Квартал | ВП, т.р. | Удельный вес, % | |||
Т0 | Т1 | Т0 | Т1 | Зачтено в выполнение плана по ритмичности | |
20.000 | 24.244 | ||||
20.000 | 18.392 | ||||
20.000 | 17.556 | ||||
20.000 | 23.408 | ||||
Итого | 80.000 | 83.600 |
К ритм = 93 / 100 = 0,93
Ритмичной считается работа предприятия в том случае, когда К ритм = 1.
В процессе анализа определяют как повлияла неритмичная работа на V продукции в стоимостном выражении. Для этого плановый ВП умножают на коэффициент неритмичной работы = (1 – К ритм).
К неритм = 1 – 0,93 = 0,07
D ВП (неритм раб) = Недовыпущено = 0,07 * 80.000 = 5.600 т.р.
Аналогичным образом анализируется ритмичность отгрузки и реализации продукции.
В заключение анализа разрабатываются конкретные мероприятия по устранению причин неритмичной работы.
Вопрос.
Реализация продукция – завершающая стадия кругооборота средств предприятия. От её величины зависят финансовые результаты предприятия, показатели оборачиваемости и рентабельности, а, значит, финансовое положение предприятия и его платёжеспособность.
Анализ РП проводится за каждый месяц, квартал, полугодие, год. В процессе его фактические данные сравниваются в плановыми данными по реализации, с данными за предшествующий период, рассчитывается % выполнения плана и абсолютное отклонение от плана, темп роста и прироста за анализируемый период, а также абсолютное значение 1% прироста.
Основные факторы, оказывающие влияние на V реализации:
1. Изменение выпуска ТП.
2. Изменение остатков нереализованной продукции.
Между V реализации о V ТП существует прямая зависимость, т.е. с ↑ выпуска ТП V реализации ↑.
Между V реализации и остатками нереализованной продукции существует обратная зависимость, т.е. V реализации ¯ в результате ↑ остатков нереализованной продукции на конец отчётного периода.
Особое внимание уделяется изучению влияния факторов, определяющих объём производства и реализации продукции. Их можно разделить на группы:
1. Обеспеченность предприятия трудовыми ресурсами и эффективность их использования.
2. Обеспеченность предприятия ОпФ и эффективность их использования.
3. Обеспеченность предприятия сырьём и материалами и эффективность их использования.
Влияние находится методами детерминированного факторного анализа.
Факторные модели:
ВП = Числ раб * Врб год
ВП = ОС сг * Фо
ВП = МЗ * Мо
![]() | D V реализации | ![]() | |||||||||||||||||||||||||||||||||
D V выпуска ТП | D остатков нереализованной продукции | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ||||||||||||||||||||||||||||||||
D V выпуска валовой продукции | D остатков НЗП и внутрихозяйственного оборота | D остатков ГП | D остатков отгруженной продукции | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Трудовые ресурсы | Средства труда | Предметы труда | |||||||||||||||||||||||||||||||||
Численность персонала | Размер ОС | МЗ | |||||||||||||||||||||||||||||||||
Производительность труда | Фо | Мо | |||||||||||||||||||||||||||||||||
Источники увеличения реализации продукции
![]() | Резервы роста реализации продукции | ![]() | |||||||||||||||||
Резервы роста V ВП | ![]() | Резервы сокращения остатков нереализованной продукции | |||||||||||||||||
За счёт улучшения использования трудовых ресурсов | За счёт улучшения использования основных фондов | За счёт улучшения использования сырья и материалов | |||||||||||||||||
Создание дополнительных рабочих мест | Приобретение дополнительных машин и оборудования | Дополнительное приобретение сырья и материалов | |||||||||||||||||
Сокращение потерь рабочего времени | Более полное использования их ФРВ | Сокращение сверхнормативных отходов сырья и материалов | |||||||||||||||||
Повышение уровня производительности труда | Повышение интенсивности использования машин и оборудования | Сокращения расхода сырья и материалов на единицу продукции | |||||||||||||||||
Резервы увеличения ВП должны быть сбалансированы по всем 3 группам показателей. Максимальный резерв, установленный по одной из групп, не может быть освоен пока не будут выявлены резервы в таком же размере по другим группам.
Вопрос.
От рынков сбыта зависят объем продаж, средний уровень цен, выручка от реализации продукции, сумма полученной прибыли и т.д. В первую очередь нужно изучить динамику каждого вида продукции на рынках сбыта за последние 3-5 лет.
Категории товаров:
1) «звезды» - приносят основную прибыль предприятию и способствуют экономическому росту;
2) «дойные коровы» — товары переживают период зрелости, в незначительной степени способствуют экономическому росту, не нуждаются в инвестициях, приносят прибыль, которая используется на финансирование «трудных детей»;
3) «трудные дети» — новые товары, нуждающиеся в рекламе, продвижении на рынок, не приносят пока прибыли, но в будущем могут стать «звездами»;
4) «мертвый груз», или «неудачники» — нежизнеспособные товары, не способствующие экономическому росту, не приносящие прибыли.
Такая группировка продукции предприятия позволит выбрать правильную стратегию, направленную на финансирование «трудных детей», которые в ближайшее время могут стать «звездами», на поддержку достаточного количества «звезд», которые призваны обеспечить долгую жизнь предприятия, и «дойных коров», способствующих финансированию «трудных детей».
При этом нужно учитывать, на какой стадии жизненного цикла находится каждый товар на отдельных сегментах рынка:
а) нулевая стадия - изучение и апробация идеи разработки нового товара, а потом и самого товара;
б) первая стадия (выпуск товара на рынок и внедрение) — выяснение, будет ли товар иметь успех на рынке; прибыль на этой стадии не высока, так как значительные средства расходуются на рекламу;
в) вторая стадия (рост и развитие продаж) — товар начинает прино сить прибыль, он быстро покрывает все издержки и становится источником прибыли, хотя требует еще больших затрат на рекламную поддержку его продвижения на рынке;
г) третья стадия (зрелость) — товар имеет стабильный рынок, пользуется спросом и приносит регулярный доход, т.е. находится в самом прибыльном периоде, так как требует затрат не на продвиже ние на рынок, а только на рекламную поддержку его «известности»;
д) четвертая стадия (насыщение и спад) — вначале незаметное, а затем резкое сокращение объема продаж по предсказуемым и не предсказуемым причинам. Способность вовремя уловить и предвосхитить спад спроса на изделие путем его совершенствования или замены другим требует определенного мастерства. Результаты анализа должны помочь руководству предприятия разработать ассортимент товаров в соответствии с его стратегией и требованиями рыночной конъюнктуры и имеющимся экономическим потенциалом.
Конкурентоспособность – характеристика продукции, которая отличает ее от товара-конкурента как по степени соответствия конкретной общественной потребности, так и по затратам на ее удовлетворение.
Оценка конкурентоспособности продукции основывается на исследовании потребностей покупателя и требований рынка. Чтобы товар удовлетворял потребности покупателя, он должен соответствовать определенным параметрам:
а) техническим (свойства товара, область его применения и назначения);
б) эстетическим (внешний вид товара);
в) эргономическим (соответствие товара свойствам человеческого организма);
г) нормативным (соответствие товара действующим нормам и стандартам);
д) экономическим (уровень цен на товар, сервисное его обслуживание, размер средств, имеющихся у потребителя для удовлетворения данной потребности).
Задачи анализа:
1. оценка и прогнозирование конкурентоспособности продукции.
2. Изучение факторов, воздействующих на её уровень.
3. Разработка мер по обеспечению необходимого уровня конкурентоспособности продукции.