Выделим следующие этапы подготовки коллектива к освоению педагогической технологии.




Этап 1.Подготовка педагогического коллектива к освоению педагогической технологии.

Наилучшим образом педагогическая технология осваивается в учебном заведении при поддержке администрации. Внедрение технологии предполагает освоение педагогическим коллективом нового типа деятельности. Здесь можно выделить работу с молодыми педагогами, с опытными коллегами, с педагогами, получившими первый положительный опыт внедрения образовательной технологии, с педагогами, сопротивляющимися внедрению нового.

Выделим следующие этапы подготовки коллектива к освоению педагогической технологии.

 

1. Создание микро групп единомышленников, объединяющих педагогов, администрацию, методистов.

 

2. Разработка пакета мотивационных условий и программы постепенного, поэтапного приобщения педагогического коллектива к освоению нового типа деятельности.

 

3. Снятие профессиональных стереотипов (индивидуальное и коллективное самоопределение и распредмечивание).

 

4. Присвоение ориентировочной основы профессиональной деятельности инновационного типа, необходимой для реализации новой образовательной технологии.

 

5. Присвоение технологической компоненты (системы средств организации мышления и деятельности).

 

6. Преобразование процессов: от обнаружения в своем педагогическом опыте отдельных приемов деятельности нового типа к их распространению на все пространство образовательной деятельности.

 

7. Преобразование взаимосвязей и отношений, возникающих в процессе освоения коллективом технологии: от преобладание индивидуальной профессиональной деятельности к возникновению и развитию со-деятельности.

 

8. Проектирование и программирование процессов, направленных на освоение коллективом новой технологии, изменение индивидуальной профессиональной деятельности, преобразование коллективного пространства деятельности.

9. Разработка и создание механизмов и способов необратимости преобразовательных действий по внедрению технологии.

 

Конфликты и конфликтные ситуации в практике освоения технологий

 

Освоение педагогической технологии сопровождается целой серией конфликтов. По большей части причины конфликтов лежат в сложившихся стереотипах, неоправданных социальных ожиданиях и вошедшей в отечественный менталитет привычке ждать мгновенного улучшения жизни.

В практике освоение технологии наблюдается две группы конфликтов: с учащимися, с коллегами.

Конфликты с учащимися возникают очень быстро, но и довольно быстро проходят.

Конфликты с коллегами появляются тогда, когда становятся зримыми первые результаты применения новой технологии.

Наиболее эффективный способ разрешения конфликтов – использование согласованных процедур. Это могут быть «круглые столы», педагогические консилиумы, собрания, проблемные семинары, открытые дискуссии, полемики, беседы и другие формы взаимодействия конфликтующих сторон.

Избежать конфликтов удается, если деятельность педагога, осваивающего новую технологию, поддерживается администрацией учебного заведения.

 

«Технология проектирования технологий» В.М.Монахова

 

В качестве механизма освоение педагогической технологии может быть рекомендована «Технология проектирования технологий» В.М. Монахова. Технология В.М.Монахова – это система наиболее целесообразного проектирования и конструирования учебного процесса. Выбор и дальнейшее проектирование технологии может быть представлены следующими этапами:

 

Первый этап – разработка пакета «Теоретическое обоснование новой технологии обучения», включающего:

· диагностическое целеполагание; анализ будущей деятельности учащихся; цель обучения; характер задач, особенности данной возрастной группы учащихся;

· выбор концепции технологии, гипотезы ее осуществления;

· определение содержания обучения в границах данной образовательной области, выделение модулей, учебных элементов, логическая схема их изучения (учебные планы и программы в модульном решении);

· вариант продукта учебного процесса в границах конкретной области развития.

 

Второй этап – разработка «Технологические процедуры в границах данного дидактического модуля».

Дидактический модуль – это типовое программирование и проектирование этапов и элементов педагогического процесса как совокупности временных отрезков, в структуру и функции которых закладываются:

· выбор организационных форм, адекватных дидактическому процессу;
· актуализация знаний и умений, необходимых для учебной работы в данном модуле, т.е. поисково-подготовительная работа и специфика ее организации;

· подготовка и фиксация готовности каждого к освоению модуля;

· подготовка и сбор материалов для формирования мотивационного компонента дидактического процесса и последующее его включение в содержание модуля;

· четкое планирование и проектирование занятий и системы занятий;

· познание нового через усвоение обучающих блоков учебной информации и самостоятельную учебно-познавательную деятельность;

· усвоение учебного материала, необходимого для достижения базисного уровня качества подготовки (базисный уровень требует единого старта и единого финиша в рамках модуля);

· проверка объема и степени нагрузки учащихся и гипотетический расчет необходимого учебного времени для модуля;

· возможность углубления и расширения учебного материала для отдельных учащихся (многоуровневая дифференциация учебного процесса);

· фиксация индивидуальных траекторий самостоятельного познания и освоения учебного материала каждым учащимся (объективность педагогической информации для управления учебным процессом).

 

Третий этап – разработка пакета «Методический инструментарий учителя (педагога) для данного дидактического модуля». Этому этапу отводится ведущая роль в проектировании и проведении педагогического процесса.

Технология формирует у педагога представление об учебном процессе как логической структуре. Структура представляется цепочкой занятий, которые разрабатываются на группы по числу микроцелей. Каждая микроцель – это группа занятий, на которых, во-первых, должна быть достигнута микроцель, во-вторых, это программа развития мышления, памяти, речи, внимания, интереса.

Технологическая карта – своего рода паспорт проекта будущего учебного процесса. В ней целостно и емко представлены главные параметры учебного процесса, обеспечивающий успех обучения: это целеполагание, диагностика, дозирование домашних заданий, логическая структура проекта, коррекция.

Технология предполагает формирование у педагога методического видения всего учебного процесса на учебный год.

Третий этап включает также разработку структуры и содержания учебных заданий, нацеленных на эффективное решение образовательных задач и требований федерального стандарта, проектирование системы знаний, скординированной с домашней (самостоятельной) учебной работой.

Четвертый этап – создание пакета «Критерии и методы замера результатов реализации технологического замысла в данном дидактическом модуле». Содержание этого пакета переводит традиционные программные требования к знаниям и умениям учащихся по тому или иному разделу курса на язык планируемых технологических результатов. Для этого необходимо создание тестов для объективного контроля за качеством усвоения учащимися знаний и образцы деятельности.

В технологии диагностика – это установление факта достижения (недостижение) конкретной микроцели. Диагностика всегда проводится в письменном виде. Педагог проектирует содержание диагностики, исходя из содержания микроцели: важно дифференцировать трудность и сложности заданий. Учащиеся, не прошедшие диагностику, становятся участниками работы по коррекции.

 

Пятый этап – разработка пакета «Культура освоения новой технологии обучения».

В состав этого технологического пакета входят блоки, описывающие три стадии освоения:

· инвентаризация всей пректно-педагогической документации;

· конструирование логической схемы дидактического модуля;

· описание методико-организационных условий достижения планируемых результатов обучения;

· апробация проекта на практике и проверка завершенности педагогического процесса;

· итерационная коррекция выбранной технологии.

 

 

Основные этапы педагогической технологии метод проектов

 

1. Ценностно-ориентированный этап: мотивация детей к проектной деятельности, раскрытие значимости и актуальности темы, формулирование проблемы, введение детей в проблемную ситуацию. Активность ребенка направлена на сознание и осмысление актуальности темы, мотива деятельности, формулирование проблемы, вхождение в проблемную ситуацию.

2. Конструктивный этап: планирование объединения рабочих групп, поиск литературы, помощь в планировании этапов практической деятельности, стимулирование поисковой деятельности детей. Дошкольники включаются в проектную деятельность в составе групп или индивидуально, сбор материалов по теме.

3. Практический этап: осуществляется координация деятельности детей, консультирование по возникающим вопросам, стимулирование деятельности. Дети поэтапно реализуют содержание деятельности по решению проблемы.

 

4. Заключительный этап: педагог оказывает помощь в оформлении проекта, подводит детей к формулировке выводов по проблеме проекта. Оформляются результаты, продукт деятельности, формулируются выводы.

5. Презентационный этап включает подготовку экспертов, организацию проведения презентации. Проходит презентация проекта, защита его основных позиции.

6. Оценочно-рефлексивный этап предполагает стимулирование детей к самоанализу и самооценке. Происходит оценка деятельности по педагогической эффективности проекта, совместная с детьми экспертная оценка результативности осуществленной работы, самооценка детьми своего вклада в проект, собственной деятельности.

Обобщим эти этапы:


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: