Методы, определяющиеся по источникам информации (знаний и умений)




ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ К ТЕМЕ 4: МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ «ТЕХНОЛОГИИ»

В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

1. Методы обучения труду (технологии), их классификация

2. Методы, определяющиеся по источникам информации (знаний и умений)

- словесные

- демонстрационные

- практические

3. Инструктаж на уроках технологии в начальных классах. Инструктаж по технике безопасности.

4. Методы, определяющиеся по видам деятельности учащихся.

- репродуктивные

- частично – поисковые

- исследовательские

- проблемные

5. Метод проектов в обучении технологии младших школьников

 

Методы обучения труду (технологии), их классификация

Под методами обучения технологии понимаются способы совместной деятельности учителя и учащихся, при помощи которых достигается усвоение каждым учащимся, при помощи которых достигается усвоение, каждым учащимся технологических знаний, умений и навыков, осуществляется разностороннее развитие его личности.

Методы обучения технологии включают в себя отдельные элементы, называемые приемами обучения. Например, метод показа рабочего действия состоит из следующих приемов: показ действия в рабочем темпе, показ действия в замедленном темпе и показ действия с делением на отдельные трудовые движения.

В дидактике существуют различные подходы к классификации методов обучения: по источнику знаний учащихся, по характеру их познавательной деятельности и т.д.

В обучении технологии распространена классификация методов обучения по источнику знаний учащихся. Учащиеся овладевают технологическими знаниями, умениями и навыками через словесное восприятие, непосредственное чувственное восприятие и практическую деятельность. Овладение знаниями, умениями и навыками через практическую деятельность особенно характерно для технологического обучения.

Методы, определяющиеся по источникам информации (знаний и умений)

Данные методы делятся на три группы:

1- Методы словесного сообщения и закрепления технико-технологических знаний.

2- Метод демонстрации. Методы обучения технологии, где источником знаний для учащихся является образ технического объекта, процесса или явления.

3- Метод практической работы учащихся. Методы обучения технологи, в которых источником знаний, умений и навыков для учащихся являются их практические действия.

В первой группе методов обучения технологии широко используются методы устного изложения знаний учителем, и могут носить характер рассказа или объяснения, метод беседы и методы работы с учебником и учебно-технической литературой. Применение этих методов позволяет учителю технологии систематики, в строгой логической последовательности излагать технические сведения.

А) Рассказ как повествовательное изложение описательного, фактического учебного материала применяется в обучении технологии при сообщении учащимися сведений, не требующих раскрытия сущности отдельных технических явлений или процессов. Например, рассказ об истории того или иного технического изобретения или открытия, рассказы об ученых в области техники и др.

Б) Объяснение – это такое изложение учебного материала, при котором раскрывается сущность новых технических понятий и закономерностей, дается научное толкование технологических операций, конструкций технических устройств и т.д. Объяснение обычно сопровождается показом, вопросами к учащимся, диктовкой для записи определений и т.д. Оно используется, как и самостоятельный метод устного изложения знаний, и как составная часть или прием обучения, входящий в состав других методов обучения. Например, демонстрация приемов выполнения технологической операции по обработке бумаги, металла или тканей сопровождается объяснением процесса выполнения работы, рабочих приемов, приемов контроля и т.д. При объяснении тех или иных технических явлений очень важен умелый подбор фактов и приемов, доступных для понимания учащихся, проведение сравнений с уже известными ученикам понятиями.

В) Беседа – это диалог между учителем и учащимися, посредством которого учащиеся побуждаются к осмыслению и воспроизведению усвоенных знаний, к обобщению изученного материала. В обучении технологии с помощью бесед решаются самые различные учебные задачи: углубление, закрепление и проверка технических знаний, систематизация и обобщение усвоенного материала, приобретение новых знаний. Особенностью беседы как метода обучения является то, что при ее использовании с целью приобретения учащимися новых знаний нужно, чтобы учащиеся частично уже были знакомы с этим материалом, и учитель при постановке вопросов мог бы опереться на некоторый личный опыт учеников.

Эффективность беседы определяется, прежде всего, тем, как будут сформированы вопросы к ученикам. Основные вопросы требуют от учащихся раскрытия ведущих положений учебного материала, их описания и обоснования. Дополнительные вопросы касаются конкретизации отдельных фактов, подробностей. Суть обучающего характера беседы заключаются в том, что ученики, конструируя ответы на вопросы учителя, анализируют известные им факты, составляют их.

Г) Работа с учебником и книгой. При самостоятельной учебно-познавательной деятельности учащихся по изучению технологии основным источником знаний является учебник, другая учебная и популярная научно-техническая литература. Особо важную роль в обучении играет учебник. Он выполняет в учебном процессе целый ряд функций. Главные среди них: информационная, т.е. сообщение технико-технологических сведений, и функция трансформации технических знаний в познавательные действия учащихся. Эти функции учебника дают основу для построения процесса изучения технологии, что и как изучать. По сути дела, учебник является моделью учебного процесса. При работе с учебной книгой, деятельность учащихся направлена на восприятие и осмысление печатного слова, иллюстраций и других изображений технических объектов и явлений.

Используя данный метод учителю необходимо соблюдать следующие требования:

  1. Речь учителя должна быть не быстрой, грамотной, ясной и хорошо доступной для понимания учащихся.
  2. Изложение должно быть четким, а выводы и доказательны. Для этого используется сравнительный анализ рассматриваемых технических явлений и процессов, применяются различные средства наглядности.
  3. Подобранные факты и примеры должны убедительно раскрывать сущность изучаемых вопросов.

Вторая группа - метод демонстраций в обучении технологии используется очень широко. Практические все рабочие и измерительные инструменты, приборы, приспособления, технические устройства изучаются с помощью демонстраций их натуральных образцов или их реальных и условных изображений, моделей, макетов. Демонстрации могут быть динамическими (показ подвижных натуральных объектов и их действующих моделей) и статическими (макетов, схем, таблиц и т.п).

Также демонстрации подразделяются на показ натуральных предметов и процессов, показ их моделей и макетов, показ изображений этих предметов, показ видео и СD . Большое значение в обучении технологии имеет демонстрация приемов практической работы. В демонстрации приемов работы следует выделять и акцентировать внимание учащихся на следующих моментах:

· Организации рабочего места для предстоящей работы;

· Как держать инструмент и как им действовать;

· Показе результатов работе;

Демонстрация натуральных объектов и их моделей может вестись с рабочего места учителя или передаваться учащимся в виде раздаточного материала. Иногда эти оба вида демонстраций могут проводиться вместе. Например: учитель знакомит учащихся с ножницами, при этом он знакомит с их устройством, демонстрирует рисунки их видов и разнообразия. А, ученики при этом, рассматривают их реальные образцы на своих рабочих местах. В обучении технологии часто используют пооперационный чертёж или технический рисунок. Основное преимущество этого метода показа по сравнению с другими заключается в том, что в данном случае учитель демонстрирует учащимся последовательность создания образца предмета. При демонстрации нельзя забывать о требованиях, предъявляемым к данным методам:

1. Хорошая видимость всех деталей демонстрируемого объекта каждому ученику.

2. Показ реальных и условных изображений технических объектов и явлений должен отображать наиболее существенные стороны этих объектов и явлений.

3. Необходимо сочетать показ с объяснением, обращать внимание учащихся на главные моменты.

Третья группа - методы практической работы учащихся играют доминирующую роль. Это связано с тем, что, как уже отмечалось неоднократно, сами технические знания носят практический характер. Технологические умения и навыки нельзя сформировать, не используя практические методы обучения.

Среди практических методов обучения наибольшее применение получили упражнения, лабораторные работы, решение технических задач, практические работы учащихся.

А) Упражнение – это целенаправленное повторение действий с применением правильных приемов работы, исправлением допущенных ошибок и стремлением достичь лучшего результата. Суть упражнений – в повторении действий. При этом трудовое действие становиться упражнение тогда, когда его используют для решения конкретной педагогической задачи: научить ученика определенному рабочему приему или сформировать технологическое умение или навык. Например, прежде чем ребёнку давать сложные виды вырезания, необходимо отработать приём резания по прямой линии. С этой целью детям даются упражнения на резание в холостую, на отрезание, надрезание бумаги. Только после этого дают задания более сложные.

К данным методам, как и другим, предъявляется следующие требования:

1.Целесообразность упражнений.

2.Содержание упражнений должно соответствовать содержанию изучаемых трудовых действий и поставленной педагогической цели (чему надо научить, какие умения или навыки сформировать).

3.Сознательность упражнений. Надо, чтобы ученики ясно понимали цель упражнения и сущность тех действий, в выполнении которых они упражняются.

4.Систематичность упражнений. Система упражнений должна обеспечивать постоянное нарастание сложности упражнений в соответствии с возможностями учащихся.

Б) Лабораторные работы в обучении технологии используют обычно при изучении свойств материалов (древесины, бумаги, тканей и д.р.) и конструктивного устройства, измерительных инструментов, моделей и образцов. При подготовке к лабораторной работе учителю нужно тщательно проверить все лабораторное оборудование, инструменты и материалы для работы, при необходимости проделать ее самому, чтобы определить возможность выполнения работы учениками. В организации и проведении лабораторных работ очень важную роль играют инструкции к лабораторным работам. В них отражаются тема работы, ее цель, необходимое оборудование и инструменты, могут указываться теоретические сведения по теме работы, порядок выполнения работы, форма отчета и контрольные вопросы.

В) Практические работы учащихся занимают основное место в практических методах обучения технологии. Они представляют собой практическую деятельность по изготовлению изделий, созданию других продуктов труда, в процессе которой ученики закрепляют и расширяют технические знания и приобретают технологические знания и приобретают технологические умения и навыки. Например, если изучается обработка тканей, то в практических работах изготавливаются изделия из текстильных материалов.

Необходимым и главным условием организации и проведения практических работ учащихся является достаточное материально-техническое обеспечение.

  1. Инструктаж на уроках технологии в начальных классов

Все рассмотренные ранее практические методы обучения (упражнения, лабораторные работы, решение технических задач, практические работы) содержат в себе некоторый элемент инструктирования учащихся по выполнению ими практической деятельности. Инструктажив практическом обучении технологии занимают значительное место и играют важную роль в учебном процессе. Например, при организации практической работы учащихся по изготовлению, какого- либо изделия нужно объяснить и показать им, каким должен быть изготовляемое изделие; объяснить и показать приемы выполнения операции и т.д. В ходе практической работы учащихся учителю необходимо следить за правильностью выполнения операций, соблюдением техники безопасности, дополнительно объяснять и показывать правильные приемы работы и т.д. По окончании практической работы учащихся нужно подвести ее итоги, указать на допущенные ошибки в работе и т.д. Инструктаж в учебном процессе можно определить как совокупность методов обучения, направленную на организацию, руководство и контроль за практической работой учащихся. В инструктаже могут использоваться самые различные словесные и наглядные методы обучения. Эти методы обучения при их объединении в инструктаж всегда непосредственно связаны с практической работой учащихся.

1. По форме инструктажи могут быть устными, письменными, графическими и письменно - графическими. Устный - это описание учителем порядка и приемов работы; письменный инструктаж - письменная инструкция к работе; графический – плакаты, отражающие серии рисунков, показывающих приемы работы и их последовательность и т.п.; письменно - графический - технологические карты.

2. По своему характеру инструктажи делятся на вводные, текущие и заключительные (итоговые).

а) вводный инструктаж направлен на организацию практической работы учащихся. Цель - раскрыть учащимися содержание трудовой деятельности в данной предстоящей практической работе. Он включает в себя объяснение предстоящей работы, последовательности ее выполнения, демонстрацию приемов работы, показ и объяснение приемов контроля за ходом и результатами работы и т.д.

б) текущий инструктаж проводится во время выполнения учащимися практической работы. Цель – непосредственное направление и корректирование деятельности учащихся по выполнению учебно-трудового задания. Текущий инструктаж осуществляется на основе наблюдений и контроля учителя за действиями учеников. Наблюдая за ходом работы, учитель указывает на ошибки учащихся, если они имеют место, помогает найти их причины, дополнительно показывает правильные рабочие приемы, подсказывает порядок выполнения работы, напоминает о требованиях техники безопасности и охраны труда и т.д. В случаях, если многие ученики допускают грубые ошибки или совсем не справляются с работой, учитель останавливает практическую работу и снова дает подробное объяснение хода и приемов работы, сопровождая объяснение показом, т.е. по сути дела, повторяет вводный инструктаж

в) заключительный инструктаж проводится по окончании практической работы учащихся. Цель – подвести итоги работы, сделать ее анализ, вскрыть причины допущенных ошибок, объяснить способы их устранения и т.д.

Техника безопасности на уроках технологии в начальных классах

На уроках технологии учащимся приходится иметь де­ло с режущими и колющими инструментами, неправильное обращение с ко­торыми сопряжено с травмами. Строгое выполнение правил техни­ки безопасности служит надежной гарантией предупреждения несчастных случаев. Поэтому знание правил обращения с ин­струментами и приспособлениями - обязательное условие для учителя и учащихся. С первых занятий необходимо знакомить учащихся с правилами техники безопасности и требовать строгого их выполнения.

Правила техники безопасности можно подразделить на общие, относящиеся к любым работам, и частные, касающиеся определённых работ. Представленные правила по технике безопасности используются на уроках технологии. Для эффективности инструктажа его необходимо проводить непосредственно перед практической работой.

Общие правила техники безопасности

1. Работу начинай только с разрешения учителя. Когда к тебе кто - то (учитель, сосед по парте и т.д.) обращается к тебе, приостанови работу. Во время работы не отвлекайся.

2. Не пользуйся инструментами, с которыми ещё не встречался и не знаком с правилами работы с ними.

3. Используй инструмент только по назначению. Например, не про­сверливай ножницами отверстия. Не забивай кусачками и плос­когубцами гвозди.

4. Не работай неисправными и тупыми инструментами.

5. При работе держи инструмент так, как показал учитель.

6. Инструменты и оборудование храни в предназначенном для этого месте(папка, ящик, коробка или стаканчик). Нельзя хранить инструменты навалом.

7. Не разговаривай во время работы. Выполняй работу внимательно, не отвлекайся и не занимайся посторон­ними делами.

При несчастном случае учитель должен оказать ребенку первую помощь и направить пострадавшего к врачу.В классе должна быть аптечка, в кото­рой необходимо иметь: настойку йода, нашатырный спирт, валериановые капли, двухпроцентный раствор борной кислоты, двууглекислую соду, борный вазелин, марганцовокислый калий, марлю, бинт, перевязочные пакеты, резиновый жгут, косынку.

Правила обращения с ножницами

1. При работе держи ножницы параллельно столу.

2. Когда режешь, широко раскрывай ножницы и держи их концами от себя. Следи, чтобы пальцы левой руки (правой - для леворуких детей) не поранить.

3. При вырезании деталей поворачивай бумагу, а не ножницы.

4. Передавай ножницы только в закрытом виде кольцами вперёд.

5. При работе не держи ножницы концами вверх.

6. Не оставляй их в раскрытом виде на столе.

7.Работай ножницами только на своём рабочем месте.

 

Правила обращения с ножом

1. Храни нож в указанном месте с закрытым лезвием.

2. Не работай «тупым » неисправным ножом.

3. Не держи нож лезвием вверх. Передавай нож товарищу ручкой вперед.

4. Стопку бумаги и картон разрезай только по фальцлинейке с высоким бортиком.

5. Пользуйся ножом с закругленным лезвием. Не применяй складной нож, а используй специальный переплётный нож или нож-резак.

 

Правила обращения с шилом

1. Не пользуйся топким длинным (канцелярским) шилом.

2. Используй шило только по назначению.

3. Работай только на подкладной доске.

4. Не прокалывай шилом твердые предметы с гладкой по­верхностью: пересохшие желуди, шишки, ореховую скорлупу. Используй дли этой цели только буравчик.

5. Держи шило так, чтобы ручка упиралась в середину ладони, а указательный палец лежал вдоль металлического стержня.

6. Делай прокол, осторожно вращая ручку вправо и влево. Сильно не нажимай.

 

Правила обращения с иглами

1. Иголки храни только в игольнице и обязательно с ниткой.

2. Не втыкай иглы в ткань или одежду. Ни в коем случае не бери иглы в рог.

2. Во время работы втыкай иглы в специальную подушеч­ку.

3. Проверяй количество игл перед началом, и после оконча­ния работы. Обязательно найди недостающие иглы.

4. Игру держи большим и указательным пальцем. Подталкивай её при работе средним пальцем, защищённым напёрстком.

5. Передавай иголку только с ниткой и ушком вперёд.

 

...





Читайте также:
Основные направления социальной политики: В Конституции Российской Федерации (ст. 7) характеризуется как...
Роль химии в жизни человека: Химия как компонент культуры наполняет содержанием ряд фундаментальных представлений о...
Основные идеи славянофильства: Славянофилы в своей трактовке русской истории исходили из православия как начала...
Основные этапы развития астрономии. Гипотеза Лапласа: С точки зрения гипотезы Лапласа, это совершенно непонятно...

Поиск по сайту

©2015-2022 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту:


Мы поможем в написании ваших работ!
Обратная связь
0.029 с.