25.02
Домашняя работа
Практическое занятие № 19
Социальная и нравственно-философская проблематика романа «Преступление и наказание». Социальные и философские основы бунта Раскольникова
Цель занятия - раскрыть социальную и нравственно-философскую проблематику романа «Преступление и наказание», социальные и философские основы бунта Раскольникова путем анализ эпизодов произведения и «... уничтожить неопределенность, то есть объяснить убийство» (Ф.М. Достоевский).
Задачи:
- расширить представление о героях романа и мире, в котором живут герои Достоевского, – мире «погибших и погибающих»,
- раскрыть предпосылки возникновения бунта Раскольникова;
- сформулировать мотивы совершения преступления.
Система вопросов и заданий
УСТНО
1. Каким образом тема маленького человека связана с темой преступления?
2. В каких произведениях Достоевский затрагивает тему «униженных и оскорблённых»?
3. Кто из писателей, предшественников Достоевского, также касался темы маленького человека? В каких произведениях?
4. Кого из героев «Преступления и наказания» следует отнести к «униженным и оскорблённым»? Когда и при каких обстоятельствах мы с ними знакомимся?
5. Как связаны «униженные и оскорблённые» в романе с главным героем Раскольниковым?
6. Какие черты указывают на принадлежность героя к разряду «униженных и оскорблённых»?
7. Какова судьба «униженных и оскорблённых» в романе?
8. Какие эпизоды вас наиболее потрясли?
9. Какие мысли и чувства пробуждает исповедь Мармеладова в распивочной?
10. Как вы понимаете смысл афоризма Мармеладова: «Человеку некуда пойти»?
11. В чем убеждает нас история семьи Мармеладовых?
|
12. Как вы понимаете выражение: «Жизнь на аршине пространства»?
13. Что больше всего поразило вас в отношениях людей друг к другу?
14. Расскажите о внешнем облике людей, которые встречались ему на этих улицах. Какое впечатление произвели на вас и почему?
15. Анализ следующих сцен:
1) встреча Раскольникова с Мармеладовых в распивочной. Описание комнаты Мармеладовых (ч.1, гл. 2);
2) сцена смерти Мармеладова (ч. 2, гл. 7);
3) встреча с пьяной девушкой (ч. 1, гл. 4);
4) сон Раскольникова о забитой кляче (ч. 1, гл. 5);
5) описание комнаты Сони (ч.4, гл. 4);
6) поминки у Мармеладовых. Сцена с Лужиным (ч. 4, гл. 2, 3);
7) Катерина Ивановна с детьми на улице (ч. 5, гл. 7).
16. Образ ребенка в романе:
1) Почему самое страшное – это судьбы детей, искалеченные этим миром?
2) На краю пропасти дети Мармеладовых. Какой бы могла быть их судьба, если бы не помощь Свидригайлова?
3) Что можно сказать о Соне, которая сама еще ребенок, но жертвует собой, помогая детям?
4) Зачем введен образ опозоренной девочки, которую видит на бульваре Раскольников?
ПИСЬМЕННО
17. Составить таблицу «Причины бунта Раскольникова»
Социальные | Психологические | Философские |
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Социальная и нравственно-философская проблематика романа «Преступление и наказание». Проблематика «Преступления и наказания» сложна и многогранна. Жанровый синтез дал писателю возможность поднять острые вопросы - социальные, нравственные, философские. Здесь органически соединились важнейшие темы его творчества:
|
тема социального гнёта,
тема насилия,
тема нравственного распада личности и общества,
тема денег,
тема двойничества.
Они зазвучали по-новому и в единстве друг с другом.
Мир «униженных и оскорблённых» сомкнулся с миром сильных личностей, с проявлениями огромной воли и мощных страстей.
Еще в годы каторги Ф.М.Достоевского волновали вопросы:
почему колоссальные душевные силы человека нашли выражение в преступании нравственных и уголовных законов,
как сложился такой характер,
что движет им.
Кроме того, для автора был очевиден отрыв большей части образованной молодёжи от исторической «почвы». В таком случае проблематика романа раскрывается как социальная, а сам роман можно определить как философско-социально-психологический.
Автор поднимает сложные социальные проблемы России. Главная социальная проблема произведения – угнетенность и ужасающая бедность большей части общества, печальное положение которого мало кого интересует. Классик показывает, к чему может привести человека нищета. Нечеловеческие условия жизни толкают на преступления разного характера. Кто-то, как Раскольников, идет на убийство, кто-то, как Соня, – в проституцию. Нищета и пьянство становятся синонимичными понятиями. Люди пьют, наполняя трактиры. Вино не лечит души трудового населения. Оно еще более усугубляет положение мужиков. По пьянке они идут драться, воровать, убивать. Алкоголь меняет человека, раскрывая в нем самые низменные желания. Примером такого существования является Мармеладов. Он забывает о своей семье, не задумывается о завтрашнем дне и будущем детей.
|
Раскольниковжеобеспокоен судьбой детей: «…а дети? Разве Полечка не погибнет? Неужели не видала ты здесь детей, по углам, которых матери милостыню высылают просить? Я узнавал, где живут эти матери и в какой обстановке. Там детям нельзя оставаться детьми. Там семилетний развратен и вор. А ведь дети - образ Христов: "Сих есть царствие божие". Он велел их чтить и любить, они будущее человечество...» Судьбы детей (Сони, детей Катерины Ивановны, опозоренной девочки на бульваре) – это страшное обвинение миру зла и наживы. Судьбы детей – это показатель состояния общества, это ответ на вопрос: есть ли у такого общества будущее?
Красной линией проходит нравственно-философская проблема заблуждений личности и вынужденного бунта вследствие удушающей нищеты, социального неравенства и безысходности. Проблема ложных убеждений, затронутая в романе, является актуальной во все времена. Теория, которой был подвержен Раскольников, о вседозволенности и возможности совершения преступления ради благих целей, является разрушительной. Именно она является причиной произвола, насилия и террора. Автор сумел показать, как глубоко зарождается конфликт человека с самим собой, как сложно найти из него правильный выход. Роман Достоевского затрагивает проблемы сложных внутренних переживаний человека, преступившего нравственные устои общества. Главный герой проходит путь опустошения души, потери нравственных ориентиров. Он доходит до совершения преступления против человека – убийства. Он разрабатывает теорию для объяснения своего поступка. Его научный труд по-своему распределяет возможности человека: «тварь дрожащая» и «право имеющие». «Твари» не могут изменять что-то вокруг себя, они вынуждены существовать, подчиняясь тем, кто «имеет право». Родион пытается доказать, что презирает законы. Он один из «наполеонов», которым все разрешено. Они смелы и свободны. Ошибочность позиции докажет жизнь. Раскольников не сможет стать тем, кем стремился быть. Совесть начинает мучить, и происходит переоценка теории.
Призыв следователя: «Станьте солнцем – и вас увидят!», можно считать лейтмотивом проблемы человечности в романе. Возвыситься в сложном мире можно, совершая добрые дела и поступки. Человек рождается для любви, добра и нежности. Человечность – основное качество Сони Мармеладовой. Своей судьбой она доказывает читателю, что нельзя становиться жестокой и бессердечной, уступая ударам жизни. Служить людям непросто. Стать идеальной личностью невозможно, но быть человечным и справедливым можно. Проблема, которую поднимает роман, – воспитание истинной гуманности и достижение духовной гармонии с собой и внешним миром. В своем романе Достоевский хотел донести свои христианские представления о жизни, согласно которым нужно стараться жить нравственно, не поддаваясь гордыне, похоти, эгоизму.
Достоевский ставит проблему выбора жизненных ориентиров, принципов и основ. Деньги не могут быть ими. Что выбрать? Достоевский предлагает жить чувствами. Сострадание, любовь возвышают человека, приближают его к Богу. Верой в него живет русский человек. Жить ради ближних, творить добро, жертвовать собственными интересами на благо общества – вот чему учит писатель. Именно по этой причине в конце эпилога Родион Раскольников приходит к вере, которая является спасением его измученной души, и обретает надежду на спасение.
Проблемы, поднятые писателем, актуальны и по сей день.
Социальные и философские основы бунта Раскольникова. Главного героя романа, Родиона Раскольникова, никак нельзя назвать обычным преступником. Это молодой человек с философским складом ума, всегда готовый прийти на помощь, анализирующий свои мысли и поступки. Почему же Раскольников пошел на преступление? Причины преступления неоднозначны.
Раскольников, молодой, талантливый, гордый, мыслящий человек, поставлен лицом к лицу со всей несправедливостью и грязью тех общественных отношений, которые определяются властью денег, обрекают на страдания и гибель честных и благородных людей, неимущих тружеников, вроде семьи Мармеладова, и дают богатство и власть преуспевающим циничным дельцам Лужиным. Достоевский беспощадно обнажает эти вопиющие социальные противоречия, показывает несправедливость собственнического общества, преступного в своей основе.
Закон и мораль охраняют жизнь и «священную собственность» ростовщицы и отказывают в праве на достойное существование молодому студенту Раскольникову. Развратник Свидригайлов имеет возможность безнаказанно творить насилие над беззащитными людьми, потому что он богач, а честная и чистая девушка Соня Мармеладова должна продавать себя, губить свою молодость и честь, чтобы не умерла с голоду ее семья.
Придавленный бедностью, озлобленный своим бессилием помочь близким людям. Раскольников решается на преступление, на убийство отвратительной старухи-процентщицы, извлекающей выгоду из людских страданий.
Раскольников жаждет мести за поруганное и обездоленное человечество, за унижения и страдания Сони Мармеладовой, за всех тех, кто доведен лужиными и свидригайловыми до предела унижения, нравственных мучений и нищеты.
Протест и возмущение Раскольникова против общественного порядка сочетаются с теорией «сильной личности». Презрение к обществу, к его законам, нравственным понятиям, к рабской покорности приводит Раскольникова к утверждению о неизбежности сильной, властвующей личности, которой «все дозволено». Преступление должно было доказать самому Раскольникову, что он не «тварь дрожащая», а «настоящий властелин, кому все разрешается».
Причины, заставившие Раскольникова «переступить через кровь», раскрываются постепенно, на протяжении всего романа.
Путь Раскольникова к преступлению:
а) душевные муки и поиски выхода из тупиковой ситуации:
«с некоторого времени он был в раздражительном и напряженном состоянии, похожем на ипохондрию»,
«он до того углубился в себя и уединился от всех, что боялся даже всякой встречи»,
«он был должен кругом хозяйке»,
«он был задавлен бедностью»,
«…второй день как уж он почти ничего не ел»,
«он был до того худо одет, что иной, даже и привычный человек, посовестился бы днем выходить в таких лохмотьях на улицу»,
«я бывший студент, потому что теперь не могу содержать себя»,
«я и уроки потерял и мне есть нечего»,
«мать у меня сама чуть милостыни не просит…»;
б) безмерная гордость и уверенность в своей исключительности:
«Раскольников, быв в университете, почти не имел товарищей, всех чуждался, ни к кому не ходил и у себя принимал тяжело. Впрочем, и от него скоро все отвернулись. Ни в общих сходках, ни в разговорах, ни в забавах, ни в чем он как-то не принимал участия. Занимался он усиленно, не жалея себя, и за это его уважали, но никто не любил. Был он очень беден и как-то надменно горд и несообщителен; как будто что-то таил про себя. Иным товарищам его казалось, что он смотрит на них на всех, как на детей, свысока, как будто он всех их опередил и развитием, и знанием, и убеждениями, и что на их убеждения и интересы он смотрит как на что-то низшее».
в) разговор студента и офицера в распивочной:
«Эта старуха, – говорил офицеру студент, – богата как жuд. Может сразу пять тысяч выдать, а и рублевым закладом не брезгает. Стерва ужасная! Свою глуповатую сестру Лизавету она бьет поминутно и держит в порабощении, как маленького ребенка. По завещанию ничего ей не оставила, все деньги отписала в один монастырь. Я бы эту проклятую старуху убил и ограбил без всякого зазору совести. Ты представь: с одной стороны, глупая, бессмысленная, ничтожная, злая, больная старушонка, никому не нужная и, напротив, всем вредная. С другой – молодые, свежие силы, тысячами пропадающие вокруг даром без поддержки. На старухины деньги можно устроить и поправить сто, тысячу добрых дел и начинаний. Убей её и возьми её деньги, с тем чтобы с их помощию посвятить потом себя на служение всему человечеству и общему делу: как ты думаешь, не загладится ли одно, крошечное преступленьице тысячами добрых дел?
Офицер захохотал: «Вот ты ораторствуешь, а скажи: убьешь ты сам старуху или нет?» «Разумеется, нет! – отвечал студент. – Я так только говорю… для справедливости».
Эта ничтожная трактирная беседа имела на Раскольникова чрезвычайное влияние, ибо он услышал её в момент, когда в его собственной голове только что зародились такие же точно мысли…»;
г) теория о «двух разрядах»:
«...Люди, по закону природы, разделяются вообще на два разряда: на низший (обыкновенных), то есть, так сказать, на материал, служащий единственно для зарождения себе подобных, и собственно на людей, то есть имеющих дар или талант сказать в среде своей новое слово… первый разряд, то есть материал, говоря вообще, люди по натуре своей консервативные, чинные, живут в послушании и любят быть послушными. …Второй разряд, все преступают закон, разрушители, или склонны к тому, судя по способностям. Преступления этих людей… требуют… разрушения настоящего во имя лучшего. Но если ему надо, для своей идеи, перешагнуть хотя бы и через труп, через кровь, то он внутри себя, по совести, может, по-моему, дать себе разрешение перешагнуть через кровь...»;
д) случайности, подталкивающие на убийство (страшная история жизни Мармеладовых, письмо от матери, опозоренная девочка на бульваре, случайно услышанный разговор мещан с Лизаветой о том, что в семь часов вечера старуха будет дома одна);
е) мысль героя – решиться хоть на что-нибудь:
«Во что бы то ни стало надо решиться, хоть на что-нибудь, или... Или отказаться от жизни совсем! - вскричал он вдруг в исступлении, - послушно принять судьбу, как она есть, раз навсегда, и задушить в себе всё, отказавшись от всякого права действовать, жить и любить!»
ж) Раскольников идет на преступление, разрешает себе «кровь по совести»:
«Я захотел осмелиться и убил».
«Я захотел… убить без казуистики, убить для себя, для себя одного!»
Кульминационная сцена, где сам убийца перечисляет, пересматривает и, в конечном счете, отвергает все мотивы преступления, — сцена его признания Соне:
«...ну да, чтоб ограбить...
…если б только я зарезал из того, что голоден был, то я бы теперь... счастлив был!
Вот что: я хотел наполеоном сделаться, оттого и убил.
Ну, вот и я решил, завладев старухиными деньгами, употребить их на мои первые годы, не мучая мать на обеспечение себя в университете, на первые шаги после университета... и на новую независимую дорогу стать...
И я теперь знаю, Соня, что кто крепок и силен умом и духом, тот над ними и властелин! Кто много посмеет, тот у них и прав...
И не деньги, главное, нужны мне были, Соня, когда я убил; не столько деньги нужны были, как другое...
Не для того, чтобы матери помочь, я убил, – вздор! Не для того я убил, чтобы, получив средства и власть, сделаться благодетелем человечества. Вздор! Я просто убил…
Другое толкало меня под руки; мне надо было узнать тогда, и поскорее узнать, вошь ли я, как все, или человек? Смогу ли я переступить, или не смогу! Осмелюсь ли нагнуться и взять, или нет? Тварь ли я дрожащая, или право имею...
Сломать, что надо, раз навсегда, да и только: и страдание взять на себя!.. Свободу и власть, а главное власть! Над всею дрожащею тварью и над всем муравейником!.. Вот цель!»
Раскольников дает различные объяснения: «хотел Наполеоном сделаться», помочь матери и сестре; ссылается на безумие, на озлобление, которое довело его до сумасшествия; говорит о бунте против всех и вся, об утверждении своей личности («вошь ли я, как все, или человек»).
Раскольников хочет решить проблему, можно ли, преступив законы враждебного человеку общества, прийти к счастью…
Вывод.
Причины преступления Раскольникова
1. Социальные:
- нищета и безысходность положения:
«Он был задавлен бедностью»,
«…второй день как уж он почти ничего не ел»,
- потеря социального статуса студента, желание закончить образование,
- желание помочь матери, спасти сестру от брака с Лужиным («Ты выходишь за Лужина для меня. А я жертвы не принимаю»),
- ощущение несправедливости общественного устройства,
- воздействие социальных контрастов Петербурга, желание помочь всем униженным и оскорблённым.
2. Психологические:
- одиночество, душевные муки и поиск выхода из тупика:
«почти не имел товарищей, всех чуждался, ни к кому не ходил и у себя принимал тяжело… и от него скоро все отвернулись»,
«…углубился в себя и уединился от всех»,
«Я тогда, как паук, к себе в угол забился»,
- безмерная гордость и уверенность в своей исключительности,
«смотрит на них на всех, как на детей, свысока, как будто он всех их опередил и развитием, и знанием, и убеждениями, и что на их убеждения и интересы он смотрит как на что-то низшее»,
- чуткость к чужим страданиям, это больно ранит его душу и сердце,
- чувство «злобного презрения» к окружающему миру, основанному на «преступании» во всех видах,
- готовность на бунт и протест в любой форме (бросился во сне защищать лошадь),
- неустойчивое психическое состояние:
«он был в раздражительном и напряженном состоянии, похожем на ипохондрию»,
«… как приговоренный к смерти… вдруг почувствовал, что нет у него более ни свободы рассудка, ни воли и что всё вдруг решено окончательно»,
- желание испытать себя на тип личности: «Тварь ли я дрожащая или право имею?»,
3. Философские:
- атеизм;
- кризис идеологии 60-ых годов,
- влияние нигилизма,
- придуманная теория деления людей на 2 разряда («безобразная мечта »),
- разрешение «крови по совести, дабы осчастливить человечество»,
- непонимание причин общественного зла,
- «Свобода и власть, а главное, власть! Над всей дрожащей тварью, над всем муравейником!... Вот цель! Вот мое напутствие!»