Формы работы
1. Анализ и конспектирование
2. Аннотирования статей и работ
3. Складывание глосарія
4. Перевод из иностранного языка
5. Написание научной статьи
Методические советы:
1. Анализ и конспектирование. Это важнейшая форма работы для студентов философского направления, которое предусматривает усвоение специфического философского языка, понимания философских текстов, умения выразить содержание текста. В процессе работы над первоисточником студенту надо:
- - прочитать текст
- - осмыслить и записать основные мысли, тезисы, аргументы;
- - понять структуру текста, логику развертывания смыслов
- - сформулировать свое понимание проблемы и отношения к ней
- - записать основные тезисы и ії аргументацию.
- - на основе этого сложить конспект
Аннотирования статей и работ. Аннотация - это форма, суть которой заключается в донесении основного содержания философского произведения, его значения, постигания учета автора - к широкому кругу читателей, потому нуждается в об'єктивації субъективного понимания. Этот вид работы предусматривает не только ознакомление с философскими статьями и трудами, работами известных философов истории и современности, но и изложение их основного содержания. Для цого надо выполнить все, что рекомендован в форме Анализ и конспектирование, и сформировать свое виденье данной работы как об'єктивоване и обобщенное изложение содержания, значения, результативности.
3. Глоссарий включает набор основных сроков, которые описывают этот срез эстетической проблематики с их толкованием, выявлением взаимосвязей, взятых в исторической динамике. Подбор сроков для глоссария осуществляется в результате самостоятельного поиска студента и индивидуальных консультаций с преподавателем. В случае складывания глоссария плодотворным представляется дублирование тем в рамках разных студенческих групп, которое дает возможность плодотворного синтеза, складывания наиболее удачного финального варианта. Эта работа должна носить целеустремленный многолетний характер, с тем, чтобы выполнить подготовительные усилия для возможного издания словаря по эстетике.
Требования к глоссарию:
- - содержательная адекватность материала;
- - вместимость и конкретность формулировок;
- - оригинальность текста.
Перевод активизирует навыки работы с иностранными языками, опыт сопоставления текстов, которые принадлежат к разным культурным традициям, способность к самостоятельной интерпретации эстетических вопросов.
Требования к переводам
Студент должен уметь:
- - производить общую содержательную оценку текста;
- - выявлять и адекватно переводить эстетические термины;
- - проводить их сравнительный анализ относительно разных языковых и культурных контекстов;
- - уметь в случае необходимости сложить грамотный научный комментарий.
Тексты, используемые для перевода, могут быть предложены преподавателем или выбраны студентами самостоятельно (в том числе и с привлечением материалов из сети Интернет).
СПИСОК ПЕРВОИСТОЧНИКОВ
1. Аристотель. Категории // Соч.: В 4-х т. Т.2. – М.: Мысль 1978. – С. 51-90.
2. Аристотель. Метафизика // Сочинения. В 4 т. М., 1975. Т. 1.
- Бэкон Ф. Новый Органон // Мир философии. В 2-х ч. Ч.1.- М.: Гегель, Г.В.Ф. Наука логики / Г.В.Ф. Гегель. – СПб.: Наука, 1997. – 799 с.
- Гуссерль Э. Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии. – М.: Лабиринт, 1994. – 104 с.
- Гуссерль Э. Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология // Философия как строгая наука. – Новочеркасск: САГУНА, 1994. –С.49-100.
- Гуссерль Э. Кризис европейского человечества и философия // Философия как строгая наука. – Новочеркасск: САГУНА, 1994. –С.101-126.
- Гуссерль Э. Философия как строгая наука // Философия как строгая наука. – Новочеркасск: САГУНА, 1994. -С.127-175.
- Декарт Р. Разыскание истины посредством естественного света // Соч.: В 2-х т. Т.1. – М.: Мысль, 1989. – С. 154-178.
- Кант И. Критика практического разума // Соч.: В 4-х т. на нем. и рус. языках. Т. 3. – М.: Московский философский фонд, 1997. – С.277-733.
- Кант И. Критика способности суждения // Соч.: В 8-ми т. Т. 5. – М.: Чоро, 1994. – 414 с.
- Кант И. Критика чистого разума // Соч.: В 8-ми т. Т. 3. – М.: Чоро, 1994. – 741 с.
- Кант И. Пролегомены ко всякой будущей метафизике, которая может появиться как наука // Соч.: В 8-ми т. Т. 4. – М.: Чоро, 1994. – С. 5-153.
- Куайн, У. Слово и объект / пер. с англ. А.З. Черняк, Т.А. Дмитриев. – М.: Праксис; Логос, 2000. – 386 с.
- Сартр Ж.П. Бытие и ничто. М., 2000.
- Спиноза Б. Этика. СПб., 1993.
- Спирин В.М. Логический анализ философии бытия. Тверь., 2001.
- Уайтхед А.Н. Избранные работы по философии. М, 1990.
- Хайдеггер М. Бытие и время. – М.: Ad Marginem, 1997. – 452 с.
- Хайдеггер М. Время и бытие. Статьи и выступления. М, 1993.
- Хайдеггер М. Кант и проблема метафизики. -М.: Логос, 1997. – 176 с.
- Херрман Ф. В. фон. Фундаментальная онтология языка. – Мн., 2001.
- Шеллинг Ф.В.Й. Сист е м а трансцендентального идеализма // Соч.: В 2-х т. Т. 1. – М.: Мысль, 1987. – С.227-489.
- Шеллинг, Ф.В.Й. К истории новой философии. (Мюнхенские лекции) / Ф.В.Й. Шеллинг // Шеллинг Ф.В.Й. Сочинения в 2 т.: Пер. с нем. – Т. 2.– М.: Мысль, 1989. – С. 387 – 560.
- Юм Д. Исследование о человеческом разумении. – М.: Прогресс, 1995. – 240 с.