Литургия Преждеосвященных Даров.
Календарные заметки:
По заамвонной молитве – молебный канон вмч. Феодору Тирону и благословение колива.
Порядок чтений, согласно календарю:
На 6-м часе: Ис.3:1–14.
На веч.: Быт.2:20 –3:20. Притч.3:19–3422.
Утреня.
Иерей возглашает: «Благословен Бог наш…».
Чтец: Трисвятое. По «Отче наш»
Иерей возглас: «Яко Твое есть Царство…».
Чтец: «Аминь», «Господи, помилуй» (12). «Слава, и ныне» – «Прииди́те, поклони́мся…» (трижды), псалмы 19-й и 20-й.
Трисвятое. По «Отче наш» – возглас и тропарь: «Спаси, Господи, люди Твоя…». «Слава» – «Вознесы́йся на Крест …», «И ныне» – «Предстательство страшное… ».
Во время чтения псалмов иерей кадит алтарь и весь храм, затем, возвратившись в алтарь, произносит малую сугубую ектению: «Помилуй нас, Боже…» (с кадилом у престола) и возглас: «Яко Милостив…». Певцы: «Аминь », «Именем Господним …».
Иерей, стоя пред престолом, возглашает: «Слава Святей, и Единосущней, и Животворящей, и Нераздельней Троице…», при этом творит крест кадилом. Читается шестопсалмие. (Иерей глаголет утренние молитвы Служебника.) По окончании шестопсалмия – великая ектения.
Затем «Аллилуия» в прилучившийся глас Октоиха (в данном случае – 4-й), со стихами: «От но́щи у́тренюет…» и проч. Певцы поют: «Аллилуия », по трижды на каждый из четырех стихов. Затем три Троичных тропаря (см. приложение Триоди).
Примечание. На практике Троичные тропари читаются, а окончания (припевы) их поются.
В пятницу к первому Троичному тропарю припев: «Свят, Свят, Свят еси, Боже наш, силою Креста Твоего сохрани нас, Господи»; ко второму – «Свят, Свят, Свят еси, Боже наш, молитвами всех святых Твоих помилуй нас»; к третьему – «Свят, Свят, Свят еси, Боже наш, Богородицею помилуй нас».
|
Затем стихословятся кафизмы 13-я, 14-я и 15-я, с разделением на три «Славы» и пением великопостным распевом. Стихословие кафизмы начинается с пения хором «захода»: «Господи, помилуй» (трижды), «Слава». Чтец: «И ныне», и читает кафизму. Малых ектений по кафизмах нет.
После 1-й кафизмы – седальны рядового гласа Октоиха (см. приложение Триоди). В седальнах, перед Богородичном, поется мученичен текущего гласа с припевом: «Ди́вен Бог во святы́х Свои́х, Бог Изра́илев» (в приложении Триоди он помещается после седальнов).
После 2-й и 3-й кафизм – седальны Триоди (на ряду).
По обычаю, хор – запев: «Господи, помилуй» (трижды), «Слава». Чтец – «И ныне», и читает псалом 50-й.
Иерей (или диакон) на амвоне произносит молитву: «Спаси, Боже, люди Твоя…». Певцы: «Господи, помилуй » (12). Иерей: «Милостию и щедротами…». Певцы: «Аминь », и поется канон.
На великопостной утрене три канона – из Минеи (полный) и два трипеснца из Триоди.
Трипеснцы состоят: в пятницу – из 5-й, 8-й и 9-й песней;
Песни, в состав которых входят трипеснцы, поются на 14: канон Минеи со ирмосом на 6 (ирмос единожды), затем трипеснцы на 8. Кроме того, 2-й трипеснец Триоди содержит один или два тропаря, не входящие в число 14; эти тропари должны петься с припевом: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе».
Песни, в которых нет трипеснцев, поются на 4, без ирмоса, т. е. ирмосы в этот счет не входят. В 1-й, 3-й, 4-й и 7-й песнях ирмосы предваряют пение тропарей, а в 6-й служат катавасией и поются только по окончании тропарей. Песни, имеющие в своем составе трипеснцы, непременно заканчиваются катавасией – ирмосом второго трипеснца.
|
Канон стихословится с библейскими песнями (в изложении специального раздела Ирмология – для Великого поста).
Поется ирмос 1-й песни канона из Минеи и стих (на 4): «Господь, ца́рствуяй веки…». Чтец – 1-й тропарь канона Минеи.
Певцы: «И наведе́ на ня Господь…». Чтец – 2-й тропарь.
Певцы: «Слава». Чтец – 3-й тропарь.
Певцы: «И ныне». Чтец – Богородичен канона Минеи.
2-я песнь не стихословится.
Песнь 3-я (из Минеи) начинается пением библейских стихов. Сразу после катавасии 1-й песни певцы – стих: «Господь взы́де на Небеса́…». Чтец – 1-й тропарь канона.
Певцы – стих: «И даст кре́пость…». Чтец – 2-й тропарь.
Певцы: «Слава». Чтец – 3-й тропарь.
Певцы: «И ныне». Чтец – Богородичен Минеи.
Певцы – ирмос 3-й песни Минеи.
По 3-й песни – ин кондак мучеников, глас 4-й; седален мучеников, глас 1-й. «Слава, и ныне» – Крестобогородичен Минеи, глас тот же.
Песнь 4-я (из Минеи). Певцы – ирмос 4-й песни Минеи и стих: «Господь Бог мой – сила моя…». Чтец – 1-й тропарь.
Певцы – стих: «И на высо́кая возво́дит…». Чтец – 2-й тропарь.
Певцы: «Слава». Чтец – 3-й тропарь.
Певцы: «И ныне». Чтец – Богородичен.
Песнь 5-я канона стихословится от стиха: «От но́щи у́тренюет дух мой …» до «Го́споди, высока́ Твоя́ мы́шца …» (по Ирмологию). После стиха «За́висть прии́мет лю́ди …» поется ирмос канона Минеи.
Певцы – стих: «Го́споди, Бо́же наш, мир да́ждь нам …». Чтец – 1-й тропарь канона Минеи.
Певцы: «Го́споди, Бо́же наш, стяжи́ ны …». Чтец – снова 1-й тропарь.
|
Певцы: «Ме́ртвии же живота́ не и́мут …». Чтец – 2-й тропарь.
Певцы: «Сего́ ра́ди наве́л еси́ …». Чтец – 3-й тропарь.
Певцы: «Приложи́ им зла, Го́споди …». Чтец – Богородичен канона.
Певцы: «Го́споди, в ско́рби помяну́хом Тя …». Чтец – 1-й тропарь первого трипеснца Триоди.
Певцы: «И я́ко боля́щая приближа́ется роди́ти …». Чтец – 2-й тропарь.
Певцы: «Стра́ха ра́ди Твоего́, Го́споди …». Чтец – 3-й тропарь.
Певцы: «Не паде́м, но паду́т живу́щии на земли́ …». Чтец – Богородичен 1-го трипеснца.
Певцы: «Воскре́снут ме́ртвии …». Чтец – 1-й тропарь 2-го трипеснца Триоди.
Певцы: «Ро́са бо, я́же от Тебе́ …». Чтец – 2-й тропарь.
Певцы: «Слава». Чтец – Троичен: «О Тро́ице Всесвята́я!…».
Певцы: «И ныне». Чтец – Богородичен: «Многоимени́тая Отрокови́це …».
Певцы: «Слава Тебе, Боже наш…». Чтец – тропарь: «Ми́ру и су́щим в ми́ре …».
Затем на катавасию поется ирмос 2-го трипеснца Триоди, глас 2-й: «Но́щи преше́дшей прибли́жися день …».
6-я песнь стихословится с начала, от стиха: «Возопи́х в скорби моей…» и до: «Храня́щии су́етная и ло́жная…» включительно. После этого стиха – 1-й тропарь канона Минеи. Далее: «Аз же со гла́сом хвале́ния…», и 2-й тропарь канона Минеи. «Слава» – 3-й тропарь канона Минеи, «И ныне» – Богородичен Минеи. На катавасию – ирмос канона Минеи.
По 6-й песни – кондак мучеников, глас 8-й.
7-я песнь стихословится с начала, от стиха: «Благослове́н еси, Господи, Боже оте́ц на́ших…» и до: «Благослове́н еси, ви́дяй бе́здны…» включительно. После этого стиха поется ирмос канона Минеи. Далее: «Благослове́н еси на престо́ле…», и 1-й тропарь канона Минеи. «Благослове́н еси на тве́рди…», и 2-й тропарь канона Минеи. «Слава» – 3-й тропарь канона Минеи, «И ныне» – Богородичен Минеи. 7-я песнь ирмосом не покрывается, но сразу стихословится 8-я песнь.
Примечание. Стихословие полностью 6-й и 7-й библейских песней в данном случае необходимо по той причине, что на утрене субботы 1-й седмицы предполагается стихословить библейские песни не в великопостной редакции, а по разделам Ирмология «Господеви поем» или «Поем Господеви», в которых 6-я и 7-я библейские песни полностью не исполняются, а, следовательно, на 1-й седмице поста были бы полностью исполнены не все библейские песни. Поэтому Типикон предлагает полностью стихословить 6-ю и 7-ю песни в пятницу (Типикон, гл. 49, пяток вечера 1-й седмицы, 2-е «зри»; гл. 48, 24 февраля, 9-я Маркова глава; гл. 48, 24 марта, 3-е и 4-е «зри»). В богослужении суббот 2-й233, 3-й и 4-й седмиц Великого поста 6-я и 7-я библейские песни должны полностью (в великопостной редакции) исполняться на ряду на утрене. В пятницу 5-й и 6-й седмицы рекомендуется поступить так же, как и на 1-й седмице Великого поста234
Песнь 8-я поется как 1-я. Хор или чтец стихословит подряд стихи 8-й песни от стиха: «Благослови́те, вся дела Господня…» и до: «Благослови́те, огнь и вар…». После этого стиха поется ирмос канона из Минеи и стих: «Благослови́те, ро́сы и и́ней…». Чтец – 1-й тропарь Минеи.
Певцы: «Благослови́те, сла́ны…». Чтец – снова 1-й тропарь174.
Певцы: «Благослови́те, свет и тьма…». Чтец – 2-й тропарь.
Певцы: «Благослови́те, земля…». Чтец – 3-й тропарь.
Певцы: «Благослови́те, исто́чницы…». Чтец – Богородичен Минеи.
Певцы: «Благослови́те, вся птицы небе́сныя…». Чтец – 1-й тропарь 1-го трипеснца Триоди.
Певцы: «Благослови́те, сы́нове…». Чтец – 2-й тропарь.
Певцы: «Благослови́те, свяще́нницы…». Чтец – 3-й тропарь.
Певцы: «Благослови́те, ду́си…». Чтец – Богородичен 1-го трипеснца.
Певцы: «Благослови́те, Ана́ния, Аза́рия, Мисаи́л…». Чтец – 1-й тропарь 2-го трипеснца.
Певцы: «Благослови́те, апо́столи…». Чтец – 2-й тропарь.
Певцы: «Благослови́м Отца и Сына и Святаго Духа, Го́спода». Чтец – Троичен трипеснца.
Певцы: «И ныне». Чтец – Богородичен трипеснца.
Певцы: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе». Чтец – тропарь трипеснца.
Певцы: «Хва́лим, благослови́м…» и ирмос 2-го трипеснца на катавасию, глас 2-й: «В купине́ Мои́сею, Де́вы чу́до …».
На 9-й песни совершается обычное каждение. Поем «Честнейшую» (с поклоном на каждый припев). Затем ирмос 9-й песни из Минеи и стих: «Благослове́н Господь Бог Израилев…». Чтец – 1-й тропарь из канона Минеи.
Певцы – стих: «И воздви́же рог спасе́ния нам…». Чтец – снова 1-й тропарь.
Певцы: «Якоже глаго́ла…». Чтец – 2-й тропарь.
Певцы: «Спасе́ние от враг…». Чтец – 3-й тропарь.
Певцы: «Сотвори́ти милость…». Чтец – Богородичен канона Минеи.
Певцы: «Клятву, е́юже клятся…». Чтец – 1-й тропарь 1-го трипеснца.
Певцы: «Служи́ти Ему…». Чтец – 2-й тропарь.
Певцы: «И ты, отроча́…». Чтец – 3-й тропарь.
Певцы: «Да́ти разум…». Чтец – Богородичен 1-го трипеснца.
Певцы: «В ни́хже посети́ нас…». Чтец – 1-й тропарь 2-го трипеснца.
Певцы: «Напра́вити но́ги наша…». Чтец – 2-й тропарь.
Певцы: «Слава». Чтец – Троичен трипеснца.
Певцы: «И ныне». Чтец – Богородичен трипеснца.
Певцы: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе». Чтец – последний тропарь трипеснца.
Певцы – ирмос 2-го трипеснца на катавасию, глас 2-й: «Чи́стую и Пречи́стую Ма́терь и Де́ву …».
Затем – «Достойно есть » (поклон). Ектения малая. Светилен Троичен текущего гласа (см. приложение Триоди). По обычаю, окончания светильна поются по распеву Троичных тропарей. После 1-го исполнения светильна – окончание: «силою, Господи, Креста Твоего и спаси мя» (в пятницу). «Слава» – тот же светилен, с окончанием: «Молитвами, Господи, святых Твоих, и спаси мя», «И ныне» – опять тот же светилен, с окончанием: «Молитвами, Господи, Богородицы, и спаси мя».
После светильна чтец – хвалитные псалмы: «Хвали́те Го́спода с Небес…» и прочие стихи (по обычаю). После псалмов – «Слава, и ныне», «Тебе слава подобает…», и далее – «Слава Тебе, показавшему нам свет », «Слава в вышних Богу…» (вседневное славословие).
Ектения просительная, и молитва главопреклонения.
На стиховне стихиры Триоди, глас 8-й (с обычными припевами). «Слава, и ныне» – Крестобогородичен Триоди, глас тот же: «Яко ви́де Тя распина́ема…».
Читается «Благо есть …» (дважды) и Трисвятое. По «Отче наш» и возгласе: «Яко Твое есть Царство…» – глаголется тропарь Часослова: «В храме стоя́ще славы Твоея…». «Господи, помилуй » (40). «Слава, и ныне» – «Честнейшую Херувим…». «Именем Господним …». Иерей перед царскими вратами: «Сый благослове́н…». Глаголется молитва: «Небесный Царю́ …». Иерей – молитву прп. Ефрема Сирина: «Господи и Владыко живота моего…» и поклоны 3 великих; 12 малых поклонов с молитвой: «Боже, очисти мя, грешнаго», и еще раз – «Господи и Владыко живота моего…» и поклон один великий. Чтец: «Аминь», и без отпуста утрени читается 1-й час. Отпуст утрени совершается после 1-го часа. Иерей, по обычаю, возвращается в алтарь, закрывает завесу и снимает фелонь.
На 1-м часе – Три псалма и «Аллилуия» (трижды), кафизма не стихословится.
После псалмов часа чтец: «Слава, и ныне», «Аллилуия» (трижды), «Господи, помилуй» (трижды). Затем иерей (или «учиненный чтец»), став пред царскими вратами, поет тропарь часа, на глас 6-й: «Зау́тра услы́ши глас мой, Царю мой и Боже мой», и творит земной поклон. Певцы – тот же тропарь. Иерей (или «учиненный чтец») – стих: «Глаголы моя внуши́, Господи, разуме́й зва́ние мое́». Певцы: «Зау́тра услы́ши глас мой…». Иерей (или «учиненный чтец»): «Яко к Тебе помолю́ся, Господи». Певцы: «Зау́тра услы́ши глас мой …». Когда иерей (или «учиненный чтец») произносит тропарь или стих, певцы и народ творят поклон; когда же певцы поют, тогда иерей (или «учиненный чтец») творит поклон. Иерей (или «учиненный чтец»): «Слава» (поклона нет). Чтец: «И ныне» – Богородичен часа: «Что Тя нарече́м…».
Затем певцы: «Стопы́ моя напра́ви по словеси́ Твоему, и да не облада́ет мною всякое беззаконие» (дважды). Так же (по дважды) поются следующие стихи: «Изба́ви мя от клеветы́ челове́ческия, и сохраню́ за́поведи Твоя»; «Лице́ Твое просвети́ на раба́ Твоего и научи́ мя оправда́нием Твои́м». Затем: «Да испо́лнятся уста́ моя хвале́ния Твоего, Господи, яко да воспою́ славу Твою, весь день великоле́пие Твое» (трижды).
Примечание. Стихи часа (особые тропари Часослова после Богородична часа и перед Трисвятым) поются только на 1-м часе, на прочих часах они читаются.
Чтец – Трисвятое. По «Отче наш» иерей – возглас: «Яко Твое есть Царство…». Чтец – Богородичен дня (в среду «Скоро предвари́…»). «Господи, помилуй» (40). Молитва: «Иже на всякое время…». «Господи, помилуй» (трижды), «Слава, и ныне» – «Честнейшую Херувим…», «Именем Господним…». Иерей (на солее): «Боже, уще́дри ны…». Чтец: «Аминь». Иерей: «Господи и Владыко живота моего…», с 16 поклонами. Читается конечное Трисвятое. По «Отче наш» иерей – возглас. Чтец: «Аминь», «Господи, помилуй» (12). Иерей: «Христе́, Свете Истинный…». Певцы (по обычаю): «Взбранной Воеводе …». Иерей: «Слава Тебе, Христе Боже…». Певцы: «Слава, и ныне», «Господи, помилуй» (трижды), «Благослови». Отпуст великий и многолетны.
Великопостные часы
3-й час. Иерей в епитрахили, перед царскими вратами (завеса не открывается) совершив три поклона (поясных), произносит возглас: «Благословен Бог наш…». Чтец: «Аминь», «Слава Тебе, Боже наш…» и прочее последование 3-го часа, как обычно. По окончании третьего псалма – «Слава, и ныне», «Аллилуия» – и стихословится рядовая (в пятницу – 19-я) кафизма, разделенная на три «Славы». После кафизмы иерей (или «учиненный чтец») перед царскими вратами поет тропарь часа, глас 6-й: «Господи, Иже Пресвята́го Твоего Духа…» и стихи: «Сердце чи́сто сози́жди во мне, Боже…»; «Не отве́ржи мене от лица́ Твоего…». По исполнении тропаря и поклонов иерей (или «учиненный чтец»): «Слава». Чтец: «И ныне» – Богородичен часа: «Богородице, Ты еси лоза́ истинная…». Трисвятое. После Трисвятого тропари: «Благослове́н еси́, Христе́ Бо́же наш», Слава: «Ско́рое и изве́стное да́ждь утеше́ние рабо́м Твои́м», И ныне: «Наде́жда и предста́тельство». После молитвы «Иже на всякое время…» иерей (на солее) произносит возглас: «Боже, уще́дри ны…». Чтец: «Аминь». Иерей читает молитву прп. Ефрема Сирина с 16 поклонами. Молитва: «Владыко Боже…», и начинается 6-й час.
6-й час. Псалмы и кафизма (в пятниц – 20-я) читаются в том же порядке, что и на 3-м часе. После кафизмы, как и на 3-м часе, поется тропарь часа, глас 2-й: «Иже в шесты́й день же и час…». Стихи: «Внуши́, Боже, молитву мою…»; «Аз к Богу воззва́х…». «Слава». Чтец: «И ныне» – Богородичен часа: «Яко не и́мамы дерзнове́ния…». Тропарь пророчества (из Триоди). «Слава, и ныне» – тот же тропарь. Иерей (или диакон): «Вонмем». Чтец – прокимен 1 (Триоди), глас 7-й: «Возлюблю́ Тя, Господи…»; стих: «Бог мой, Помощник мой». Иерей (или диакон): «Премудрость». Чтец: «Пророчества Иса́иина чтение». Иерей (или диакон): «Вонмем». Читается паримия Триоди. По окончании чтения паримии иерей (или диакон): «Вонмем». Чтец – прокимен 2 (Триоди), глас 6-й: «Господи, Помо́щниче мой и Изба́вителю мой»; стих: «Небеса́ пове́дают славу Божию…». После пения прокимна чтец: «Скоро да предваря́т ны…», Трисвятое. По «Отче наш» иерей – возглас. Чтец – тропарь: «Спасение соде́лал еси…», «Слава» – «Пречистому Образу Твоему…». На «И ныне» –в пятницу Крестобогородичен: «Препросла́влена еси, Богородице Дево…». «Господи, помилуй» (40). Молитва: «Иже на всякое время…». «Господи, помилуй» (трижды), «Слава, и ныне», «Честнейшую Херувим…», «Именем Господним…». Иерей (на солее): «Боже, уще́дри ны…» и читает молитву прп. Ефрема Сирина с 16 поклонами. Молитва: «Боже и Господи Сил…», и начинается 9-й час.
9-й час совершается так же, как и предыдущие (в пятницу кафизма не стихословится). Тропарь 9-го часа, глас 8-й: «Иже в девятый час…». Стихи: «Да прибли́жится молитва моя…»; «Да вни́дет прошение мое…». В конце 9-го часа, после «Боже, уще́дри ны…», иерей читает молитву прп. Ефрема Сирина с тремя великими поклонами. Молитва: «Владыко, Господи Иисусе Христе, Боже наш…», и начинаются изобразительны.
Изобразительны. После молитвы 9-го часа иерей, по традиции, облачается в фелонь, как на утрене. По обычаю, отверзается завеса царских врат. Хор поет: «Во Царствии Твоем помяни́ нас, Господи, егда́ прии́деши во Царствии Твоем». Затем поются стихи блаженн с припевом к каждому стиху: «Помяни́ нас, Господи, егда́ прии́деши во Царствии Твоем». В конце на «Слава» – «Помяни́ нас, Господи…», на «И ныне» – «Помяни́ нас, Господи…». Затем медленно и громко (с тремя земными поклонами): «Помяни́ нас, Господи, егда́ прии́деши во Царствии Твоем», «Помяни́ нас, Владыко, егда́ прии́деши во Царствии Твоем», «Помяни́ нас, Святы́й, егда́ прии́деши во Царствии Твоем». Чтец: «Лик Небесный…». Стих: «Приступи́те к Нему и просвети́теся…», «Лик Небесный …», «Слава» – «Лик святых Ангел и Архангел…», «И ныне» – «Верую…», «Осла́би, оста́ви …», «Отче наш ». Иерей – возглас: «Яко Твое есть Царство…».
Кондаки на изобразительных:
В храме Господском – кондак дневной: «Вознесы́йся на Крест…», кондак Минеи (если есть). «Слава» – «Со святыми упокой…», «И ныне» – «Предстательство христиан…», а кондак храма опускается.
В храме Богородицы – кондак дня, кондак рядового святого Минеи (если есть). «Слава» – «Со святыми упокой…», «И ныне» – кондак храма.
В храме святого – кондак дня, кондак храма, кондак рядового святого Минеи (если есть). «Слава» – «Со святыми упокой…», «И ныне» – «Предстательство христиан…».
«Господи, помилуй » (40), «Слава, и ныне», «Честнейшую Херувим …», «Именем Господним …». Иерей (перед царскими вратами): «Боже, уще́дри ны…». Чтец: «Аминь». Иерей – молитву прп. Ефрема Сирина с 16 поклонами.
Образец завершения последования изобразительных