ИГРАНИЕ РОЛЕЙ В СОЦИОМЕТРИЧЕСКОМ ИССЛЕДОВАНИИ (1934)
Когда наша попытка помочь Эльзе приспособиться к группе, в которой она жила, путем лечения внушением, анализа ее поведения, изменения ее функции в общежитии и функции ее подруг внутри группы не привела к изменению ее поведения, мы задумали создать для нее совершенно новое окружение. Вопросом являлось, где и с кем ее поместить. В этом случае социометрический тест являлся полезным методическим путеводителем, указывающим нам тех индивидуумов в коллективе воспитательниц, преподавателей и других девушек, на которых было направлено ее спонтанное чувство. Когда мы обнаружили, что ее интерес более или менее сосредоточивался на некоторых лицах в трех разных коттеджах, мы обратили внимание на этих лиц, особенно на мотивы, побуждавшие Эльзу искать с ними общение, и то, как они реагировали на ее чувство. Поскольку объем ее знакомств в коллективе был мал, мы полагали, что, помимо этих лиц, могут быть многие другие лица, которые могли бы оказать благотворное влияние на нее, и мы пытались увеличить круг ее знакомств, заставив ее встречаться с ними в группах, играющих роли.
Эльза участвовала в одной из импровизированных игровых групп, ей часто предоставлялась возможность играть различные роли — роли дочери или матери, подруги или возлюбленной, горничной или богатой дамы, воровки или судьи. Она играла эти роли в многочисленных стандартных жизненных ситуациях, таких, какими они представляются подростку, растущему в трущобах большого индустриального города. В этих ситуациях она имела дело с семейным конфликтом: отец и мать, занятые ожесточенными спорами, в конечном счете ведущими к разводу; с трудовым конфликтом, когда ее увольняют с работы, потому что она поздно возвращается в общежитие; с любовным конфликтом, в котором она любит юношу, такого же бедного и отверженного, как она сама. Анализ текста и жестов, используемых в этих импровизированных ситуациях, дал нам ключ к лучшему пониманию ее ранней жизни в семье и тому эмоциональному напряжению, которое постепенно довело ее до настоящего состояния.
При этой технике мы имели возможность видеть ее играющейvis-a-vis тех индивидуумов, которых она выбрала в социометрическом тесте, а такжеvis-a-vis других девушек, которых она не знала раньше, а также в ролях, выбранных ею самой или нами. Когда социометрический тест был повторен через четыре недели, она прибавила трех других девочек к тем, с которыми хотела жить совместно, и в свою очередь была выбрана четырьмя. Девочки, к которым она чувствовала влечение, делились на тех, которые в свою очередь выказывали влечение к ней, тех, которые отвергали ее, и тех, которые были безразличны к ней. Для того чтобы понять, какие связи обещали быть более длительными и благотворными, мы заставили ее играть в стандартных жизненных ситуациях с различными лицами, как отвергающими ее, так и чувствующими к ней влечение, для того чтобы можно было представить, каково будет их поведение по отношению к ней в жизни. Нашим принципом было дать девушкам возможность самим найти любую ситуацию, которая может случиться в жизни и с которой они могут встретиться в один прекрасный день. Сравнение серии записей 82 ситуаций показывает, что только две из семи девушек, выбранных Эльзой, вызвали у них спонтанное выражение, которое находилось в благоприятном контрасте в отношении эмоции и суждения с ее повседневным поведением и в которых не было обычных мелких тенденций, которые проявлялись в ее речи и действиях, когда она играла с другими девочками. Казалось, ей хотелось завоевать симпатию Жанетты и Флоренс, когда она играла с ними. После постепенного исключения коттеджей, не подходящих для Эльзы, и тщательного рассмотрения ее отношения к этим двум девушкам, а также к воспитательнице коттеджа II этот коттедж, по-видимому, оказался наиболее подходящим для Эльзы.
Дж.Л.Морено
Социометрия. Экспериментальный метод и наука об обществе.Издательство «Иностранной литературы», М., 1958.
СТРАТЕГИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ ЭЛЕКТРОЗАПИСИ ДЛЯ КЛИНИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ И ПСИХОТЕРАПИИ (1944)
Теперь, когда электрозапись терапевтических сеансов повсеместно признана и используется психотерапевтами всех направлений, может быть, стоит рассказать, как эта идея возникла у меня. Каждая новая идея имеет свой собственный генезис, обычно в лице мыслителя, ни одна идея не возникает из ничего, хотя несведущему, которому не «известны муки первооткрывателя, и может так показаться.
Между 1921 и 1925 годами я был занят двумя параллельными исследованиями: во-первых, изучением электромагнитных полей и изобретением записывающего инструмента и, во-вторых, изучением спонтанности — творчества, а также инструментов прогресса «исследования спонтанности» (см.«Stegreiftheater», 1923). Хотя эти две идеи кажутся несовместимыми, именно благодаря их комбинации возникла идея электрозаписи терапевтических сеансов.
В сотрудничестве с Франком Лерницем мы начали с того, на чем кончил датский инженер Паульсен. Мы предложили следующие улучшения: а) замена стальным диском тесьмы Паульсена; б) использование обеих сторон диска — одной для слуховых, а другой для зрительных впечатлений;
в) помимо этого, его использование в качестве «электромагнитного фонографа», чтобы связать инструмент с радио и телевидением и таким образом создать теле- и радиоконсерв. Вот почему изобретение было названо «радиофильмом». Новость об этом изобретении была сообщена из Вены агентством Ассошиэйтед Пресс, а «Нью-Йорк тайме» впервые ознакомила с ней американского читателя («Нью-Йорк тайме», пятница, 3 июля 1925 г.):
«Изобретение радиозаписи: венские ученые записывают диктора на диск фонографа.
Сегодня венская пресса сообщила о нововведении в радиовещании. Таковым является изобретение австрийского ученого Морено и инженера Лерница, которое, по их словам, делает возможным фиксирование звуков радиовещания так же, как на граммофонной пластинке, и их последующее воспроизведение любое количество раз. Главная часть аппарата состоит из дисков, на которые записываются звуки радиовещания при помощи спирали, состоящей не из более глубоких или более мелких нарезов, как на граммофонной пластинке, а из непрерывного ряда более или менее сильно намагниченных точек, согласно силе или объему звука. Также возможно записать только некоторые части, пропуская другие. Диски размагничиваются путем простого процесса и могут быть снова использованы. Изобретатели не заявляют, что они открыли какой-либо новый принцип, но что они просто объединили известные элементы в нечто определенно новое».
Американский концерн финансировал это изобретение и вместе с моделью доставил нас в Соединенные Штаты в октябре 1925 года. Следовательно, я приехал в США не из-за социометрии или психодрамы, но благодаря нашему изобретению инструмента для электрозаписи. Идея создания записей терапевтических сеансов представилась мне весьма важной возможностью сделать терапевтическое исследование более точным и объективным и наиболее полезным для психических больных. Вначале я упорно отвергал эту идею по следующим причинам: она противоречила гиппократову правилу — не опубликовывать истории болезни больных, особенно сведений интимного характера. Электрозапись терапевтических процессов и их последующее воспроизведение казались неэтичными, полностью противоречащими духу гиппократовой клятвы. Помимо этого, во многих местах превалировала и все еще превалирует идея, что пациенты, обращающиеся за советом к психотерапевту, будут весьма обеспокоены, если они будут знать, что произведена запись их слов, и это даже может помешать их выздоровлению. Полагали, что это может помешать спонтанности их высказывания и, таким образом, снизит терапевтический эффект врачебного совета. Также выяснилось, что у пациента будет справедливая причина возбудить дело о клевете против врача за опорочивание его частной жизни и подрыв его положения в обществе благодаря демонстрации таких записей. Поэтому моей первой реакцией на эту идею было: «Нет, этого нельзя делать». Между тем, когда я организовывал лабораторию для исследования спонтанности в Спонтанном театре (Stegreiftheater) в Вене, я независимо от этого пришел к проблеме, которая являлась в известной степени параллельной. В театре спонтанности не существует какого-либо писаного текста. На самом деле, в старом драматическом исследовании проблема записи действий не существовала, потому что рукопись пьесы и режиссерские указания были даны заранее. Предполагалось, что каждое представление являлось стопроцентным повторением записи, уже сделанной драматургом и режиссером. Не требовалось дополнительной записи развивающегося.действия. Но в театре спонтанности стали необходимыми.какие-то средства записи, так чтобы была возможность со-. хранить для студентов и пациентов то, что было создано в этот момент. Шагом в этом направлении являлась моя запись межличных постановок при помощи межличных и позиционных, диаграмм. Хотя они являлись хорошим приемом измерения, они были слишком неполными и безжизненными. Электрозапись допускает воспроизведение не только подлинных слов и диалога, но и подлинного голоса участников.
Кроме того, поскольку сохраняется полная акустическая картина сеанса, у исследователя-клинициста возникают возможности анализа, возможности, возникающие не так легко, если имеются только отрывочные записи происходящего, сделанные по окончании сеанса. Идеи, возникшие у меня позднее, являлись логическим следствием записи: а) анализ содержания словарного объема каждого участника; я выдвинул гипотезу, что количество слов, произнесенных в данной ситуации, является показателем агрессивности или неагрессивности данного индивидуума; б) количественный анализ эмоционального и идеологического содержания постановки (см. «Кто выживет?», стр. 186—190);
в) длительность сеанса и отношение действии к паузам.
Поэтому я предложил, чтобы «говорящая машина фотографировала процесс» и «чтобы мы систематически пользовались этой машиной при записи личных данных». И далее, что «любые реакции, наблюдаемые психологом, и данные, сообщаемые индивидууму во время случайного или запланированного интервью, малоценны, по крайней мере, с точки зрения совместного, поддающегося контролю исследования, поскольку они являются просто впечатлениями, оставшимися в памяти наблюдателя. Многообразные интерпретации, предлагаемые сторонниками субъективизма в психологии, не являются соответствующей демонстрацией и рассмотрением совершившегося, поскольку в них не сохранен момент».
Также «.изучение применения электрозаписи привело автора и его сотрудников к подчеркиванию значения записи спонтанного поведения в специально выбранных ситуациях, которые являлись неподготовленными и неожиданными для испытуемого» [1] 1.
Я также предложил, чтобы «запись мимического выражения реакции, которую можно недооценить в спешке представления, стала доступной для изучения. Знаки, предпочитаемые психологом и, следовательно, подчеркиваемые им, присутствуют здесь совместно со знаками, которые он мог просмотреть.
Умственная одаренность, которая сказывается в большой способности к мимическому выражению, может тогда наблюдаться одновременно со сравнительно малой способностью к вербальному выражению, или наоборот, и, таким образом, может быть соответственно оценена. Это несоответствие вербального выражения другим выражениям субъекта ведет к выводу, что свободная ассоциация слов сама по себе часто является обманчивой основой изучения. Многие жесты и движения, непроизвольные или произвольные, остаются незамеченными испытателями во время теста благодаря тому, что сам процесс поглощает все их внимание. Эти действия часто имеют определенное влияние на субъекта. Во время последующего просмотра фильма каждое малейшее отклонение поведения может стать значимым наряду с ключом к противоречащим тенденциям в действующих лицах»1.
Дж.Л.Морено
Социометрия. Экспериментальный метод и наука об обществе.
Издательство «Иностранной литературы», М., 1958.
ОБСУЖДЕНИЕ РАБОТЫСНАЙДЕРА «СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПСИХОТЕРАПИИ» 2 (1947)
Психиатры часто утверждали, что психологи не «способны» заниматься психотерапией, но за последние годы их точка зрения постепенно менялась. Психологи в свою очередь часто утверждают, что они обладают преимуществом перед психиатрами в использовании научных методов. Однако объективный подход и взаимопонимание чрезвычайно важны, если мы хотим иметь единый фронт психотерапевтов. Благодаря таким статьям, как статья Снайдера, еще больше увеличится существующий хаос в психотерапии, а также пропасть между психиатрами и психологами. Автор постоянно подчеркивает, что психиатры часто склон-ны к ненаучному, субъективному, интуитивному подходу, в то время как психологи верят в экспериментальный метод и в научное утверждение; психиатры широко пользуются эзотерической терминологией, а психологи используют термины, которые являются универсальными, то есть принятыми повсеместно учеными. Такой предрассудок, который пронизывает всю статью, сильнее всего выражен в заявлении, направленном против Фрейда и Морено. В главе о психоанализе автор говорит:
«Одной из трудностей для читателя, не искушенного в психоанализе, является то, что словарь психоаналистовиастолькоэзотеричен, что часто мало что значит... Большинство психиатров в этой стране и почти каждый психолог скорее согласятся с Бланшетт, что психоанализ — это медицинская психология, не имеющая достаточных корней или связей с научной медициной и научной психологией».
В главе о психодраме он говорит: «Сам Морено ненаучен и интуитивен в своем подходе... Морено постулирует отношения и модели поведения, которые можно объяснить только в терминах его эзотерической системы. В этом отношении его метод подобен психоанализу Фрейда» (стр. 333). Общеизвестно, что психоанализ имеет свои корни во французской психиатрической школе Шарко. Если он даже внес несколько оригинальных идей в медицинскую психологию, это само по себе не делает его ненаучным. В статье по психотерапии обращаться с Фрейдом так, как будто он мертвая собака, просто смешно. Он был великим эмпиристом, он тщательно формулировал свои гипотезы и отбрасывал их, когда новые наблюдения, по-видимому, требовали этого. То, что он был доэкспериментален, не означает, что он был ненаучен, ибо психология индивидуума не вышла еще из своего детского возраста, когда Фрейд занялся ею; он был настолько научным, насколько это допускала данная стадия развития. К несчастью, слова «научный» и «эзотерический» употребляются Снайдером в морализующем, почти поучительном тоне. Все научные термины когда-то были эзотерическими, и многие из них являются теперь повсеместно принятыми. Нужно ли бояться вводить новые идеи или создавать их только из-за того, что наши современники сочтут их эзотерическими? Не нужно позволять, чтобы боязнь новых идей и нелюбовь к оригинальности подняли голову под прикрытием ограниченной концепции науки и возникновения новых идей.
В руках Снайдерапсиходрама и социометрия становятся интуитивными и эзотерическими, пользуясь его собственной терминологией. Если бы он захотел более тщательно изучить предмет, он узнал бы, что выдающиеся достижения психотерапии за последние годы тесно связаны с социометрическими и психодраматическими методами. Это не имеет ничего общего со спорами о «направляемом-ненаправляемом» поведении, которые психиатры ведут в течение более пятидесяти лет. При «социометрической консультации» консультант может быть анонимным; он не только не направляет поведения, но он может совершенно не присутствовать, когда происходит процесс терапевтического выбора. Социограмма, отражающая эмоциональные течения, действующие среди членов группы, становится объективным документом, на котором основаны его рекомендации в качестве советчика. В принципе процесс соучастия перенесен из отношения консультанта к клиенту в отношения клиента к клиенту.
Психодраматическая консультация более сложна; практически все проблемы, которые появляются отдельно вжаждой из текущих психотерапий, вновь возникают в увеличенном виде или в новых комбинациях во время психодраматического сеанса. Благодаря разнообразию проблем, с которыми клиенты приходят к нам, имеется много версий психодрамы. Единый метод, который может быть применен повсеместно, еще не найден. Наиболее старой и популярной формой психодрамы является самонаправляемая форма, в которой Я клиента является единственным режиссером-постановщиком, причем, если он этого пожелает, ему помогают в этом режиссер и вспомогательныеego. В другой версии психодрамы режиссер находится вне ситуации и терапевтический процесс имеет место между двумя и более.клиентами, участвующими в конфликте.
Не может быть большего контраста, чем тот, который существует между нережиссируемым интервью и саморежиссируемой постановкой психодрамы. Отсутствие режиссуры требует минимального самовыражения консультанта; психодрама требует максимального самовыражения клиента. Слово «нережиссируемый» часто вводит в заблуждение. Это негативный термин, подразумевающий, что нужно позволить спонтанности клиента выразить себя без какого-либо вмешательства извне. Авторы— сторонники отсутствия режиссуры часто пользуются языком спонтанности в обратном смысле; они озабочены тем, чтобы консультант возможно менее стимулировал клиента, но не заботятся о том, насколько силен стимул субъекта быть самим собой. На практике наблюдаются различные типы интервью; было, однако, обнаружено, что как бы ни осторожен был интервьюирующий в своих вопросах на уровне действия, они играют различные роли, которые воздействуют на субъекта не поддающимся контролю путем. Один консультант может играть отцовскую роль, одобрительно улыбаясь, у другого деловой подход, третий может быть холоден и безразличен;
?• -Все они могут пользоваться той же ^амой техникой опроса, Но впечатление, произведенное на клиента, будет разным. Очевидно, что сам внешний облик консультанта обязательно влияет на клиента; он обладает, как мы, социометристы, говорим, телеэффектом.
Господин Снайдер ссылается на одну из моих работ—«Научные основания групповой психотерапии». Ему не известно, что эта статья — просто подведение итогов, что за ней стоят пятнадцать лет исследовательской работы, в которых принимало участие несколько сот сотрудников и которая была изложена в девяти томах «Социометрии», в книгах, подобных «Кто выживет?», и приблизительно в пятидесяти монографиях. Верх невежества в отношении значения психодрамы и групповой психотерапии проявляется в заявлении Снайдера: «При оценке психодрамы, пожалуй, стоит отметить, что сам Морено проводит в Нью-Йорке дважды в неделю платные сеансы для публики» (стр. 334)1'. Это явно осуждающее замечание. Снайдер, по-видимому, полагает, что недостаточно для психотерапевта, а, может быть, также и ненаучно и неприлично проводить публичные сеансы. Дело в том, что наиболее революционные изменения со времени психоанализа в психотерапии связаны с открытыми сеансами для публики. Мои открытые сеансы имели огромное значение, поскольку они разрушили два канонических шаблона, в первую очередь тот, что консультант запирался с клиентом в отдельную комнату и никакой другой клиент или консультант не разделяли опыта данного сеанса: он был и должен был оставаться строго секретным. Публичный сеанс широко открыл дверь для участия больших и малых групп в общем терапевтическом опыте. Во-вторых, не проводилось записей во время сеанса, который должен был оставаться священным и секретным в интересах клиента. Но как только была нарушена интимность терапевтического отношения один на один, стало само собой разумеющимся, что позволительно одновременно наблюдать и записывать терапевтический процесс. Это проложило путь к объективизации интервью. Клинические достижения, полученные благодаря публичному сеансу, автоматически вызвали также достижения в объективной записи и анализе его операций. Принцип электрозаписи, производимой одновременно с терапевтическим процессом, был провозглашен мною семнадцать лет назад и с тех пор присутствовал во всех моих работах и часто применялся на практике; поэтому любопытно, что Снайдер приписывает приоритет в этом нережиссирующему советчику:
«Реакции, наблюдаемые психологом, и откровения индивидуума в течение интервью, случайного или планируемого, являются малоценными, по крайней мере с точки зрения совместного поддающегося контролю исследования, поскольку после сеанса они становятся просто тем, что запечатлелось в памяти наблюдателя. Многообразные интерпретации, предлагаемые сторонниками субъективизма в психологии, не являются соответствующей демонстрацией и рассмотрением совершившегося, поскольку в них не сохранен момент. Я часто предлагал поэтому, чтобы «говорящая машина фотографировала процесс» и чтобы мы систематически пользовались этой машиной при записи личных данных»2.
Психодраматическая процедура, будучи отпрыском социометрии, должна рассматриваться и оцениваться на основе социометрической методологии и эксперимента. Концепции, подобно социодинамическому эффекту, социальному атому и теле, могут показаться эзотерическими и интуитивными только тому, кто сам не знаком с методами, при помощи которых они исследовались.
1 См. эти цитаты в «ApplicationfortheGroupMethodtoclassification», опубликованном Национальным комитетом тюрем в 1931 и 1932 годах, стр. 16—18.
11 Впсиходраматическом институте Нью-Йорка мною проводился десятинедельный семинар — один раз в неделю,— как это обычно делается специалистами в той или иной области. Плата за весь семинар была 15 долларов. Плата за один сеанс—1 доллар 65 центов. Аудитория состояла из студентов университетов и колледжей Нью-Йорка и окрестностей.
2J. L.Мо r e nо. Application of the group method to classification, New York, The National Committee on Prisons and Prison Labor, 1931, p. 16 (последнееиздание: «Group method and group psychotherapy», New York, Beacon House, p. 16).