Особенности организации управления на предприятии




На сегодняшний день в современной науке и практике управления отечественными предприятиями складывается некая противоречивая ситуация, обусловленная разными подходами к понятиям «менеджмент» и «управление». Данное противоречие в первую очередь касается именно отечественных авторов, поскольку понятие «менеджмент» является заимствованным и зачастую отождествляется с понятием «управление». Но есть и противники данного отождествления, понимающие под менеджментом некий совершенно новый тип управления организациями в современных рыночных условиях.

В отечественной литературе можно встретить следующие мнения.

О.Д. Волкогонова и А.Т. Зуб отмечают, что «в самом общем смысле менеджмент (самый близкий эквивалент этого слова – «управление») означает правила или осуществление «хорошего» управления организацией» [2, с. 3].

Е.Л. Драчева в своих исследованиях по проблеме управления делает вывод о том, что в современной практике понятия «менеджмент» и «управление» чаще всего отождествляют друг с другом и используют как синонимы. [2, с. 7]. В.В. Уваров в свою очередь считает, что «когда мы говорим о менеджменте, речь идет об управлении людьми», при этом он же говорит о необходимости учитывать менталитет и потому использование слова «управление» полагает более уместным. [5].

Разногласия в определении понятий «менеджмент» и «управлении» остаются до сих пор. И у этой ситуации есть некая предпосылка. В период перехода от плановой экономики к рыночной многие руководители столкнулись с осознанием того, что привычные им инструменты и методы управления перестали работать, а находившаяся в тот период в серьезном кризисе отечественная наука была неспособна предложить новые. И в этот момент в работах отечественных исследователей появляется заимствованное понятие «менеджмент», которое представляется в качестве принципиально нового экономического управления. Использование термина «управление» применительно к руководству организациями сводится к нулю, при этом вся отечественная литература и периодика пестрит новыми понятиями»: менеджмент, менеджер, которые практически без всяких обоснований употребляются во всех возможных контекстах. В.Д. Грибов, например, говорит о том, что «менеджмент – это научная и практическая концепция экономического управления производством и эффективного управления экономикой в условиях цивилизованного предпринимательства, то есть менеджмент выступает в качестве типа управления, вариантами которого могут быть управление административное, корпоративное, мотивационное, культурологическое, технократическое и др. [3].

При всестороннем широком использовании понятия «менеджмент» понятие «управление», основополагающее для отечественной науки советского периода, начинают использовать как второстепенной, применительно к отдельным отраслям управленческой деятельности: управление персоналом, управление инновациями, антикризисное управление и др. [4, с. 348]. В данных словосочетаниях использовали и понятие «менеджмент», что чаще всего говорило о желании автора подчеркнуть особую важность рассматриваемой проблемы, ее особую значимость и нестандартность [4, с. 363].

В стремительно изменяющемся мире эффективность организаций определяется эффективностью управления ими. Объектом управления в данном случае являются люди, подчиненные органу управления, задача которых заключается в реализации решений принимаемых руководителем. При этом следует отметить поразительный факт, большое количество рядовых сотрудников, деятельность которых заключается в выполнении определенного конкретного ряда задач, до сих пор полагает, что «руководители» не занимаются ни чем. Серьезный зарубежный исследователь М. Мескон в своих работах отмечает, что имеет место «поразительная нехватка фактов о том, что же в действительности делают руководители» [7]. Таким образом, проблемы возникающие в отечественном управлении не удается решить даже за счет введения нового понятия «менеджмент», что приводит к тому, что само понятие «менеджмент» снова начинает трактоваться отечественными исследователями по-разному.

Так, например, В.Р. Веснин в своих работах выделяет несколько видов менеджмента, в том числе снабженческо-сбытовой менеджмент, производственный менеджмент, маркетинг-менеджмент, менеджмент персонала, финансовый менеджмент, инновационный менеджмент аккаутинг-менеджмент [1, с. 12].

Анализ зарубежной литературы по менеджменту позволяет сделать следующие наблюдения. В переводе с английского языка менеджмент означает управление производством; под менеджментом понимается совокупность принципов, методов, средств и форм управления производством с целью повышения его эффективности. Английский «Международный справочник по менеджменту» трактует понятие «менеджмент» следующим образом: «Менеджмент – это эффективное использование и координация таких ресурсов, как капитал, здания, материалы и труд для достижения заданных целей с максимальной эффективностью» [6].

Приведенное выше определение наиболее четко отражает суть понятия «менеджмент», позволяя определить его содержание (эффективность в использование ресурсов) и объекты (все виды ресурсов организации, как материальные, так и нематериальные).

Определение ресурсов организации в качестве объектов менеджмента позволяет говорить о том, что эффективность деятельности организации определяется грамотным и сбалансированным воздействием на все ее материальные и нематериальные ресурсы, и именно это определяет, насколько успешна ее деятельность в условиях рынка. Таким образом, сущность и содержание менеджмента заключается в оптимальном распределении и эффективном использовании ресурсов. И одним из основных ресурсов организации на сегодняшний день является ее персонал, таким образом, возникает понятие «управление человеческими ресурсами». В данном случае речь не идет о простой замене понятий, недостаточно просто переименовать сотрудников в персонал, не изменив подходов к нему. Менеджмент организации должен стать социально-ориентированным, необходимо стоить строить систему управления на основе использования достижений социологии и социальной инженерии, учитывая существующие потребности отдельного человека, нивелируя противостояние между человеком и обществом, сближая социологию и научно-технический прогресс.

Если говорить о функциях менеджмента следует выделить в качестве основных следующие направления: оценка или анализ, прогнозирование, планирование, принятие решения и контроль его выполнения. Каждая функция является значимой и совокупная их реализация способна привести к достижению запланированного результата. Нельзя говорить о превалирующем значении какой-то одной функции, поскольку каждое последующее действие будет эффективным только при эффективном осуществлении предыдущего этапа. Невозможно принять оптимальное управленческое решение без качественно проведенного анализа ситуации, так же как невозможно осуществить реализацию решения и проконтролировать процесс реализации, пропустив этап делегирования полномочий и ответственности. На всех этапах принятия и реализации управленческого решения следует использовать все доступные методы из «арсенала управленческой науки», к числу которых относятся системный анализ, моделирование и другие способы коллективной выработки решения. При этом следует помнить, что вся система управления должна быть построена на основе соблюдения принципов организации. В данном случае речь идет о таких принципах, как целостность управления, упорядоченная иерархическая структура, оптимальное сочетание централизации и децентрализации и др.

Таким образом, под менеджментом организации следует понимать упорядоченную, органичную, целостную систему управления всеми ресурсами предприятия: финансовыми, информационными, производственными и человеческими, ориентированную на развитие предприятия с целью достижения максимального эффекта от его функционирования.

В процессе реализации управленческих функций возможно применение самых разнообразных методов и методик, разработанных как отечественной, так и зарубежной наукой, и опробированных в деятельности конкретных успешных предприятий. Под методами управления в данном случае понимается совокупность всех возможных к применению способов воздействия на объект управления для достижения максимальных показателей и заданной степени эффективности, обозначенной в целях организации [24, с. 23].

В переводе с греческого языка слово «метод» (metodis) означает способ, предназначенный для достижения цели. Методы управления являются инструментов реализации задачи, поставленной перед деятельностью организации. В процессе описания и обоснования методов управления следует охарактеризовать их направленность, форму и содержание.

По своей направленности методы управления ориентируются на систему управления, включающую в себя организацию, ее структурные подразделения и персонал, реализующий функции в рамках этих подразделений. Взаимосвязь этих элементов, их отношение друг к другу образуют организационную структуру фирмы.

Виды и методы управления необходимо применять комплексно, сочетая их в процессе управленческой деятельности, поскольку все они взаимосвязаны и дополняют друг друга. Программное использование совокупности методов управления позволяет добиться устойчивого успешного развития организации. Каждый конкретный метод управления в свою очередь сочетает в себе четкую направленность воздействия, содержание и организационную форму

Высокая рыночная конкуренция требует от руководства организации постоянного контроля ее функциональности в том случае, если организация ориентирована на достижение высоких результатов деятельности. Этого можно достичь за счет грамотного управления.

Высококлассный финансовый менеджер, должен владеть всеми возможными финансовыми методами управления расходами. Речь идет в первую очередь об эффективности распределения затрат. Это позволит находить оптимальные решения в различных ситуациях, требующих оперативного вмешательства руководства, а также строить программы долгосрочного развития.

Использование финансовых методов управления расходами направлено на решение следующих задач:

· расчёт и изменение норм;

· создание плановых и отчётных калькуляций;

· упорядочение нормативной базы;

· учёт затрат по производствам;

· поиск резервов экономии;

· проведение тщательного контроля над количеством затрат [32, с. 33].

Целью использования методов управления затратами является беспрерывное поддержание высокого уровня конкурентоспособности, при одновременном достижении финансовой устойчивости предприятия. Эффективное управление затратами и равномерное их распределение требует определения их сущности и характера, а также классификации по конкретным признакам, которые позволять установить максимально допустимый или минимально возможный уровень затрат, что в свою очередь создаст условия для проведения планирования, учета и контроля затрат по их видам.

В группе методов финансового управления расходами можно выделить следующие: налогообложение, планирование и прогнозирование, кредитование и инвестирование, самофинансирование, аренду, материальное стимулирование, залоговые и трастовые операции, страхование, лизинг; факторинг, фондообразование и др.

Управление затратами осуществляется по определенной программе, включающей в себя стадии, характерные для всех процессов управления.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: