Глава 2. Повседневность в произведениях голландской живописи XVII в.




Живопись в Голландии XVII века играла существенную роль в культуре страны и ее жителей. Изобразительное искусство в это время переживает наибольший расцвет и развитие, оно имело большое распространение в обществе. Дома богатых дворян и буржуа были обильно украшены живописными полотнами, но помимо них картины также приобретали люди более низкого социального класса, такие как ремесленники, купцы или зажиточные крестьяне. Наличие живописи в доме, а также ее количество свидетельствовало о материальном достатке ее владельца. Поэтому люди с большим достатком стремились заполнить свободные стены в своем жилище картинами. Вследствие этого живопись начинает носить не высокодуховное понимание как культурной и нравственной ценности, а скорее она имеет утилитарное значение[96].

По причине большого спроса на картины профессия художника переходит из числа редких и исключительных профессий в разряд массовых, ремесленных. Он работал на рынок, который трактовал свои вкусы. Занятие живописью из-за большой конкуренции мало приносило прибыли художникам[97].

Особое распространение в XVII веке в Голландии имела жанровая живопись. Она отражала интерес художников и заказчиков к теме повседневности. Это подтолкнуло к развитию многие художественные жанры, которые до этого были еще мало распространены, например, пейзаж, бытовой жанр, портрет, натюрморт и анималистический жанр[98].

Религиозная тематика в живописи перестает занимать лидирующие позиции, так как в стране царил кальвинизм, и церковь перестала быть главным заказчиком у художников. Это связано с тем, что протестантские церкви не имеют такого богатого украшения, в отличие от католических церквей[99].

Особенно ярко передает тему повседневной жизни людей – бытовой жанр. Этот жанр живописи направлен на то, чтобы показать привычки людей, их увлечения, интересы, нравы, чувства, переживания и повседневные занятия. Также действия на полотнах бытового жанра чаще всего происходят внутри помещения. Вследствие чего произведения данного жанра являются наглядным пособием для изучения повседневной жизни людей, окружающих их предметов материальной культуры, веяний моды в разных социальных слоях, интерьеров и внутреннего устройства голландского дома, а также традиций существующих в голландском обществе[100].

К числу видных представителей бытовой живописи, которые работали в период расцвета этого жанра, относятся такие известные голландские художники как Питер де Хох, Ян Стен, Герард Терборх, Ян Вермеер и Габриел Метсю.

Обратимся к творчеству Яна Стена (1626-1679), который работал в середине XVII века в Лейдене, Харлеме и в Гааге. Он работал в жанре портрета, пейзажа, также писал библейские сцены. Но мы рассмотрим его работы, относящиеся к бытовому жанру. Картины художника отличаются наличием юмора, сатиры, которые являются средством для обличения людских пороков, фальшивой морали его современников и пережитков из прошлого. Ян Стен не зацикливался на изображении только зажиточных людей, а обращался к передаче жизни разных слоев населения Голландии. Сюжетами его картин помимо повседневной жизни бюргерства также были веселые праздники и попойки[101].

Большинство из знаменитых работ из собрания Государственного Эрмитажа, которые относятся к расцвету творчества Яна Стена, были написаны в 1660-х годах, когда художник работал в Харлеме и имел уже большой опыт. К числу таких работ относится картина «Гуляки» (около 1660 г.) (Приложение 33). На этом полотне художник изобразил себя вместе со своей женой Маргаритой. Действие происходит в кабаке, и по тому, как сонно опирается о стол женщина можно понять, что стало причиной такого состояния. Художник изображен в веселом состоянии духа, взгляд его направлен на зрителя, а в руке он держит курительную трубку. В этой картине художник просто показал свою счастливую семейную жизнь, не прибегая при этом к морализаторству и сатире[102].

Интерьер и предметный мир на данной картине достаточно прост и не отличается дороговизной. Пол выстлан деревянными досками, небольшое количество предметов на полке свидетельствует об этом. До блеска начищенная на заднем фоне посуда говорит о чистоплотности хозяйки[103]. Из кухонной утвари мы видим металлическую сковороду на ножках, расположенную на полке, керамический сосуд для приготовления пищи, который находится на маленьком шкафчике, а также керамический кувшин с металлической крышкой, расположенный в нише стены. На столе выстлана скатерть темно-зеленого цвета, на которой даже видны дырки. На нем же расположена тарелка, скорее всего оловянная, нож на краю стола и большой сосуд для вина. Обратим внимание на предметы, окружающие женщину. Она находится на стуле, спинка которого украшена вырезанными головами львов. Мода на данный тип стульев пришла из Испании и была распространена в Голландии. Одна ее нога поставлена на грелку для ног, выполненную из дерева, которая являлась популярным предметом в женском обиходе. Поодаль мы видим снятую с ноги кожаную туфлю без пятки, такой вид обуви был популярен среди голландских женщин.

Мужчина в одной руке держит бокал беркемайер, а в другой керамическую трубку. Другая трубка разбитая лежит на полу[104]. Дело в том, что в XVII веке курение табака было модным, и большая часть населения Голландии была подвержена этой тенденции[105]. Курительные трубки делались в основном из обожженной глины. Они имели маленькую чашечку и в зависимости от того была ли это трубка для повседневного пользования или для торжественных случаев длина мундштука варьировалась. Глиняные трубки отличались дешевизной, и их производство было быстрым и не дорогим. Недостаток данных трубок заключался в хрупкости, поэтому их производили и закупали в больших количествах[106]. Главным центром в Голландии по их изготовлению был город Гауда[107]. Курительные трубки, которые мы видим на картине, являются неотъемлемой частью веселых застолий, особенно в кабаках.

К числу самых знаменитых работ Яна Стена относится картина «Больная и врач» (около 1660 г.) из коллекции Государственного Эрмитажа (Приложение 34). Основой сюжета для данного полотна стала голландская пословица «Там лекарство не поможет, где замешана любовь»[108]. На кресле, склонив на бок голову, сидит молодая девушка, которая, видимо, упала в обморок или притворилась, что находится в этом состоянии из-за того, что возлюбленный ее разлюбил, о чем свидетельствует потухшая свеча. В чувство ее привела служанка при помощи народного средства – сжигания шерстяного шнура, который находится на полу. Доктор, держит девушку за руку и считает пульс, при этом он скорее увлечен рассказом служанки о девушке[109].

Обратимся к предметному миру живописного полотна. Действие происходит в богатом доме и скорее всего в спальной комнате девушки. Об этом мы можем судить по наличию кровати с балдахином, выполненном из красного бархата. Стол возле девушки накрыт скатертью и на нем находится серебряный подсвечник, несколько книг, одна из них обитая сафьяном, а другая пергаментом, оловянное блюдо, на котором стоит стеклянный сосуд с жидкостью, серебряная ложка и фаянсовая чашка с голубым узором на белом фоне[110]. Пол в комнате выложен плиткой в «шахматном» порядке. Также одна нога девушки стоит на популярной в Голландии грелке для ног.

Девушка одета богато, и ее предметы гардероба выполнены из ткани ярких цветов. В качестве первого слоя на ней надета нательная рубашка, а сверху находится платье красного цвета, его корсаж имеет глубокий вырез, а низ юбки вышит золотом. Сверху на платье повязан белый передник и надета короткая шубка, прикрывающая бедра и отороченная мехом. А на ее голове повязан белый платок.

Доктор одет менее ярко и пышно. На его примере можно увидеть, как выглядел мужской костюм в Голландии XVII века. На нем мы видим безрукавку коричневого цвета, Рубашку более темного оттенка. Сверху на одно плечо накинут темный плащ. На ноги надеты укороченные штаны, а остальную часть ноги скрывают коричневые чулки. Его обувь выполнена из кожи с завязанным бантом. Яркий светлый акцент создает кружевной воротник с треугольными концами, популярный в XVII веке. А на его голове высокая шляпа с узкими полями.

Ярко показан интерьер дома и развлечения его обитателей на картине Яна Стена «Игра в трик-трак» (1667 г.), выставленная в Государственном Эрмитаже (Приложение 35). Сюжет повествует о развлечениях хозяйки в среде ее гостей и слуг. В центре изображена молодая хозяйка дома, играющая в трик-трак с самодовольным гостем, который предвидит свою победу[111]. Он одет модно для того времени. На его ногах брюки-рейнгравы до колен, а также белая рубашка, поверх которой одета короткая куртка. Другой гость следит за ходом игры и с ироничной улыбкой на лице смотрит на женщину, которая готовится сделать ход. На заднем фоне находятся слуги. Один из них укрывшись, хочет налить себе бокал вина, другая служанка, увидев это, стремится помешать ему, однако ее останавливает еще один слуга[112]. Вдалеке по лестнице, ведущей в комнату, поднимается служанка с подносом, на котором стоит бокал с напитком.

Эта картина помогает увидеть планировку голландских домов. Через дверной проем видно, благодаря соотношению пропорций служанки, что в комнату ведет лестница. Комнаты в домах находились на разных уровнях и к ним вели обычно лестницы. Стены в комнате завешаны кожаными панелями, украшенными золотыми узорами. Богатые дома не редко украшали подобным образом. О достатке хозяев дома также можно судить по картине в позолоченной раме, вывешенной на стене лестничного прохода. На переднем плане стоит курульное кресло с обивкой из черной ткани, на котором, свернувшись, спит собака. Данный вид кресел продолжал иметь популярность в Голландии, не смотря на то, что в остальном мире мода на них прошла. Обратим внимание на стол, сверху на нем лежит дорогой персидский ковер. Ковры в Голландии из-за их дороговизны не стелили на пол, а использовали в качестве украшения стен или стола. Высоко над столом висит латунная люстра с позолотой. Она имеет характерный вид для голландских люстр – изогнутые рожки под свечи и увесистый шар, удерживающий люстру в одном положении.

Многие голландцы проводили свободное время с гостями за азартными играми. В среде простолюдинов сохранилась игра в кости, существовало большое количество вариаций этой игры, например «пасс-дис», «бабки», «марелль». Но еще больше все сословия любили карточные игры. Их разновидностей существовало несколько десятков, среди которых игра в «рёмштекен», «омберна», «фараона» и т.д. Карточные игры были разорительны и настолько распространены, что власти пытались ввести налог на них, но это не помогало. Шахматы сохранялись пока только в аристократической среде, а шашки наоборот были популярны у всех сословий[113]. Игра в трик-трак пришла с Востока и сейчас знакома нам под названием нарды. Игроки, выбрасывают кости и делают ходы шашками по секторам доски. Именно эту игру мы видим на картине Яна Стена.

Другим выдающимся Голландским художником бытового и портретного жанров является Герард Терборх (1617-1681). Он много путешествовал по Испании и Италии, где изучал творчество старых мастеров, однако, оставался преданным традициям национальной голландской живописи[114]. Работы Терборха отличаются особой изысканностью, пространственной свободой и малым количеством фигур в композиции, чаще всего их две или три. В основном на своих картинах он изображает богатые буржуазные семьи. Это было вызвано тем, что жена художника была богатой патрицианкой из Денвера, и Терборх благодаря ей познакомился со светской жизнью. Мастер изящно выделяет яркие предметы композиции на темном, не имеющем деталей фоне. Его интересуют тончайшие, практически неуловимые детали в людских взаимоотношениях, которые он и передает в своих работах[115]. Герард Терборх своим творчеством оказал сильное влияние на таких знаменитых мастеров, как Г. Метсю и Я. Вермеера, а также на развитие бытового жанра в Голландии во второй половине XVII века[116].

Одной из самых знаменитых работ Герарда Терборха из собрания Государственного Эрмитажа является картина «Бокал лимонада» (1660-е годы) (Приложение 36). Тут изображен популярный в голландской живописи сюжет – посещение сводни. Не просто толковать молчаливый диалог и смысл прикосновений, происходящий между его героями. Молодой девушке, не хорошо себя чувствующей, подносит бокал с лимонадом молодой человек. При этой сцене присутствует мать девушки, которая как будто стремится приоткрыть плечи своей дочери. Происходящее между молодыми людьми также неоднозначно, не понятно кто кого желает обольстить, юноша, очевидно новичок в общении с противоположным полом, или девушка, которая возможно имеет в этом опыт или она смущена и скованна от происходящего. Художник при этом показывает различные оттенки поведения героев очень деликатно и не явно. Бокал лимонада, который оба стремятся удержать, в этой композиции становится центром[117].

Обратимся к предметному миру картины. Интерьер комнаты небогат и скуден на предметы обстановки. В углу находится кровать с балдахином из темной ткани, один конец полога отодвинут так, что видна сама кровать, что придает чувственности происходящему. На переднем плане находится небольшой столик с углублением на поверхности столешницы, возможно инкрустированный дорогими материалами. На столе находится керамическая тарелка небольшим углублением, которая по окружности краев тарелки имеет несколько полосок. В тарелке лежит кусочек того же лимона, из которого юноша выдавливает сок. Рядом с тарелкой расположился графин с водой или вином из темного стекла. Девушка в руках держит бокал похожий на рёмер, об этом можно судить по округлой форме сосуда и толстой ножке. Рёмер в Голландии был чрезмерно распространен и стал одним из национальных символов страны. Молодой человек сидит на стуле, у которого на краях спинки вырезаны и позолочены головы львов. Такой вид стульев также является отличительной чертой быта этого времени.

Герард Терборх является непревзойденным мастером в проработке и изображении текстуры и особенностей различных видов ткани. Девушка одета в атласное платье молочного цвета, украшенное вышивкой, в золотистую атласную короткую шубку, отороченную белоснежным мехом. На ее голове темный чепчик. Был распространен принцип контрастности, а потому одежда девушки светлая, а головной убор был более темным[118]. Юноша одет по-щегольски в очень модные брюки-рейнгравы длиной до колен, также на его ногах белые чулки и кожаная коричневая обувь с квадратным носом и с черным атласным бантом. Сверху на нем мы видим синюю куртку, рукава которой украшены большим количеством лент, а также в него выглядывают рукава белой рубашки. На его голове коричневая шляпа не очень больших размеров, но с завернутым полем с одной стороны и перевязанная тонкой черной лентой. Из того, что видно из одежды матери девушки – это белый чепчик и сверху на платье накинута короткая шубка с мехом, но только алого цвета.

Другой картиной художника с интересной деталью является «Получение письма» (1650-1660-е гг.) также из собрания Государственного Эрмитажа (Приложение 37). На данном полотне изображена девушка, находящаяся спиной к зрителю, которая вдумчиво читает пришедшее ей письмо. Хоть лицо ее не видно, но по общему положению фигуры можно понять, что она напряжена[119]. Девушка одета в длинное светлое платье с черными вставками на спине в виде шнуровки, с пышными рукавами и с объемной юбкой со складками. На голове у нее интересная прическа, сделанная при помощи черной ленты. Вдалеке у стены стоит юный почтальон. Интересным фактом является то, что точно такая же фигура девушки, с такой же прической и платьем изображена на другой картине Герарда Терборха «Отеческое наставление» (1654 г.)[120] из собрания Рейксмузеума в Амстердаме.

Убранство комнаты обильное и достаточно дорогое. В углу у стены стоит кровать с темным балдахином. На стене над уровнем балдахина висит три картины. Две из них это пейзажи, а одна – это портрет в золотой раме, возможно родственника девушки. Рядом с кроватью стоит деревянный стул, обитый бордовым бархатом, имеющий соединенные горизонтальными перекладинами ножки. Рядом с девушкой расположен стол, сверху накрытый большим богатым персидский ковром с алым фоном и цветочными узорами. Он настолько большой, что один конец ковра лежит на полу.

Видным голландским художникам бытового жанра является Питер де Хох (1629-ок.1684). Изначально, во время работы в Роттердаме, его интересовало изображение военного быта[121]. Но, переехав в Делфт, у художника начался стремительный расцвет его творчества, как и у многих художников этого жанра, который произошел во второй половине XVII века. В своих работах он смог показать наиболее полно и подробно жизнь бюргерства. При этом очень тонко и изящно объединить человека с интерьером, а также с воздушной средой. В это время его картины отличаются простором, множеством света, яркостью и детальностью. Художник стал мастером по изображению городских дворов[122]. Период заката творчества Питера де Хоха произошел в Амстердаме, где он не смог реализовать себя как успешного художника. Работы этого периода более мрачные, темные и менее четкие[123]. Однако период расцвета творчества художника оказал сильное влияние на живопись Голландии. Очень много мастеров из Делфта и Амстердама работали в его стиле. Среди них Питер Янсенс Элинга (1623-1682), Эсайас Бурсе (1631-1672) и другие[124].

Яркой работой, раскрывающей подробности устройства городов и дворов домов, является картина «Хозяйка и служанка» (около 1660 г.) из собрания Государственного Эрмитажа (Приложение 38). Действие происходит во дворе, хозяйка сидит возле дома, отложив свое рукоделие, она смотрит на принесенную служанкой с рынка щуку в латунном ведерке[125]. Действия героев повседневны, спокойны и обыденны. На картине ощущается умиротворение и размеренная повседневная жизнь бюргерского сословия, а также идеальная чистота всего.

Данная картина помогает рассмотреть устройство внутренних дворов бюргерских домов, внешний вид жилищ, а также устройство городских улиц. Внутренний двор вымощен той же плиткой, что и пол в доме, меленькую часть которого можно видеть через дверной проем. Раскладка черно-белой плитки особо характерна для Голландии XVII века. Далее за деревянным небольшим забором, окрашенным в коричневый и белый цвета, находится сад.

В стране особенно трепетно относились к садоводству. Даже горожане с малым достатком старались разбить небольшой садик. Чем больше достаток был у человека, тем более пышный и большой сад он стремился иметь. В нем высаживали фруктовые деревья, ягодные кусты, с особой любовью относились к различным цветам. При этом голландцы также хотели, чтобы их растения давали хороший урожай[126].

Вдалеке за высоким забором и через его арку виден водный канал. Он является характерной чертой голландских городов, которые строили в некоторых городах свои дома практически на берегу каналов. А также виден высокий четырехэтажный дом из красного кирпича и с балками, выкрашенными в белый цвет. Скорее всего, дом, на заднем дворе которого происходит действие картины, выглядит подобным образом.

Женские костюмы отличаются насыщенностью красок, и они немного схожи между собой. Хозяйка дома одета в яркую алую юбку с золотой вышивкой на подоле, белую рубашку, на которой сверху находится легкая черная куртка. На талии повязан белый передник, на голове покоится белый чепчик, помимо этого на ее голове видно золотое украшение для прически или для удержания чепчика, а также серьгу с жемчугом. Ноги обуты в текстильные туфли с вытянутым квадратным носом и без пятки. Молодая служанка одета аккуратно и опрятно. На ней белая рубашка, поверх которой затянут белый корсаж. Ее синяя юбка с золотистой вышивкой напоминает юбку хозяйки. Поверх нее коричневая заткнутая юбка. Двойные юбки входили в состав постоянного костюма служанок, их чаще всего закалывали и драпировали[127]. Обувь девушки также отличается схожестью с хозяйской, но она выполнена из кожи алого цвета.

Следующая работа времени расцвета искусства Питера де Хоха находится в Амстердаме в Рейксмузеуме и называется «Интерьер с женщинами у бельевого шкафа» (1663 год) (Приложение 39). На картине представлен ухоженный богатый дом, в котором хозяйки трепетно следят за его чистотой. У бельевого шкафа стоит пожилая дама и передает стопку чистых простыней помощнице[128]. В дверном проеме маленькая девочка с клюшкой в руках по полу катает мячик. Вдалеке из открытой двери видна улица – канал и дом напротив.

В доме имеется большое количество дорогой и качественной мебели, а также предметов декора. На стене над дверным проемом и окошком висят две картины: одна из них изображает пейзаж, а другая в золоченой раме имеет портретное изображение. На деревянном наличнике, частично закрывая портрет, стоит небольшая статуэтка Персея с головой Медузы Горгоны. В углу комнаты находится деревянная лестница, ведущая на второй этаж. В противоположной стороне стоит деревянный бельевой шкаф с вставками из дорогого черного эбенового дерева. Шкаф достаточно массивный и вместительный, опирается на округлые ножки. Такие шкафы были характерной мебелью для Голландии XVII века, хозяйки в них хранили не только постельное белье, но также предметы одежды и нижнее белье. Сверху на нем стоят фаянсовые миски, которые также демонстрируют достаток хозяев дома. Рядом с женщинами находится плетеная высокая корзина, которая используется для складывания в нее грязного белья.

Женщины одеты богато и характерно для людей своего положения. Пожилая дама в черной меховой курточке и в красной юбке до пола, поверх которой повязан белый передник. Она, как и молодая женщина имеет ювелирные украшения в виде сережек, что также говорит об их материальном достатке. Другая женщина одета в красноватый атласный жакет, темную юбку с золотистой вышивкой, а поверх ее находится желтая заткнутая юбка. Маленькая девочка одета в темное платье с темным передником, а на ее голове маленький чепчик.

Художником, вобравшим в свое творчество достижения своих современников, стал Габриел Метсю (1629-1667). Талант живописца проявился у него в раннем возрасте. Также, будучи совсем юным, он был одним из инициаторов создания гильдии живописцев в Лейдене. Сначала он рисовал в своем родном городе Лейдене в школе Г. Доу, затем поступил на учебу к Николаусу Кнюпферу в Утрехт, свои зрелые работы он создавал уже в Амстердаме. На его творчество повлияли такие художники как Ян Стен, от которого он взял живость композиции, у Герарда Терборха он позаимствовал светский характер изображения и утонченность, у Питера де Хоха детальность и наглядность, а у Рембрандта передачу света и тени. У Габриеля Метсю преобладают малофигурные композиции[129], действие на полотнах происходят в основном в помещении, а герои его картин спокойны, сдержанны и ведут себя относительно своего высокого статуса[130]. Колорит его работ ярок, а цветовые оттенки имеют теплую тональность[131].

К периоду расцвета творчества художника относится картина «Завтрак» (около 1660 г.) из собрания Государственного Эрмитажа (Приложение 40). На данной работе мужчина подает на завтрак устрицы молодой даме[132]. Она сидит достаточно скованно и холодно относится к спутнику, а он наоборот ощущает себя более раскованно и даже положил ей на плечо свою руку. Возможно, мужчина хочет научить даму есть устрицы, а может за этими действиями скрываются большие желания.

Интерьер дома и костюмы отражают материальный достаток героев. Все действие разворачивается за столом. Он очень массивный и сделан искусно из дерева, вероятно из дуба, с вставками из черного дерева. Резные ножки выполнены в виде балясин, а также с вырезанными вензелями. Сверху на него положен дорогой алый персидский ковер с восточными узорами. Но он немного сдвинут в сторону для того, чтобы освободить место для еды. Убранство стола показано очень детально и похоже по стилизации на голландские натюрморты XVII века. Раскрытые устрицы находятся на большом серебряном блюде, украшенном чеканными рисунками. Рядом с ним стоит прозрачный стеклянный кувшин с длинным носиком и ручкой, в который налито белое вино. В руках женщина держит золотую вилку. Но больше всего к себе внимание приковывает огромный рог, искусно оправленный в серебро. В противоположной стороне от стола находится большой камин из мрамора с небольшими колоннами[133].

Особо изящно на картине изображены костюмы и в частности ткань. Молодая дама одета в молочное атласное платье с золотой вышивкой и в синюю бархатную курточку, отороченную белым мехом[134]. На ее голове белый чепчик, который завязывается под подбородком. Ее костюм характерен для женщин из семей с большим достатком. Он выполнен из хороших дорогих тканей и выглядит аккуратно и опрятно. У нее в ногах находится грелка, сделанная из дерева, а из-за отсутствия одной из стенок видна чаша, в которую кладутся тлеющие угли. Мужчина также одет по моде своего времени. На нем белая рубашка, на которую сверху одета коричневая куртка, а на его плечи накинут короткий плащ.

Схожей по теме с картиной Яна Стена является полотно Габриеля Метсю «Больная и врач» (1660-е годы), которое находится в собрании Государственного Эрмитажа (Приложение 41). Все работы на данный сюжет связаны с неразделенной любовью. Действие, происходящее на картине Габриеля Метсю, более серьезное, а позы героев театральны, в отличие от работы Стена, где позы более живые и происходящее наполнено юмором и иронией[135]. Молодая девушка в болезненном состоянии показана сидящей в кресле. По сторонам от нее стоят врач и служанка. Доктор держит в руках стеклянную колбу и изучает ее содержимое, взятое очевидно из ночного горшка, стоящего у ног девушки. Служанка, стоящая с другой стороны с любопытством смотрит на врача.

Действие происходит в богатом бюргерском доме. Это можно понять по предметам в комнате, а также по пышному наряду молодой девушки. Позади героев находится дорогая кровать с голубым балдахином, который располагается на резных золоченых колоннах. Девушка сидит рядом со столом, накрытым большим ярким персидским ковром. На столе стоит фарфоровая тарелка, на которой лежат кружочки порезанного лимона. Рядом с ней находится цилиндрическая плетеная корзина с крышкой. В ногах у девушки стоит металлический ночной горшок. Они были распространены долгое время и в разных странах. В богатых домах их выносили служанки.

Девушка одета в дорогой костюм, распространенный среди дам бюргерского сословия. На ней платье медного оттенка с синими вставками по подолу и с золотой вышивкой. А сверху на него одета короткая красная бархатная курточка с белым мехом, которая завязывается лентами. На ее голове белый чепчик, а в ушах дорогие серьги. Рядом стоящий врач одет строго и по-академически. На нем черная куртка и черный до пола плащ. Из-под куртки выглядывают белые манжеты и белый воротник. На его голове высокая черная шляпа с небольшими загнутыми полями.

Выдающимся мастером своего времени в бытовом жанре стал Ян Вермеер (1632-1675). Несмотря на то, что его работы не представлены в Государственном Эрмитаже, его картины играют большую роль для понимания важности бытового жанра в Голландии XVII века. Вермеер считается одним из величайших художников страны. Его талант проявился в раннем возрасте. Он жил и творил в середине XVII века в Делфте, который в то время был развитым производственным городом, однако жизнь в нем была спокойной и размеренной. Он творил в одно время с уже рассмотренным Питером де Хохом. Сначала Вермеер писал картины на мифологические и евангельские сюжеты. Но со временем его интерес перешел на бытовой жанр[136]. Работы в этом жанре у него отличаются камерностью, малофигурностью, детальной прорисовкой предметного мира. Также отличительной чертой творчества Яна Вермеера является непропорциональная приближенность фигур к зрителю, это было вызвано тем, что художник применял в своей работе камеру-обскуру[137].

Непревзойденной работой художника является «Молочница» (1660 г.) из собрания Рейксмузеума (Приложение 42). Центральное и единственное действующее лицо на картине – это женщина молочница, которая переливает молоко из керамического кувшина в миску. На столе также находится другой кувшин из фаянса, выкрашенный синей краской и закрывающийся металлической крышкой, а также корзина с хлебом и булки, лежащие на столе. Также работа Вермеера отличается цветовой гаммой, он искусно сочетает желтый, насыщенный синий, зеленый и красный оттенки[138].

Помещение отличается простотой и отсутствием пышного декора. Стены выкрашены белой известью, при этом на них видны неровности, дырки в стене, вбитые гвозди. В качестве плинтуса на стыке стены и пола выложена фаянсовые изразцы, украшенная синей росписью с изображением купидона с луком и идущего человека с палкой. Делфт в это время является крупным производителем фаянсовых изделий, в том числе изразцов в Голландии. Также на полу стоит грелка для ног, выполненная из дерева, а из-за отсутствия задней стенки виден сосуд, в который помещают угли.

Женщина также одета просто, так как она, скорее всего, занимает место служанки в доме. Она одета в желтую кофту с засученными рукавами, красную юбку, на ее талии повязан ярко синий передник, а на голове у женщины белый чепчик с длинными свободными концами.

Тему увлеченности голландцев музыкой отображает картина «Женщина с лютней» (1662-1663 гг.) из собрания Музея Метрополитен в Нью-Йорке (Приложение 43). Изображенная женщина настраивает музыкальный инструмент и при этом с интересом смотрит в окно. Скорее всего, она готовится сыграть в дуэте, об этом говорит открытый песенник и виола да гамба на полу[139].

Увлечение музыкой было сильно в повседневной жизни в XVII веке в Голландии в среде богатых буржуа. Она выступала частью социальной жизни. Все праздники и встречи гостей сопровождались исполнением песен и игрой на музыкальных инструментах. Молодые девушки носили с собой песенники, где были собраны песни о любви. В домах также было множество различных песенников, а некоторые из них предназначались для отдельных категорий граждан. Песни пели хором или дуэтом под аккомпанемент флейты, лютни, скрипки, а у богатых людей пыли популярны клавесин и спинет[140].

На картине Яна Вермеера изображен богатый дом. Стол, за которым сидит женщина, сверху накрыт шпалерой. Они наряду с коврами использовались для украшения столов. На окнах висят темно-синие короткие шторы. Стулья, находящиеся в комнате на спинке имеют вырезанных львов и обиты черной кожей. На побеленной стене висит огромная карта, которая является предметом роскоши[141]. Увлечение картографией свойственно голландцам в XVII веке. Причиной этому послужили торговля и расширения экономических связей с другими странами мира. На столе лежит несколько песенников, которыми будут пользоваться для пения песен.

Женщина выделяется светом, который падает на нее из окна. Создается ощущение свечения. Она одета в желтую курточку, обитую мехом горностая. Также в качестве украшений на ней жемчужное ожерелье и крупные серьги и того же материала. В руках она держит лютню, выполненную из светлого дерева с темным грифом.

Был проведен анализ повседневного быта в Голландии XVII века через произведения художников бытового жанра. Была рассмотрена причина популярности данного жанра. Были проанализированные работы Яна Стена, Герарда Терборха, Питера де Хоха, Габриела Метсю и Яна Вермеера. Базой анализа стали произведения из собрания Государственного Эрмитажа. Но для большей детальности также важно было рассмотреть работы основного представителя данного жанра – Яна Вермеера, которые не представлены в коллекции Государственного Эрмитажа. Для сравнительного анализа были выбраны работы из Музея Метрополитен в Нью-Йорке («Женщина с лютней») и из Рейксмузеума («Молочница»). Помимо этого для анализа была выбрана работа Питера де Хоха «Интерьер с женщинами у бельевого шкафа» также из собрания Рейксмузеума. Рассматриваемые художественные полотна отображают в основном быт и материальную культуру, окружающие богатых голландских буржуа. Картины отображают их повседневные занятия, увлечения, среди которых азартные игры, музыка, курение табака, взаимодействия со слугами, любовные сцены, моду XVII века. Картины, относящиеся к бытовому жанру, являются основой для реконструкции быта в Голландии. Живописные полотна наряду с кукольными домиками реконструируют интерьеры домов, так как подлинные интерьеры того времени не сохранились. Благодаря картинам существует возможность увидеть различные тенденции и изменения, происходящие в обществе и в повседневной жизни людей.


 

Заключение.

В данной работе был проведен анализ и реконструкция повседневного быта «золотого века» Голландии XVII века. Основой для этого стали предметы материальной культуры из собрания Рейксмузеума и Музея Метрополитен, а также картины бытового жанра голландских художников из собрания Государственного Эрмитажа, в качестве сравнительной базы были выбраны работы из Рейксмузеума и Музея Метрополитен.

«Золотой век» голландской культуры стал временем подъема производительных сил страны, отличился появлением большого количества мануфактур, расширением экономических и географических связей с другими странами, в частности со странами Азии из-за наличия собственной Ост-Индской компании. Экзотические предметы, привезенные из других стран стали неотъемлемой частью повседневной жизни людей. В Голландии выделился слой бюргерства, который появился по причине быстрого денежного обогащения. Во многом они повлияли на появление новых культурных особенностей страны. Помимо бюргерства большую роль в оформлении новых традиций сыграл принятый в Голландии кальвинизм. Он в частности стал причиной бурного развития бытового жанра в живописи, который является хорошей базой для реконструкции быта страны.

У Голландцев большая часть жизни была занята благоустройством собственного дома. Поэтому жилища в большой степени отображают мировоззрение и существующие традиции того времени. Даже мужчины принимали участие в облагораживании дома и покупке экзотических предметов интерьера. Женщины практически все время посвящали жилищу, порядку в нем и его украшению. Предметный мир дома для голландцев XVII века был важен, он показывал статус своего владельца. Среди них особенно ценились привезенные предметы, такие как китайский фарфор, персидские ковры, раковины наутилусов и другие экзотические вещи. Поэтому для изучения культурных особенностей он особенно важен.

Бытовой жанр голландской живописи стал важной особенностью культуры страны в XVII веке. Именно Голландия стала его основоположницей. Благодаря своей направленности на покупателя, художники изображали повседневные сцены, в частности из жизни бюргерства. Сюжеты картин разворачивались в стенах дома. Они являются наглядным пособием по изучению и анализу голландского интерьера.

Материальный мир Голландии XVII века в данной исследовательской работе был представлен через предметы быта, костюм, интерьер, предметы мебели. Немаловажным является и изучение использования этих вещей в жизни, а также традиции, привычки и увлечения голландцев. Рассмотренные отдельные предметы повседневного быта из собрания музеев, благодаря работам в бытовом жанре, в интерьерах которых находятся подобные вещи, обрели смыслы и свое место в материальном мире голландского дома, а также стали основой для изучения культуры страны.

Список литературы.

1. Андреева Е.А. Появление голландской расписной фаянсовой плитки в России во второй половине XVII - начале XVIII в.: историография вопроса / Е.А. Андреева // Петербургский исторический журнал. – 2016. – № 4. – С. 212-235.

2. Арьес Ф., Эмар М., Кастан Н. История частной жизни: в 5 т. / под общ. ред. Филиппа Арьеса и Жоржа Дюби. Т. 3: От Ренессанса до эпохи Просвещения. - Москва: Новое литературное обозрение, 2016. – 720 с.

3. Бенуа А.Н. Путеводитель по Эрмитажу / А.Н. Бенуа – Москва; Берлин: Директ-Медиа, 2019. – 545 с.

4. Блейз А.И. История в костюмах от фараона до денди / А.<



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: