Нормативно-правовое регулирование размещения государственных заказов в Российской Федерации




 

Нормативно-правовое регулирование отношений в сфере реализации государственных нужд является комплексным, содержащим источники и нормы как публичного, так и частного права.

К основным нормативным актам, содержащим публично-правовые нормы, следует отнести: Бюджетный кодекс Российской Федерации, Федеральные законы о федеральном бюджете на соответствующий год.

Основным частноправовым нормативным актом регулирования поставки товаров для федеральных государственных нужд является Гражданский кодекс Российской Федерации.

Гражданский кодекс РФ регламентирует наиболее важные аспекты отношений по удовлетворению государственных нужд. Поставке товаров для государственных нужд уделяется большее внимание по сравнению с правовым регулированием иных разновидностей отношений по удовлетворению государственных нужд (§ 4, 5 главы 30 ГК РФ, а отношениям подрядных работ для государственных нужд - § 5 главы 37 ГК РФ). При этом некоторые нормы, регламентирующие поставку товаров для государственных нужд, являются общими для всех отношении по удовлетворению государственных нужд, в частности, понятие «государственных нужд» (пункт 1 статьи 525 ГК РФ), основания и порядок заключения государственного контракта (статьи 527, 528, 765 ГК РФ). Также, в нормах § 4 главы 30 ГК РФ отражена специфика правового регулирования поставки товаров для государственных нужд. ГК РФ предусматривает особую структуру договорных связей и дает понятие договорных форм (статьи 526, 529-532 ГК РФ), устанавливает порядок возмещения убытков в связи с выполнением, расторжением государственного контракта или отказом государственного заказчика от товаров, поставленных по госконтракту (статьи 533, 534 ГК РФ).

При регулировании поставки товаров для федеральных государственных нужд нормы публичного и частного права взаимодействуют между собой. Результатом этой кооперации является Федеральный закон от 21 июля 2005 года «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

Общим правилом является размещение заказа именно посредством проведения торгов. Иные способы размещения заказов применяются лишь в ограниченных случаях, которые специально предусмотрены Законом (так, согласно п. 2 ст. 42 Закона размещение заказов путем запроса котировок может осуществляться лишь в случае, если стоимость государственного или муниципального контракта не превышает 500 тыс. руб.).

Закон принципиально изменил систему заказа. Установлена обязательность размещения информации на официальных сайтах, создается единое информационное пространство путем создания общероссийского портала. Установлен исчерпывающий перечень требований к участникам размещения заказа. Вместо произвольных требований к участникам введена экономическая защита заказчика от недобросовестного поставщика (банковская гарантия, страхование ответственности, денежные средства). Введены аукционы как главная форма размещения заказа. При проведении конкурса изначально должны быть установлены критерии определения победителя из закрытого перечня, установленного в законе, содержание и значимость каждого из критериев. Развиваются электронные аукционы.

Ст. 12 Закона устанавливается четко определенный перечень условий допуска к участию в торгах, таких как: требование о наличии исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности; требование об отсутствии в государственном реестре недобросовестных поставщиков сведений о лице, претендующем на участие в торгах. Дополнительные требования могут быть также установлены Правительством РФ в отношении участников размещения заказов для нужд обороны страны и безопасности государства.

Предъявление каких-либо иных дополнительных требований, за исключением указанных выше, не допускается, что прямо установлено п. 4 ст. 11 Закона. В этом состоит важное отличие нового Закона от ранее действовавшего законодательства. Так, в соответствии с ранее действовавшим Законом № 97-ФЗ организатор конкурса вправе был установить любые дополнительные требования к участникам конкурса, что неизбежно создавало ситуацию неопределенности, а порой и чиновничьего произвола.

В соответствии с Законом размещение заказа путем проведения торгов может осуществляться в форме аукциона или конкурса, а также без проведения торгов путем запроса котировок, у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) или на товарных биржах, исключены 2-х этапные торги.

Конкурсы могут быть открытыми и закрытыми (если предметом государственного или муниципального контракта является поставка товаров (выполнение работ, оказание услуг), информация о которых относится к сведениям, составляющим государственную тайну).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: