровой работы;
1.5.4. знать правила оказания первой доврачебной помощи пострадавшим от электрического тока и других несчастных случаях;
1.5.5. немедленно сообщить своему непосредственному руководителю о любом несчастном случае, происшедшем на производстве, и оказать первую доврачебную помощь пострадав-шим.
1.6. Соблюдать правила пожарной безопасности.
1.7. За нарушение требований настоящей инструкции и иных нормативных актов по охране труда работники привлекаются к дисциплинарной, а в соответствующих случаях - к мате-риальной и уголовной ответственности в порядке, установленном законодательством РФ и республик в составе РФ.
Требования безопасности перед началом работы
2.1. Проводник-электромонтер перед приемкой почтового вагона обязан получить в цехе технического обслуживания почтовых вагонов сведения о местонахождении вагона и о пути безопасного следования к нему.
2.2. При следовании к почтовому вагону проводник-электромонтер должен быть внимательным к движению на железнодорожных путях, идти по пешеходным дорожкам, по междупутью или обочине железнодорожного полотна, прислушиваться к сигналам локомотивов и сообщениям по средствам связи, переходить железнодорожные пути в установленных местах, а при их отсутствии - только под прямым углом к путям. Особую осторожность следует соблюдать в темное время суток, при плохой видимости и слышимости, при снегопаде и гололеде.
2.3. При переходе железнодорожных путей запрещается наступать на головки рельсов, стрелочные переводы, перебегать пути перед приближающимся локомотивом, подлезать под вагоны и проходить между близко стоящими вагонами.
2.4. При приемке почтового вагона проводник-электромонтер должен проверить исправность оборудования вагона, топки, ручного тормоза, дверей, дверных запоров, фиксаторов, СКНБ, систему контроля утечки на корпус вагона (+) и (-), электроустановок, освещения, вентиляции, наличие и комплектацию средств сигнализации, индивидуальной защиты, пожаротушения, инструмента, инвентаря, санитарное состояние помещений вагона, запасов воды и топлива.
2.5. Инструмент и средства индивидуальной защиты (СИЗ) следует применять в соответствии с их назначением - постоянно или по необходимости.
2.6. При запахе дыма или гари в вагоне необходимо выяснить причину и принять меры к его устранению.
2.7. Обнаруженные в вагоне недостатки и неисправности следует устранить до отправления в рейс.