МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №20 «Ёлочка» ЗМР РТ»
Конспект беседы по познавательному развитию
«Урок безопасности в интернете»
Для детей 6-7 лет
2019 г.
Игровое – познавательное занятие
По информационной безопасности «Безопасный интернет»
Пояснительная записка
Проблема обеспечения информационной безопасности детей в информационно-телекоммуникационных сетях становится все более актуальной в связи с существенным возрастанием численности несовершеннолетних пользователей.
В современных условиях развития общества компьютер стал для ребенка и «другом» и «помощником» и даже «воспитателем», «учителем». Всеобщая информатизация и доступный, высокоскоростной Интернет уравнял жителей больших городов и малых деревень в возможности получить качественное образование.
Между тем существует ряд аспектов при работе с компьютером, а в частности, с сетью Интернет, негативно влияющих на физическое, моральное, духовное здоровье подрастающего поколения, порождающих проблемы в поведении у психически неустойчивых детей, представляющих для детей угрозу.
«Зачастую дети принимают все, что видят по телевизору и в Интернете, за чистую монету. В силу возраста, отсутствия жизненного опыта и знаний в области медиаграмотности они не всегда умеют распознать манипулятивные техники, используемые при подаче рекламной и иной информации, не анализируют степень достоверности информации и подлинность ее источников. Мы же хотим, чтобы ребята стали полноценными гражданами своей страны – теми, кто может анализировать и критически относиться к информационной продукции. Они должны знать, какие опасности подстерегают их в сети и как их избежать» (П.А.Астахов, уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка).
Согласно российскому законодательству информационная безопасность детей – это состояние защищенности детей, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией, в том числе распространяемой в сети Интернет, вреда их здоровью, физическому, психическому, духовному и нравственному развитию (Федеральный закон от 29.12.2010 № 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию"). Преодолеть нежелательное воздействие компьютера возможно только совместными усилиями педагогов, родителей и самих детей.
Цель: Обучение воспитанников основам безопасной работы в Интернете, воспитание грамотного и ответственного пользователя сети Интернет.
Задачи:
ü повышение уровня знаний воспитанников о компьютере;
ü развитие познавательной активности;
ü активизация словаря: монитор, мышка, клавиатура, системный блок, вирус, антивирус, Сеть, Интернет;
ü повышение уровня осведомленности воспитанников об основных опасностях при пользовании сети Интернет;
ü формирование системы действий и способов безопасного использования Интернета;
ü развивать навыки самоконтроля при общении в Сети;
ü воспитывать чувство ответственности за личную безопасность и благополучие семьи.
Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие.
Материалы и оборудование: мультимедийная презентация, предметные картинки по теме.
Предварительная работа: просмотр мультфильма «Фиксики» (серии «Интернет», «Компьютер»), беседы: «Для чего нужен компьютер?», »Что такое Интернет?», компьютерные игры для детей.
Форма деятельности: совместная деятельность воспитателя и детей.
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательная, речевая.
Методы и приемы: проблемно-ситуативные, игровые, наглядные, словесные, практические.
Ход
Звучит песня «До чего дошел прогресс»
Воспитатель: Да, действительно прогресс не стоит на месте. Развивается наука, техника. И сегодня мы будем говорить об очень умной, интересной и полезной машине.
Узнайте, о чём пойдёт речь?
Он быстрее человека
Перемножит два числа,
В нём сто раз библиотека
Поместиться бы смогла,
Только там открыть возможно
Сто окошек за минуту.
Угадать совсем не сложно
Что загадка про… (компьютер)
Слайд 2
Воспитатель: Сегодня мы с вами поговорим о компьютере и интернете.
А вот из каких частей состоит компьютер, вы узнаете, когда отгадаете загадки:
Это - чудо чемодан.
Лампа, кнопка да карман.
Он окутан проводами,
Провода и тут и там (системный блок).
Слайд 3
На столе он перед нами,
на него направлен взор,
подчиняется программе, носит имя (монитор)
Слайд 4
Нет, она – не пианино, только клавиш в ней – не счесть!
Алфавита там картина, знаки, цифры тоже есть.
Очень тонкая натура. Имя ей? (клавиатура).
Слайд 5
По ковру зверек бежит,
То замрет, то закружит,
Коврика не покидает,
Что за зверь, кто угадает? (мышка).
Слайд 6
Воспитатель: Молодцы ребята!
Слайд 7. Да, действительно компьютер состоит из системного блока, монитора, клавиатуры, мышки.
Воспитатель: Ребята, а у вас есть дома компьютер?
А для чего вам нужен компьютер?
Дети: Печатать,играть в компьютерные игры.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, а можно ли за компьютером сидеть долгое время?
Дети: Нет, нельзя
Воспитатель: А почему вы так считаете?
Дети: Может испортиться зрение, осанку.
Воспитатель: Совершенно верно, если долго сидеть за компьютером, может испортиться зрение, осанка, а еще это вредно для нашей нервной системы. Поэтому для работы с компьютером отводится определённое время 15-20 минут.
Физкультминутка.
За компьютером играли,
И немножко мы устали.
Мы на плечи руки ставим, начинаем их вращать.
Так осанку мы исправим, 1 2 3 4 5
Руки ставим перед грудью, в стороны разводим,
Мы разминку делать будем, при любой погоде.
Руку правую вверх поднимаем, левую вниз опускаем
Мы меняем, их меняем, плавно двигаем руками,
А теперь давайте вместе, пошагаем мы на месте.
Воспитатель: Отгадайте еще одну загадку:
Есть такая сеть на свете,
Ею рыбу не поймать.
В неё входят даже дети,
Чтоб общаться иль играть.
Информацию черпают,
И чего здесь только нет!
Как же сеть ту называют?
Ну, конечно ж? (Интернет).
Слайд 8
Воспитатель: Ребята, а что такое интернет, вы знаете?
Дети: Это такое место, где есть любая информация.
Воспитатель: Интернет – это сеть, из которой мы берем полезную информацию, переписываемся с друзьями, люди создают собственные сайты, в Интернете собрана информация со всего мира. Там можно отыскать словари, энциклопедии, газеты, произведения писателей, музыку. Можно посмотреть фильмы, теле- и радиопередачи, найти массу программ для своего компьютера, поиграть в игры, но там много и вредной информации. Подключаться к Интернету нужно только вместе с родителями. Скачивать с Интернета игры, музыку и загружать файлы нужно только в присутствии взрослых!
А вы знаете правила безопасности в интернете?
Дети: Да.
Воспитатель: Тогда расскажите их. Посмотрите на экран.
Правила безопасности в интернете.
Слайд 9.
1.Мы хотим, чтоб Интернет,
Был вам другом много лет!
Будешь знать семь правил этих —
Смело плавай в Интернете!
Слайд 10.
2.Если что-то непонятно
страшно или неприятно,
Быстро к взрослым поспеши,
Расскажи и покажи.
Слайд 11.
3.Как и всюду на планете,
Есть опасность в Интернете.
Мы опасность исключаем,
Если фильтры подключаем.
Слайд 12.
4.Не хочу попасть в беду —
Антивирус заведу!
Всем, кто ходит в Интернет,
Пригодится наш совет.
Воспитатель – А что обычно ребята вы делаете за компьютером?
Дети: Играем в игры, смотрим мультфильмы.
Воспитатель: В какие игры вы играете? А какие мультфильмы любите?
Дети: ответы детей
Воспитатель: Игры тоже бывают разные: есть полезные, которые развивают внимание, память, мышление, учат вас считать. А есть игры, которые учат нас плохому, в них стреляют и убивают, в такие игры играть нельзя!
В моем компьютере есть интересная игра для вас. Хотите поиграть?
Дети: Да
Воспитатель: Предлагаю вам поиграть в компьютерную игру «Прочитай слово и найди картинку». Слайд 13 и 14.
Дети начинают играть, компьютер зависает и появляется черный экран. Слайд 15.
Воспитатель: Что случилось с компьютером, может он сломался? Что делать?
Слайд 16. На экране появляется вирус.
Воспитатель: Ой, ребята, что это?
Дети: Вирус.
Воспитатель: Верно, это-вирус.
Воспитатель: Послушайте, что он «говорит»:
Ха- ха ваш компьютер под угрозой!
Я мастер маскировки,
Троянский вирус злой.
Могу файлы я стирать
И компьютер ваш сломать
И вам не победить меня
Нет антивируса у вас.
Ха – ха - ха.
Слайд 17. Воспитатель: И, правда, ребята, я вспомнила, что у нас в компьютере нет антивируса. Ведьобязательно нужно защищать свой компьютер и устанавливать антивирус, он не дает вирусам попадать в компьютер. Видимо, из-за этого у нас «завис» компьютер? А вы как считаете?
Ответы детей.
Воспитатель: Я сегодня обязательно поставлю антивирус на свой компьютер. А сейчас давайте вспомним еще несколько правил безопасного поведения в Интернете. А помогут нам наши любимые сказки.
Слайд 18
«Волк и 7 козлят»
Воспитатель: Какое правило можно придумать, посмотрев на этот слайд?
Дети: Под маской виртуального друга может скрываться злой человек!
Не заходить без родителей в интернет.
8.Чтобы вор к нам не пришёл,
И чужой нас не нашёл,
Телефон свой, адрес, фото.
В Интернет не помещай,
И другим не сообщай.
Слайд 19
«Красная шапочка»
Воспитатель: Как вы думаете, какое правило можно сформулировать?
Дети: Не разговаривай с незнакомцами.
6.Злые люди в Интернете,
Расставляют свои сети.
С незнакомыми людьми
Ты на встречу не иди!
Слайд 20
«Золотой ключик, или Приключения Буратино»
Воспитатель: Придумали правило?
Дети: Опасайся мошенников.
Воспитатель: Не сообщай никому свои пароли, не посылай СМС в ответ на письма от неизвестных людей.
5.Иногда тебе в Сети
Вдруг встречаются вруны.
Ты мошенникам не верь
Информацию проверь!
Слайд 21
«Морозко»
Воспитатель: Акакое правило можно придумать, посмотрев на этот слайд?
Дети: Не кричать, не грубить.
Воспитатель: Будь вежливым при общении в сети интернет, не груби, тогда и к тебе будут относиться так же.
7.С грубиянами в Сети
Разговор не заводи.
Ну и сам не оплошай —
Никого не обижай.
Воспитатель: Спасибо вам, ребята! Вы сегодня молодцы! Но не забывайте ребята, что в игры играть можно только 15 минут в день!
Слайд 22
Воспитатель: Ребята, не нужно бояться умных машин,
Ведь пользу большую несут они в жизнь.
"Лишь ты позаботься о личном здоровье", –
Такие компьютер нам ставит условия.
Спасибо вам большое.
Воспитатель: А сейчас давайте посмотриммультфильм «Фиксики – Осторожней в интернете!»