Система жизнеобеспечения биологической и производственной систем




Красноярский технологический техникум пищевой промышленности

Специальность «Коммерция

(по отраслям)»

РЕФЕРАТ

По

«Системы обеспечения конкурентоспособности»

Выполнила:

Студентка группы К16-11

Проверила:

Раицкая Вера Федоровна

Красноярск 2016г.

Общая характеристика конкурентоспособности

Система обеспечения конкурентоспособности (СОК) - это совокупность объектов и субъектов оценки конкурентоспособности, задействованных по определенным принципам (правилам) в целях повышения конкурентоспособности.

Успешная предпринимательская деятельность, проявляющаяся для организации в получении прибыли, а для потребителей - в повышенном спросе на товар (услугу), предложенный организацией, зависит от эффективности сформированной и действующей СОК.

Система обеспечения конкурентоспособности - это практически система жизнеобеспечения. Здесь уместна аналогия системы борьбы за выживание живого организма и организации, производящей товары или услуги.

Сравнение биологической и производственной систем методом аналогий представлено в табл. 39 [23].

Сравнение приведенных систем показывает, что цели, важнейшие задачи и условия их жизнеобеспечения совпадают. Только стратегия деятельности у животных закладывается природой и реализуется на уровне инстинктов. Поэтому логично на основе анализа систем обеспечения их деятельности строить и усовершенствовать модели жизнеобеспечения неживого (материального или интеллектуального) производства.

Таблица 39

Система жизнеобеспечения биологической и производственной систем

Живой организм Производитель
Цели
Вырасти и выжить Продолжить род Сохраниться во времени, т.е. продолжать производство в течение длительного срока
Важнейшие задачи (у животных на уровне инстинктов)
Самоутверждение в жизни, стремление быть сильнее себе подобных Оперативная и эволюционная реакция на изменение среды обитания для выживания Гибкость системы жизнеобеспечения производителя: оперативная реакция на изменения в снабжении, сбыте, при появлении новых конкурентов и пр. Стабилизация и расширение рынка сбыта, победа в конкурентной борьбе
Важнейшие условия выживания
Быть сильнее, хитрее, умнее себе подобных Уметь сохранять силы для экстремальных ситуаций Быстро приспосабливаться к изменениям среды обитания Не тратить лишних усилий в достижении целей Обеспечить лучшее, чем у конкурентов, качество продукции при меньших затратах Иметь оперативный резерв в повышении производительности (в увеличении объема производства) Иметь гибкую технологию и возможность оперативного перехода на выпуск новой продукции Обеспечить экономичность производства

Обеспечение конкурентоспособности продукции - это прежде всего управление двумя ее слагаемыми: качеством и стоимостью, т.е. это деятельность, направленная на достижение оптимальной пропорции качества и цены. Решения по улучшению качества, увеличивающие затраты настолько, что продукция теряет конкурентоспособность, так же неприемлемы, как решения о снижении затрат за счет ухудшения качества.

Система СОК многоаспектна. Так, по данным американских экспертов, причины коммерческих неудач товаров рыночной новизны распределяются следующим образом: 32% - неверная оценка требований рынка; 23% - техническое несовершенство изделий; 8% - противодействие конкурентов; 10% - несвоевременное начало продажи; 14% - слишком высокая цена; 13% - неправильная политика сбыта. Устранение этих несоответствий возможно с помощью методов, применяемых в различных отраслях знаний.

В проблеме построения СОК можно выделить три главных аспекта: технический, экономический и организационный.

Технический аспект - это комплекс задач и методов их решения, направленный на совершенствование производства продукции, улучшение потребительских свойств в целях улучшения ее качества. Механизм обеспечения качества с помощью методов технических дисциплин рассматривается в товароведении, технологических и ряде других инженерных наук.

Экономический аспект - это комплекс задач и методов их решения, направленных на обеспечение безубыточного и прибыльного производства, формирование оптимальной цены продукции, продвижение ее на рынок. Решение этих задач является предметом таких дисциплин, как отраслевые экономики, цены и тарифы, финансовый менеджмент, маркетинг.

Организационный аспект - это комплекс задач и методов, направленных на повышение качества управления всеми процессами деятельности организации. Эти вопросы изучаются в таких дисциплинах, как менеджмент качества, стратегический и инновационный менеджмент, менеджмент персонала.

Специалисты, совершенствуя СОК, стремятся унифицировать, а затем стандартизировать процессы улучшения качества и конкурентоспособности продукции. Поскольку методы повышения качества управленческих процессов можно распространить на любую продукцию и стадии ее жизненного цикла, то стали разрабатываться национальные стандарты на системы качества. В связи с глобализацией мировой экономики появилась необходимость в создании международных стандартов - ИСО 9000, ИСО 14 ООО, SA 8000. В стандартах ИСО 9000, посвященных менеджменту качества, стандартизирована деятельность по управлению главным критерием конкурентоспособности - качеством. В перспективе управление качеством и ценой станет возможным в рамках интегрированной системы, которая объединяет менеджмент качества, менеджмент окружающей среды, менеджмент профессиональной безопасности и здоровья, финансовый менеджмент и др. По существу речь идет о системе управления бизнесом.

Один из вариантов универсальной модели менеджмента бизнеса был предложен бывшим президентом Европейской организации по качеству Т. Конти и описан в работе [91] (рис. 40). Компания, ее заказчики, акционеры представлены в данном случае как различные подсистемы. Их отношения выражены в виде концентрических окружностей вокруг одного центра.

Рис. 40. Компания как система создания продуктов, удовлетворяющих нужды потребителей (заинтересованных сторон)

Внутренний круг представляет собой систему фирмы, состоящую из отдельных подсистем: управленческой, развития и управления персоналом; внешних отношений и охраны окружающей среды; создания продукции и заботы о клиентах; финансовой.

Средний круг включает продукцию указанных подсистем.

Наружный круг показывает фундаментальные цели фирмы: достижение цели бизнеса; высокий уровень удовлетворения нужд клиента, взаимовыгодные отношения с деловыми партнерами. Часть кольца подразделена на четыре сектора, представляющих различных заинтересованных лиц: акционеров, служащих, общество, деловых партнеров.

В основе системы фирмы находятся внутренние стандарты. Сердцевиной системы, по мнению Т. Конти, являются стандарты по инновационному менеджменту. В этой зоне находятся наиболее ценные нематериальные активы организации, в ней главным образом создаются конкурентные преимущества, отличающие ее от других компаний.

Создаваемая сейчас модель интегрированной системы менеджмента бизнеса и конкурентоспособности отличается множеством подсистем, а поэтому включает огромное число управленческих элементов. Достаточно указать на данные американских ученых, касающиеся отдельных аспектов управления конкурентоспособностью: 1) если суммировать все элементы работы организаций, относящихся к вопросам взаимоотношений с потребителями, то их число приблизится к 500; 2) опросы, проведенные в 73 компаниях, выявили 127 факторов, способных повлиять на ценообразование.

Выше рассматривалась система обеспечения конкурентоспособности субъектов рынка - компаний с позиции специалистов по менеджменту качества. Большой интерес представляет анализ системы "глазами маркетолога" [49]. Конкурентоспособность определяется тремя блоками: финансы, менеджмент и маркетинг (рис. 40). Решающую роль играет блок финансов. Компания с лучшими финансами, но худшим менеджментом и маркетингом всегда обыгрывает компанию, в которой великолепный менеджмент, лучший маркетинг, но меньше финансов. Основной аргумент: сегодня легко копируется любое управленческое и маркетинговое решение в срок от трех до шести месяцев исходя из практики США, Европы и самой России.

Основная точка отсчета в финансовом блоке - это инвестиции. Прежде всего нужны дешевые и долгосрочные ("длинные") кредиты, т.е. кредиты не более 10% годовых на срок от пяти лет и выше. В настоящее время такие кредиты, к сожалению, в 90% случаях недоступны ни одному российскому предпринимателю. Кредиты, выдаваемые на срок менее пяти лет, неэффективны, так как компания не успевает запустить в производство инновационный проект или построить завод, наладить дистрибуцию, практически ничего нельзя сделать для развития продаж и возврата инвестиций.

Учитывая, что сегодня емкость основных рынков массовых товаров составляет в среднем 2-4 млрд долл. в год, то для занятия и удержания лидирующей позиции на нем необходимы инвестиции приблизительно 2-5% емкости всей товарной группы, т.е. от 100 млн до 200 млн долл. и более.

По мнению известного маркетолога И. В. Качалова [491, компания может стать лидером на рынке (доля 8-30%) при опоре на "три кита": финансы, менеджмент и маркетинг (рис. 41). Причем конкуренция возможна только между компаниями, которые равны но своим ресурсам и возможностям в каждом из трех блоков. Компания, у которой имеется миллион долларов, не может конкурировать с той, у которой есть миллиард.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: