Центральной детской библиотеки




Герцен А. И. Былое и думы: Избранные главы [Текст] / А. И. Герцен; сост., авт. послесл. и примеч. С.Е. Шаталов. – М.: Просвещение, 1984. – 352с. – (Школьная б - ка).

Писатель, мыслитель, революционер, ученый, публицист, основатель русского бесцензурного книгопечатания, родоначальник политической эмиграции в России Александр Иванович Герцен (Искандер) почти шестнадцать лет работал над своим главным произведением – автобиографическим романом «Былое и думы». Сам автор называл эту книгу исповедью, «по поводу которой собрались… там-сям остановленные мысли из дум». Но в действительности, Герцен, проявив художественное дарование, глубину мысли, тонкий психологический анализ, создал настоящую энциклопедию, отражающую быт, нравы, общественную, литературную и политическую жизнь России середины ХIХ века.

Роман «Былое и думы» – зеркало жизни человека и общества, – признан шедевром мировой мемуарной литературы.

В книгу вошли избранные главы из романа.

 

Герцен, А.И. Доктор Крупов [Текст]: повести / А.И. Герцен. – М.: Сов. Россия, 1988. – 59с.

Перед нами блестящий сатирический памфлет середины XIX века. Доктор Крупов — медик; он проводит работу по изучению симптомов и выводу определенной социальной болезни, из того делая заключение о «повальном безумии» человечества…

Это яркое сатирическое произведение. Старый врач-материалист Крупов из многолетнего опыта своей лечебной практики, из общих наблюдений над жизнью людей делает заключение, что человечество больно безумием и его история — "автобиография сумасшедшего". По мысли Герцена, истоки "повального безумия" лежат в социальном строе, в общественном неравенстве людей. "Поврежденным" выглядит весь строй жизни, при котором люди, работающие "денно и нощно", "не вырабатывали ничего, а те, которые ничего не делали, беспрерывно вырабатывали ничего, а те, которые ничего не делали, беспрерывно вырабатывали, и очень много". Б этом мире социальной несправедливости и лицемерия, убеждается Крупов, так называемые "сумасшедшие" — "в сущности не глупее и не поврежденнее всех остальных, но только самобытнее, сосредоточеннее, независимее, оригинальнее, даже можно сказать, что гениальнее тех". Все, например, считают полоумным Левку, сына пономаря, но Крупов показывает, сколько обаяния и непосредственности чувства в этом больном деревенском мальчике, каким преданным и самоотверженным выступает он в дружбе, как трогательно он относится к природе. Признание "безумия" Крупов последовательно показывает в жизни разных слоев чиновников. В сущности, утверждает Крупов, жизнь в городе ничем не отличалась от порядков в доме умалишенных.

 

Герцен, А.И. Избранные произведения [Текст] / А.И. Герцен; сост., вступ. ст. и примеч. В.А. Путинева; рис. В. Панова. – М.: Дет. лит., 1964. – 464с.: ил., порт. – (Школьная б – ка).

 

В литературном наследии Герцена органически слились и взаимно обогатили друг друга революционные идеи борца, выдающегося ученого-просветителя и талант великого писателя, чье творчество обобщило и синтезировало замечательные достижения русской литературы от Радищева и декабристов до Пушкина, Лермонтова, Гоголя и мастеров "натуральной школы" критического реализма. В сборник вошли избранные произведения писателя.

Герцен А. И. Кто виноват?: роман; повести; рассказы [Текст] / А. И. Герцен; вступ. ст. Э. Бабаев; худ. В. Сальников. - М.: Худ. лит., 1979.- 351с.

Александр Иванович Герцен - философ, публицист, писатель, революционер, оставивший неизгладимый след в истории России. Его свободное слово на протяжении многих лет представляло в Европе прогрессивную русскую общественную мысль. Творческое наследие Герцена обширно и многообразно, но оно проникнуто единым гуманистическим пафосом и глубоко личным переживанием истории. В романе «Кто виноват?» (1845-1846) даны картины русской жизни 40-х гг. XIX века. Показывая жизненную драму своих героев - горькое сиротство Любоньки в отцовском доме, неприспособленность к жизни мечтателя-неудачника Круциферского, вынужденную праздность Бельтова, писатель обличает самодержавно-крепостнический строй, протестует против угнетения и порабощения человеческой личности. Рисуя образ молодого дворянина Бельтова, А.И. Герцен раскрывает социальную драму «лишних людей», которые не могли найти применения своим богатым душевным силам и уму. Ярко изображен в романе чиновничий и помещичий быт, созданы резко сатирические образы (генерал Негров, его жена Глафира Львовна и др.)

В настоящее издание, помимо романа "Кто виноват?", вошли повести и рассказы.

 

Герцен, А.И. Сорока – воровка [Текст]: повесть для ст. школ. возраста / А.И. Герцен; рис. В. Панова. – М.: Дет. лит, 1986. – 95с.: ил.

Вслед за романом «Кто виноват?» Герцен пишет повесть «Сорока-воровка» и посвящает ее М. С. Щепкину. Созданная в январе 1846 года, она смогла появиться в свет с большими цензурными искажениями лишь в 1848 году. В основу ее был положен действительный случай, происшедший с артисткой Кузьминой в Орловской труппе графа С. М. Каменского. Герцен услышал его из уст М. С. Щепкина, с которым познакомился в Москве в 1839 году.

«Сорока-воровка» продолжает антикрепостническую тему всех предшествующих произведений писателя. Только женщина могучей нравственной силы и незаурядной культуры, какой является крепостная артистка, побывавшая в Италии и Франции, видевшая Тальму и Марс (Анна Буте), могла рассказать свою историю с такой потрясающей простотой сердечности.

Герцен, будучи истинным художником, возвел жизненный эпизод до огромного обобщения. Его рассказ о судьбе крепостной актрисы перерастает в критику всего крепостного строя. Рисуя в повести горестную историю выдающейся крепостной актрисы, сохранившей свою человеческую гордость и в уничижении, в рабстве, писатель утверждает гениальную даровитость, неисчерпаемые творческие возможности, духовное величие порабощенного русского народа. Против крепостничества, за свободу личности, за эмансипацию женщины — такова основная идейная направленность повести.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: