Проверила: Ботагозина А.С.




Выполнила: Адамбаева А.Ж.


АРХАИЧНАЯ КУЛЬТУРА

План

1. Архаика

2. Миф

1.АРХАИКА, архаическая культура (др.-греч archaikos — старинный, древний), — традиционная культура; наиболее ранние формы человеческой коллективности, а также соответствующие им формы культуры и религиозных представлений.

В процессе исторического развития АРХАИКА предшествует цивилизации.

Принципиальное отличие АРХАИКИ от цивилизации состоит в том, что объем культурного ресурса в АРХАИКЕ — это некоторая постоянная величина, гарантирующая устойчивое воспроизводство социокультурного организма. Архаический человек в духовном плане ориентирован на абсолютную неизменность бытия. Социокультурные механизмы ограждают его от новых (беспрецедентных) моделей поведения, желаний и потребностей.

Пространственно-временной строй (хронотоп) АРХАИЧЕСКОЙ культуры опирается на представления о «начальном времени» — времени творения мира: неба, земли и разделяющего их воздуха; звезд и светил; мужчины и женщины; животных, растений и т.д.

Время в АРХАИЧЕСКОЙ культуре представляется бесконечной цепью возвращений к первоначалам, благодаря которым мир всегда остается одним и тем же таким, каким он был в момент возникновения.

Миф о вечном циклическом возвращении давал человеку АРХАИЧЕСКОЙ культуры возможность победить быстротечность и однократность его жизни. Пространство мира АРХАИЧЕСКОЙ культуры характеризуется упорядоченностью, которую оно приобрело в момент творения из первоначального небытия или хаоса. Языки АРХАИКИ — это системы символов, посредством которых первобытные коллективы координировали свою жизнедеятельность.

Миф и ритуал играют роль организующих структур АРХАИКИ.

Принципы АРХАИКИ лежат в основе всех этнических культур в истории человечества, поэтому окончательно АРХАИКА вытесняется в сферу искусства и научной рефлексии только в Новое время, с переходом от этнической культуры к национальной.

Для религиозных представлений эпохи АРХАИКИ характерны их синкретичность, неразрывная связь с материально-практической сферой и формами социальной организации жизнедеятельности.

2. Миф становится предметом специального изучения уже в эпоху античности. Именно тогда сформировались два направления в его толковании: аллегорическое и эвгемеристическое. Дальнейшее изучение мифа связано с его трактовками как неразвитой формы мышления, примитивной наукой, одного из элементов обряда, выполняющего функции поддержания традиции и непрерывности племенной культуры, автономной символической формы культуры и др. В начале XX в. наибольший интерес для исследователей стала представлять бессознательная сфера, а также роль мифа как социального регулятора общества. Эти два направления стали основой для изучения современных концепций мифа.

2. Нами доказано, что архаический миф может рассматриваться как совокупность знаний, оценок, поведенческих моделей человека, т.е. как некая первооснова, на базе которой происходит синтез ее новых элементов, по-разному проявляющихся в различных типах общества.

3. В ходе исследования определено сходство и различие в функционировании мифа в архаическом и современном обществе. Мы базировались на том факте, что в архаическом обществе миф выполнял этиологическую, консолидирующую, коммуникативную, социализирующую, семиотическую и игровую функции.

4. В результате проведенного анализа обоснована идея о том, что подверженность влиянию социальных мифов в современном обществе связана со структурой современного мифа, в котором можно выделить две составляющие: внутреннюю, константную, в фундаменте которой архетипические феномены массового сознания; и внешнюю, изменяющуюся под влиянием социальных и культурных условий;

5. На основе сравнительного анализа установлено, что в современном обществе не только транслируются функции мифа, характерные для архаического общества (регламентирующая, этиологическая, консолидирующая, коммуникативная, игровая, семиотическая), но и возникают новые - компенсаторная и мобилизующая.

6. В исследовании нами определены следующие основания различения мифа в архаическом и современном обществе: специфика функционирования, пространственно-временные границы, тематическая направленность, индивидуальность- коллективность восприятия, способ и форма функционировани.

7. Нами выявлена взаимобусловленность социальных и литературных мифов: социальные мифы получают свое воплощение в структуре литературных произведений, которые в свою очередь являются основой для формирования социальных мифов.

8. Жизнеспособность мифов в современном обществе мы объяснили чувством страха, зависимости человека от природных сил и социального окружения. Отсюда условиями существования современных мифов являются, во-первых, потребность в чувстве защищенности, приобщения к силе; во-вторых, установки, групповые нормы, самооценки людей (подтверждение собственной правоты, желание не выделяться, "быть как все"); в-третьих, состояния, в которых человек находится (например, депрессия или, напротив, уверенное стремление к успеху).

В современном обществе продолжается репродукция специфической формы общественного сознания - мифологической. Быстрая смена социальных условий, расширяющийся потребительский рынок, огромный объем информации - все это затрудняет способность ориентироваться в окружающем мире. Возникает необходимость создания некой картины мира, доступной и близкой большому количеству людей. Массовая культура создает мифологическую картину мира как объяснительную модель жизни современного общества. При этом мы обосновали мысль о том, что массовая культура формирует миф, в котором условная картина мира использует элементы архаического: цикличность, бинарность оппозиций, соединение реального и ирреального, рационального и иррационального.

9. Социальные мифы выступают в многообразии своих разновидностей: идеологические, религиозные, экономические, политические, художественные (литературные) и т.п.

10. Мы доказали, что художественное творчество в существенной мере построено на принципах мировосприятия и отражения, подобных мифологическому сознанию. Этот факт базируется на доказательстве того, что по своим социально-психологическим функциям и генезису искусство (и литература в том числе) действительно очень близко к мифологии и религии как типам общественного сознания.

11. Литературный миф выступает как часть социального мифа и является его отражением. Он выступает в двух формах: классической и массовой. В первом случае на сюжетном и образном уровне используются прямые параллели с архаическим мифом. Вторая, массовая форма, реализует социальные мифы посредством типизации в художественном произведении поведенческих моделей, образных характеристик.

12. Анализ произведений приводит автора к выводу, что в литературе массового и классического направлений находят отражение структура, образная система и герои социальных мифов; в свою очередь литературные мифы, имеющие авторскую интерпретацию, становятся основой для рождения новых социальных мифов.

В современном обществе литература выстраивает картину мира, построенную на мифах, т.е. неадекватную реальной. Таким образом, люди не только живут в мире мифов, но и сами создают эти мифы в культуре, транслируя патерны архетипического сознания.

Библиотека интернет: https://www.dissercat.com/content/mif-kak-obshchestvennoe-yavlenie-ot-arkhaiki-k-sovremennosti


 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: