Художественно-конструкторская деятельность (основы дизайн -образования)»




Автор Н.М. Конышева

Цель данного курса - развитие сфе­ры чувств, эстетического вкуса, разума и творческих сил, т. е. общего развития ребенка; формирование у школьников дизайнерского мышления — особой установки со­знания, которая позволяет человеку комплексно подходить к оценке и созиданию окружающей его предметной среды в целом и любого из ее компонентов.

Согласно научным данным, дизайнерское мышление включает в себя следующие параметры:

-конструктивность;

-целесообразность;

-вариативность, гибкость;

-чувство стиля и стилевой гармонии.

Основными принципами построения программы является:

1. Общекультурная (мировоззренческая, духовно-нравственная) направленность курса.

Этот принцип подразумевает формирование у учащихся че­рез практическую деятельность системы знаний и представлений об окружающей действительности, в первую очередь о связи че­ловека и создаваемой им культурной среды обитания с единой и гармоничной природой, о социально-психологической и соци­ально-исторической информативности мира вещей и т. д.

2. От общего к частному (в формировании духовно-нравственных установок) и от частного к общему (в формировании конкретных знаний и способов работы).

Практи­ка подтверждает, что в младшем школьном возрасте создать, та­ким образом, соответствующую мировоззренческую базу проще, чем в подростковом. В связи с этим программа предусматривает освоение более частных дизайнерских вопросов (единства эстети­ческих и функциональных качеств в предмете, целесообразности конструкции, технологичности способов работы и пр.) на фоне выработки общефилософского подхода к проблеме «Природа - Человек - Предметная среда».

Что касается конкретных способов ручной работы и соответ­ствующих им знаний и умений (чертежно-графических, расчетно-измерительных, обработки материалов, планирования трудовых операций и пр.), то в соответствии с психологической природой ребенка их формирование удобнее осуществлять от простого к сложному, от частного к общему.

3. Целостность формирования дизайнерского мышления.

Личность едина; большинство видов человеческой деятельно­сти также целостны, т. е. одновременно включают в себя несколько различных компонентов. В связи с этим наиболее естественно строить формирование конкретных параметров дизай­нерского мышления не изолированно друг от друга, а комплекс­но.

Этот принцип предполагает, что вместо принятого на уроках трудового обучения изготовления отдельных поделок учащиеся осмысливают и разрабатывают целостную предметную среду.

4. Вариативность содержания, многообразие конкретных тем и изделий, творчество учителя.

При общности цели и единстве принципов программа преду­сматривает самые широкие возможности для отражения в конк­ретном содержании уроков региональных, социокультурных и других местных особенностей. Количество уроков также может меняться. Урочная работа может дополняться внеурочными занятиями при условии сохранения общей структуры и единой ло­гики содержания программы.

В методическом плане программа ориентируется на проектно-конструкторскую деятельность учащихся; основные акценты смещаются с изготовления поделок и репродуктивного овладения приемами работы в сторону проектирования вещей на основе сознательного и творческого использования приемов и техно­логий.

Методической основой организации деятельности детей на уроке является творческий метод дизайна, поскольку он соединяет в себе как инженерно-конструкторский (т. е. преимущественно рациональный, рассудочно-логический) аспект, так и художественно-эстетический (во многом эмоциональный, интуитивный).

При всей своей сложности описываемая деятельность может быть содержательно представлена так, что будет вполне по силам даже первоклассникам. Это предусматривает данная программа.

По своей структуре программа представляет собой единую систему, в которой основным содержательным компонентом выступает нравственно-эстетический и социально-исторический опыт человечества, отраженный в материальной культуре. Весь курс обучения представляет собой единую систему взаимосвязанных тем, которые постоянно усложняются. Предметно-практическое содержание программы обозначено лишь сквозными линиями, которые проходят через все ступени курса

Графически структуру программы можно отразить следующим образом.

Класс Компоненты обучения Социально-историческое и нравственно-эстетическое содержание курса
I Ф О Р М А Л И Н И Я Ц В Е Т К О Н С Т Р У К Ц И Я К О М П О З И Ц И Я М А Т Е Р И А Л Ы И Н С Т Р У М Е Н Т Ы Умелые руки:представление о прекрасном в обыденныз явлениях природы и жизни; многообразие форм и цвета в окружаюшей действительности; радость познания и созидания (учусь смотреть и видеть, учу руки быть послушными и умными).
II В природе, в жизни и в мастерской:основные идеи взаимосвязи человека, вещи и природы и пути их познания; основы декоративно-художественного отражения мира (учусь наблюдать, размышлять и действовать).
III Наш рукотворный мир (от мира природы к миру вещей): природа как источник инженерных и художественных идей; основные принципы дизайна (осваиваю основные правила создания красивой вещи и мира вещей).
IV Секреты Мастеров:мир вещей как источник историко-культурной информации; традиции и их роль в жизни и искусстве; традиционные ремесла и приемы работы как возможность приобщения к человеческой культуре (постигаю мастерство как способ выражения духовной культуры).

Труд-творчество»

Автор Н.А. Цырулик

Целью уроков трудового обучения является достижение оптимального развития ручных умений каждого учаще­гося. Но при этом развитие ручных умений должно сопровождаться развитием различных сторон психики, служить общему развитию детей. Л. В. Занков считал, общее развитие есть целостное движение психики, и важно на каждом уроке давать простор этому движению, то есть стимулировать проявление и эмоцио­нально-волевой, и сенсорной, и интеллектуальной, и потребностной сфер психики ребенка. При этом важно иметь в виду, что практиче­ская деятельность на уроке трудового обучения может способство­вать раскрытию тех сторон индивидуальности ребенка, которые не видны на уроках по другим учебным предметам.

Уроки трудового обучения строятся на тех же принципах ди­дактической системы Л. В. Занкова, что и уроки по другим пред­метам.

Содержание программы, определяемое этими принципами, ха­рактеризуется разнообразием используемых в работе материалов, а также ручных операций, видов практической деятельности, по­знавательных сведений.

Ручные умения развиваются в процессе обработки различных материалов. Чем шире круг операций, которыми овладевают дети, тем лучше и многосторонней развита координация движения рук, тем проще ребенку овладевать новыми видами деятельности, еще не встречавшимися ему

Развивающее значение имеет комбинирование различных ма­териалов и приемов в одном изделии (коллаж). Сопоставление спо­собов и приемов в работе с различными материалами содействует их лучшему осознанию.

В программу вводится значительный объем познавательных сведений, касающихся свойств используемых материалов, спосо­бов изготовления той или иной вещи. Овладение этими терминами, так же как и названиями ручных операций, свойств материалов, инструментов, осуществляемое исподволь, постепен­но, будет важным вкладом в развитие речи детей.

Расширению познавательной деятельности в трудовом направлении могут служить материалы музеев, выставок, экскурсии в природу. Целесообраз­но сообщать сведения о народных праздниках, к которым приурочено изготовление тех или иных поделок. Например, на масленицу делают чучело из соломы и сжигают его в знак прощания с зимой.

В программу включены художественное и техническое направ­ления деятельности. В процессе той и другой деятельности учени­ки выполняют самые разнообразные поделки.

Рекомендации по проведению уроков.

Дидактические принципы системы определяют не только со­держание, но и выбор методов работы на уроке.

Принцип обучения на высоком уровне трудности требует с первых шагов деятельности учеников ставить их в ситуацию поиска, в си­туацию самостоятельного анализа предлагаемого для изготовле­ния предмета, самостоятельного планирования операций по его из­готовлению.

Работу рекомендуется начинать с вопроса: «Кто хочет рассказать, как сделан этот предмет?», что позволяет реализовать прин­цип общего развития всех учащихся, в том числе и наиболее силь­ных. Дальнейшую работу следует построить в зависимости от содержания высказывания ученика: назвал ли он все операции, которые будут иметь место, последовательно ли их назвал, указал ли, каким инструментом будет пользоваться, и т. д.

Дальше необходимо дать детям возможность в меру своих сил осуществить тот план изготовления предмета, который составили коллективно. Помощь каждому оказывается индивидуально, причем роль учителя помочь ученику самостоятельно осознать причину затруднений или наметить следующие шаги по выполне­нию задания.

После выполнения работы можно предложить детям дать сло­весный отчет о процессе изготовления изделия и о том, совпала ли их работа с тем планом, который намечался. Учитель может под­черкнуть, что планирование и отчет самому себе о проделанной работе являются очень важными моментами нашей деятельности. Это будет способствовать и осмыслению процесса изготовления объектов, и осознанию школьниками самого процесса учения.

Самостоятельная работа, предлагаемая ученикам, должна но­сить различный характер: и точное повторение образца, представ­ленного в натуральном виде или в виде рисунка, чертежа; и выпол­нение работы по заданному учителем условию (например, изме­нить форму открытки); и выполнение работы по собственному замыслу из любых материалов в любой технике (например, иллю­страция стихотворения, басни, сказки). Каждый из этих видов ра­боты предполагает различную мыслительную деятельность на эта­пе ориентировки в задании. При выполнении творческих работ учитель может показать несколько образцов не только для точного подражания, но и как варианты выполнения задания.

Самостоятельность, разнообразие выполнения заданий будут сопровождаться интересом детей и к своей работе, и к поделкам своих товарищей.

На уроках трудового обучения функционируют и другие свойства методической системы обучения, направленного на общее развитие. Коллизии, их разрешение, осознание учениками их коллизий могут иметь место, когда учитель переводит ученика от одного способа выполнения работы к другому или от одного вида работы к другому (от конструктивного способа лепки к приему вытягивания, от прямого плетения к объемному, от тиснения по фольге к тиснению на бумаге).

Также в раскрывается и вариантность как особое свойство методической системы. Оно проявляется в многообразии индивидуальных подходов к выполнению заданий учащимися, в предоставлении свободы учителю в выборе материалов, видов поделок, тематики бесед, наблюдений, которые учитель проводит исходя из своей индивидуальности и из местных условий функционирования школы.

Программа содержит примерный перечень видов деятельности. Учителю предоставляется возможность заменить некоторые из них на другие.

Организационные формы, применяемые на уроках, различны: индивидуальное выполнение заданий, и групповое, и коллективное.

 

Технология»

Под ред. В.Д. Симоненко

Программа ориентирована, прежде всего, на организацию самостоятельной практической деятельности учащихся, развитие творческого потенциала, становление личности.

В основу обучения положен проектный подход, стимулирующий познавательную активность и способствующий более полному и прочному усвоению общетрудовых знаний и умений, воспитанию трудолюбия, обязательности, ответственности и порядочности, формированию навыков поведения и разумного отношения к природе.

Программа сохраняет преемственность общего подхода к трудовой подготовке, дает широкую возможность для нравственно-воспитательной работы. В 1-4 классах осуществляется начальный этап профессио­нального самоопределения учащихся, в ходе которого они зна­комятся с миром труда и профессий, получают первоначальную общетрудовую подготовку и элементарные навыки труда в быту. На этом этапе закладывается база для изучения на следующей ступени трудового обучения общих основ производства и бу­дущего выбора профессиональной карьеры.

Программа включает в себя вариативный набор содержания и форм подготовки младших школьников к труду и строится по модульному принципу, благодаря чему обеспечивается интегра­ция различных видов деятельности, необходимых для достиже­ния учащимися целей обучения. Каждый из предложенных модулей, как независимая единица содержания, представляет со­бой технологический процесс обработки определенного мате­риала либо группу работ, которые объединены смысловым и логическим единством и направлены на достижение комплексов дидактических целей.

В структуре модуля представлены все элементы содержания обучения (знания, умения, опыт творческой деятельности, опыт эмоционально-ценностного отношения к миру) во взаимосвязи со средствами их реализации.

При изучении всех модулей особое внимание уделяется политехническому содержанию.

Содержательной основой программы являются первоначальные знания о технологии ручной обработки материалов, простейших технических устройствах, выращивании растений, санитарном состоянии современного жилища.

Набор модулей не является строго обязательным, отдельные модули могут быть исключены, введены новые модули, изменена последовательность их прохождения с тем, чтобы максимально учитывались индивидуальные потребности и возможности учащихся, местные производственно-трудовые традиции, подготовленность учителя к проведению отдельных видов работ, материально-техническое обеспечение школ.

Особенность данной программы - изготовление творческого проекта, начиная со 2 класса. Творческий проект является итоговой учебно-трудовой работой учащихся. Результатом выполнения творческого проекта является продукт (изделие или услуга), обладающая субъективной или объективной новизной. Уроки, обучающие проектной деятельности, проводятся в четвёртой четверти.

 

Имея такое разнообразие программ учителю необходимо начинать знакомство с ними

и учебниками заранее.

При ознакомлении с учебной программой важно, прежде всего, разобраться в ее концептуальных основах, т.е. уяснить, в чем тот или иной автор усматривает основной смысл данной учебной дисциплины, каковы ее задачи и принципы построения. Весь этот материал дается в пояснительной записке к программе.

Дальнейшее ознакомление с содержанием программы позволит установить, что должен будет предпринять учитель для реализации данных задач.

Еще более конкретную информацию в этом плане можно получить из учебников или учебных пособий, созданных в соответствии с программой. Обычно в них отражается не только содержание знаний и умений, но и основные методы, и приемы организации работы учащихся. Таким образом, программа и учебники вместе дают достаточно четкую информацию о действительных образовательных возможностях, заложенных автором в учебный курс.

В результате общего анализа программы и учебников учитель определяет, насколько для него приемлема предлагаемая система работы, и тогда делает свой выбор.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: