Действие и его основные характеристики




МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И

НАУКИ УКРАИНЫ

 

УКРАИНСКАЯ ИНЖЕНЕРНО-

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ

 

Кафедра педагогики и методики

профессионального обучения

 

 

МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ: ОСНОВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ

 

Рабочая тетрадь по теме

Проектирование технологий

Формирования профессиональных действий

 

Студента

 

 

Группа

 

 


План изучения теоретического материала

Технология формирования профессиональных действий

 

1.1 Действие и его основные характеристики

1.2 Методика формирования деятельности в теоретическом обучении

1.3 Методика формирования деятельности в практическом обучении

 

2. Технология контроля деятельности

 

2.1 Основные требования к контролю деятельности обучаемых.

2.2 Дидактические характеристики контроля учебной деятельностью

 

Формы организации учебного процесса при различных технологиях обучения

 


1. Технология формирования профессиональных действий

 

Действие и его основные характеристики

 

«Процесс выполнения новых действий включает четыре этапа:

- выполнение действий в материализованном виде (материальной форме),

- выполнение внешнеречевых действий,

- выполнение действий во внешней речи про себя,

- выполнение умственных действий» [Талызина Н.Ф.].

 

Главная закономерность процесса усвоения деятельности –

 

Основная цель деятельности по проектированию технологии формирования и усвоения деятельности - определение способов формирования обусловленных целью обучения действий требуемого качества.

Качества действия: разумность, осознанность, обобщенность, критичность, освоенность и надежность действия.

 

Под разумностью в широком смысле понимается

 

Для обеспечения разумности действия на всем процессе обучения необходимо:

· действовать медленно, особенно в начале обучения, чтобы в спешке не пропустить тот или иной ориентир;

· действовать внимательно и призывать к этому обучаемых, чтобы на начальном этапе формирования действия не было ошибок;

· при выполнении любой операции обучаемый должен проговаривать вслух содержание того или иного действия на начальном этапе.

 

 

Проговаривание вслух:

· позволяет самому обучаемому оценить и наилучшим образом понять действие

· усиливает сигнал перехода информации в долговременную память

· помогает педагогу контролировать извне то, что недоступно наблюдения и определить способ корректировки

 

Сознательность

 

Способы формирования сознательности действия:

· требование повторения действия;

· разделение действий на циклы (уровни) и требование время от времени от обучаемого словесного отчета о сформированных действиях в форме устного ответа на вопросы, написания формул, объяснения способов выполнения.

Обобщенность действия

 

 

Типы мыслительных задач.

1. Предметные типы задач, при решении которых человеку приходится ориентироваться на предметном поле, находить в нем значимые объекты, оперировать только ими, исключать помехи и т.д.

 

2. Логические типы задач, при решении которых требуется путем размышлений без опоры на материальные объекты ориентиры, правильно выявить условия задачи, выбрать необходимые данные, найти не любые способы решения, а самые рациональные.

 

3. Психологические задачи, когда от обучаемого требуется ум и воля, чтобы не двигаться стереотипно, не спешить принимать кажущееся за реальное.

Освоенность действия характеризуется

 

 

Высшей мерой освоенности действия является его критичность.

Критичност ь действия заключается

 

Сформированные действия, обладающие разумностью, сознательностью, обобщенностью, критичностью, свидетельствуют о высокой степени сформированности действий и об их надежности.

 

 

Качество Характеристика качества Способы формирования качества
Разумность Понимание, умственный контроль каждого действия (операции) вплоть до выполнения отдельного движения, употребления отдельного понятия и термина - действовать медленно, особенно в начале обучения, чтобы не пропустить тот или иной ориентир - действовать внимательно и призывать к этому обучаемых, чтобы на начальном этапе не было ошибок - при выполнении операции обучаемый должен проговаривать вслух содержание действия
Сознательность Свидетельствует о мере овладения действием и выражается в способности обучаемого дать полный словесный отчет о проделываемом, отметить последствия неправильности выполнения действия и способы их устранения - повторение действий - разделение действий на циклы (уровни) - требование время от времени от обучаемого словесного отчета о сформированных действиях
Обобщенность Способность обучаемого ориентироваться на существенные признаки действия в разнообразных условиях и выполнять эти действия в них - формируется путем контрастного применения обучаемым задач разной степени сложности и разного характера
Освоенность Способность обучаемых уверенно выполнять действия без видимых и слышимых внешних ориентиров, выполнение действий, характерных для заданных эталонов, обладающих прочностью, разумностью, обобщенностью, надежностью Поэтапная отработка нового действия – сначала на основе внешнепредставленных материальных ориентиров, затем проговариванием вслух каждой операции, контролируя ее правильность, и просто обдумывая в уме и решая задачи разного типа
Критичность Способность самостоятельно составлять критерии, по которым можно оценить действие, заранее задавать будущему действию показатели нужных качеств

 

 

Требования к содержанию учебного материала при формировании средств и способов закрепления:

1. Повторяемый материал должен воспроизводиться не всегда в том порядке, в котором изучался.

 

2. Повторение должно вестись на новом материале.

 

3. В процессе повторения обучаемые должны узнавать новые подробности, сведения, детали изучаемых объектов.

 

4. При повторении необходимо обеспечить достаточное разнообразие самостоятельных работ.

 

5. В процессе повторения следует широко использовать таблицы, графики, схемы, технологические карты и другой печатный и практический материал в готовом виде и в форме специальных вопросов.

 


 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: