ОРГАНИЗАЦИЯ ИСТРУКТАЖА ПО ТЕХНИКЕ БЕЗОПАСНОСТИ




Обеспечить безопасность труда каждого рабочего, инженера и служащего, занятого в сфере технического обслуживания и ремонта автомобилей,— задача большого социально-политического и экономического значения. На предприятиях системы автотехобслуживания Минавтотранса РСФСР получило широкое развитие перспективное комплексное планирование мероприятий по охране труда. За одиннадцатую пятилетку на СТО в РСФСР освоено на охрану труда 5,8 млн. р., внедрено новое отечественное и импортное гаражное оборудование на сумму 4,6 млн. р. Это повысило культуру производства и облегчило труд ремонтных рабочих.

На предприятиях автотехобслуживания большое внимание уделяется законодательной регламентации в области охраны труда (ОТ) и, в частности, технике безопасности (ТБ), совершенствованию нормативно-технической документации, направленной на обеспечение безопасных условий труда и создание безопасной техники и технологии.

Проведение организационных, технических, санитарно-гигиенических и противопожарных мероприятий, направленных на создание безопасных высокопроизводительных условий труда, основывается на действующем в стране законодательстве по охране труда. Для повышения научно-технического уровня соответствующей документации на СТО внедряются положения системы стандартов безопасности труда (ССБТ), включающие более 250 государственных и около 200 отраслевых стандартов, а также стандарты и нормы по видам опасных и вредных производственных факторов.

При проведении ТО и ремонта легковых автомобилей, принадлежащих гражданам, на СТО выполняются положения ССБТ в части соблюдения требований безопасности труда согласно: ГОСТ 12.3.017—79 «ССБТ. Ремонт и техническое обслуживание автомобилей»; ГОСТ 12.1.004—85 «ССБТ. Пожарная безопасность. Общие требования»; ГОСТ 12.1.019—79 «ССБТ. Электробезопасность. Общие требования и номенклатура видов защиты»; ГОСТ 12.3.005—75 «ССБТ. Работы окрасочные. Общие требования безопасности»; ГОСТ 12.3.009—76 «ССБТ. Работы погрузочно-раз-грузочные. Общие требования безопасности» и другим стандартам, регламентирующим требования к индивидуальным средствам защиты, выбросам вредных веществ, шумам, охране природы, знакам безопасности. Кроме государственных стандартов ССБТ, важными документами являются Строительные нормы и правила (СНиП), правила устройства и безопасной эксплуатации различного оборудования.

Расширение ТО и ремонта автомобилей индивидуальных владельцев, переход на более высокий качественный уровень немыслимы без правильной организации и управления охраной труда. Снижение производственного травматизма и профессиональных заболеваний на современном этапе не может быть достигнуто только за счет технических, санитарно-гигиенических и экономических мероприятий без совершенствования методов работы по ОТ, повышения уровня организационной деятельности руководителей и инженерно-технических работников непосредственно на СТО.

Работа диспетчеров, производственных мастеров, приемщиков стола заказов и руководителей других отделов направлена на постоянное обеспечение нормальных условий труда рабочих и ежедневное решение производственной задачи планирования загрузки рабочих с тем, чтобы удовлетворить потребность в ремонте автомобилей и выполнить технико-экономические показатели работы СТО.

Нарушения трудовой и технологической дисциплины, пренебрежение Правилами техники безопасности, халатность, а иногда и пьянство — основные причины несчастных случаев на производстве. Вот почему приобретает остроту вопрос личной ответственности слесаря, жестянщика, сварщика, маляра, мастера, директора СТО за безопасность труда. В связи с этим актуальным стало требование перенести центр тяжести воспитательной, организаторской, профилактической работы в деле обеспечения здоровых и безопасных условий труда непосредственно в цеха и на рабочие места.

Организационные, технические, санитарно-гигиенические и другие мероприятия, направленные на выполнение положений по ОТ, конкретизируются правилами. В системе предприятий автотехобслуживания основополагающим документом являются «Правила по охране труда на автомобильном транспорте». Однако эти Правила не полностью учитывают специфику ТО и ремонта автомобилей на СТО. Поэтому в 1986 г. разработаны инструкции по охране труда на предприятиях системы автотехобслуживания.

В инструкциях для СТО включены такие вопросы, как самообслуживание автомобилей их владельцами на специализированных постах СТО, проведение торговых операций, предпродажная подготовка автомобилей, работа выездных ремонтных бригад при обслуживании транспорта в местах проживания владельцев, работа на охраняемых стоянках автомобилей, в мотелях, деятельность работников консультационных бюро, обслуживание автомобилей по гарантии заводов-изготовителей и другие вопросы.

Если на станции есть посты самообслуживания, то заказчики могут на них обслуживать и ремонтировать автомобили своими силами с использованием инструментов и материалов станции. В этих случаях заказчики обязаны соблюдать установленные Правила техники безопасности, пожарной безопасности и производственной санитарии. Перед началом работ представитель станции знакомит заказчика с Правилами, о чем делается запись в специальном журнале.

В инструкциях для СТО отражены вопросы ОТ при внедрении новых технологических процессов (например, наклейки и испытания тормозных накладок, противокоррозионное покрытие кузовов автомобилей), работы с электро- и пневмоинструментом. Правила и инструкции определяют единые требования к системам жизнедеятельности предприятий и организаций (отоплению, вентиляции, водоснабжению и др.), раскрывают права и обязанности должностных лиц, а также устанавливают требования безопасности к различным рабочим участкам и местам. Помимо правил и инструкций, на СТО должны выполняться требования органов надзора и контроля за состоянием охраны труда и окружающей среды на производстве (Госгортехнадзо-ра, Госсаннадзора, Госпожнадзора и др.), технической правовой инспекции труда соответствующего ЦК профсоюза.

Рабочие всех профессий и служб СТО, инженерно-технические работники, служащие, практиканты, учащиеся, временно работающие в организации, проходят инструктаж по охране труда и пожарной безопасности. Допуск к работе без прохождения инструктажа не разрешается. Инструктаж подразделяется на вводный, первичный на рабочем месте, повторный, внеплановый, текущий. В производственных объединениях автотехобслуживания или на СТО разрабатываются инструкции по охране труда для каждой профессии или вида работ (рабочего поста, участка) с учетом специфики производства. Инструкции утверждаются администрацией СТО совместно с комитетом профсоюза и вывешиваются на видном месте.

В соответствии с «Положением о разработке инструкций по охране труда», утвержденным Госкомтрудом СССР и ВЦСПС, областным производственным объединениям и СТО разрешается разрабатывать с учетом конкретных условий предприятий инструкции для работающих отдельных специальностей при отсутствии их в «Правилах по охране труда на автомобильном транспорте». При составлении инструкций требуется отражать в них следующие четыре аспекта: общие требования, перед началом работы, во время работы, по окончании работы. Содержание общих требований по охране труда должно отражать следующие положения. Основной задачей всей работы по технике безопасности является предупреждение несчастных случаев с работающими на рабочем месте. Каждый вновь поступивший на предприятие рабочий обязан пройти в отделе техники безопасности вводный инструктаж, получить экземпляр инструкции и удостоверение о прохождении инструктажа и предъявить это удостоверение администрации цеха (мастеру). До того, как новый рабочий приступит к работе, мастер должен проинструктировать его на рабочем месте. Мастер может допустить рабочего к самостоятельной работе после того, как убедится, что новый рабочий усвоил безопасные приемы работы. Если рабочий применяет неправильные, опасные приемы работы, мастер должен немедленно повторно объяснить ему, как следует работать правильно и лично показать безопасные приемы работы.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: