ТЕКСТ № 3
Предтекстовые задания
Задание 1. Прочитайте слова и словосочетания, найдите в словаре их значение.
Многообразие многообразие окружающего мира
окружающий
осваивать (что?) осваивать пространство
освоить (что?)
пространство
атом атомная энергия
материя живая материя
затрагивать (что?) затрагивать важные вопросы
затронуть (что?)
эволюция законы эволюции
естествознание научное естествознание
общество человеческое общество
достижение научные достижения
отрасль естественно-научные отрасли
мыслитель великий мыслитель
Задание 2. Образуйте прилагательные с суффиксом – ическ. Подберите к ним существительные.
Образец: техника – технический.Технический прогресс.
Физика, химия, экология, космос, экономика, биология.
Задание 3. Образуйте существительные от глаголов при помощи суффикса – тель. Дайте их толкование по схеме: Строитель – человек, который строит что-либо.
Строить – строитель; жить, руководить, учить, преподавать, слушать, производить.
Задание 4. Подберите синонимы к данным словам.
Многообразие, интенсивный, невосполнимый, эволюция, вымирание, необходимо, выдающийся, многочисленный, мыслитель, гибель.
Задание 5. В данных предложениях замените выделенные слова синонимами там, где это необходимо.
Интенсивное развитие промышленности, открытие новых производств наносит невосполнимый ущерб окружающей природе. Сложная экологическая ситуация может привести к гибели человечества. Людям необходимо объединить усилия, чтобы найти пути спасения нашей планеты.
Задание 6. Подберите определения к данным существительным, составьте с ними словосочетания.
|
Мир, материя, общество, промышленность, наука, природа, химия, биология, человек.
Задание 7. Замените глагольные сочетания именными. Составьте с полученными сочетаниями предложения.
Образец: анализировать ситуацию – анализ ситуации.
Развивать промышленность, повышать роль науки, выйти в космос, использовать богатства природы, соблюдать законы развития, изучать точные науки, объяснять новый материал, спасти от гибели.
Задание 8.Прочитайте текст.
Естествознание и окружающий мир
Многообразие проявлений окружающего нас мира требует глубокого анализа понятий о материи, пространстве, времени, о природе и поведении человека в обществе. В ХХ веке человек вышел в космос, изучил строение атомного ядра, освоил новые виды энергии, создал мощные вычислительные системы, научился использовать в невиданных масштабах богатство природы. Однако интенсивное развитие промышленности, несоблюдение законов эволюции наносит невосполнимый ущерб человеку и природе.
В настоящее время в связи с угрозой экологической катастрофы назрела необходимость кардинального пересмотра всей системы знаний о мире, человеке и обществе. При этом важно осознанно вернуться к изучению единого мироустройства, к целостному знанию. Другими словами, возникла необходимость в повышении роли фундаментальной базы образования, построенной на основе органического единства его естественно-научной и гуманитарной составляющей. Человек должен научно, зримо и осознанно увидеть свою зависимость от окружающего мира.
Естествознание – это наука о явлениях и законах природы. Данная наука включает многие естественно-научные отрасли: физику, химию, биологию, а также многочисленные смежные отрасли, такие как физическая химия, биофизика, биохимия и др. Естествознание затрагивает широкий спектр вопросов о многочисленных и многосторонних проявлениях свойств природы, которую можно рассматривать как единое целое.
|
С течением времени и особенно в конце последнего столетия наблюдается изменение функции науки и в первую очередь – естествознания. Если раньше основная функция науки заключалась в описании, систематизации и объяснении исследуемых объектов, то сейчас наука становится неотъемлемой частью производственной деятельности человека, в результате чего современное производство приобретает наукоемкий характер.
Изучение важнейших достижений современного естествознания нужны не только физикам, инженерам, юристам, экономистам, но и любому человеку, не зависимо от рода его деятельности. «Надо учиться не стыдясь, а учить не скупясь», - сказал в Х в. известный мыслитель Василий Великий. Только в этом случае можно спасти человечество от гибели.
Послетекстовые задания.
Задание 1. Найдите в тексте предложения, которые являются ответом на вопросы.
1. Каких успехов достиг человек в ХХ в.?
2. Что наносит ущерб человеку и природе?
3. Что надо сделать, чтобы спасти планету от вымирания?
4. Что представляет собой наука естествознание?
5. Почему назрела необходимость в изучении естествознания?
Задание 2. Запомните конструкцию:
что – это что = что представляет собой что = что является чем.
Анатомия – это наука о строении человеческого тела = Анатомия представляет собой науку о строении человеческого тела = Анатомия является наукой о строении человеческого тела.