Тематическое планирование
№ п/п | Содержание (тема урока) | Основные виды деятельности |
1. | Вводный. Знакомство с предметом основы светской этики. | Беседа; комментированное чтение; устный рассказ на тему; работа с иллюстрированным материалом; самостоятельная работа с источником. |
2. | Этика и философия. | Беседа, комментированное чтение, подготовка беседы с членами семьи. |
3. | Мораль и ответственность. | Беседа; комментированное чтение; устный рассказ на тему; работа с иллюстрированным материалом; самостоятельная работа с источником. |
4,5 | Учение Аристотеля о добродетелях. Добродетели и пороки. | Беседа, работа с иллюстрированным материалом; самостоятельная работа. Игра «Гадаем на ромашке». |
6. | Честность и отзывчивость. | Беседа, работа с иллюстрированным материалом; самостоятельная работа. |
Доброжелательность. | Беседа; комментированное чтение; устный рассказ на тему; работа с иллюстрированным материалом; самостоятельная работа с источником. | |
8. | Терпение и терпимость. | Беседа, комментированное чтение, самостоятельная работа с источником. |
9. | Суд над Сократом. | Беседа с элементами дискуссии, самостоятельная работа с источником. |
10. | Убеждения. | Беседа с элементами дискуссии. Притча. |
11. | Нравственный выбор. | Беседа; комментированное чтение; устный рассказ на тему; работа с иллюстрированным материалом; самостоятельная работа со словарем. |
12. | Совесть и долг. | Беседа; комментированное чтение; устный рассказ на тему; работа с иллюстрированным материалом; самостоятельная работа со словарем. Работа с пословицами и поговорками о добре и зле, совести и долге. |
13. | Ответственность и свобода. | Беседа с элементами дискуссии; комментированное чтение; самостоятельная работа с текстом. |
14. | Преднамеренные и непреднамеренные поступки. | Знакомство с текстами нравственного и дидактического характера. Развитие навыков интерпретировать информацию, полученную из дидактического текста, проецировать ее на свой собственный опыт. |
15. | Самовоспитание. | |
16. | Справедливость. | Беседа с элементами дискуссии, комментированное чтение; самостоятельная работа с текстом. |
17. | Государство, основанное на справедливости. | Беседа с элементами дискуссии; комментированное чтение; самостоятельная работа с текстом. |
18. | Современное государство. | Беседа с элементами дискуссии; комментированное чтение; самостоятельная работа с текстом. |
19. | Государственные праздники. | Устный рассказ на тему; работа с иллюстрированным материалом; самостоятельная работа с календарем. |
20. | Законы нравственности. | Беседа с элементами дискуссии; комментированное чтение; самостоятельная работа с текстом. |
21. | Заповеди любви. | Знакомство с текстами нравственного характера. Развитие навыков интерпретировать информацию, полученную из текста, проецировать ее на свой собственный опыт. |
22. | Эгоизм и альтруизм. | Беседа с элементами дискуссии. Анкетирование. |
23. | Прощение. | Знакомство с текстами нравственного характера. Развитие навыков интерпретировать информацию, полученную из текста, проецировать ее на свой собственный опыт. |
24. | Стыд, вина, извинение. | Беседа с элементами дискуссии; комментированное чтение; самостоятельная работа с текстом. |
25. | Дружба. | Беседа с элементами дискуссии; комментированное чтение; самостоятельная работа с текстом. |
26. | Мысли и поступки. | Знакомство с текстами нравственного характера. Развитие навыков интерпретировать информацию, полученную из текста, проецировать ее на свой собственный опыт. |
27,28 | Слова и речь. Общение. | Совершенствование умений в области работы с источниками информации. Совершенствование лексического запаса, культуры речи. |
29. | Преодоление барьеров общения. | Совершенствование умений в области коммуникации, умения в области чтения и понимания прочитанного. Поиск ответов на учебные вопросы разных типов, построения связного высказывания. |
30. | Милосердие. | Беседа; комментированное чтение; анализ жизненных ситуаций, нравственных проблем и сопоставление их с этическими нормами. |
31. | Золото правило нравственности. | Беседа, совершенствование навыков толерантного отношения к представителям разных религиозных и культурных традиций. Упражнение «Алхимия толерантности». |
32. | Нравственные законы в современном мире. | Знакомство с текстами нравственного и дидактического характера. Анализ жизненных ситуаций, нравственных проблем и сопоставление их с этическими нормами. |
33. | Человеколюбие. | Беседа с элементами дискуссии. |
Этическое учение Л.Н. Толстого. | Самостоятельная работа с источником Анализ жизненных ситуаций, нравственных проблем и сопоставление их с этическими нормами. | |
35. | Годовая промежуточная аттестация: презентация творческих работ. | Защита творческих работ. |
Планируемые результаты изучения курса
По окончании курса учащийся научится:
Осознавать требования государства и общества и соответствовать им, устанавливать межличностные отношения с педагогами и одноклассниками; принимать и соблюдать правила жизни класса и школы; овладеет навыками совместной (коллективной) деятельности; навыками оценки собственных возможностей и способностей.
Получит возможность научиться: подчинять свои желания и поступки сознательно поставленным целям, нормам нравственности и этики, овладеть навыками общения и уверенного поведения с одноклассниками и учителями, навыками самостоятельного решения конфликтов мирным путем; навыками самопознания, саморазвития, саморегуляции.
Излагать свое мнение по поводу значения светской этики в жизни людей и общества,
соотносить нравственные формы поведения с нормами поведения культур разных народов, строить толерантные отношения в обществе, применять полученные знания в социуме, осуществлять поиск необходимой информации для выполнения творческих заданий, участвовать в диспутах: слушать собеседника и излагать свои мнения, готовить сообщения по выбранным темам.
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса:
1. Шемшурин А.А. и др. «Основы религиозных культур и светской этики», Москва, «Дрофа»,2019.
2. Данилюк А.Я. «Основы светской этики», М., «Просвещение», 2011.
Технические средства обучения: компьютер, интерактивная доска.