Мотивационное обеспечение, создание ситуаций, побуждающих педагогов к изменению стиля своей деятельности, осознанию необходимости постоянного поиска.




2. Психолого-педагогическая подготовка педагогов к знакомству с новыми технологиями, цель которой – сформировать у них современный взгляд на образовательный процесс, помочь им преодолеть некоторые педагогические стереотипы, снять психологические барьеры, затрудняющие развитие субъект-субъектных, диалоговых отношений с учащимися. С этой целью педагоги обсуждают различные подходы к обучению и воспитанию, в том числе два противоположных: социоцентрический и гомоцентрический. Сравнение двух подходов побуждает учителей к анализу собственной деятельности, к осмыслению своих возможностей для изменения позиции во взаимодействии с учениками. С педагогами проводятся тренинги общения, организуются практические занятия по решению педагогических задач, просматриваются и анализируются видеозаписи фильмов, организуется рефлексивная деятельность. Затем им предлагается сформулировать конкретные задачи, связанные с формированием новой профессиональной позиции в образовательном процессе.

 

3. Освоение педагогами главных идей, которыми необходимо руководствоваться при освоении индивидуально-ориентированных технологий. Схематизированное знакомство с технологиями, формальное приобретение алгоритмов и техник ведет к их необоснованному применению, искажению их сущности и, соответственно, издержкам, которые снижают эффективность применяемых технологий. Так, освоение субъектно-ориентированных технологий, технологии педагогического сопровождения предусматривает понимание сущности, принципов диалогового взаимодействия, взаимодействия «на равных», формирования индивидуального маршрута учащегося, сопровождения индивидуальной образовательной деятельности и др. Способами освоения этих идей является анализ конкретных ситуаций, которые берутся из реальной практики, а затем осуществляется моделирование новых ситуаций под современные образовательные идеи. Например, рассматриваются ситуации целеполагания в традиционной системе обучения, а затем конструируются ситуации целеполагания при субъектно-ориентированном обучении, с учетом разных уровней субъектности обучаемого.

 

4. Освоение общих образовательных технологий. Освоить все существующие частные или локальные технологии невозможно, так как их много. Более того, само по себе количество изученных педагогом технологий не всегда ведет к развитию творчества и росту профессионализма. В то же время, глубокое понимание и освоение общих технологий позволяет специалисту на определенном этапе профессионального развития проектировать свои собственные технологии. В процессе анализа конкретных ситуаций, фрагментов занятий вместе с педагогами можно выявить алгоритм действий педагога и учащегося. Затем с учетом разных типов педагогического процесса целесообразно смоделировать общие технологии индивидуально-ориентированного обучения.

5. Освоение педагогами частных технологий. Анализ опыта убеждает в том, что целесообразно знакомить педагогов с частными технологиями, которые конкретизируют общую технологию, чтобы каждый учитель мог осознать возможность ее применения в процессе изучения конкретной дисциплины и в имеющихся условиях, ее соответствие своим личностным особенностям. С педагогами проводятся занятия, разъясняющие суть технологии, предлагаются техники и приемы, которые отрабатываются в практической деятельности. Целесообразно либо посетить занятия с использованием конкретной технологии, либо посмотреть видеозапись и организовать обсуждение. Лучше один раз увидеть, чем «сто раз» услышать.

 

6. Выбор педагогами одной или нескольких технологий для освоения (как правило, выбирают одну технологию). Опыт убеждает в том, что выбор технологий для дальнейшего использования в своей практической деятельности зависит от мастерства носителя информации о технологии, от того, как была представлена та или иная технология. Мы не выявили какой-либо тенденции в предпочтениях педагогов.

 

ВЫВОД:
Однозначно можно сказать, что чем большим количеством технологий овладел педагог, тем более профессиональным и обоснованным будет его выбор, а учащиеся освоят различные роли и способы деятельности. Чем больше технологий использует в своей деятельности педагог, тем интересней для него педагогическая работа, тем увлекательней познавательная деятельность учащихся, тем больше возможностей индивидуализировать образовательный процесс. Большая часть педагогов, не имея возможностей отказаться от традиционной системы, вынуждена использовать отдельные техники и приемы предлагаемых технологий. Таким путем можно придти к созданию собственных вариантов интерпретации известных образовательных технологий и побудить педагога к творчеству и поиску, что является одним из весьма важных результатов работы по освоению новых технологий. Введение ФГОС второго поколения потребует использования индивидуально - (личностно-, субъектно-) ориентированных технологий с целью построения индивидуальной образовательной траектории учащегося. Коллективное овладение новыми технологиями способствует созданию атмосферы поиска и экспериментирования в образовательном учреждении, эвристической среды, благоприятной для развития творчества и профессиональной активности педагогов и учащихся.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: