МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И
НАУКИ УКРАИНЫ
УКРАИНСКАЯ ИНЖЕНЕРНО-
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ
Кафедра педагогики и методики
профессионального обучения
МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ: ОСНОВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ
Рабочая тетрадь по теме
Проектирование технологий
Формирования профессиональных действий
Студента
Группа
План изучения теоретического материала
Технология формирования профессиональных действий
1.1 Действие и его основные характеристики
1.2 Методика формирования деятельности в теоретическом обучении
1.3 Методика формирования деятельности в практическом обучении
2. Технология контроля деятельности
2.1 Основные требования к контролю деятельности обучаемых.
2.2 Дидактические характеристики контроля учебной деятельностью
Формы организации учебного процесса при различных технологиях обучения
1. Технология формирования профессиональных действий
Действие и его основные характеристики
«Процесс выполнения новых действий включает четыре этапа:
- выполнение действий в материализованном виде (материальной форме),
- выполнение внешнеречевых действий,
- выполнение действий во внешней речи про себя,
- выполнение умственных действий» [Талызина Н.Ф.].
Главная закономерность процесса усвоения деятельности –
Основная цель деятельности по проектированию технологии формирования и усвоения деятельности - определение способов формирования обусловленных целью обучения действий требуемого качества.
Качества действия: разумность, осознанность, обобщенность, критичность, освоенность и надежность действия.
Под разумностью в широком смысле понимается
Для обеспечения разумности действия на всем процессе обучения необходимо:
· действовать медленно, особенно в начале обучения, чтобы в спешке не пропустить тот или иной ориентир;
· действовать внимательно и призывать к этому обучаемых, чтобы на начальном этапе формирования действия не было ошибок;
· при выполнении любой операции обучаемый должен проговаривать вслух содержание того или иного действия на начальном этапе.
Проговаривание вслух:
· позволяет самому обучаемому оценить и наилучшим образом понять действие
· усиливает сигнал перехода информации в долговременную память
· помогает педагогу контролировать извне то, что недоступно наблюдения и определить способ корректировки
Сознательность –
Способы формирования сознательности действия:
· требование повторения действия;
· разделение действий на циклы (уровни) и требование время от времени от обучаемого словесного отчета о сформированных действиях в форме устного ответа на вопросы, написания формул, объяснения способов выполнения.
Обобщенность действия
Типы мыслительных задач.
1. Предметные типы задач, при решении которых человеку приходится ориентироваться на предметном поле, находить в нем значимые объекты, оперировать только ими, исключать помехи и т.д.
2. Логические типы задач, при решении которых требуется путем размышлений без опоры на материальные объекты ориентиры, правильно выявить условия задачи, выбрать необходимые данные, найти не любые способы решения, а самые рациональные.
3. Психологические задачи, когда от обучаемого требуется ум и воля, чтобы не двигаться стереотипно, не спешить принимать кажущееся за реальное.
Освоенность действия характеризуется
Высшей мерой освоенности действия является его критичность.
Критичност ь действия заключается
Сформированные действия, обладающие разумностью, сознательностью, обобщенностью, критичностью, свидетельствуют о высокой степени сформированности действий и об их надежности.
Качество | Характеристика качества | Способы формирования качества |
Разумность | Понимание, умственный контроль каждого действия (операции) вплоть до выполнения отдельного движения, употребления отдельного понятия и термина | - действовать медленно, особенно в начале обучения, чтобы не пропустить тот или иной ориентир - действовать внимательно и призывать к этому обучаемых, чтобы на начальном этапе не было ошибок - при выполнении операции обучаемый должен проговаривать вслух содержание действия |
Сознательность | Свидетельствует о мере овладения действием и выражается в способности обучаемого дать полный словесный отчет о проделываемом, отметить последствия неправильности выполнения действия и способы их устранения | - повторение действий - разделение действий на циклы (уровни) - требование время от времени от обучаемого словесного отчета о сформированных действиях |
Обобщенность | Способность обучаемого ориентироваться на существенные признаки действия в разнообразных условиях и выполнять эти действия в них | - формируется путем контрастного применения обучаемым задач разной степени сложности и разного характера |
Освоенность | Способность обучаемых уверенно выполнять действия без видимых и слышимых внешних ориентиров, выполнение действий, характерных для заданных эталонов, обладающих прочностью, разумностью, обобщенностью, надежностью | Поэтапная отработка нового действия – сначала на основе внешнепредставленных материальных ориентиров, затем проговариванием вслух каждой операции, контролируя ее правильность, и просто обдумывая в уме и решая задачи разного типа |
Критичность | Способность самостоятельно составлять критерии, по которым можно оценить действие, заранее задавать будущему действию показатели нужных качеств |
Требования к содержанию учебного материала при формировании средств и способов закрепления:
1. Повторяемый материал должен воспроизводиться не всегда в том порядке, в котором изучался.
2. Повторение должно вестись на новом материале.
3. В процессе повторения обучаемые должны узнавать новые подробности, сведения, детали изучаемых объектов.
4. При повторении необходимо обеспечить достаточное разнообразие самостоятельных работ.
5. В процессе повторения следует широко использовать таблицы, графики, схемы, технологические карты и другой печатный и практический материал в готовом виде и в форме специальных вопросов.