Формирование материализованных действий.




 

Предмет деятельности обучаемого –

 

Цель решения предметных задач -

 

Пример 1. Тема «Кругооборот ресурсов в рыночной экономике»

Ниже приведен перечень потоков, выраженных в виде денежных средств, товаров и услуг, образующих кругооборот ресурсов: а). Денежные платежи (сумма продаж). б). Товары и услуги. в). Налоги. г). Услуги государства собственникам ресурсов. д). Денежные платежи (покупка товаров и услуг). е). Производственные услуги. ж). Заработная плата, процент, рента, прибыль. з). Услуги государства. и). Производственные ресурсы.

Эти потоки обозначены на кругообороте ресурсов цифровыми позициями (рис)

Предлагается выполнить в тетради таблицу по ниже приведенному образцу и установить соответствие цифровой позиции с определенным потоком, заданным в перечне.

                 
                 

Формирование речевых действий.

Методы обучения: беседа, работа с учебником, фронтальные и индивидуальные вопросы, конспектирование

. Пример 1. Тема «Производительность труда»

Вопросы для закрепления: Каким образом можно повысить производительность труда на предприятии? Влияет ли производительность труда на средние затраты? Почему это важно? С какой целью собственникам предприятия необходимо стремиться к повышению производительности труда?

Контрольные же вопросы могут быть такими: Перечислите факторы, способствующие повышению производительности труда на предприятии. Каким образом изменение производительности труда влияет на основные показатели деятельности предприятия? Какие затраты могут вызвать мероприятия по повышению производительности труда на предприятии? и т.д.

Пример 2. При конспектировании учебного материала возможны следующие задания: Тема «Издержки производства»

Задание: законспектировать приведенные материалы, вставив вместо цифр подходящие фразы, которые подобрать из числа помещенных под текстом

Текст: В основе принципов принятия экономических решений лежит тот факт, что хозяйствующий субъект сталкивается с -1- и должен сделать выбор между альтернативными способами использования ресурсов. Принимая решение об использовании ресурсов в данном производстве, предприниматель отказывается от производства других товаров и услуг, то есть жертвует ценностью -2-. Можно утверждать, что издержки, которые следует учитывать при принятии экономических решений – это -3-. Основная часть затрат фирмы представляет собой явные издержки - денежные выплаты -4-. Издержки, которые не зависят от объема производства, - 5. Издержки, связанные с затратами на покупку сырья и рабочей силы – 6. -7- представляют собой сумму постоянных и переменных издержек. Средние издержки равны валовым издержкам, деленным на -8-.

Подтекстовые слова: 1. альтернативные издержки. 2. постоянные издержки. 3. ограниченностью ресурсов. 4. постоянные издержки. 5. поставщикам факторов производства. 6. альтернативных возможностей. 7. валовые издержки. 8. произведенное количество товара.

Формирование умственных действий: систематизация учебного материала, решение задач и выполнение лабораторных работ, самостоятельная работа.

  Спрос Предложение
Сущность Представленная на рынке потребность в товарах, определяемая их количеством, которые потребители могут купить при определенных ценах и доходах Количество товаров, которое имеется в продаже при данной цене.
Условное обозначение D S
Закон Если цена какого-либо товара повышается, то спрос будет предъявляться на меньшее количество товаров при прочих неизменных условиях Чем выше цена, тем, при прочих неизменных условиях, выше размер предложения на рынке данного товара
Графическое отображение  
Факторы, оказывающие влияние - Изменение во вкусах потребителя - Изменение в доходах потребителя - Изменение количества потребителей на рынке - Изменение цен на товары-комплименты и товары-субституты - Изменение стоимости факторов производства - Изменение технологии - Изменение количества продавцов на рынке - Изменение возможностей извлечения прибыли от производства других товаров
Взаимосвязь Точка пересечения кривых спроса и предложения – цена равновесия, т.е. количество продукции, в пределах которой потребители намерены продолжать делать закупки, будет соответствовать количеству продукции, которое производители намерены продолжать поставлять на рынок

Решение задач.

Требования к задачам:

- расчет на новую деятельность, т.к. все иные действия были усвоены ранее;

- соответствие задач этапу усвоения, т.е. в условии задач должны найти отражение цель обучения и ее характеристики

 

Роль задач при преподавании дисциплин:

¨ Позволяют конкретизировать знания обучаемых, помогают увидеть применение общих законов и закономерностей на практике.

¨ Решение задач способствует более глубокому и прочному освоению, законов, закономерностей, развивает логическое мышление, вырабатывает навыки самостоятельной работы, повышает интерес к предмету.

¨ При решении задач приобретается ряд дополнительных навыков (запись условия, хода решения, анализ смысла, использование справочной литературы и т.д.)

¨ Задачи являются самым целесообразным средством повторения учебного материала.

 

 

Характеристика типов задач

Признак класси-фикации   Типы задач   Общая характеристика
По способу выражения условий Количественные    
Качественные  
По целевому назначению Для самостоятельной работы  
Для закрепления (формирования) умений  
Для контроля    
По степени сложности и уровню активности Предметные (простые)  
Комбинированные    
Логические  
Творческо-психологические  

Пример: тема: «Спрос и предложение на рынке».

Цель: формирование умений определять изменение спроса и предложения под воздействием различных факторов.

Количественная задача: Общий объем предложения и спроса на пшеницу характеризуется следующими данными:

Спрос, тыс. т Предложение, тыс.т Цена, тыс. грн
    3,40
    3,70
    4,00
    4,30
    4,60
    4,90

Найти равновесную цену пшеницы, представив графическое изображение спроса и предложения.

Отразить на графике изменение спроса при уменьшении количества потребителей на рынке пшеницы.

Отразить на графике изменение предложения при внедрении новой техники для сбора урожая.

 

Качественная задача: При данной величине спроса как повлияет каждое из приводимых ниже положений на предложение товара В?

а) Технический прогресс в обществе.

б) Повышение цен на ресурсы, которые требуются для производства товара В.

в) Ожидание того, что равновесная цена товара В в будущем снизиться.

 

Тема «Спрос и предложение на рынке»

  1. Простые задачи   2. Комбинированные задачи   3. Логические задачи   4. Творческие задачи
  1. Запоминание экономических терминов, формул, обозначений: спрос, предложение, равновесная цена, закон спроса и предложения, эластичность спроса и предложения. 3. Построение графиков спроса и предложения. 4. Определение на графике точки равновесия.   1. Определение изменения спроса и предложения под воздействием неценовых факторов. 2. Отражение на графиках изменения спроса и предложения. 3. Определение оптимальной цены и количества продаваемых товаров при условиях сложившегося спроса и предложения. 4. Определение эластичности спроса и предложения. 5. Анализ ситуации на рынке по приведенным графикам спроса и предложения на определенный товар.     1. Обоснование эффектов дохода, замещения, Гиффена, Веблена. 2. Обоснование различных вариантов эластичности спроса по цене (в т.ч. и графически). 3. Определение влияния эластичности спроса по доходам при построении кривых Энгеля. 4. Установление взаимосвязи между эластичностью спроса и эластичностью предложения на данный товар. 5. Определение факторов, оказывающих влияние на степень эластичности спроса и предложения.     1. Обоснование согласования спроса и предложения с учетом фактора времени. 2. Взаимосвязь эластичности спроса и предложения по цене и экономической политики государства. 3. Обоснование механизма саморегуляции рынка. 4. Анализ паутинообразной модели рынка и ее влияние на установление равновесия.  

 

Пример разработки комплекта задач по теме

«Спрос и предложение на рынке»

№ п/п Цель Задание Варьируемые величины Решение
  Уметь распознавать в приведенном ряде требуемое Уметь характеризовать параметры Какое из приведенных выражений соответствует закону спроса? Каково обозначение величины спроса? От каких параметров зависит данная величина? а) Если цена товара повышается, то спрос будет предъявляться на меньшее количество товаров. б) Потребность в товарах, определяемая их количеством, которые потребители могут купить. в) D г) S   Экономическая сущность явлений, условные обозначения а) Если цена товара повышается, то спрос будет предъявляться на меньшее количество товаров. в) D Спрос на данный товар зависит от цены (Р) и количества (Q) товара, которое могут купить потребители.
  Уметь определять изменение предложения при влиянии различных неценовых факторах При данной величине спроса как повлияет каждое из приводимых ниже положений на предложение товара В? а) Технический прогресс в обществе. б) Повышение цен на ресурсы, которые требуются для производства товара В.   Детерминанты предложения а) При наличии технического прогресса появляются усовершенствованные технологии производства, которые позволяют наращивать объемы производства, поэтому предложение товара В увеличиться. б) Повышение цены на ресурсы ведет к сокращению объемов производства, т.е. к снижению предложения  
3 Уметь обосновывать значения коэффициентов эластичности спроса по цене Приведены значения цены Р и количества Q, которое потребители могут приобрести, для различных товаров. Определить коэффициенты эластичности спроса по доходам для данных товаров, привести их экономическую интерпретацию. Назвать наименование товаров, для которых будут характерны полученные коэффициенты. Числовые значения Р1n, Р2n, Р2n, Q1n, Q2n, Q3n, DQ1, DQ2, DQ31, DР2, DР3          
  Умение решать нестандартные задачи, анализировать различные ситуации. Приведены графики спроса и предложения на какой-либо товар. Проанализировать изменение спроса и предложения с учетом фактора времени. Изменения отразить на графиках с подробным обоснованием Графики спроса и предложения, временные интервалы Ситуация мгновенного равновесия: предположим, спрос на товар вырос. Т.к. предложение этого товара сразу возрасти не может, ситуация будет характеризоваться повышением цены. Кривая предложения – вертикальная линия с нулевой эластичностью, и сдвиг кривой спроса увеличивает цену равновесия. Ситуация краткосрочного равновесия: число предприятий не меняется, но предложение увеличивается, кривая становиться слегка наклонной, т.к. предприниматели могут более интенсивно использовать имеющиеся мощности. Объем предложения немного возрастает, цена равновесия становиться ниже.

Технология применения задач на уроках.

Этапы решения задачи:

1. Понимание постановки задачи:

- знакомство с задачей,

- изучение задачи

 

2. Решение задачи:

- составление плана решения (анализ)

- осуществление плана решения (синтез)

 

Способы решения задач:

¨ Совместно преподавателем и обучаемыми.

¨ Каждым обучаемым отдельно под наблюдением и руководством преподавателя.

¨ Непосредственно преподавателем.

Приемы активизации учебной деятельности:

1. Акцентирование важности изучения данного материала в связи с использованием его будущей профессии обучаемых (профессиональная мотивация).

2. Комментирование хода решения задачи несколькими обучаемыми по вызову преподавателя. Ожидая вызова, каждый обучаемый обдумывает ответ.

3. Правильное сочетание коллективной и самостоятельной работы: сначала задачу обязательно следует записать в тетради обучаемых, при появлении затруднений следует решать совместно всей аудиторией.

4. Выдвижение различных гипотез, противоречий для привлечения внимания обучаемых и чтобы научить их видеть разные стороны изучаемого явления

 

3. Изучение полученного решения.

Алгоритм проектирования технологии решения задач:

- выбор цели и определение формируемых умений

- определение типа задач и конкретизация цели решения

- разработка содержания задач в обобщенном виде

- выбор варьируемых параметров

- составление условий и решений

- выбор методики решения задачи на занятии

- составление алгоритма деятельности преподавателя и обучаемых в процессе решения задач

 

 

Выполнение лабораторных работ является одним из способов формирования мыслительных действий и практических навыков.

 

Этапы предварительной подготовки преподавателя к проведению лабораторных работ:

1. Определение необходимых умений исходя из тактических целей обучения.

2. Анализ имеющегося оборудования и определение возможного перечня проводимых опытов на нем.

3. Соотношение цели и перечня возможных лабораторных работ и выбор из их числа необходимых для достижения цели обучения

4. Определение тематики лабораторных работ и их содержания.

5. Выбор вида проведения лабораторных работ (фронтальные опыты, лабораторный практикум, цикловой метод).

6. Подготовка необходимого числа рабочих мест, составление графика проведения работ обучаемыми.

7. Проведение опытов и составление образцовых отчетов.

8. Составление инструкции для проведения лабораторных работ.

 

В содержании инструкции обязательно включаются разделы:

 

§ Цель работы.

§ Краткие теоретические сведения.

§ Необходимое оборудование и приборы.

§ Вопросы для вводного контроля и подготовки к проведению работы.

§ Порядок выполнения работы в виде плана, программы, общих рекомендаций.

§ Образец таблицы для заполнения полученных данных.

§ Указания по выполнению отчета.

§ Список рекомендованной литературы.

§ Перечень контрольных вопросов.

 

 

Порядок проведения работы включает следующие этапы:

1. Введение

2. Проверка подготовки обучаемых к работе

3. Выполнение работы

4. Оформление отчета



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: