Рабочая программа производственной практики
Воронеж, 2018
Составитель:
Фурсов Д.А., доктор юридических наук, профессор, профессор кафедры гражданского и административного судопроизводства,
Алексеева Н.В., кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры гражданского и административного судопроизводства
.
__________________201 г
Рабочая программа разработана в соответствии с ФГОС ВПО по направлению подготовки (специальности) 40.04.01 (030900) Юриспруденция (квалификация (степень) «магистр»)
Обсуждена на заседании кафедры гражданского, арбитражного и административного процессуального права, протокол № 13 от 29 мая 2017 г.
_______________201 г.
Рабочая программа одобрена Учебно-методическим советом ФГБОУВО «РГУП»
протокол №1 от 31.08.2018г.
© Российский государственный университет правосудия, 2018
© Алексеева Н.В., 2018
АННОТАЦИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ……………………………………………………... 4
- ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ…………………………….....5
- ВИД ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ СПОСОБ И ФОРМА ЕЁ ПРОВЕДЕНИЯ..6
- ПЕРЕЧЕНЬ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ ПРИ ПРОХОЖДЕНИИ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ ……………………………………………………7
- МЕСТО ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ В СТРУКТУРЕ ООП ВО…………….8
5. СОДЕРЖАНИЕ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ ОБЪЕМ В ЗАЧЕТНЫХ ЕДИНИЦАХ И ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ В НЕДЕЛЯХ……………………………...9
- ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ И ФОРМЫОТЧЕТНОСТИ…………………………………………...…11
- ПЕРЕЧЕНЬ ЛИТЕРАТУРЫ, РЕСУРСОВ «ИНТЕРНЕТ», ПРОГРАМНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ, ИНФОРМАЦИОННО-СПРАВОЧНЫХ СИСТЕМ………………….21
8. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИКИ…24
|
АННОТАЦИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
Производственная практика является частью основной образовательной программы подготовки студентов по направлению подготовки 40.04.01 юриспруденция (квалификация (степень) «магистр»).
Местом проведения практики являются судебные органы общей и арбитражной юрисдикции, являющиеся судами апелляционной инстанции, Юридическая клиника ЦФ Российского государственного университета правосудия. По согласованию с заведующим кафедрой государственно-правовых дисциплин местом проведения практики могут быть иные органы и организации, в том числе иные органы государственной власти, муниципальные органы, коммерческие и некоммерческие организации.
Содержание практики охватывает круг вопросов, связанных с организацией и деятельностью судебных органов Российской Федерации, а также деятельностью Юридической клиники ЦФ Российского государственного университета правосудия.
Практика направлена на формирование общекультурных компетенций профессиональных компетенций (ПК 2, 7-11) выпускника.
Практика предусматривает следующие формы организации учебного процесса: практическую работу в судебных органах, в Юридической клинике ЦФ Российского государственного университета правосудия, иных органах и организациях, в том числе иных органах государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, прокуратуры, практическую работу в адвокатуре, коммерческих и некоммерческих организациях, индивидуальные консультации с руководителями практики.
Программой практики предусмотрены следующие виды контроля: текущий контроль успеваемости в форме собеседований с руководителем практики от организации и групповым руководителем практики от кафедры; промежуточный контроль в форме дифференцированного зачета.
|
1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ
Целями производственной практики являются приобретение и закрепление практических умений и навыков, связанных с профессиональными и социально-личностными компетенциями будущих магистров, планирующих работать в судебных органах, органах государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, прокуратуры, адвокатуры и других организациях; закрепления и расширения теоретических знаний, полученных в процессе обучения.
В результате прохождения производственной практики обучающийся должен получить следующие знания, умения и навыки:
Знания:
на уровне представлений о современной судебной системе Российской Федерации, принципах ее формирования и деятельности, организации работы судов общей юрисдикции и арбитражных судов, первой инстанции и проверочных судебных инстанций;
на уровне воспроизведения – функционал всех судебных подразделений, включая судебные коллегии и судебные составы, а также работу аппарата суда и обслуживающих подразделений;
на уровне понимания – организационно-правовые основы судебной деятельности, организационно-правовые основы работы аппарата суда.
Умения:
теоретические, связанные с толкованием и применением нормативно-правовых актов, обеспечением верховенства права, обеспечением документооборота и вспомогательной деятельности аппарата суда;
|
практические, связанные с овладением понятийным аппаратом, оформлением в окончательной форме принимаемых судебных актов (решений, постановлений, определений), использованием знаний порядка рассмотрения всех категорий гражданских дел, включая дела об административных правонарушениях.
Навыки:
профессионального общения, работы с номенклатурой гражданских дел, нарядами, документами, толкования и применения нормативных правовых актов, подготовки юридических документов.
Задачами практики являются:
в правоприменительной деятельности:
способностью квалифицированно применять нормативные правовые акты в конкретных сферах юридической деятельности, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности;
в экспертно-консультационной деятельности:
способностью квалифицированно толковать нормативные правовые акты;
способностью принимать участие в проведении юридической экспертизы проектов нормативных правовых актов, в том числе в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции, давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных сферах юридической деятельности;
в организационно-управленческой деятельности:
способностью принимать оптимальные управленческие решения;
способностью воспринимать, анализировать и реализовывать управленческие инновации в профессиональной деятельности;
в научно-исследовательской деятельности:
способностью квалифицированно проводить научные исследования в области права.
участие в проведении научных исследований в области права.
2. ВИД ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ СПОСОБ И ФОРМА ЕЁ ПРОВЕДЕНИЯ
Производственная практика является частью основной образовательной программы подготовки студентов по направлению подготовки (специальности) - 40.04.01 Юриспруденция.
Способ проведения практики: стационарная, выездная.
Стационарной является практика, которая проводится в филиале Университета либо в профильной организации, расположенной на территории населенного пункта, в котором расположен филиал.
Выездной является практика, которая проводится вне населенного пункта, в котором расположен филиал Университета.
Форма проведения практики: дискретная.
Практика проводится в форме самостоятельной работы студента в конкретном судебном органе, органе государственной власти или местного самоуправления либо государственном учреждении, в органах прокуратуры, адвокатуры и иных организациях, деятельность которых связана с реализацией правовых норм, либо в Юридической клинике ЦФ Российского государственного университета правосудия.
Руководство практикой по месту ее прохождения осуществляется непосредственно руководителем учреждения или руководителем соответствующего подразделения. Он знакомит студента с порядком прохождения практики и осуществляет контроль за ее прохождением. В ходе практики студент выполняет задания руководителя практики от организации, самостоятельно изучает документацию и нормативные правовые акты, касающиеся деятельности организации. Студент с разрешения руководителя практики может присутствовать на рабочих заседаниях, совещаниях и т.п., которые проводятся в организации, где проходит производственную практику студент. В ходе прохождения практики студент может привлекаться непосредственно к составлению проектов судебных актов, иных юридических документов, высказывать свое мнение, принимать участие в организации и проведения юридических процедур. Результаты этой деятельности должны быть отражены в отчете.
Обращение к студентам с поручениями, не предусмотренными программой практики, и их освобождение от прохождения практики ранее установленного срока не допускается.
Руководство практикой студентов возлагается на преподавателей кафедры государственно-правовых дисциплин и гражданско-правовых дисципдин.
Руководитель практики от филиала участвует в проведении собраний по практике, оказывает методическую и консультативную помощь студентам при выполнении ими программы практики и индивидуальных заданий, осуществляет прием отчетов по практике и принимает защиту практики студентов.
Производственная практика проводится на 1 курсе во втором семестре. По итогам прохождения практики студент сдает дифференцированный зачёт. Аттестация по итогам практики предусматривает: характеристику с места практики, отзыв руководителя практики и письменный отчет студента. По результатам зачета студенту выставляется дифференцированная оценка.
Студенты магистратуры заочной формы обучения могут находится в организации по месту прохождения практики период времени, позволяющий студенту заочной формы обучения сочетать практическое обучение с доктринальной подготовкой и осмыслением полученных знаний, в связи с чем данные студенты обучаются непосредственно в месте прохождения практики не более 24 часов в неделю.
Во время прохождения практики студент обязан соблюдать правила внутреннего распорядка и иные нормативные акты, определяющие порядок деятельности работников органов и организаций – места прохождения практики.
ПЕРЕЧЕНЬ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ ПРИ ПРОХОЖДЕНИИ ПРАКТИКИ
В результате обучения выпускник должен обладать следующими компетенциями:
в правоприменительной деятельности:
способностью квалифицированно применять нормативные правовые акты в конкретных сферах юридической деятельности, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности (ПК-2);
в экспертно-консультационной деятельности:
способностью квалифицированно толковать нормативные правовые акты (ПК-7);
способностью принимать участие в проведении юридической экспертизы проектов нормативных правовых актов, в том числе в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции, давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных сферах юридической деятельности (ПК-8);
в организационно-управленческой деятельности:
способностью принимать оптимальные управленческие решения (ПК-9);
способностью воспринимать, анализировать и реализовывать управленческие инновации в профессиональной деятельности (ПК-10);
в научно-исследовательской деятельности:
способностью квалифицированно проводить научные исследования в области права (ПК-11).
4. МЕСТО ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ В СТРУКТУРЕ ООП
Общие требования к организации и содержанию практики определяются федеральным государственным образовательным стандартом подготовки магистров по направлению подготовки 40.04.01 Юриспруденция.
Производственная практика является составной частью учебного процесса и представляет собой вид учебных занятий, непосредственно ориентированных на профессионально-практическую подготовку студентов.
Производственная практика является обязательным этапом обучения по направлению Юриспруденция и предусматривается учебными планами филиала Университета. Она основана на теоретических и практических знаниях, полученных студентом в ходе изучения ряда дисциплин первого семестра.
Прохождение студентами производственной практики является составной частью учебного процесса и необходимо для последующего изучения ими дисциплин учебного плана, а также для формирования основных общекультурных и профессиональных компетенций.
Для прохождения практики студент должен:
знать методологическую основу, доктринальные подходы, а также закономерности формирования и функционирования судебной власти, осуществления правосудия по гражданским, административным, экономическим делам, основные правовые понятия материальных и процессуальных отраслей права;
уметь исполнять профессиональные обязанности в целях понимания закономерностей судебной власти, применять материальные и процессуальные правовые нормы в целях судебной защиты, применять правовые позиции высших судов, квалифицировать юридические факты, разъяснять содержание гражданских, гражданских, арбитражных и административных процессуальных норм, применимых при решении конкретных правовых ситуаций, составлять судебные акты и документы, анализировать доктринальные положения, положения законодательства, акты высших судебных органов, иную судебную практику;
владеть навыками исполнения профессиональных обязанностей в целях осуществления правосудия, навыками работы с научной литературой, нормативными правовыми актами, применимыми в конкретных правовых ситуациях, возникающих при осуществлении правосудия, и актами органов судебной власти, в том числе высших судов, навыками составления судебных актов и документов, навыками квалификации юридических фактов и правоотношений, навыком толкования и применения материальных и процессуальных правовых норм в целях осуществления правосудия.
Содержание практики является логическим продолжением разделов ООП базовой и вариативной частей – этики юриста, теории и практики делового общения, истории и методологии юридической науки, теории правосудия.
№ п/п | Наименование компетенции | Предшествующие разделы ООП | Последующие разделы ООП |
Профессиональные компетенции | |||
ПК 2,7-11 | Теория правосудия, История и методология юридической науки | Диалектика цивилистической процессуальной формы, Актуальные проблемы цивилистического процесса, Доказательственное права в гражданском и арбитражном процессах, административном судопроизводстве, Судебные акты в гражданском и арбитражном процессе, Проблемы проверки судебных актов по гражданским делам, Исполнение судебных актов |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ, ОБЪЕМ В ЗАЧЕТНЫХ ЕДЕНИЦАХ И НЕДЕЛЯХ
Прохождению практики предшествует консультация с руководителем практики с целью формирования индивидуального задания, соответствующего выбранному направлению научно-исследовательской работы.
Общая трудоемкость производственной практики составляет 9 зачётных единиц, 6 недель (очная форма обучения); 9 зачётных единиц, 6 недель (заочная форма обучения).
№ п/п | Разделы (этапы) практики | Виды учебной работы на практике, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) | Формы текущего контроля | ||
очная ф.о. | заочная, заочная ГВД ф.о. | ||||
1. | Организационный этап | выбор места прохождения практики, направление на практику, собеседование с руководителем практики от Университета, получение необходимых документов, изучение программы прохождения практики, составление плана прохождения практики | собеседование у руководителя практики от кафедры | ||
2. | Основной этап | собеседование с руководителем практики по месту ее прохождения; изучение нормативных правовых актов, регламентирующих компетенцию и организацию работы государственного или муниципального органа или учреждения; изучение структуры государственного органа или учреждения, полномочий ее структурных подразделений; выполнение поручений руководителя практики; присутствие в судебных заседаниях, совещаниях и т.п.; участие в подготовке проектов юридических документов; изучение практики работы соответствующей организации. | контроль со стороны руководителя практики от органа, организации | ||
3. | Заключительный этап | анализ и обобщение результатов прохождения производственной практики, составление отчета о прохождении производственной практики, защиту результатов прохождения производственной практики в Университете. | защита отчета по производственной практике |
Содержание прохождения производственной практики дифференцируется в зависимости от места прохождения практики и предполагает последовательное прохождение указанных этапов.
В подготовительном периоде осуществляется подготовка к выполнению программной деятельности, производится утверждение индивидуального плана работы студента. Данный период рекомендуется завершить в течение первого дня прохождения практики. Форма отчетности на этом этапе сводится к представлению индивидуального плана деятельности.
Основной период прохождения учебной практики связан с осуществлением диагностики проблем в рамках намеченной тематики, оценкой имеющихся знаний, выбором приоритетных направлений судебной практики, конкретизацией общих проблем познавательного характера и приемов их освоения, обоснованием эффективности избранных методов познания проблем, лежащих в основе спорных правоотношений.
В этот период формируется идеальная модель спорных правоотношений с известными для студента проблемами и способами их решения, которая в последующий период должна наполниться реальным содержанием со всеми его казуальными особенностями.
Результатом деятельности в указанном периоде должен явиться развернутый план действий по подготовке дела к слушанию, собиранию необходимых доказательств по делу, составлению проектов промежуточных судебных актов и итогового судебного решения.
В основной период прохождения практики студент докладывает судьям, помощникам судей существо рассмотренных проблем и способы их решения. Последние в порядке обмена мнениями сообщают о своем отношении, одобряя итоговые результаты либо подвергая их критике, формируя тем самым оценку эффективности каждого эпизода практической деятельности студента.
Оценка эффективности деятельности студента в период практики производится путем сопоставления прогнозируемых результатов и выводов с принятыми судебными актами, иными результатами его деятельности. Если студент оспаривает оценку эффективности его участия в работе судебного учреждения, то он обязан представить письменные мотивированные возражения с их обоснованием доктринальными знаниями и сложившейся судебной практикой применительно к той или иной категории гражданских дел.
Отчётный период прохождения практики резервируется студентом с учетом необходимости оформления результатов всей деятельности в своем отчете. На основе материалов, собранных в период практики, может быть подготовлена проблемная научная статья, а также тезисы, содержащие развернутые выводы, для доклада на научной конференции. Все эти дополнительные итоги прохождения практики заслуживают внимания и оценки при проведении зачета по результатам прохождения практики.
На каждом этапе прохождения практики предполагаются конкретные задачи, которые могут быть уточнены ее групповым руководителем.
Студент изучает функциональные обязанности каждого структурного подразделения, характер взаимодействия между ними, выявляет удачные управленческие решения и проблемные места. Практика организации функциональных связей в обязательном порядке сопоставляется с доктринальными представлениями по этому поводу и нормативными регламентами, в том числе локального действия. Студент выполняет групповые и индивидуальные задания, определяемые руководителем практики в судебном учреждении по месту ее проведения, а также задания, предусмотренные настоящей программой.
Практика для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья проводится с особенностями их психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья.