Используя заключительную часть текста, приведите три примера роли конкретных гуманитарных (или социальных) наук как непосредственной производительной силы.




Часть 1

Наука, образование, мораль являются элементами

1) духовной сферы жизни общества

2) экономической сферы жизни общества

3) политической сферы жизни общества

4) системы нравственных отношений

 

Наука о нравственности и морали – это

1) философия

2) культурология

3) этика

4) эстетика

 

Что отличает религию от других форм (областей) духовной культуры?

1) выявление законов развития природы и общества

2) нацеленность на получение практического результата

3) прогноз последствия социальных действий

4) вера в наличие сверхъестественного

 

Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

«Духовная жизнь – это важнейшая сфера деятельности отдельных людей и общества в целом, связанная с производством, сохранением, (1) и потреблением

(2). Наука, искусство, религия, мораль, образование выполняют социально значимые исторически закрепившиеся за ними функции, имеют свою структуру, т.е. являются

(3). Духовная жизнь отдельной личности включает ее потребности, способности, стремления, жизненные ориентиры и (4), знания, веру и многое другое.

Неотъемлемой ее частью является(5) – область чувств и переживаний. Условием полноценной духовной жизни личности является ее(6), т.е. освоение культуры».

 

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только о д ин раз.

Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

А) социализация

Б) распространение

В) общество

Г) социальный институт

Д) ценностные ориентации

Е) культура

Ж) духовные ценности

З) общественные отношения

И) эмоциональная сфера

 

Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

 

«Моральные оценки поступков позволяют оценивать их как хорошие или дурные, приносящие добро или причиняющие зло и заслуживающие(А). К основным _________ (Б) и ценностям относятся: доброта, чувство долга,(В), справедливость и т.п.

Ориентируясь на них, мы даём оценку своих и чужих поступков с моральной точки зрения.

Моральные нормы наряду с(Г) являются основными регуляторами поведения людей в обществе. Мораль это, прежде всего,(Д) поведения человека, основанный на его воле, долге, совести. Она присуща не только отдельным личностям, но и (Е), которое также оперирует категориями морали, даёт моральные оценки».

 

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только о д ин раз.

 

Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.

Cписок терминов:

1) моральные категории

2) производство

3) порицание

4) активность

5) совесть

6) внутренний регулятор

7) польза

8) общественное мнение

9) право

 

«Наука как вид(А) включает в себя особую(Б) по приращению существующего и получению нового знания. Результатом становится(В) научных знаний, образующих в совокупности научную картину мира.

Существует две модели развития знания. Согласно(Г) наука представляет собой особый вид социальной памяти человечества. Согласно(Д) наука периодически переживает коренную смену господствующих в ней представлений.

Термин "наука" употребляется также для обозначения совокупности(Е), изучающих различные объекты действительности».

 

Выбирайте последовательно одно слово (словосочетание) за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов (словосочетаний) в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.

Cписок терминов:

1) стратификация

2) мобильность

3) отрасль

4) эволюционная модель

5) духовное производство

6) система

7) уровень научного знания

8) революционная модель

9) деятельность

 

Часть 2

Взаимосвязь науки и производства прошла различные исторические этапы в своем развитии. На первых этапах наука еще не могла оказывать сколько-нибудь значительного воздействия на развитие производства, она, как правило, шла рядом с производством или даже позади него, теоретически обобщая эмпирически добытые технические новшества. В ХIХ веке зарождается новый этап во взаимодействии науки и производства, подмеченный уже К. Марксом и определённый им как процесс превращения науки в непосредственную производительную силу общества. Рубеж этих двух этапов лежит между изобретением паровой машины и открытием электричества. Изобретение паровой машины относится еще к первому этапу: сначала паровая машина была создана (причем создана самоучками- практиками), и только впоследствии появилась теория паровых машин. Другое дело открытие электричества: сначала оно было открыто в лабораториях ученых, и лишь затем были найдены способы внедрения его в производство<…> Таким образом, наиболее характерная черта нового исторического этапа взаимодействия науки и производства – опережение наукой производства, превращение науки в «отца» современных отраслей производств (энергетики, химии, электроники, ракетостроения, радиотехники)<…>

Наука позволяет получать новые, не имеющиеся в готовом виде в природе, предметы труда с заранее заданными самим человеком свойствами (синтетическое волокно, искусственные алмазы, сверхпрочные сплавы и т.д.). Благодаря науке принципиально меняются орудия труда и технология производства в целом, что особенно ощутимым становится на сегодняшнем витке научно-технической и технологической революции, связанным с внедрением микропроцессоров, роботов, биотехнологии. И, наконец, определённый минимум научных знаний является теперь обязательным атрибутом современного производителя материальных благ, работника нового типа.

Необходимо учитывать, что в непосредственную производительную силу общества превращаются не только естественные технические, но и общественные или шире – гуманитарные науки. Имеется в виду не только их участие в совершенствовании производственных отношений, что позволяет увеличить производительную силу труда, но их непосредственное воздействие на главную производительную силу общества – человека- труженика. (С.Э. Крапивенский)

 

Используя заключительную часть текста, приведите три примера роли конкретных гуманитарных (или социальных) наук как непосредственной производительной силы.

 

 

Назовите, опираясь на знание обществоведческого курса, любые три функции современной науки, о которых в данном фрагменте не сказано.

 

 

Как автор характеризует роль науки в производстве на первых этапах истории? Какие события автор считает переломными на первом и втором этапах развития отношений науки и производства?

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: