Понятие субстанции в философии Нового времени




Практическое занятие по теме «Философия Нового времени»

План.

Понятие субстанции в философии Нового времени.

Общая характеристика эпохи Просвещения.

 

Понятие субстанции в философии Нового времени

Задание 1. Ознакомьтесь, пожалуйста, с учебным материалом, содержащим представление о субстанции в философии Нового времени.

 

Учебный материал:

Философское объяснение мира велось в духе господствовавшей механистической методологии и заключалось в поиске окончательных причин, в поиске субстанции (субстанций) как основы мира, носителя всех свойств и отношений. Представление о субстанции предполагает идею о единстве мира безотносительно ко всем его разнообразным видоизменениям. Эта философская категория вырабатывалась, с одной стороны, на основе обобщения существующих научных данных и преодоления теологии, а с другой — как чисто абстрактное моделирование мира, где философская мысль, компенсируя недостаток научного материала, подчас значительно опережала свое время и вырабатывала представления, востребованные наукой в дальнейшем.…

По Декарту, мы имеем также ясное и отчетливое представление (т. е. врожденную идею) о протяженности — а ведь мысли это свойство не присуще. Мысль не может иметь длину, например, 5 метров. Следовательно, существует мир, основными свойствами которого являются протяженность, фигура, движение, т. е. такие свойства, которые всегда неизменны и от чувств не зависят. Это отличает их от цветов, запахов и вкусов, которые, по сути, являются лишь состояниями человека, т. е., по Декарту, субъективны и нереальны. Таким образом, существует духовная субстанция и субстанция протяженная, материальная, причем развертывание мысли по ее собственным законам приводит к истинному знанию о внешнем материальном мире и его законах. Как это возможно? Мышление и протяженность, будучи совершенно противоположными началами и не завися друг от друга, соответствуют друг другу, что доказывается, например, истинностью положений математики, развертывающейся по законам логики, но дающей истинное знание о внешнем протяженном мире. Это соответствие нуждается в обосновании третьим началом, каковым может быть только Бог. Именно Бог создает мир таким, чтобы он мог быть познан разумом, а разум таким, чтобы он мог познать мир. Бог Декарта — это рационально выведенный элемент философской конструкции, а не Бог религии, в которого надо уверовать. У философа мы находим вполне деистический взгляд на проблему: Бог Декарта создал субстанции в соответствии друг с другом, дал им изначальные законы движения, после чего реализация этих законов и ихмодификация происходят естественным образом. Далее функции Бога заключаются лишь в том, чтобы быть гарантом сохранения субстанций и их законов, истинности познания. В реальности человек сталкивается лишь с двумя субстанциями — мышлением и протяженностью, познавая одну с помощью другой на основе правильного метода. Таким образом, Декарт дает развернутое обоснование дуализма, т. е. теории о независимом и параллельном существовании двух субстанций — материальной и духовной.

…Онтология XVII в. органически связана с гносеологией, ибо вырастала из последовательного применения определенных моделей познания — рационалистической или эмпирической. Философское объяснение мира велось в духе господствовавшей механистической методологии и заключалось в поиске окончательных причин, в поиске субстанции (субстанций) как основы мира, носителя всех свойств и отношений. Представление о субстанции предполагает идею о единстве мира безотносительно ко всем его разнообразным видоизменениям. Эта философская категория вырабатывалась, с одной стороны, на основе обобщения существующих научных данных и преодоления теологии, а с другой — как чисто абстрактное моделирование мира, где философская мысль, компенсируя недостаток научного материала, подчас значительно опережала свое время и вырабатывала представления, востребованные наукой в дальнейшем…

Джордж Беркли (1685–1753) — английский философ, представитель субъективного идеализма, сводящего все существующее к явлениям сознания отдельного субъекта. Он утверждал, что внешний мир не существует независимо от восприятий, бытие вещей состоит в их воспринимаемости. …По Беркли, существование вещей и их восприятие тождественны: Esse est percipi — существовать – значит быть воспринимаемым. Следовательно, нет ничего, кроме ощущений, а их совокупность и есть то, что называется вещами. Тем самым Беркли разработал основные идеи солипсизма. СОЛИПСИЗМ — это крайняя форма субъективного идеализма, признающая несомненной реальностью только сознающего субъекта и объявляющая все остальное существующим лишь в его сознании…

Бенедикт Спиноза (1632–1677) — нидерландский философ-материалист, пантеист. Приверженец материалистического монизма — учения о единой субстанции, сторонами или атрибутами которой являются протяженность и мышление. В основном труде “Этика” (1677 г.) он пытается преодолеть декартовский дуализм в учении о монизме субстанции — причины самой себя (causa sui), атрибутами которой являются протяженность и мышление. Мир может быть познан геометрическим методом, считал Спиноза. Определенное отождествление мысли и протяжения привело Спинозу к пантеизму и гилозоизму, т. е. обожествлению и одушевлению природы. Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646–1716) — немецкий философ-идеалист, математик, физик, языковед. Лейбниц развивал идеи о множественности индивидуальных субстанций, составляющих Вселенную, о наличии у них мышления. Монады замкнуты в себе, но гармонируют друг с другом, ибо так мир создал Бог, и это наилучший из возможных миров (“Теодицея”, 1710 г.). В этом смысле каждая монада имеет представление обо всем мире, занимая в нем определенное место (ср. с врожденными идеями). В основном труде “Монадология” (1714 г.) Лейбниц в духе объективного идеализма развил учение о мире, состоящем из бесчисленных духовных деятельных субстанций — монад, находящихся между собой в состоянии предустановленной гармонии и потому несущих в себе знание обо всем мире. Человек как монада имеет врожденную способность к познанию высших категорий бытия и всеобщих истин математики.

 

Философия. Курс лекций: учеб. пособие / под ред. В. П. Горюнова. – СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2014. – 424 с. С. 79-83

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-12-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: