Методы воспитания координационных способностей.




Развитие координационных способностей

 

«Координация» – это собирательное понятие и в спорте под ней понимают различные явления: внутри- и межмышечная координация, а также и уже названные координационные способности.

 

Межмышечная и внутримышечная координация прямо влияют на проявление силы и быстроты. Например, на первом этапе силовых тренировок (около 4-х недель) рост силы обусловлен именно улучшением внутримышечной координации вместе с более совершенной межмышечной реакцией. Но межмышечная и внутримышечная координация – скорее настройки отдельного движения, а процесс управления двигательными действиями спортсмена (то есть совокупностью движений с определенной целью) в целом определяется координационными способностями. Круг замкнулся, поэтому, наконец, к ним подробнее.

Под координационными способностями подразумеваются способности быстро, точно, целесообразно, экономно и находчиво, то есть наиболее совершенно, решать двигательные задачи (особенно сложные и возникающие неожиданно). Применительно к футболу — это способность быстро перестраивать двигательную деятельность в соответствии с постоянно изменяющимися ситуациями игры и владением своим телом в опорном и безопорном положении.

Выделяют три вида координационных способностей:


1) специфические - определяющие готовность к оптимальному управлению определенными двигательными заданиями: на равновесие, на ориентирование в пространстве, на скорость реагирования, на перестраивание и согласование движение и другие (ниже рассмотрим все).


2) специальные - определяющие готовность к оптимальному управлению и регуляции сходными по происхождению и смыслу двигательными действиями, в футболе такими действиями являются элементы техники передвижения и техники работы с мячом.


3) общие - потенциальные и реализованные возможности человека, определяющие готовность к оптимальному управлению различными по происхождению и смыслу двигательными действиями.

 

 

Характеристики координации.

 

1. Способность к овладению новыми движениями особенно важна в сложнокоординационных видах спорта, таких как спортивные игры и единоборства, где двигательная активность очень разнообразна, а постоянно меняющаяся ситуация заставляет быстро принимать новые решения. Способность к овладению новыми движениями тесно связана с развитием интеллекта и способностью индивид Умение дифференцировать и управлять движениями, правильно выбирать наиболее рациональный вариант в конкретной ситуации.

 

2. Способность к импровизации (неожиданности и внезапности для соперника) и комбинациям (система сложного замысла последовательных движений) в процессе двигательной деятельности является важнейшим фактором результативности в спортивных играх и единоборствах

 

3. Адекватность реакций и движений в данной ситуации, ее целесообразность и своевременность.

Координационные способности зависят от типа нервной системы, способности к быстрому мышлению, быстрому анализу ситуации и принятия решений, умения быстро и точно управлять мышцами. Координация движений зависит от уровня развития и степени чувствительности рецепторов: зрительного, мышечного, желудочного и лабиринтов внутреннего уха.

 

4. Особенность восприятий: чувства пространства и времени, чувства развиваемых мышечных усилий, чувства темпа (быстроты движений) и ритма (частоты движений), «чувства воды», «льда» и «покрытия дорожки», «чувства соперника» и болельщиков и т. д, от которых во многом зависит исход состязания.

 

Методы воспитания координационных способностей.

 

При воспитании координационных способностей используются следующие основные методические подходы

1. Обучение новым разнообразным движениям с постепенным увеличением их координационной сложности.

 

2. Воспитание способности перестраивать двигательную деятельность в условиях внезапно меняющейся обстановки.

 

3. Повышение пространственной, временной и силовой точности движений на основе улучшения двигательных ощущений и восприятий.

 

4. Преодоление нерациональной мышечной напряженности.

 

Для развития координационных способностей в физическом воспитании и спорте используются следующие методы:

 

1) стандартно-повторного упражнения

2) вариативного упражнения

3) игровой

4) соревновательный

 

К первому относятся следующие разновидности методических приемов:

строго заданное варьирование отдельных характеристик или всего освоенного двигательного действия (изменение силовых параметров, например прыжки в длину или вверх с места в полную силу, в пол силы; изменение скорости по предварительному заданию и внезапному сигналу темпа движений и пр.);

изменение исходных и конечных положений (бег из положения приседа, упора лежа; выполнение упражнений с мячом из исходного положения: стоя, сидя, в приседе; варьирование конечных положений — бросок мяча вверх из исходного положения стоя — ловля сидя и наоборот);

— изменение способов выполнения действия (бег лицом вперед, спиной, боком по направлению движения) прыжки в длину или глубину, стоя спиной или боком по направлению прыжка и т.п.);

— «зеркальное» выполнение упражнений (смена толчковой и маховой ноги в прыжках в высоту и длину с разбега, метание спортивных снарядов «неведущей» рукой и т.п.);

— выполнение освоенных двигательных действий после воздействия на вестибулярный аппарат (например, упражнения в равновесии сразу после вращений, кувырков);

— выполнение упражнений с исключением зрительного контроля — в специальных очках или с закрытыми глазами (например, упражнения в равновесии, с булавами, ведение мяча и броски в кольцо).

Эффективным методом воспитания координационных способностей является игровой метод с дополнительными заданиями и без них, предусматривающий выполнение упражнений либо в ограниченное время, либо в определенных условиях, либо определенными двигательными действиями и т.п. Например, при проведении игры «Пятнашки» ставится задача как можно больше играющих «запятнать» за 3 мин или «запятнать» с помощью волейбольного мяча, или «запятнать» в определенном участке тела. Игровой метод без дополнительных заданий характеризуется тем, что возникающие двигательные задачи занимающийся должен решать самостоятельно, опираясь на собственный анализ сложившейся ситуации.

Для развития координационных способностей человека можно использовать подвижные игры. О том, сколько существует подвижных игр, вообще никто не знает. Например, к играм развивающим координационные способности можно отнести: "рывок за мячом", "наступление", "гонка с выбыванием", "догнать-обогнать", "пионербол", "пятнашки" и еще многие др. Выбор той или иной игры определяется конкретными задачами и условием проведения. Для младшего школьного возраста игры отличаются особой подвижностью и постоянной потребностью в движении. Однако при выборе игр нужно помнить, что организм младших школьников не готов к перенесению длительных напряжений, их силы быстро истощаются и довольно быстро восполняются. Поэтому игры не должны быть слишком длительными: обязательно нужно делать паузы для отдыха

Развитие координационных способностей, средствами подвижных игр

В процессе физического воспитания под руководством педагога ребенок овладевает двигательными умениями и навыками в соответствии с требованиями программы для каждой возрастной группы.

Упражнения и подвижные игры, способствующие развитию координационных способностей в строгой последовательности и с постепенным усложнением заданий должны включаться в физкультурные занятия, самостоятельную двигательную деятельность на прогулке.

Многими специалистами ловкость и координация движений рассматриваются как синонимы. Согласно определениям, ловкость – это способность выполнять движения в определенный момент времени с точно заданной амплитудой, а координация – способность строить целостные двигательные акты, преобразовывать выработанные формы действий и переключаться от одних действий к другим, согласно быстро меняющимся ситуациям.

По мнению Н. Бернштейна, координация есть способность двигательно выйти из любого положения, т. е. способность справиться с любой возникшей двигательной задачей.

В качестве методических приемов для тренировки координации рекомендуются следующие:

- использование упражнений с необычными исходными положениями;

- зеркальное выполнение упражнений;

- изменение скорости и темпа движений;

- варьирование пространственными границами, в которых выполняется упражнение;

- усложнение упражнений дополнительными движениями.

Развитие координационных способностей происходит на основе пластичности нервной системы, способности ощущения и восприятия собственных движений и окружающей обстановки. Успешное выполнение двигательной задачи определяется точностью пространственных, временных и силовых компонентов данного движения.

У ребенка воспитание координационных способностей связано с умением согласованно, последовательно выполнять движение. Координация является необходимым компонентом любого движения (бега, прыжка, метания, лазанья и т. д.).

Наилучшие условия для совершенствования координационных способностей создаются в разнообразных подвижных играх: ребенок должен проявлять быстроту, сообразительность, увертливость, умение ловко двигаться между предметами, инициативу при неожиданных изменениях ситуации, используя благоприятные моменты для этого с помощью пространственной и временной ориентировок.

Для совершенствования координации целесообразно использовать задания на лучшее выполнение упражнений с предметами (скакалкой, мячами, обручами, палками и т. п.). Полезно выполнять совместные упражнения вдвоем или небольшой группой с мячами, обручами, шестами, шнуром и др. Задача развития ловкости требует систематической смены упражнений или выполнение их в разных вариантах для поддержания новизны и повышения координационной трудности. Чем больше у ребенка накапливается двигательных навыков, тем легче идет усвоение новых движений и совершенствуется ловкость.

В физкультурных занятиях и игровой деятельности можно использовать бег из усложненных стартовых положений (сидя, сидя на карточках, стоя на одном колене и др.).

Развитию координации способствуют подвижные игры. Выполняя задания по сигналу, ребенок может самостоятельно изменять характер движения, его быстроту в зависимости от изменений ситуации (например, действие водящего при ловле, догонялках и т. д.). Правильная двигательная реакция ребенка будет определяться умением быстро выбрать направление и скорость движущегося предмета (водящего) с учетом расстояния и времени его приближения. Это требует определенного развития подвижности нервных процессов и содействует их совершенствованию, а также некоторых пространственных, временных и глазомерных оценок. Все это позволяет ребенку правильно ориентироваться в изменяющейся обстановке.

В процессе выполнения прыжков, бега, метания ребенку необходимо развивать быстроту и умение проявлять силу – сочетать быстрое выполнение движения с концентрацией нервно-мышечного усилия, т. е. проявлять скоростно-силовые качества.

Для развития этих качеств, по данным Е. Н. Вавиловой, можно применять спрыгивания с небольшой высоты с последующим отскоком вверх или вперед; вспрыгивание на возвышение с места, с небольшого разбега; прыжок вверх из приседа; прыжки на месте и с продвижением вперед; прыжки через линии или палки. При выполнении прыжков следует больше внимания уделять энергичному отталкиванию одной или двумя ногами, неглубокому приземлению на слегка согнутые в коленях ноги и быстрому их выпрямлению.

Примером подвижных игр, способствующих развитию координации, являются такие, как «Пожарные», «Самый меткий», «Собери ленты», «Кот и мыши», «Перелет птиц», «Не дай мяч водящему», «С кочки на кочку», «Ловля бабочек» и др.

Для определения уровня развития координационных способностей ребенка можно использовать доступные в выполнении диагностические тесты в виде контрольных двигательных заданий, предлагаемых детям в игровой или соревновательной форме. Они не требуют дополнительной подготовки воспитателя и сложного оборудования для их проведения, к тому же обладают высокой статистической достоверностью.

Для диагностики координационных способностей можно использовать разнообразные физические упражнения:

- ходьба и бег между предметами;

- бег с преодолением препятствий (пролезание в обруч, перепрыгивание через скамейку и т. д.);

- метание в цель;

- прыжки;

- общеразвивающие упражнения с предметами.

 

 

В игровых видах спорта подобные упражнения очень популярны и действительно повышают уровень спортсмена. Человек, для которого развитие координации не так важно, может остановиться на выполнении самых простейших упражнений.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: