Глава 1. Основные тенденции развития материальной культуры Голландии XVII века.




Введение.

 

Актуальность исследования. Материальная культура – это важная часть повседневной жизни людей в любое время. Она включает в себя предметы повседневного быта, орудия труда, костюм, предметы культа. Материальная культура является основой анализа для рассмотрения жизни людей в определенном месте и в определенное время. Общество это динамичная структура, а потому изменяясь, оно меняет и материальный мир вокруг себя. Предметы повседневной жизни отображают основные тенденции в культуре и моде, устоявшиеся традиции и стадию развития определенного общества.

Культура раннего Нового времени, а в частности Голландии XVII века отображает общественные изменения, произошедшие в начале новой эпохи. В это время в стране начался «золотой век», который отразился в развитии науки, искусств, культуры и экономики. Голландия внесла большой вклад в развитие разных направлений своей деятельности. Она оказала влияние также на другие страны, которые стали перенимать часть накопленного опыта из Голландии. В частности Петр I в культуру Российской империи вводил многие культурные особенности голландцев. Так как молодой столицей стал Санкт-Петербург, то в нем сохранились некоторые предметы, которые перенял из культуры Голландии император.

Жанровая живопись, особенно развивается в XVII веке в Голландии. Она отображает тенденции в материальной культуре этого времени. Среди них интерьер, костюм, предметы быта. А также особенности поведения людей, например, бытовые привычки, традиции и увлечения. Бытовой жанр, выделившийся из жанровой живописи, отражает эстетику раннего Нового времени, аллегорические смыслы в повседневной жизни.

Актуальной данной темы, выражается в интересе к ней представителей различных гуманитарных наук, в частности искусствоведов и культурологов. Существует обширная база научных трудов, посвященных изучению особенности художественного языка работ голландских художников, также существуют труды по реконструкции быта людей раннего Нового времени. Но при достаточно обширном освещении данной темы, остаются недостаточно раскрытыми особенности голландской материальной культуры в работах голландских художников бытового жанра, особенно из собрания Государственного Эрмитажа.

Анализ этой темы раскроет национальные черты голландцев, а также тенденции развития культуры в ранее Новое время в странах Европы. На основе предметов быта также раскрываются тенденции в развитии культуры Российской империи начала XVIII века.

Степень разработанности проблемы исследования в научной литературе. Тема материальной культуры Голландии и жанровой живописи разработана во многих научных работах и показана более детально с разных сторон.

В работе П. Зюмтора «Повседневная жизнь Голландии во времена Рембрандта»[1] освещается тема голландского повседневного быта XVII века, разные стороны жизни различных слоев населения страны, их увлечения и привычки. Также в этой работе большое внимание уделяется особенностям устройства домов и интерьеров.

Проблемам экономического развития страны, расширения производства, географии торговли и сотрудничества, а также причинам роста авторитета Голландии на мировой арене посвящена работа Муравьевой Л.А. «Экономика Голландии золотого века (XVI-XVII вв.)"[2].

В книге Е. Ротенберга «Искусство Голландии XVII века»[3] раскрываются особенности художественной культуры страны. В число рассматриваемых автором вопросов, входит архитектура, скульптура, живопись и декоративно-прикладное искусство.

Истории производства фаянса в Голландии, в частности в Делфте, а также интересу им в России посвящена работа Е.А. Андреевой «Появление голландской расписной фаянсовой плитки в России во второй половине XVII - начале XVIII в.: историография вопроса»[4]. Она необходима для рассмотрения вопроса о технологии изготовлении, росписи и предназначений в быту фаянсовых изделий.

Проблема значения кукольных домов в культуре Голландии освещена в работе Ю.Б. Павловой «Мир в миниатюре: голландские кукольные домики XVII века»[5]. Кукольные домики являются для нас одним из источников по реконструкции голландского жилища. Ю.Б. Павлова описывает особенности голландского интерьера в работах «Детская мебель в Северных Нидерландах XVII столетия»[6] и «Мода на ковры с цветочным декором в Голландии XVII века»[7], а также повествует о сложившихся женских образах в живописи Голландии в статье «Женщина в доме: женские образы в голландской бытовой живописи XVII века»[8].

Костюм, традиционный для Голландии XVII века рассмотрен в книгах А. Блейз «История в костюмах»[9], М.Н. Мерцаловой «Костюм разных времен и народов. Том 2»[10] и И.В. Блохиной «Всемирная история костюма, моды и стиля»[11].

В книге Ю.А. Тарасова «Голландский натюрморт XVII века»[12] разобраны не только смыслы предметов натюрморта, но и различные виды посуды, в частности сосудов для напитков.

Анализу голландского искусства XVII века посвящено множество работ отечественных исследователей, например, работа Н.Б. Линник «Голландская живопись XVII века и проблемы атрибуции картин»[13] и книга Т.Ф. Верижниковой «Малые голландцы»[14].

Общие тенденции и особенности культуры Нового времени освещены в работе Ф. Арьеса «История частной жизни. Том 3»[15].

Работы С. Бородиной «Бытейские письма» художников Голландии и Фландрии XVII в.»[16] и В.Н. Бодровой «Смыслы повседневности: проблема символизма голландской живописи XVII в.»[17] посвящены основным тенденциям в Голландской живописи, ее развитию, смысловой нагрузке произведений.

Проблемам бытового жанра в работах разных художников посвящены работы А.А. Дмитриевой «Бытовой жанр в делфтской живописи первой половины XVII века»[18], «Бытовой жанр в творчестве Яна Вермеера Делфтского 1650-х годов. Основные проблемы иконографии»[19], ««Кордегардии» и формирование концепции интерьерного бытового жанра в творчестве Питера де Хоха первой половины 1650-х годов»[20], «Домашние сцены в интерьерном бытовом жанре Питера де Хоха (делфтский период творчества)»[21] и «Жанровая живопись в творчестве мастеров «Школы Питера де Хоха»» часть 1[22] и часть 2[23].

Искусство голландских мастеров XVII века из собрания Государственного Эрмитажа представлено и детально разобрано в очерке-путеводителе Ю. Кузнецова «Голландская живопись XVII-XVIII веков в Эрмитаже»[24] и книге А. Сомова «Императорский Эрмитаж: собрание живописи»[25].

Основной базой для изучения предметов быта Голландии стал Рейксмузеум в Амстердаме. В его коллекции собраны предметы мебели, посуда, ковры и шпалеры, предметы интерьера. Также у этого музея большая коллекция живописных полотен голландских мастеров. Дополнительно некоторые предметы и картины, рассматриваемые в данной работе, находятся в собрании Музея Метрополитен в Нью-Йорке.

Базой для изучения материальной культуры в полотнах жанровой живописи стал Государственный Эрмитаж. Собрание этого музея имеет одну из наиболее крупных коллекций живописи Голландии. Первые полотна привозились в Россию для Петра I. Их приобретали Осип Соловьев и Юрий Кологривов[26]. Во второй половине XVIII века в Эрмитаж поступили четыре картины из коллекции Г. Брюля. Более значительное количество работ было куплено из коллекций Бодуэна, Уолпола и императрицы Жозефины в конце XVIII – начале XIX века[27]. Самым значительным стало для Эрмитажа поступившее в 1915 году собрание работ «малых голландцев» из коллекции знаменитого русского ученого, географа и путешественника П.П. Семенова-Тян-Шанского. В основе его собрания были голландские мастера. Его увлеченность «эпохой Рембрандта» послужила началу коллекционирования работ «малых голландцев». На основе своего опыта он написал монографию «Этюды по истории нидерландской живописи» и каталог собственной коллекции. В 1910 году он обратился к Эрмитажу с просьбой купить его собрание[28].

История коллекции П.П. Семенова-Тян-Шанского освещена в выставке Государственного Эрмитажа «Вкус коллекционера. Голландская и фламандская живопись XVI - XVII веков из собрания П.П. Семенова-Тян-Шанского», проходившая с ноября 2006 по январь 2007 года. Ее куратор выступила И.А. Соколова. Также в ее научно-исследовательской работе «Картинная галерея П. П. Семенова-Тян-Шанского и голландская живопись на антикварном рынке Петербурга»[29] освещена данная тема.

Сравнительными базами для анализа работ выдающего делфтского художника Яна Вермеера стали Рейксмузеум и Музей Метрополитен.

Целью данной курсовой работы является анализ предметов материальной культуры, представленных на живописных полотнах голландских художников бытового жанра из собрания Государственного Эрмитажа.

Для осуществления цели данной работы определены следующие задачи:

1. Проанализировать причину подъема культуры в Голландии XVII века;

2. Выявить основу предметного мира и материальной культуры и их развитие;

3. Рассмотреть различные виды предметов повседневного быта;

4. Определить роль предметов быта и жилища в представлении статуса их владельцев;

5. Проанализировать данные о материальной культуре через работы жанровой живописи голландских мастеров;

Структура исследования:

Первая глава «Основные тенденции развития материальной культуры Голландии XVII века» посвящена анализу предметной среды бюргерского дома. Здесь рассматриваются причины бурного экономического и социокультурного развития страны, выделение нового класса буржуазии, роль дома в жизни голландцев и основные предметы повседневного быта на основе конкретных вещей из собрания музеев.

Во второй главе «Повседневность в произведениях голландской живописи XVII в.» анализируются работы голландских художников и выявляются предметы повседневного пользования, а также привычки людей. В основу взяты работы Яна Стена, Герарда Терборха, Питера де Хоха, Габриела Метсю и Яна Вермеера.


Глава 1. Основные тенденции развития материальной культуры Голландии XVII века.

«Золотым веком» в истории Голландии именуется XVII век. Это время наивысшего расцвета экономики и культуры страны. В начале XVII века северные провинции Нидерландов освободились от гнета испанской короны, который длился долгое время. Экономическим центром стал Амстердам, заняв место Лейдена. В 1621 году возобновилась война с Испанией, что привело экономику Голландии к небольшому спаду. Война окончилась в 1648 году, был подписан Мюнстерский мирный договор. Голландия становилась независимой и сохраняла контроль над завоеванными землями. К 30-м годам XVII века начался сильнейший экономический подъем. Голландские банки из-за большого притока капитала от торговли кредитовали многие страны и правящие династии[30].

Став независимым, народ начал развивать свои производственные силы. В стране в этот период активно работают и развиваются мануфактуры, в частности ткацкие. Распространившийся кальвинизм, провозглашая идею о том, что долг верующего состоит в труде, результаты труда это Дар Божий, а отказ от собственности это грех, также активно способствовал экономическому росту страны и увеличению доходов населения[31]. Голландия была достаточно веротерпимой страной, поэтому на ее территорию бежало от гнета Испании множество зажиточных людей из других государств. При этом с собой они привозили большие денежные капиталы и свою национальную культуру[32]. Также одним из основных занятий голландцев была рыбная ловля и рыбная торговля. Близость к морю, развитое судостроение позволило Голландии стать одним из лидеров морских перевозок, а также торговли. Торговали с прибрежными странами, Ост-Индией, Западной Африкой, Южной Америкой. Голландцы закупали товары по всему миру[33].

В это время власть в Голландии была в руках у буржуазии, землевладельцев и купцов. Благодаря этому в стране началось строительство богатых домов. Наличие свободного капитала дало мощный толчок развитию культуры и искусств. Состоятельные бюргеры заказывают в большом количестве картины для своих домов, чтобы подчеркнуть свой достаток[34].

Таким образом, культура Голландии начала активно развиваться благодаря развитию экономики, появлению новых рынков, экономическим связям с дальними странами, политической независимости, а также распространению кальвинизма.

Бюргерское сословие формировало в XVII веке особый уклад жизни, который среди прочих увлечений наукой и искусством, также выразился в повседневном быте людей. Именно предпочтения этого класса отразились на моде Голландии. На их вкусы равнялись архитекторы, живописцы, скульпторы[35].

Интересно отношение населения Голландии к собственному жилищу. Центр жизни голландцев в XVII веке был сосредоточен в доме. Каждый человек, независимо от своего статуса и достатка стремился его облагородить. Например, трата денег на собственное жилище считалось почетным для любого мужчины. А женщины посвящали себя, свои силы и всю свою жизнь на поддержание дома. Вещи, мебель очень берегли, в повседневном быту использовали в основном малую часть вещей и ту, которую было не жалко. В основном утварь, представляющую ценность берегли и использовали только во время приема видных гостей. Целью многих аристократов и торговцев было соперничество друг с другом в убранстве жилища. Излишки денег в основном тратили на покупку предметов роскоши. Поэтому часто вещи в доме показывали не вкус владельца, а его достаток[36].

Дома в XVII веке в Голландии встречаются из дерева, а также их начинают строить из кирпича. Отделывали фасады светлым песчаником[37]. Застройка была плотная, и фасады домов тесно соседствовали друг с другом. Поэтому постройки росли в высоту, было от двух до четырех этажей в доме, а также вытягивались в глубину[38]. Некоторые богатые люди, чтобы показать свой достаток, делали пяти и семи этажные постройки. Цокольный этаж находился на уровне канала. Первый этаж был немного приподнят над уровнем земли, здесь находился главный вход. Им пользовались в редких случаях: во время брачных церемоний и похорон[39]. Оконных проемов было пять или шесть. Над окнами первого этажа, защищая от дождя и палящего солнца, находился деревянный навес. Чтобы дома не разрушались от сырости, стены фасада покрывали смолой. Владельцы домов с небольшим достатком покрывали деревянные части цветными лаками. Богатые буржуа могли позволить себе украсить здание фигурами кариатид или львов, пилястрами из мрамора. Верхний этаж имел всего одно окно или дверь, если там располагался склад продуктов. Крышу делали двускатную под большим углом[40].

Еще встречались кварталы, где дома был построены по средневековым обычаям. В таких жилищах над первым этажом нависал второй этаж. Улицы были узкие, грязные, немощеные. В таких кварталах обитали бедняки. Даже крупные города не смогли избавиться от подобных трущоб[41].

В доме царил порядок и чистота. Женщины усердно поддерживали порядок в доме. Часто уборку проводили раз в неделю в субботу и еще в один день на неделе. В некоторых городах в домах убирались практически каждый день кроме воскресенья. Для этого вытаскивали мебель наружу, полы мыли с водой, драили песком. Фасады домов также мыли при помощи шлангов. Также проводились генеральные уборки раз или два раза в год. В результате постоянных уборок в доме становилось очень сыро, а из-за сырости часто болели ревматизмом. Если в дом приходил гость, то на этот случай была приготовлена обувь из соломы, которая надевается поверх обуви, а также щетки или тряпки, чтобы очистить обувь от грязи[42].

Важно отметить внутреннее устройство дома. Вообще голландское жилище изнутри напоминает «лабиринт». Комнаты в нем находятся на разных уровнях, а переход между ними осуществляется посредством лестниц и переходов. Войдя в дом, мы первым делом попадем в прихожую. Из прихожей лестницы вели в цокольное помещение, где находился погреб. Комнаты чаще разделялись при помощи перегородок или коридоров. Коридор шел через промежуточные комнаты, поднимаясь по лестнице, приводил к двери спальной комнаты. Из коридора или из прихожей наверх шла лестница, которая вела в комнату, находящуюся между первым и вторым этажами, а потом на верхний этаж[43].

Реконструируют облик голландского жилища - кукольные дома. До нас не дошли в первозданном виде интерьеры голландских домов. Поэтому только кукольные домики наиболее полно и точно показывают внутреннее убранство дома изнутри. Их создавали из-за большой любви и трепета к своему дому. Кукольные домики показывали достаток семей, в коллекциях которых они находились. Порой устраивалась демонстрация домиков публике. Их могли передавать по наследству от матери к дочери[44].

Чаще всего домики и интерьеры в них воссоздавали реальные помещения. Их создавали на основе шкафа-кабинета, дверцы делали из стекла и устанавливали на подставку в виде столика. Стеклянные дверцы позволяли видеть внутреннюю обстановку, не открывая их. Внутри пространство делилось деревянными перегородками и полками. Каждая отдельная секция воспроизводила определенную комнату, которая выполняла в доме конкретную функцию. Они имели отделку и мебель определенной комнаты, будь то жилая комната или парадный зал. Кукольные домики реконструируют планировку дома, имеют названия комнат, а также, что очень для нас важно, показывают принципы расстановки мебели[45].

Кукольные домики в семьях очень ценились. Они не были игрушками для детей, а скорее коллекционными предметами. Их изготавливали мастера долгое время, а потому домик был дорогостоящим. Девочкам чаще всего разрешали в кукольном доме переставлять мебель, и то только кухонные принадлежности и предметы в кладовых. Трогать обстановку в гостиной и спальне запрещалось[46].

Примерами кукольных домов могут служить: дом Петронеллы Оортман (1687-1710 гг.) и дом Петронеллы Дунойс (1676 г.), которые хранятся в Рейксмузеуме в Амстердаме.

Рассмотрим устройство кукольного домика на примере дома Петронеллы Оортман (Приложение 1). Он считается самым богато украшенным. Кабинет, в котором размещаются копии интерьеров, выполнен из дуба и украшен панцирем черепахи и позолоченной латунью. Дом имеет три этажа, на которых расположены девять комнат. Что интересно, расположение комнат в домике симметричное. На верхнем этаже располагаются три комнаты: бельевая, комната для прислуги и детская, где располагается кровать с балдахином и колыбель. На втором этаже располагались самые богато украшенные интерьеры гостиной, где на стене находится живописное панно. Напротив этой комнаты – комната роженицы. В ней находится колыбель для младенца, «инвалидное кресло» для женщины после родов. Сама комната украшена очень богато, что говорит о важности рождения ребенка в голландских семьях. А на нижнем этаже располагаются кухня и столовая, которая украшена шкафом, а в нем располагается коллекция фарфоровых предметов[47].

Перейдем непосредственно к описанию интерьера жилого дома. Важно отметить, как выглядели основные составляющие дома, такие как стены и пол. В мещанском жилище чаще всего пол застилали деревом, которое хорошо удерживало тепло, или же дешевой керамической плиткой. В домах богатых буржуа полы выстилали керамической или мраморной плиткой, но данные материалы не удерживали тепло и были холодными. Плитку выкладывали в «шахматном» порядке, чередуя белый и черный цвет. На пол, вымощенный плиткой, стелили циновку, редко ковры. Ковры чаще выстилали во время приема важного гостя, а после его ухода убирали[48].

Нередко стены в домах были просто побелены. Но из-за постоянной влажности, которая была вызвана постоянными уборками и проживанием в непосредственной близости с водой, они покрывались каплями воды. Чтобы защитить от влажности, а также украсить стены обшивали кожаными панелями, на которых находился золотой рисунок. Часть стен за шкафами и кроватями закрывали деревом. На нижней части стен, в качестве плинтуса выкладывали фаянсовую плитку. Изразцы активно использовали в декоре помещения[49].

В Голландии впервые плитка, которую раньше использовали только в качестве напольного покрытия, стала использоваться для декорирования стен. К концу XVII века изразцы покрывали не только все пространство стен, но еще перешли на потолок. Фарфор появился на территории Голландии из-за непосредственной торговли с Китаем. Самым известным в Голландии центром по производству керамических изделий стал город Делфт. На протяжении XVII века формы плиток были различными: квадратными, прямоугольными и ромбовидными. Но, однако, к концу XVII века стандартной стали изразцы, имеющие форму квадрата. Плитка чаще всего была белой с голубой росписью. Голубой цвет получался благодаря использованию кобальта, который при обжиге давал этот оттенок. К концу XVII века популярным цветом помимо голубого стал пурпурный, который получался при использовании оксида марганца. Эти цвета иногда сочетали, и плитка становилась трёхцветной. Часто отдельные элементы на росписи украшали другим цветом, чаще всего желтым или оранжевым. Сюжеты на изразцах были различными: они изображали морскую тематику, природные пейзажи, растительные узоры, людей[50].

Потолок состоял из балок перекрытия, которые нередко ничем не закрывались. Люди с достатком могли позволить себе украсить его лепными панелями с изображениями на различные темы. В некоторых комнатах на цепочках к потолку подвешивались изделия из дерева или металла, а также гербы и штандарты[51].

Окна в доме были очень большими, чтобы осветить большое пространство комнат и коридоров. Оконные рамы двигались вверх и вниз, как «гильотина». Отчего мыть их изнутри дома было невозможно, поэтому пользовались шлангами и мыли с улицы. Окна застеклялись маленькими стеклянными квадратиками, нередко с использованием цветного стекла, которые оправлялись при помощи свинца[52]. Особое отношение в Голландии было к шторам. Чаще их предпочитали не завешивать, чтобы прохожие и соседи могли видеть происходящее в доме, а также внутренние интерьеры, которыми очень гордились.

Интерьер голландского дома четко отражал национальные черты и традиции. Обозначим общий облик и предназначение жилых комнат и спален. Жилая комната имела центральное место, здесь проводили больше всего времени за повседневными занятиями. В ней находился стол, стулья, шкаф с посудой, зеркало, в углу находилась деревянная скамья. У богатых буржуа здесь был салон и поэтому роль центральной комнаты уходит. На стенах были развешаны картины, трофеи. Поэтому женщины и служанки проводили свое время в «задней комнате», которая играла роль жилой, меблировка была очень проста[53].

Спальня в XVII веке в Голландии была новшеством. Во многих мещанских семьях еще сохранялись кровати, находившиеся в шкафах. Размеры подобных шкафов были достаточно небольшими, так что спать приходилось практически сидя. В выдвижном шкафчике могли спать дети. Спальни богатых людей имели больше декора. Кровать имела иные формы и имела вид прямоугольного ложа, а сверху над ним находился балдахин, который держался на колоннах. Спали обычно на перьевом матрасе и подушках, укрывались другим матрасом[54]. Помимо кровати в комнате находились два стула, стол, бельевой шкаф и умывальник.

Рассмотрим голландскую мебель в жилых комнатах на конкретных примерах. Мебель делали из дерева, чаще дуба или ореха. Формы в начале века были более лаконичными и прямыми, однако ближе к концу столетия они стали приобретать большую декоративность и изящность.

Стулья были основной мебелью в доме. Их количество и качество отделки говорило о достатке владельца. В небогатом доме стулья делались из дерева, не имели подлокотников и обивки. Помимо стульев на четырех ножках были также распространены треногие табуреты. Стол в богатом доме имел больше декоративных элементов и обивался тканью. Вид стула имел обобщенный вид: ножки соединялись перекладинами, спинка делалась прямой. Спинки делались как высокими, так и низкими. Богачи могли позволить себе обивку гобеленами или же изысканно вырезанную из дерева[55]. Самый большой стул всегда занимал глава дома. Примером стула с обивкой тканью может служить стул 1620-1650 гг. из Рейксмузеума (Приложение 2), он сделан из палисандра и отделан черным деревом, спинка резная, а сиденье обито тканью.

Не менее важное место в доме имел стол. В Голландии столы имели прямоугольный вид с ножками в виде шаров или балясин, помимо этого они порой могли раскладываться[56]. Примером раздвижного стола с ножками, украшенными балясинами можно привести дубовый стол из Рейксмузеума 1600-1625 гг (Приложение 3). В богатых домах столы имели пышный резной декор ножек. Такой стол из липы с позолотой 1650-1675 гг. находится в собрании Рейксмузеума (Приложение 4). На его ножках вырезаны листья аканта, орлы, а также маленькие путти, которые держат два мраморных щита, на которых, должно быть, находились гербы. Помимо этого у стен устанавливались столики с тремя ножками.

Сверху столы, в особенности в бюргерских домах, застилались тканью или коврами. Частой тенденцией является сочетание в ансамбле интерьера предметов разных культур, жанров и даже эпох[57]. В XVII веке в Голландии были популярны ковры из Турции, или, как ее тогда называли, Анатолии. Эти ковры производили специально для продажи европейцам. Ковры часто имели орнаментальный узор и являлись экзотическим предметом[58]. Множество таких ковров находится в собрании Рейксмузеума. Например, восточный ковер 1600-1699 гг (Приложение 14). У исследователей есть несколько версий, где он был изготовлен – в Малой Азии или в Ушаке или в Валахии. Он украшен арабеской желтого цвета на красном фоне, имеет двойной край.

В Голландии в XVII веке были открыты мастерские по изготовлению ковров, хотя по технике они являлись шпалерами. Открытию производства способствовали иммигранты из Фландрии, которые основывали свои производства. Наибольшую популярность имели цветочные шпалеры, которые использовали для драпировки стен, столов, стульев и кресел. Растения всегда преобладали в изображениях. Причиной популярности цветочного мотива является большая любовь голландцев к своим садам и к растениям. Растения помимо декоративной носили также символическую функцию. Также на шпалерах вдобавок к изображению цветов были исторические и аллегорические сюжеты[59]. Шпалера с изображением Орфея, играющего животным 1620-1640 гг. из Рейксмузеума (Приложение 15). В нижней части рисунка находится Орфей, окруженный разными животными, в верхней части над ним изображены два рога изобилия с фруктами, а между ними расположена ваза с цветами.

Универсальным предметом мебели был сундук. Он мог использоваться как шкаф для хранения вещей, стол, стул и даже кровать. В бедных домах сундук застилали тканью и использовали в качестве стола[60].

Главное место в голландском доме занимал шкаф. Со временем он становится статусным предметом, эволюционируя от простого, массивного шкафа к более утонченному и богато украшенному. Материалами для инкрустации деревянной поверхности служили панцирь черепахи, перламутр и слоновая кость. В доме богатых буржуа имелось как минимум два шкафа – один для белья, а другой служил горкой для демонстрации керамических изделий, а также нередко и музыкальных инструментов. В подобных горках дверцы делали стеклянными, чтобы можно было увидеть внутреннее его наполнение[61]. В качестве примера можно привести бельевой шкаф из Рейксмузеума 1650-1660 гг., сделанный из дуба и украшенный эбеновым деревом (Приложение 5).

Большой популярностью в XVII веке пользовался кабинет. Он представлял собой изысканно декорированный шкафчик. Состоял кабинет из двух частей. В основной части в нем находятся маленькие ящики и ниши, каждая из которых закрывается дверцей. Этот основной массив чаще всего держится на высоких ножках. Часто их применяли для коллекционирования разного рода предметов: ювелирных украшений, редких и необычных предметов, например, экзотических ракушек[62]. Кабинет коллекционера из Рейксмузеума 1650-1675 гг (Приложение 6). Данный кабинет сделан из дубовой древесины, украшен эбеновым деревом и палисандром. Он декорирован вырезанными растительными изображениями. Этот кабинет предназначался для коллекционирования, в нем могли храниться старинные монеты, ювелирные изделия, редкости.

Обратимся к мебели для сна. Не всегда она находилась в специально предназначенной для этого стальной комнате. Например, шкафы-кровати находились непосредственно в жилой комнате, поэтому не было нужды в отдельном помещении, а также преимуществом данного предмета мебели является то, что шкаф отлично держал тепло, и отсутствовала необходимость сильно топить печь на ночь. Спальное место скрывалось от глаз посторонних при помощи дверок или шторок[63]. Подобный шкаф-кровать 1600-1650гг., сделанный из дубового дерева, находится в Рейксмузеуме (Приложение 7).

В XVII веке в Голландии распространились кровати с балдахином. Ее ставили в середине спальной комнаты. Кровать имела высокое возвышение, поэтому требовалась приставная лестница. Балдахин устанавливался на высоких резных столбах. Основным материалом для балдахина был шелк, иногда применялся бархат или индийский набивной хлопок[64].

В спальнях также находились предметы для поддержания личной гигиены, в частности это был умывальник, состоящий из кувшина и таза. На самом деле голландцы в XVII веке мылись не часто, могли сесть за стол, не помыв руки, даже если до этого выполняли грязную работу. Утром обычно умывались и мыли только те части тела, которые было видно из-под одежды[65]. Кувшин и таз, которые предназначались для умывания и мытья рук, находятся в Рейксмузеуме. Они были выполнены из серебра в 1649 году Йоханнесом Грилем (Приложение 8).

Важно упомянуть о месте декора в доме. Ему уделяли особое внимание. Люди с достатком стремились как можно больше предметов декора поместить в дом, чтобы показать свой материальный статус. Чаще всего завешивали активно пустующие стены, а также добавляли предметы освещения.

В своих домах богатые помещики практически во всех комнатах вывешивали зеркала[66]. В первой половине XVII века это были небольшие венецианские зеркала, а во второй половине века появились французские зеркала на ножках. Чаще всего зеркало находилось в раме, такой же, как и рама для картин. Нередко она была из черного эбенового дерева или имитировала его. Подобная рама 1640-1655 гг. из эбенового дерева и дуба работы Германа Думера расположена в коллекции Рейксмузеума (Приложение 9). Также эта рама украшена спрессованным усом, раньше думали, что это рог мифического существа.

Для освещения пространства комнат использовали лампы или люстры. Наиболее дешевым и распространенным вариантом источника света являлась масляная лампа[67]. Свечи себе могли позволить только люди с достатком. Поэтому только в богатом доме можно встретить подсвечник или канделябр. Подсвечники делали как металлические, так и керамические. Например, подсвечник из латуни XVII века из Рейксмузеума (Приложение 11). В том же музее находится керамический подсвечник 1690 года, созданный в Делфте (Приложение 12). Он имеет восьмигранную ножку, а его поверхность расписана растительным узором синего, зеленого и красного цвета. У камина устанавливались настенные канделябры. Характерный вид имели голландские люстры. Они изготавливались из латуни или бронзы[68]. Рожки под свечи имели завитую форму. А в самом низу люстры располагался шар, который увеличивал вес конструкции и не давал ей раскачиваться. Такая люстра из латуни 1650г. находится в Рейксмузеуме (Приложение 10).

Голландцы, жившие в достаточно холодном и влажном климате, вынуждены были обогревать помещение при помощи камина. Богатым считался тот дом, в котором располагался хоть один камин. Отверстие дымохода было широким, отделывали искусно сделанными металлическими пластинами. Топили камин буковыми поленьями или торфом, но данные виды топлива давали мало тепла. Поэтому женщины, проводившие весь день дома, под ноги ставили специальные грелки, в которые помещали тлеющие угли[69]. В Рейксмузеуме находится грелка для ног 1685-1700 гг (Приложение 13). Она имеет восемь граней, выполнена из дерева, обшитого красным бархатом, а внутри находится железный контейнер для углей.

Практически в каждом бюргерском доме была кухня, а в бедных семьях была комната или угол в доме для приготовления пищи. В таких небогатых домах запахи и жар распространялись по всему дому из-за отсутствия отдельного помещения, и находиться в комнате становилось тяжело. В богатых домах кухня скорее служила для демонстрации достатка и порядка. На кухне все оловянные и медные принадлежности блестели от чистоты, а посуда в шкафу была примерно расставлена. Часто хозяйки предпочитали готовить в другом месте, чтобы не нарушать порядка на кухне[70].

Посуда имела большую важность в повседневном быте голландцев. Она, как и многое другое, являлась показателем статуса и богатства ее владельца. К посуде относились бережно, предпочитая есть из уже использованных оловянных тарелок, а ценные керамические экземпляры хранили для приема гостей. В залах для приема гостей или в жилых комнатах в качестве декора выставляли горки с красивой посудой.

Самым распространенным материалом для изготовления кухонной утвари было олово. Его считали красивым и наравне с серебром любили украшать чеканкой или гравировкой. Но олово было ломким и часто приходило в негодность, однако в городах работали лудильщики, которые собирали испорченную оловянную посуду, переплавляли и изготавливали новые предметы. Оловянными были тарелки, кастрюли, сковородки и сосуды для питья[71]. В Рейксмузеуме представлена тарелка 1675-1725 гг. из олова, на которой выгравирован герб (Приложение 16). Что интересно, она достаточно плоская и имеет крайне небольшое углубление.

Состоятельные голландцы могли себе также позволить предметы из серебра. Искусство чеканки по металлу в Голландии достигло больших высот. Голландские мастера были одними из лучших в этой области. Блюда или вазы нередко покрывали статуарными или рельефными изображениями человеческих фигур и орнаментом. Одним из знаменитейших нидерландских мастеров в этой области был Пауль ван Вианен (ок. 1570-1613)[72]. Одна из его работ находится в Рексмузеуме. Это серебряное блюдо 1613 г., на котором изображен сюжет превращения Актеона Артемидой в оленя (Приложение 17). Интересно техническое решение исполнения работы, передний план изображения сделан более рельефно и объемно. Не менее знаменитым был его брат Адам ван Вианен (1569-1627), который отдавал предпочтение орнаментальным композициям[73]. Одной из самых знаменитых его работ и вообще работ голландских мастеров по металлу является серебряный кувшин 1614 г. абстрактной формы, выставленный в Рейксмузеуме, который он сделал в память о своем брате (Приложение 18). Ножка его выполнена в виде обезьяны, а формы кувшина напоминают причудливых существ.

Стекло в основном использовали для изготовления сосудов для питья. Существовало большое количество разных видов изделий. Стекло производили в XVII веке в основном в Богемии и в Германии. Стекольные мастерские существовали и в Голландии, но производство было достаточно дорогим. А провозить из других мест его было дешевле. Изделия обычно в этих местах делали толстостенными и декорировали резьбой или гравировкой, также они имели характерный зеленоватый оттенок. Производили стекло в этих местностях с использованием поташа, который получали из древесной золы. Помимо этих стран производством и экспортом муранского стекла занималась Венеция[74].

Рассмотрим различные типы сосудов для питья. Первым из них будет беркемайер. Он использовался для вина. Имеет вид перевернутого конуса и цилиндрическое основание. Был очень распространен в Германии и Голландии XVII века[75]. В Рейксмузеуме находится знаменитый беркемайер 1646 г., созданный для Анны Ремерс Вишер, на котором выгравирована надпись «Vincens tui» (Покоряй себя), а также изображение бабочки и мухи (Приложение 19).

Одним из самых знаменитых бокалов для вина является рёмер. Его чаша имеет вытянутую округлую, а основание цилиндрическую форму. Ножка, как и у беркемайера украшена стилизованными изображениями виноградной грозди или «колючками»[76]. Рёмер Анны Ремерс Вишер с выгравированными строчками



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: