Анализ ассортимента (млн. руб.)




Тема 2. Анализ производства и реализации продукции

1. Анализ динамики и выполнения плана производства и реализации продукции

Анализ ассортимента и структуры продукции

Анализ качества продукции

Анализ ритмичности работы предприятия

Анализ факторов и резервов увеличения выпуска и реализации продукции

Анализ положения товаров на рынках сбыта. Анализ конкурентоспособности продукции (самостоятельно глава 7)

Вопрос.

Основная задача любого предприятия – наиболее полное обеспечение спроса населения высококачественной продукции. Объем производства и объем реализации являются взаимозависимыми показателями, т.е. от того как продается продукция зависит и объем ее производства в условиях ограниченных производственных возможностей и не ограниченного спроса (начало 20 века) приоритет отдавался объему производства. Сейчас в связи с усилением конкуренции во всех отраслях предприятие должно производить те товары, которое оно может реализовать. Темп роста объема производства и реализации продукции и повышение ее качества оказывает непосредственное влияние на величину издержек, прибыль и рентабельность, поэтому анализ данных показателей имеет большое значение.

Основные задачи анализа:

1) Оценка степени выполнения плана и оценка динамики производства и реализации продукции;

2) Определение влияния факторов на изменение величины этих показателей;

3) Выявление внутрихозяйственных резервов, увеличение производства и реализации продукции;

4) Разработка мероприятий по использованию выявленных резервов.

Объем производства может выражаться в натуральных (условно-натуральных), трудовых и стоимостных измерителях. Основными показателями объема производства продукции является валовая продукция, т.е. стоимость всей произведенной продукции выполненных работ и оказанных услуг, выражается она в сопоставимых ценах.

Источники информации для анализа:

· планы экономического и социального развития;

· бизнес планы;

· отчеты предприятия о производстве продукции;

· отчеты предприятия об экспорте импорте;

· ведомости движения готовых изделий их отгрузка и реализация;

· данные первичного учета и т.д.

Анализ включает в себя:

1) Оценка планового задания, выполнение плана и динамики объема производства и реализации продукции. Оценка плана может проводиться по месячной, квартальной или годовой отчетности. В расчете могут использоваться показатели базисных и цепных темпов роста и прироста.

2) Оперативный анализ производства и отгрузки продукции, который проводится на основании расчётов, плановых и фактических сведений о выпуске и отгрузке продукции по объёму и ассортименту за день;

3) Анализ выполнения договорных обязательств по поставкам продукции;

4) Оценка риска невостребованной продукции;

5) Анализ ассортимента и структуры продукции (см. вопрос 2);

6) Анализ положения товаров на рынках сбыта (см. вопрос 6);

7) Анализ качества продукции (см. вопрос 3);

8) Анализ конкурентоспособности продукции (см. вопрос 6);

9) Анализ ритмичности работы предприятия (см. вопрос 4);

10) Анализ факторов и резервов увеличения выпуска и реализации продукции (см. вопрос 5).

 

Вопрос.

Для обеспечения более полного удовлетворения потребностей населения необходимо, чтобы предприятие выполняло план не только по общему объёму продукции, но и по ассортименту.

Ассортимент – перечень наименования продукции с указанием её объёма выпуска по каждому виду.

При формировании плана ассортимента учитывается спрос на различные виды продукции и возможности предприятия их произвести.

Анализ выполнения плана по ассортименту базируется на сравнении фактического и планового выпуска продукции и производится путём расчёта коэффициента ассортимента, который рассчитывается как отношение фактического выпуска продукции в пределах плана к плановому выпуску продукции.

К асс. = Факт выпуска продукции в пределах плана / Плановый выпуск продукции

Анализ ассортимента (млн. руб.)

Вид продукции План Факт Зачтено в выполнении плана по ассортименту
А      
Б      
В      
Г      
Д      
Е      
Итого 1.405 1.428 1.295

К асс = 1.295 / 1.405 = 0,922

% вып. пл. по асс. = 92,2 %

V недовыпущенной продукции = 1.405 – 1.295 = 110

V недовып. прод. из-за невып. пл. по асс. = % невып. пл. по асс. * V план = 7.8% * 1.405 = 110

Вывод: план по выпуску продукции перевыполнен на 1,6%. Однако план по ассортименту недовыполнен на 7,8%. Недовыполнение плана по ассортименту привело к уменьшению объёму выпущенной продукции на 110 млн. руб.

Причины недовыполнения плана по ассортименту:

1) Внутренние:

а) Недостатки организации производства;

б) Плохое техническое состояние оборудования;

в) Простои;

г) Недостаток электроэнергии и т.д.

2) Внешние:

а) Конъектура рынка;

б) Состояние материально-технического обеспечения;

в) Несвоевременный ввод ПМ по не зависящим от предприятия причинам и т.д.

Структура – соотношение отдельных видов продукции в общем выпуске.

Изменения в структуре производства и реализации продукции оказывают большое влияние на все экономические показатели (выпуск продукции, Мё, с/с, прибыль и др.).

Например, увеличение удельного веса более дорогой продукции приводит к увеличению объёма выпуска в стоимостном выражении.

Выполнение плана по структуре – сохранение в фактическом выпуске запланированного соотношения отдельных видов продукции.

В процессе анализа необходимо определить влияние изменения структуры на стоимостные показатели. Это можно сделать способом цепных подстановок.

Изделие Опт Ц изделия, р. V пр-ва, шт. Уд. вес, % ВП в ценах плана, т. р. D ВП (уд. вес), т. р.
Т0 Т1 Т0 Т1 Т0 Факт при план структуре Т1
А 5.000 10.000 13.300     50.000 47.500 66.500 19.000
Б 3.000 10.000 5.700     30.000 28.500 17.100 -11.400
Итого - 20.000 19.000     80.000 76.000 83.600 +7.600

ВП = V ВП а * Цена а + V ВП б * Цена б

D ВП (структура) -?

Уд. вес а = V ВП а / V ВП общ

ВП = V общ * Уд. вес а * Ц а + V общ * Уд. вес б * Рб = å(i = 1) V общ * Уд. вес i * Ц i

ВП0 = V общ 0 * Уд. вес а 0 * Ц а 0 + V общ 0 * Уд. вес б 0 * Ц б 0 = 20.000 * 0,5 * 5.000 + 20.000 * 0,5 * 3.000 = 80.000 тыс. руб.

ВП* = V общ 1 * Уд. вес а 0 * Ц а 0 + V общ 1 * Уд. вес б 0 * Ц б 0 = 19.000 * 0,5 * 5.000 + 19.000 * 0,5 * 3.000 = 76.000 тыс. руб.

D ВП (Vобщ) =

ВП** = V общ 1 * Уд. вес а 1 * «а 0 + V общ 1 * Уд. вес б 1 * Ц б 0 = 19.000 * 0,7 * 5.000 + 19.000 * 0,3 * 3.000 = 83.600 тыс. руб.

D ВП (уд. вес) = ВП** - ВП * = 83.600 – 76.000 = +7.600 тыс. руб.

Вывод: объём производства продукции в натуральном выражении фактический по сравнению с планом уменьшился на 1.000 шт. (5%). Если бы запланированная структура не была нарушена, то объём производства в сопоставимых ценах составил бы 76 млн. руб. При текущей структуре он выше на 7,6 млн. руб. Это означает, что увеличилась доля более дорогой продукции в общем объёме выпуска.

 

Вопрос.

Качество продукции – важный показатель деятельности предприятия. Высокий уровень качества продукции способствует повышению спроса на неё и увеличению суммы прибыли не только за счёт V продаж, но и за счёт более высоких цен.

Качество продукции – понятие, которое характеризует параметрические, эксплуатационные, потребительские, технологические, дизайнерские свойства продукции, уровень её стандартизации, унификации, надёжность и долговечность.

Показатели качества:

1. Обобщённые - характеризуют качество всей продукции, независимо от её вида и назначения:

а) Удельный вес новой продукции в общем объёме её выпуска;

б) Удельный вес аттестованной продукции;

в) Удельный вес продукции высшей категории качества;

г) Удельный вес продукции, соответствующей мировым стандартам;

д) Удельный вес экспортируемой продукции, в т.ч. в высокоразвитые страны и т.д.

2. Индивидуальные – характеризуют одно из свойств продукции (полезность: жирность молока, зольность угля; надёжность: долговечность, безотказность; технологичность, характеризующая эффективность конструктивных и технологических решений: трудоёмкость, энергоёмкость; эстетичность);

3. Косвенные – штрафы за некачественную продукцию, объём и удельный вес забракованной продукции, удельный вес продукции на которую поступили претензии от покупателей (рекламации), потери от брака.

Задачи анализа:

1. Изучение динамики показателей, выполнение плана по их уровню, причины их изменения.

2. Сущность балльного метода оценки состоит в определении средневзвешенного балла качества продукции. Путём сравнения фактического и планового уровня находят % выполнения плана по качеству. По продукции, качество которой характеризуется сортом или кондицией рассчитывается доля продукции каждого сорта в общем объёме производства, средний коэффициент сортности и средневзвешенная цена изделия в сопоставимых условиях.

3. Определение влияния качества продукции на стоимостные показатели работы предприятия: выпуск ТП, выручку от реализации продукции, прибыль.

D ВП (кач-во) = (Ц после – Ц до) * V ВП после

D Выручка (кач-во) = (Ц после – Ц до) * V РП после

D Прибыль (кач-во) = (Ц после – Ц до) * V РП после – (с/с после – с/с до) * V РП после

Если предприятие выпускает продукцию по сортам, то необходимо рассчитать, как изменилась средневзвешенная цена и средневзвешенная с/с единицы продукции, а затем по приведённым выше алгоритмам определить влияние сортового состава на выпуск ТП, выручку и прибыль от её реализации.

Сорт Цена изделия, т.р. Количество, тонн Удельный вес, К D средневзвешенной цены, т.р.
Т1 Т0 Т1 Т0 D
    1.000 1.400 0,5 0,1 +0,2 +0,2 * 200
    1.000   0,5 0,3 -0,2 -0,2 * 150
Итого - 2.000 2.000     - +10

D ВП (уд. вес) = D средневзвешенной цены * кол-во продукции факт = +10 * 2000 = +20.000 т.р.

 

Вопрос.

Ритмичность – выпуск и отгрузка продукции в соответствии с планом-графиком работы в объёме и ассортименте, предусмотренным планом.

Причины неритмичной работы предприятия:

1. Несвоевременная поставка материально-технических ресурсов.

2. Необеспеченность рабочими кадрами и оборудованием.

3. Трудности сбыта продукции.

Неритмичная работа предприятия характеризуется недоиспользованием ПМ в начале отчётного периода и перегрузкой их в конце отчётного периода. Она ухудшает все экономические показатели: качество продукции, увеличивается V НЗП, сверхплановые остатки ГП на складах, замедляется как следствие оборачиваемость капитала, не выполняются поставки по договорам, выплачиваются штрафы, несвоевременно поступает выручка, возникает дефицит денежного потока, перерасходуется ФЗП, т.к. рабочим платят за простои, а в конце месяца – за с/у работы. Повышается с/с, снижается прибыли, ухудшается финансовое состояние.

Показатели анализа ритмичности:

1. Прямые:

а) Коэффициент ритмичности;

б) Коэффициент вариации;

в) Удельный вес продукции каждой декады (месяца, квартала и т.д.) в общем объёме за отчётный период.

2. Косвенные – наличие доплат за с/у работы, оплата простоев по вине предприятия, потери от брака, уплата штрафов за недопоставку и несвоевременную отгрузку продукции и др.

К ритм = å факт уд вес ВП за каждый период, но не более базового (планового) уровня



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: