Установите порядок разработки СОПов




Как разработать СОП по СОПам. Инструкция для главврача

Артем ЭМАНУЭЛЬ
начальник сектора мониторинга и управления системами менеджмента качества, эксперт по сертификации систем менеджмента качества ГБУ «НИИ ОЗММ ДЗМ», к. т. н.
Олег КУЛИКОВ
гл. специалист ФГБУ «ЦМИКЭЭ» Росздравнадзора, руководитель Центра компетенций в области качества и бе­зопасности медицинской деятельности ЧОБ ДПО «Академия медицинского образования имени Ф.И. Иноземцева», к. м. н.
Елена АВЕРЬЯНОВА
главный специалист сектора мониторинга и управления системами менеджмента качества ГБУ «НИИ ОЗММ ДЗМ»
Георгий ИВАНОВ
главный врач ФГБУ «КДЦ с поликлиникой» Управления делами Президента, к. м. н.
Анна КАЛЕНСКАЯ
руководитель группы обеспечения качества КДЛ ФБУН «ЦНИИ Эпидемиологии» Роспотребнадзора

ВАЖНОЕ В СТАТЬЕ

1. Пропишите в приказе о стандартизации порядок разработки СОПов.

2. Определите правила оформления и структуру.

3. Установите регламент актуализации СОПов и порядок обучения по ним.

 


Главврач не должен тратить время на разработку стандартных операционных процедур (СОПов). Его задача — предоставить сотрудникам условия, обеспечить ресурсы и управлять процессами. Поможет приказ о стандартизации в медорганизации, так называемый СОП по СОПам. Читайте, что в нем прописать и как организовать работу подчиненных.

Пропишите виды документов

В приказе о стандартизации пропишите виды документов, которые регулируют работу. В обычной практике СМК выделяют два основных типа: регламенты процессов и СОПы.

Регламенты процессов. В них указывают, в каком порядке выполнять работы и кто вправе ими заниматься. Это нужно, чтобы детально описать порядок работы персонала и взаимодействия. Пример — регламент сортировки пациента, правила взаимодействия приемного отделения с другими отделениями медорганизации.

СОПы. Их используют для контроля и стандартизации знаний и навыков персонала. В конце каждого СОПа должен быть контрольный перечень вопросов и тестовых заданий. По ним проводят аттестацию, контролируют знание СОПов и умение работать по ним. Эту систему оценки применяют, когда принимают новых сотрудников, и используют как элемент ежегодной системы оценки квалификации персонала.

СОПы также устанавливают особенности поведения сотрудников. Например, регламентируют этический кодекс организации, порядок телефонного общения с пациентами, устанавливают речевые модули регистратора.

В СОПах и регламентах процессов могут быть прописаны жесткие требования к результатам. Это хорошо работает, если сам процесс контролировать сложно. Классический пример — взятие биоматериала. Через индикаторы качества — индекс гемолиза и сгустки — можно контролировать качество труда медсестры.

Установите порядок разработки СОПов

В приказе о стандартизации можно прописать следующий порядок разработки СОПа. Сначала персонал анализирует, как операционную процедуру выполняют на текущий момент. Организует видеозапись, хронометраж рабочего времени, фотографию рабочего дня. Затем сравнивает результаты с тем, чего требуют нормативные документы и рекомендации.

Важно

СОП может быть полезным способом управления, но может и помешать, если излишне бюрократизирует систему. Задача главврача — найти баланс для своей медорганизации

 

По итогам разрабатывает СОП с учетом требований закона и реалий медорганизации. На какие документы ориентироваться, смотрите в приложении.

Есть два подхода: взять шаблонный СОП из интернета либо писать самостоятельно. Первый самый простой и быстрый. Но шаблонный СОП сотрудники обычно не дорабатывают. Он остается шаблоном и не учитывает реалии конкретной медорганизации.

Создавать СОП с нуля трудозатратно и долго. Но результаты лучше: сотрудники пропускают процессы через себя, документы становятся привычными и родными. Кроме того, само создание СОПа работает как инструмент повышения квалификации.

Используйте оба подхода. Полезно изучить варианты СОПов у коллег в других медицинских учреждениях, но переработать их под свои реалии. Учитывайте штатное расписание, квалификацию персонала, потоки пациентов.

Распределение ответственности по СОПированию работ

Персонал Что делает
Наиболее квалифицированный сотрудник отделения Пишет СОПы
Руководитель рабочей группы, направления или отдела Планирует СОПы, выделяет ресурсы и время, проверяет и согласовывает СОП, составляет перечень СОПов под каждую должность
Кадровая служба Оформляет СОПы как приложение к должностным инструкциям
Эксперты Выполняют детальную экспертизу содержания СОПов
Делопроизводители и старшие медсестры Оформляют и распределяют СОПы, контролируют сроки актуализации
Отдел качества Организует внутренние аудиты, выявляет риски, планирует корректирующие действия

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: