Общая характеристика и классификация методов




Учебное содержание вводится в воспитательно-образовательный процесс с помощью метода. «Metodos» в пере­воде с греческого - путь к достижению чего-либо. Метод обуче­ния - это способ совместной деятельности педагога и детей, на­правленный на достижение заданных целей. Главной задачей педагога является оптимальный выбор методов обучения, обес­печивающий экологическое образование, воспитание и развитие детей.

Любой метод обучения представляет собой модель дея­тельности педагога и детей, видов и последовательности этапов ее выполнения, а также выбор средств, которые могут привести к достижению поставленной цели. Педагог, обдумывая процесс применения того или иного метода, мысленно составляет мо­дель, определяя цели деятельности, ожидаемые результаты, не­обходимые и возможные средства для достижения цели, знания об объекте изучения, его свойствах и характере изменения.

Педагог ставит цель обучения, которая предопределяет деятельность и подбирает средства для ее реализации. Способы деятельности педагога и детей следует соотносить с конечной целью. Деятельность педагога по использованию им средств нужно рассматривать под углом зрения деятельности ребенка.

Таким образом, метод обучения является системой после­довательных действий педагога, организующего познаватель­ную и практическую деятельность детей, направленную на ус­воение знаний о природе и ценностных ориентации, формиро­вание умений и навыков, развитие самостоятельности, творче­ских возможностей детей.

В экообразовательном процессе методы взаимопроникают друг в друга и выполняют следующие функции:

- образовательную, выражающуюся в эффективном отборе способов и приемов работы для реализации задач;

- развивающую, обусловливающую темпы и уровни эко­логического развития детей;

- воспитывающую, ориентирующую на воспитание нравственных качеств личности дошкольников;

- мотивационную, служащую средством побуждения де­тей к познанию, стимулятором познавательной деятельности;

- организующую, проявляющуюся в мобилизации детей на приобретение умений самостоятельной деятельности.

В современной методике экологического образования су­ществуют различные подходы к группировке методов. Истори­чески сложилась классификация методов в зависимости от ис­точника знаний: словесные, наглядные и практические.

В зависимости от характера познавательной деятельно­сти детей методы классифицируют на:

объяснительно-иллюстративные (информационно-рецептивные),

репродук­тивные,

проблемные (проблемного изложения, частично-поисковые и исследовательские).

По дидактическим целям выделяют методы формирова­ния экологических знаний, методы формирования субъективно­го отношения к природе, методы формирования практических видов деятельности, стратегий и технологий взаимодействия с природой.

 

2. Методы формирования экологических знаний

 

Наблюдение- это специально организованное педагогом целенаправленное, планомерное, активное восприятие детьми объектов и явлений окружающей действительности. Целью на­блюдений может быть - установление свойств и качеств, струк­туры и внешнего строения объектов природы, причин измене­ния и развития окружающих объектов, сезонных явлений.

Наблюдение связано со всеми методами экологического образования детей: наблюдение иллюстративного характера (показ картин, моделей); наблюдение в процессе выполнения практической деятельности в уголке природы, наблюдение ис­следовательского характера (постановка опытов).

Чем определяется необходимость обучения дошкольников умению наблюдать? Прежде всего, теми возможностями общего умственного развития, которые представляет наблюдение. В процессе деятельности наблюдения расширяется перцептивный опыт ребенка, развиваются когнитивные процессы.

Наблюдение является активной формой чувственного по­знания, обеспечивающей наглядно-образное отражение дейст­вительности, способствует накоплению эмпирических знаний, обеспечивает их адекватность. Основным содержанием знаний дошкольника (с точки зрения их психологической структуры) являются представления, т.е. образы ранее воспринятых пред­метов и явлений (А.А. Люблинская). И хотя к старшему дошко­льному возрасту' нарастает тенденция к обобщению знаний (А.В. Запорожец, В.В. Давыдов), значение наглядно-действенного и наглядно-образного познания сохраняется и в этом возрасте. Наблюдения дают возможность сформировать не только конкретные, но и обобщенные представления, а также элементарные понятия.

Наблюдение способствует выработке познавательных умений: умению полно и разносторонне воспринимать предме­ты и явления, подмечать различие и сходство в объектах, видеть изменение окружающих объектов и развитие явлений, устанав­ливать причинные отношения и связи в окружающей действи­тельности. Наблюдение является основой развития мышления дошкольников: умения анализировать, сравнивать, делать выво­ды.

Наблюдения способствуют выработке позитивной систе­мы ценностных ориентации и установок по отношению к окру­жающей среде. Они учат экологической этике, помогают сделать первый шаг к оценке экологического состояния и защите природных объектов.

В процессе наблюдений и их интерпретации развивается устная речь детей. Постановка цели и задач наблюдения осуще­ствляется в речевой форме. Слово выступает как инструмент анализа, в слове находит свое выражение результат наблюдения — суждение об объекте. Словарный запас уточняется и обога­щается на основе знакомства с новыми объектами.

Наблюдения развивают эстетические чувства, воображе­ние и фантазию, наблюдательность детей. Вместе с тем в про­цессе наблюдения принимает активное участие и память: в ходе наблюдения используются имеющиеся знания при сравнении предметов и их качеств, при обобщениях или суждениях. На­блюдения связаны и с эмоциями. Заинтересованность ребенка процессом наблюдения, его результатом оказывает существен­ное влияние на его ход.

В зависимости от дидактических целей педагог использу­ет различные виды наблюдения. В процессе кратковременных наблюдений, организуемых для формирования знаний о свойст­вах и качествах предмета и явления, дети учатся различать фор­му, цвет, величину, пространственное расположение частей, ха­рактер поверхности, а при ознакомлении с животными - харак­тер движения, издаваемые звуки и т.д. Наблюдение может быть организовано и для того, чтобы по каким-то признакам опреде­лить состояние предмета (например, по цвету земли в цветоч­ных горшках определить необходимость поливки, по поведению рыб в аквариуме - необходимость частичной смены воды) или восстановить картину целого (по следам на снегу определить, кто прошел или проехал, по цвету ягод - спелые они или нет). Этот вид наблюдения предполагает наличие у детей и некото­рых знаний, умения анализировать явления, сопоставлять от­дельные данные, делать несложные умозаключения.

Для накопления знаний о росте и развитии растений и жи­вотных, о сезонных изменениях в природе используется дли­тельное наблюдение; дети при этом сравнивают наблюдаемое состояние объекта с тем, что было раньше. Организуя длитель­ное наблюдение объектов, воспитатель заранее разбивает его на ряд эпизодических наблюдений, которые проводятся тогда, ко­гда изменения, скажем, в развитии животного выступят достаточно ярко. Детям предлагается рассмотреть объект, сопоста­вить его состояние с тем, что наблюдали раньше, выделить но­вые признаки, свидетельствующие об изменении. В заключи­тельном наблюдении следует восстановить всю картину разви­тия, наблюдаемую детьми. Этому поможет дневник наблюде­ния.

Наблюдение с использованием раздаточного материала

обеспечивает высокую активность всех детей, позволяет им по­упражняться в разнообразных обследовательских действиях, совершенствовать деятельность наблюдения. От воспитателя требуется умение распределить внимание, организовать дейст­вие всех детей, а они должны точно следовать указаниям воспи­тателя, слышать и слушать других, сравнивать и сопоставлять результаты наблюдения других с собственными. В качестве раз­даточного материала могут быть использованы растения и их части: листья, плоды и семена, ветки, овощи и фрукты. Каждый ребенок, участвующий в наблюдении, получает набор материала на руки (такой же есть у воспитателя).

По организационным формам наблюдения бывают инди­видуальные, групповые (3-6 человек)' и фронтальные. Наблюде­ния проводятся в разных условиях: на занятиях, экскурсиях, прогулках, в уголке природы и т.д. Так на занятиях можно на­блюдать за животными, растениями, трудом взрослых. Дети учатся правильно рассматривать предмет, выделять из множест­ва его признаков необходимые, изучать их в определенной последовательности. В этом случае работа, организуется по под­группам или фронтально. На экскурсиях наблюдение предметов и явлений природы совершается в естественных условиях: в парке, лесу, на лугу и т.д. При этом организуется наблюдение со всеми детьми, с маленькими подгруппами и отдельными воспи­танниками. Не менее важную роль в организации наблюдений играет труд детей по выращиванию растений и уходу за живот­ными. В уголке природы целесообразно проводить наблюдения индивидуальные и с небольшими подгруппами.

С.Н.Николаева предлагает проводить циклы наблюдений на одну тему. Каждый отдельно взятый цикл ~ это ряд взаимо­связанных наблюдений за. конкретным объектом уголка приро­ды или участка. Каждое наблюдение проводится вне занятий в различные режимные моменты, имеет свою цель и определенное содержание. Наблюдения одного цикла проводятся ком­пактно, следуя друг за другом без больших перерывов во време­ни. В комплексе наблюдения одного цикла формируют у до­школьников разносторонние и систематизированные знания об объектах природы.

Содержание наблюдений в ДОУ определяется програм­мами и зависит от местных особенностей природы. Содержание наблюдений дифференцируется в зависимости от возрастных и индивидуальных особенностей дошкольников. В младшем до­школьном возрасте наблюдения способствуют накоплению фак­тических данных об объектах и явлениях природы, об их свой­ствах и качествах, формированию умений наблюдения. Дети знакомятся с отличительными признаками сезонов, учатся узна­вать и называть наиболее распространенные в данной местности растения и животных. В старшем дошкольном возрасте наблю­дения направлены на выявление причинно-следственных зави­симостей между предметами и явлениями природы, на установ­ление простейших закономерностей в природе, подводят детей к самостоятельным обобщениям и выводам.

Требования к организации наблюдений:

1. Учет психологического уровня развития детей, в со­ответствии с которым определяются цель и содержание наблю­дений. Только тогда наблюдение возбуждает интерес к природе, желание больше узнать о ней.

2. Систематизация содержания наблюдений, установление связей между ними. Для каждого наблюдения необходимо под­бирать небольшой круг знаний. Представления об объектах
природы формируются у детей постепенно, в результате много­кратных встреч с ними. Каждое наблюдение решает небольшую, конкретную задачу ознакомления детей с природой. Поэтому, проводя наблюдения, педагог должен устанавливать возможные связи настоящего наблюдения с проводимыми ранее, учитывать последующую работу. Следует предусмотреть расширение и углубление знаний, чтобы каждое наблюдение открывало детям что-то новое, расширяло и уточняло имеющиеся представления.

3. Преобладание визуального источника информации над словесным. Дети получают сведения об объекте, рассматривая его, а не со слов воспитателя. Вопросы и короткие пояснения педагога направляют внимание дошкольников и побуждают на­зывать увиденное.

4. Активизация познавательно-исследовательской и рече­вой деятельности детей в ходе наблюдения. Это достигается различными приемами: постановка проблемных вопросов, ис­пользование обследовательских действий, привлечение детского опыта, проговаривайте результатов наблюдения, включение действий с предметами (наблюдая за сидящей на ветке птицей,
предложить детям обхватить палку руками, по-разному распо­лагая пальцы).

5. Последовательность в выработке умений наблюдать.
Необходимо конкретно определить компоненты деятельности наблюдения, отобрать содержание наблюдений в соответствии с формируемыми компонентами деятельности, включать детей в разные формы и виды наблюдений.

6. Интеграция наблюдения с другими видами деятельно­сти (речевая деятельность, труд в природе, конструирование, рисование и лепка, ведение календарей природы и др.)

При подготовке к наблюдению педагог определяет его ме­сто в системе экологического образования детей. Определяет содержание наблюдения. Заранее намечает, какие знания, уме­ния будут сформированы у детей в результате наблюдения, ка­кие представления будут уточнены и закреплены, какие ценно­стные ориентации актуализированы.

Важно продумать организацию и ход предстоящего на­блюдения: с чего начать, какие существенные стороны, части и | свойства следует выделить, в какой последовательности и связи, и какие этапы в развитии и изменении объекта или явления следу­ет проследить, чем каждый этап характерен, в чем его своеобра­зие и отличие от других, что в них общего, сходного, связы­вающего воедино.

Продумывается система заданий, которые должны отли­чаться конкретностью, развивать внимание, наблюдательность и мышление. Например, задание собрать опавшие листья дети обычно выполняют бездумно. В то же время задание найти раз­ные по цвету и величине листья одного дерева и сложить их в одном порядке, например, чередуя красный, оранжевый, жел­тый, дети выполняют заинтересованно.

Полезно давать детям проблемные задания, требующие от детей поиска самостоятельных решений (ответов). Так, педагог предлагает вести наблюдение за воробьями в течение опреде­ленного времени и после этого ответить на вопрос, можно ли по внешнему виду и поведению птиц узнать, холодно или тепло на улице.

Часто задания имеют практическую направленность. На­пример, чтобы привлечь внимание детей к отдельным частям деревьев, имеющим опознавательное значение, можно исполь­зовать поделки из природного материала (бабочку, выполнен­ную из листьев и плодов изучаемых деревьев). Детям предлага­ется найти эти деревья и собрать такие нужные для предстоящей работы листья и плоды.

Для организации самостоятельных или групповых наблю­дений на занятиях или на экскурсии заранее готовятся опознава­тельные или инструктивные карточки с алгоритмом наблюде­ний.

Далее педагог выбирает объект наблюдения, интересный детям _и доступный для восприятия. Если это растение или жи­вотное уголка природы, объект должен быть в хорошем состоя­нии, чистым, здоровым. Пространство, в котором находится жи­вотное, следует огородить. Чтобы животные были более актив­ными, их не рекомендуется кормить перед наблюдением. Гото­вится соответствующее оборудование - лупы, термометры, мис­ки с кормом, поилки, губки и щеточки для ухода.

Продумывается организация детей: как разместить их, чтобы объект был хорошо виден всем детям, чтобы можно было свободно подойти к нему и действовать с ним (покормить, по­играть).

Наблюдение, как и любая деятельность, начинается с по­становки или принятия цели и конкретных задач: что и где, будем наблюдать? Как будем вести наблюдение? Что при этом необходимо знать? На первых этапах дети не способны к само­стоятельной постановке задачи. Она вносится взрослым и при­нимается детьми легче всего, если связана с продуктивной дея­тельностью (устроить домик для хомячка). Затем развивается умение принять познавательную задачу вне связи с продуктив­ной деятельностью. Одновременно с этим у детей развивается умение ставить самостоятельно задачу наблюдения сначала также в контексте с деятельностью, а затем и как самостоятель­ную познавательную задачу.

Характер продуктивной деятельности определяет отбор способов восприятия и направленность анализа в разных видах наблюдения. Так моделирование требует, прежде всего, выде­лить общую объемную форму предмета, основные части, уста­новить их взаиморасположение в пространстве и т. д. Если зада­чей наблюдения является ознакомление с новым объектом или явлением, то выделяются наиболее полно разнообразные его свойства и качества.

Достижение задачи связано с планомерностью наблюде­ния (последовательным переходом от анализа одной стороны наблюдаемого объекта к другой), планомерным отбором и использованиемспособов восприятия, которыми владеет ребенок. Например, сообщая план наблюдений за ледоходом, воспита­тель предлагает: сначала послушать издалека, как идет и шумит лед; подойти к берегу реки и определить, каковы льдины по цвету, величине, форме; рассмотреть, как они плывут у берега и в середине реки. Наличие плана помогает детям впоследствии составить рассказ об увиденном. Первоначально план вносится взрослым, но постепенно этот план становится планом ребенка. Дидактические исследования показывают большие возможности детей в формировании у них умения элементарно планировать свою деятельность в зависимости от принятых задач, а также в освоении обобщенных способов восприятия.

При реализации плана в процессе наблюдения особое зна­чение приобретает самостоятельная практическая деятельность ребенка с объектом. Предусматривается следующая последова­тельность действий: узнавание предмета или сличение его с об­разцом, представленным в виде натурального объекта или в ви­де картинки (опознавательной карточки), узнавание по словес­ному описанию, обследование изучаемого предмета, составле­ние рассказа-описания. Необходимо учить детей подчинять свое восприятие поставленной задаче (рассмотреть объект и описать его или сравнить объект с другим в определенном аспекте и т.д.), следовать плану, пользоваться разнообразными приемами обследования, описывать объект. Важно учить детей обосновы­вать свои высказывания (попросить доказать или пояснить, по­чему ребенок так думает). При этом у детей развивается стремлением понять, объяснить увиденное, интерпретировать воспри­нятое в свете имеющихся знаний и накопленного опыта.

Важно формировать действия самоконтроля и самооценки к ходе наблюдения, учить детей оценивать результаты наблюде­ния и собственную деятельность, делать выводы и умозаключе­ния, контролировать и развивать в себе наблюдательность. Первое время деятельность детей контролирует педагог, используя образцы, отмечая наиболее полные, точные высказывания и действия детей. Далее к коллективной оценке привлекаются все дети. Важно дать каждому ребенку почувствовать, что его уси­лия не были напрасными; учить детей объективно оценивать освоенные способы действий, находить положительное в каж­дом ответе.

Педагогический процесс, направленный на формирование умений наблюдать, должен обеспечить становление все более осознанного отношения наблюдателя к наблюдаемому, форми­рование интереса и потребности наблюдать.

Умение наблюдать формируется в процессе эксперимен­тирования, моделирования, а также в различных видах продук­тивной деятельности (изобразительной, конструктивной и др.).

В целом технология наблюдения условно включает 4 эта­па.

1 этап (подготовительный). Цель его - вызвать у детей
интерес к объекту наблюдения. На этом этапе очень важна мо­тивация. Достигается это различными приемами: краткая бесе­да, ориентирующая на новое (что дети узнают о предмете, на что обратить внимание); обращение к имеющемуся личному опыту детей (вспомнить, видел ли предмет, где видел, каким он был тогда, что знает о нем); показ диафильма, иллюстраций,
подготавливающих детей к восприятию объекта.

На данном этапе указываются цель и задачи наблюдения, дается задание к предстоящему наблюдению. Задача наблюде­ния должна ставиться четко и конкретно, иметь познавательный характер, учить ребенка думать, искать ответ на поставленный вопрос.

2 этап. Концентрация внимания на наблюдаемом объ­екте. Вначале наблюдения необходимо произвольное внимание направить и сосредоточить на наблюдаемом объекте, поддер­жать интерес, вызванный еще на первом этапе.

Известным приемом возбуждения произвольного внима­ния в младших группах является использование сюрпризности, загадочности. Для детей старшего дошкольного возраста такой прием является недостаточным. Здесь нужны такие приемы, ко­торые вызывали бы волевые усилия, умственное напряжение и способствовали бы удержанию произвольного внимания в тече­ние определенного времени. Хорошо для этой цели использо­вать художественный образ, загадку, поговорку, стихотворение, показ и пояснение, показ иллюстраций, проблемные вопросы и указания. Все эти приемы направлены на постановку перед ре­бенком определенной умственной задачи. Поиски решения этой задачи организуют, направляют и удерживают внимание ребен­ка на наблюдаемом предмете.

3 этап - обследование наблюдаемого объекта. Это ос­новной момент всего процесса наблюдения. Он самый длитель­ный по времени. В результате обследования предмета у детей должно сформироваться точное и четкое представление о нем. Задача данного наблюдения заключается в том, чтобы показать детям приемы правильного последовательного обследования и ] помочь их усвоить.

Этот этап (по содержанию и роли в наблюдении) можно в свою очередь условно разделить на три части.

3.1. - восприятие предмета или явления е целом. Как правило, дети обращаются к обследованию отдельных деталей и 1 частей предмета. Учитывая эту особенность восприятия, целе­сообразно найти предмету такую характеристику, которая сразу бы направляла внимание детей к целостному восприятию объек­та. Первые минуты следует отводить молчаливому восприятию предмета. Молча созерцать предмет, дети могут несколько се­кунд. Молчаливое восприятие должно быть целеустремленным; таким его делает направляющее слово педагога(вопрос, указа­ние). Рассматривая предмет, ребенок имеет возможность выска­зать о нем то, что он знает. Важно уделять этому моменту ровно столько внимания, сколько необходимо, а именно; с одной сто­роны, удовлетворить желание детей показать, что предмет им знаком, а с другой - не дать возможности отвлечься от темы на­блюдения, распылить свое внимание, погасить интерес к объек­ту.

3.2. - анализ обследуемого предмета распознавание его формы, цвета, размера и других признаков. Воспитатель на­правляет внимание ребенка на особенности предмета. Дети сравнительно легко выделяют части предмета и несколько за­труднены в выделении его свойств. Части и свойства предмета являются его признаками, которые ребенок должен вычленить, понять и на этой основе сформировать представление о предме­те в целом.

3.3.- интерпретирующее обследование, раскрывающее не только чувственно- воспринимаемые свойства, но и на их ос­нове абстрактные свойства предметов и явлений в их сущест­венных взаимосвязях. Цель этой части наблюдения – отнесение данного предмета к определенной группе однородных предме­тов, а также установление причинных связей и отношений меж­ду наблюдаемыми предметами и явлениями, их частями и свой­ствами. Педагог направляет внимание детей на выделение тех свойств предмета, которые у него были общими целой группой однородных предметов. Через восприятие одного предмета дети познают свойства, присущие всем предметам такого рода, В ре­зультате чего у них формируется обобщенное представление
типичного строения, окраски, формы, и других признаков пред­мета.

На этапе обследования используются разнообразные приемы. Педагог привлекает личный сенсорный опыт, получен­ный детьми ранее. Словесные пояснения воспитателя помогают «открывать детям то, что нужно видеть и как нужно видеть» (А.П.Усова). Вопросы должны побуждать детей к активному восприятию и усвоению нового. Например, наблюдая за живот­ным, необходимо, в первую очередь, направить внимание ре­бенка на восприятие (найти и назвать) в определенной последо­вательности тех признаков предмета, которые ребенок видит непосредственно (особенности внешнего вида, повадки, движе­ния и т. д.). Далее ставятся вопросы, требующие наблюдения за жизненными проявлениями животного (кормление, уход за ним). И, наконец, задаются вопросы, требующие осознания тех признаков и отношений объекта с окружающей средой, которые воспринимаются опосредованно (через художественное слово. картину или рассказ педагога), побуждающие устанавливать связи и отношения между объектами, простейшие закономерно­сти, причины явлений.

Художественное слово обостряет чувственное восприятие, способствует образованию более ярких образов, помогает пред­ставить объекты и явления природы, которые невозможно вос­принять непосредственно (места, куда улетают перелетные пти­цы, образ жизни диких животных на воле и др.). Произведения И.Павловой, Г.Скребицкого, М.Пришвина, Б.Чарушина; стихи Е.Трутневой и П.Воронько помогают не только познакомить детей с природой, но и развивают у детей наблюдательность и любознательность.

Использование народного фольклора - пословиц, погово­рок, примет, загадок - делает наблюдения более конкретными. Особенно ценно в этом отношении придумывание загадок са­мими детьми. Составляя загадку, ребенок убеждается в том, что дети отгадывают только ту, в которой отмечены важные суще­ственные черты и свойства предмета.

Более четкое представление о том или ином предмете или явлении ребенок получит в том случае, если этот предмет вос­принимается им в сравнении. Сравнение - это важнейший ди­дактический прием, которым пользуется воспитатель, развивая у детей анализирующее восприятие. Поэтому важно специально обучать дошкольников приемам сравнения: анализировать расчленять объект на части, выделять главные свойства и соот­носить их поочередно, в определенной последовательности, с аналогичными признаками другого предмета. При этом необхо­димо помнить, что процесс сравнительного наблюдения будет незаконченным и не достигнет необходимых результатов, если анализ воспринимаемого предмета не сочетать с синтезом, при котором происходит установление связи между отдельными свойствами и их объединение в целостный облик предмета. Используя прием сравнения, воспитатель вначале учит выделять в предмете наиболее заметные контрастные отличия. Дети сравнивают предметы по одному, двум и более признакам: величине предмета и его частей, форме, особенностям строения, цвету, звуку, запаху т. д. Постепенно воспитатель подводит де­тей к сравнению менее заметных, но зато более существенных признаков и. наконец, ребята начинают сравнивать воспринимаемые предметы с предметами по представлению (в данный момент отсутствующими).

Важно предусмотреть задания, требующие самостоятельного применения полученных знаний. Чтобы дети смогли ПОЛ" нее запечатлеть образ наблюдаемого объекта, можно предложить им закрыть глаза и обследовать предмет с помощью других органов чувств (нельзя пробовать на вкус!); представить предмет с закрытыми глазами; имитировать движения, звуки наблюдаемых предметов и явлений; сравнить наблюдаемый предмет с другим; зарисовать объект или его часть) или раскрасить черно-белый рисунок и т.д.

4 этап - заключительный. Цель его - в подведении итогов и закреплении полученных представлений о предметах явлениях, а также в оценке тех способов обследования предмета, которыми дети пользовались.

Подведение итога не должно быть простым перечислением уже ранее названных признаков. Нужно отметить то новое что дети узнали в данном наблюдении.

Как показывает опыт работы, при однократном воспри­ятии даже обученный ребенок не всегда умеет, четко выделив отдельные признаки предмета, его части, их названия. Поэтому необходимо повторное наблюдение, способствующее прохождению нервных импульсов теми же путями, по которым протекали в процессе первичного восприятия.

Правильное построение процесса наблюдения, обучение детей приемам обследования является основой работы по развитию деятельности наблюдения детей.

Таким образом, организуя процесс наблюдения, воспитатель осуществляет руководство восприятием детей по следующим направлениям:

направление восприятия ребенка на определение объекта наблюдения (узнавание, называние);

объяснение, напоминание методики наблюдения (плана);

руководство процессом целенаправленного наблюдения в соответствии с поставленной целью и планом; обсуждение результатов наблюдения; использование полученных результатов наблюдения в изобразительной, конструктивной, игровой и других видах деятельности.

Важное значение в организации наблюдений имеет отра­жение впечатлений от воспринятого в творческой продуктивной деятельности: ведение календаря природы и погоды, рассказы детей, изобразительная деятельность и т.д.

Отображая в календаре происходящие изменения в нежи­вой и живой природе, дети учатся анализировать, устанавливать причинные связи между* отдельными явлениями природы, что подводит их сознание к простейшим формам обобщения и клас­сификации и тем самым способствует образованию более проч­ных и четких представлений. Отражая воспринятое в рисунке, рассказе, ребенок тем самым выражает свои представления об окружающей природе и благодаря этому активнее и глубже по­знает ее.

Регистрация наблюдений ведется в дневниках наблюде­ний и групповых календарях природы в виде рисунков, моделей и т.д. Большое внимание в ДОУ уделяется наблюдениям за по­годой и сезонными изменениями природы. Работа с календарем наблюдений в старшем дошкольном возрасте проводится еже­месячно в течение одной недели. Ежедневно дети наблюдают и отмечают специальными значками погоду, состояние растений и животных.

С детьми ведется такжеработа с календарем наблюдений за ростом растений на участке или в уголке природы. Ежене­дельно дети под руководством воспитателя делают в нем зари­совку растущего растения, изображают условия (погоду и спо­собы ухода), при которых растение развивается. Дети могут изображать не только стадии развития растений, но и составлять диаграммы роста растений, изображаяих размер полосками со­ответствующей длины.

Развивающая функция метода наблюдения реализуется при сочетании его с поисковой, исследовательской, эксперимен­тальной деятельностью детей. Необходимо учить детей сравни­вать, устанавливать причинные зависимости, делать выводы, интерпретировать результаты наблюдений, фиксировать их в разной форме. Так, в ходе наблюдений за птицами дошкольники не только описывают внешний вид птиц, формы их поведения и взаимоотношений, но и могут экспериментально определить лучшие места для размещения кормушек. Дети изготавливают простейшие кормушки и развешивают их в разных местах уча­стка: в укрытии и на открытом месте. Можно определить также, в какое время дня птицы более активны - утром или в полдень. Дважды в день (на прогулках) дети в течение 10 минут наблю­дают и отмечают количество птиц, которые питаются на кор­мушках. Результаты наблюдений оформляются в календаре.

Педагог может предложить детям задания проблемного характера: как доказать с помощью наблюдений, какие конст­рукции кормушек более удобны для разных птиц?

Наблюдения в ДОУ проводятся в игровой форме.

"Охота" за насекомыми

Оборудование: Лупа, сачок, бумага, карандаши.

Детям предлагается необыкновенная охота: отыскать следы деятельности насекомых. Это могут быть объеденные листья, ходы личинок жуков-короедов под корой деревьев, клад­ки яиц бабочек и др. После этого дети должны осторожно поймать разных насекомых и рассмотреть их через лупу.

Интересно изучать поведение муравьев. Дети получают задание, выяснить, где живут и чем питаются муравьи, какой груз несут и каково его назначение; описать их движения, час­ти тела; что они делают, встретив на своем пути препятст­вие (камень или палку). Выясняется, как себя ведут муравьи, когда встречаются с сородичами. Предлагается подумать, чем похоже поведение муравьев на поведение людей. Медленно, найдя цепочку муравьев, бросить им кусочки пищи (колбасы, хлеба, сахара) и посмотреть, как поведут себя муравьи. Детям пред­лагается изобразить, как движутся муравьи, зарисовать коло­нию муравьев.

После наблюдения все насекомые возвращаются в свое сообщество.

В процессе наблюдений за природой педагог обращает внимание детей на экологические проблемы, связанные с ее за­грязнением и разрушением. При наличии элементарного лабо­раторного оборудования дошкольники могут изучить загрязне­ние листьев деревьев, воздуха, воды, снега и т.д.

Так, для изучения загрязнения воздуха из плотной бумаги и клепкой ленты, укрепленной липкой стороной вверх, делаются карточки, которые раскладываются на подоконниках в классе, на газонах, на игровых площадках. Через несколько дней, их со­бирают и проверяют, сколько частиц на них налипло. Можно предложить детям: с помощью лупы исследовать состав за­грязнения; подсчитать видимые частицы, которые прилипли к ленте, установить их форму и цвет; попытаться определить источники загрязнителей; сравнить, чем отличаются карточ­ки, находившиеся в разных местах и объяснить причины разли­чий.

Учитывая, что игра является основным видом деятельно­сти детей дошкольного возраста, в процессе наблюдения необ­ходимо широко использовать игровые приемы. Они повышают общее эмоциональное настроение ребенка, вносят радость, что еще более стимулирует его желание наблюдать, делают наблю­дение более интересным. С их помощью легко преодолеваются интеллектуальные затруднения в процессе наблюдения. Для развития наблюдательности у детей хорошо использовать игро­вые приемы типа «Вспомни и назови, сколько лепестков у мака и сколько у ромашки», «Какая серединка у цветка тюльпана и нарцисса?» и другие. Выслушав ответы детей, воспитатель по­сылает ребят проверить, так ли это: предлагает принести эти цветы и подарить их тем из детей, кто сказал правильно.

Широко используются в наблюдениях дидактические иг­ры «Найди дерево», «С чьей ветки детки?», «Узнай по описа­нию». «Когда это бывает» и др. Весьма эффективны игровые ситуации. Например, можно попросить ребят представить себе, что они - ученые с Другой планеты - должны внимательно ос­мотреть место, где приземлился их космический корабль, чтобы составить представление об обитателях Земли. Или предложить детям стать детективами - исследователями, которым придется заниматься поисками, например, насекомых и следов их деятельности, чтобы составить «фоторобот».

Для развития сенсорного восприятия, организуя наблюде­ния предметов и явлений в самой природе, необходимо при­влечь внимание детей к запахам, звукам и осязательным ощу­щениям как средству получения информации об окружающем мире. С этой целью используют приемы и упражнения, разви­вающие все анализаторы: зрительные, слуховые, осязательные,, обонятельные, - например, "наблюдение вслепую". Дети могут работатьв парах, играя роли пришельцев из космоса, иссле­дующих окружающий мир с завязанными глазами, и роботов, помогающих ориентироваться в пространстве. После такого наблюдения детям предлагается обменяться полученными впечат­лениями, нарисовать предметы, которые они распознали с по­мощью каждого из органов чувств. Чем больше анализаторов участвует в наблюдении, тем объективнее и достовернее будут полученные результаты.

Найди свое дерево

Оборудование: повязки на глаза, карточки и фломастеры.

Для детей, которые никогда не интересовались деревья­ми, все они кажутся



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: