Общая характеристика эпохи Просвещения.




 

Задание 2.

Ознакомьтесь, пожалуйста, с учебным материалом, содержащим общую характеристику философских идей в эпоху Просвещения.

Учебный материал:

Просвещение — идейное течение периода становления капитализма, связанное с борьбой против абсолютизма, сословного строя, церкви. Деятели Просвещения выступали за установление “разумного” общества, за политическую свободу и за гражданское равенство. Важным фактором в достижении нового общества они считали распространение знания. Основной характеристикой эпохи был резкий контраст между достижениями разума в научном исследовании природы и сохраняющимся “неразумным” сословным построением общества с привилегированными власть имущими группами и лишенным прав третьим сословием, практически создающим все богатство общества.

Основные черты философии Просвещения: на первый план выходит социологическая тематика, проблема соотношения человека и общества, ибо основная проблема времени осмысливается как необходимость общественного переустройства на началах разума и равенства; защита науки и разума против религии, суеверий, мистики, предрассудков, часто переход на позиции атеизма. Наука и знание рассматриваются как важнейший фактор общественного развития; тяготение к материализму, подкрепленному научными знаниями своего времени; рационализм как отстаивание ценности и прав разума (ничего не принимать на веру), но в гносеологии — эмпирическая методология как более последовательно материалистическая; изменяется форма философствования: из замкнутого на себе мыслителя философ превращается в страстного трибуна, обращающегося к массам, стремящегося просветить народ и тем самым способствовать общественным изменениям. Философские труды принимают теперь вид словарей, энциклопедий, памфлетов, популярных статей и беллетристических произведений; философские проблемы активно обсуждаются в салонах и на площадях. Философ теперь — не одиночка, ведущий заочный диалог с коллегами, а член интеллектуального сообщества, объединенного едиными целями и задачами общественной деятельности.

Просвещение — это международное явление. Оно развивалось в разных странах и везде имело свои особенности. Но наиболее ярко, характерно и активно Просвещение проявилось во Франции XVIII в. Франция этого времени, пожалуй, наиболее остро переживала социальные конфликты эпохи...

Осмысление общества и законов его построения становится важнейшей задачей французской философии XVIII века.

Шарль Монтескье (1689–1755) — французский просветитель, правовед, философ. Он выступал против абсолютизма, стремился вскрыть причины возникновения того или иного государственного строя, анализировал различные формы государства. Основные сочинения — “Персидские письма” (1721 г.), “О духе законов” (1748 г.).

Клод Адриан Гельвеций (1715–1771) — французский философ-материалист, просветитель. Он развивал теорию общественного договора, при котором личный интерес как необходимый стимул человеческого поведения может сочетаться с общественным. Гельвеций доказывал опытное происхождение нравственных представлений, их обусловленность интересами индивида. В основных произведениях “Об уме” (1758 г.), “О человеке” (1773 г., посмертно) философ рассматривал общество как условие, обеспечивающее взаимную пользу изолированных индивидов, которые только в общественном состоянии могут получить выгоду для себя, делая полезное для других. Так Гельвеций отделял мораль от религии и выражал уверенность в возможности общества высоконравственных атеистов.

Это можно рассматривать как полемику с Вольтером (наст. имя Мари Франсуа Аруэ) (1694–1778). Деятельность Вольтера связана с борьбой против религиозной нетерпимости и мракобесия, критикой феодально-абсолютистской системы. Написал множество литературных, публицистических, философских произведений: “Кандид, или Оптимизм” (1759 г.), “Простодушный” (1767 г.), “Философские письма” (1733 г.), “Философский словарь” (1764– 1769 гг.) и др. В воззрениях на природу он трактовал Бога вполне деистически, обосновывая свои идеи физикой Ньютона, а в этике считал Бога высшим основанием человеческой воли и действия, основой нравственности и предупреждал об опасности общества атеистов (“Если бы бога не существовало, его следовало бы выдумать”).

Жан-Жак Руссо (1712–1778) — французский писатель и философ. С позиций деизма он осуждал официальную церковь и религиозный фанатизм. Он выразил тенденции сентиментализма, способствовал становлению психологизма в литературе. Основные труды — “Рассуждение о начале и основаниях неравенства между людьми” (1755 г.), “Об общественном договоре” (1762 г.), “Эмиль, или О воспитании” (1762 г.). Руссо идеализировал “естественное состояние” человечества, а переход к обществу считал результатом встречи первого дурака с первым обманщиком, который безнаказанно присвоил себе природные богатства, в равной степени принадлежавшие всем людям. Так возникла частная собственность, являющаяся основой социального неравенства и стимулирующая общественный прогресс, который еще больше порабощает неимущих. Руссо ставил естественное состояние человека выше цивилизации и ее прогресса, что современники философа восприняли как призыв к возвращению в докультурное первобытное состояние.

 

Философия. Курс лекций: учеб. пособие / под ред. В. П. Горюнова. – СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2014. – 424 с. С. 83-91



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-12-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: