В основе деятельности всех современных систем управления лежит процессный подход. Однако следует отметить, что на сегодняшний день отсутствует понятное и структурированное описание процессного подхода к управлению, что обуславливает возникновение заблуждений в среде отечественных управленцев и как следствие приводит к неудачам при попытках его внедрения в практическую деятельность организации [24, с. 25]
Под термином «подход к управлению» понимается способ делегирования полномочий и ответственности, применяемый в управленческой деятельности. На сегодняшний день в практике управления выделяют три возможных подхода к управлению – проектный, функциональный и процессный. В практике управления организациями данные подходы используются в сочетании друг с другом. Рассмотрим более подробно сущность функционального и процессного подходов.
Под функциональным подходом к управлению понимается подход, основанный на делегировании полномочий и распределении ответственности через функции, которые в свою очередь представляют собой подсистему организации, сформированную по типу выполняемых работ. В качестве основных функций в организации выделяют следующие: производство, финансы, маркетинг и персонал. Помимо основных существуют также вспомогательные функции, к числу которых относятся юридическое сопровождение, обеспечение безопасности и др. Использование функционального подхода основано на выделении в системе ее составляющих, так в деятельности организации вычленяются основные функции, реализацию которых осуществляют функциональные руководители, обладающие все полнотой власти по своему направлению деятельности. Далее происходит вычленение подфункций, реализующихся в рамках более узких подразделений под руководством менеджеров. Таким образом, всю систему организации пронизывает четкая система делегирования полномочий и распределения ответственности. Применение функционального подхода к управлению обосновано в случае регулярной деятельности, когда внешние условия достаточно стабильны и не требуется быстрое и адекватное реагирование на изменение внешней среды [34, с. 26].
|
В основе процессного подхода к управлению лежит управление бизнес-процессами, под которыми понимается устойчивая деятельность, задача которой заключается в преобразовании ресурсов в результаты. Суть подхода состоит в следующем - происходит выделение проблемного бизнес-процесса, определяются его участники, один из участников назначается его руководителем и получает все полномочия по управлению данным процессом. Таким образом происходит построение матричной организационной структуры, где участники бизнес-процессов подчиняются одновременно своему линейному руководителю и руководителю бизнес-процесса.
Использование только функционального подхода в практике деятельности современных организаций становится редкостью. Обоснованность перехода от функционального к процессному подходу в управлении заключается в следующем.
Окружающий мир представляет собой совокупность постоянно взаимодействующих между собой компонентов, то есть является системой, что лежит в основе системного подхода к управлению, одним из основных законов которого является следующий постулат: точка «оптимальной работы всей системы» не соответствует «сумме точек оптимальных работ подсистем». И здесь становится очевидным проблемного место функционального подхода к управлению, который основан на том, что в рамках реализации каждой функции необходимо добиваться максимальной эффективности. Но это зачастую не может стать залогом максимальной эффективности деятельности организации в целом. Преимущество процессный подхода в данном случае состоит в том, что он предполагает возможность максимальной эффективности всей системы в целом при некоторой неоптимальности ее подсистем и подразумевает настройку неоптимальности подпроцессов для достижения максимальной оптимальности бизнес процесса в целом. [35, с. 312]
|
В современных условиях важнейшими проблемами любого предприятия являются: обеспечение беспрестанного развития, завоевания рыночных позиций, овладения конкурентными преимуществами в долгосрочной перспективе. Эффективное решение этих проблем возможно за счет правильно выбранного стратегического направления, грамотно разработанных стратегий, создания стратегических планов, то есть использование стратегического управления. Назначение стратегического управления - обеспечение выживания организации в будущем установлением динамического баланса потенциала предприятия с окружением. При этом стратегии выступают как инструмент достижения целей, а для реализации самих стратегий необходимо, чтобы все предприятие функционировало в стратегическом режиме [11, c. 223].
Интенсивность конкуренции рядом с рост требовательности потребителей предопределяет внедрение систем управления предприятием на принципах маркетинга, который дает возможность установить тесную связь между компанией и ее внешним окружением, повышая тем же эффективность ее деятельности и усиливая ее рыночные позиции.
|
Рассматривая влияние маркетинга на выбор стратегии предприятия, можно определить, что маркетинг влияет на предприятие из двух направлений: маркетинг как стратегия и маркетинг как тактика. Маркетинг как стратегия охватывает: сегментация рынка, формирования цели, позиционирования, сосредоточения внимания на проблемах предприятия, определения стратегии конкурентного преимущества фирмы в выбранной сфере деятельности.
Маркетинг как тактика основывается на: применении комплекса маркетинга, формировании отношения потребителей к фирме и ее товарам, привлечение менеджеров всех уровней управления к осуществлению тактических маркетинговых мероприятий [44, с. 4].
Следовательно, стратегия маркетинга являет собой систему организационно-технических и финансовых мероприятий относительно интенсификации производства, реализации продукции, повышения ее конкурентоспособности, активного влияния на спрос и предложение товаров. Эта стратегия предусматривает контроль за производством и рынком для содержания рыночных цен на уровне, который обеспечивает оптимальные прибыли, воплощается в программе мероприятий относительно совершенствования производства и реализации товаров с целью обеспечения высоких и стойких прибылей.
Массовое производство товаров, выбор тактики конкурентной борьбы возможны лишь на основе анализа результатов хозяйственной деятельности. Анализ факторов и причин, которые привели к конкретной ситуации - необходимое условие успешных действий на рынке, уточнение тактических направлений деятельности маркетинговых служб.
В основу исследования концепции стратегического управления предприятием положен маркетинговый подход, который предусматривает разработку и внедрение маркетинговых стратегий (система организационно-технических и финансовых мероприятий относительно интенсификации производства, реализации продукции, повышения ее конкурентоспособности, активного влияния на спрос и предложение товаров).
Исходя из отмеченных концепций, управление маркетингом - это совокупность инструментов, рычагов и методов, которые формируют интегрированную политику предприятия, которые должны включать организацию, анализ, планирование проведения мероприятий, направленных на достижение определенных целей предприятия на рынке и контроль. Процесс управления маркетингом заключается в проведении анализа рыночных возможностей, отборе целевых рынков, разработке и реализации комплекса [24, с. 377].
Маркетинговый подход к управлению организацией основан на принципе ориентации всех элементов системы, а также инфраструктуры на решения проблем, которые возникают у потенциального потребителя товаров, услуг.
В связи с динамикой потребностей и спроса покупателей, предопределенных общественными и личными факторами, маркетинговое управление должно иметь цикличные характер, что позволяет оперативно следить за изменениями рыночной ситуации и своевременно корректировать стратегию и тактику управления организацией.
Основной целью маркетингового подхода к управлению предприятием является обеспечение его выживания в условиях рыночных отношений. Это определяет необходимость построения задач управления на основе принципов маркетинга: эффективное и целевое использование ресурсов, создание такого товара или услуги, который способен в полной мере удовлетворить запросы потребителей с точки зрения его качества и в достаточном количестве. Таким образом, стратегическое управление, которое построено на маркетинговых принципах, предусматривает циклическую схему управления, с помощью которой можно ориентироваться на конъюнктуру постоянно изменяющего рынка.
Подведя итоги, следует отметить целесообразность использования процессного подхода в управлении организацией, способного дать значительный эффект в условиях рыночной конкуренции. Основными его достоинствами являются прозрачность, гибкость ориентированность на результат. В то же время параллельное применение двух подходов позволит организации объединить схожие функции в рамках различных бизнес-процессов и создать эффективно функционирующую систему, позволяющую достичь максимальных результатов.