Лицензирование и налогообложение страховой деятельности




Порядок лицензирования страховой деятельности. Лицензирование страховых операций страховщиков, осуществляющих свою деятельность на территории Российской Федерации, носит обязательный характер и осуществляется Департаментом страхового надзора Министерства финансов РФ. На Департамент страхового надзора Министерства финансов РФ также возложены разработка соответствующих методических и нормативных документов, обобщение практики применения страховой законодательства, разработка предложений по его применении защита интересов страхователей в случае банкротства страховых организаций или их ликвидации по другим причинам. Необходимым условием для получения лицензии является наличие у страховой организации полностью оплаченного до начала деятельности уставного капитала.

При обращении страховой организации в Департамент страховой надзора за получением лицензии на проведение страховой деятельности необходимо документальное подтверждение того, что оплаченный уставный капитал и иные собственные средства будущего страховщика обеспечивают проведение планируемых видов страхования и выполнение принимаемых страховщиком обязательств договорам страхования (не менее 150—250 млн. руб.).

Для получения лицензии страховщик, прошедший регистрацию, должен представить следующие документы:

· программу развития страховых операций на три года, включающую виды и объемы намечаемых операций, максимальную ответственность по индивидуальному риску, условия организации перестраховочной защиты;

· правила или условия страхования по видам операций; справ­ки банков или иных учреждений, подтверждающие наличие уставного фонда, запасных или аналогичных фондов;

· статистическое обоснование применяемой системы тарифов, ставок и резервов.

Департамент страхового надзора обязан выдать лицензию в течение 60 дней со дня получения всех необходимых документов или, в случае отказа в выдаче лицензии, в течение того же срока сообщить страховой организации о причинах отказа.

В случае необеспечения финансовой устойчивости страховых операций Департамент страхового надзора может потребовать от страховой организации повышения размера этих фондов в руб­лях и валюте в зависимости от видов, объема и валюты страхо­вых операций. При принятии решений об отказе, приостанов­лении действия и аннулировании лицензий Департамент руко­водствуется заключением экспертной комиссии с обязательным привлечением лицензируемой организации. За выдачу лицензии со страховщика взимается специальный сбор.

Для осуществления возложенных задач Департамент страхо­вого надзора имеет право:

• проводить проверки отдельных сторон финансово-хозяйст­венной деятельности страховых организаций, касающихся действующего законодательства о страховании, установлен­ных правил и предписаний;

• получать от страховых организаций необходимые сведения, справки и иную информацию, подтверждающую достоверность получаемых сведений, а также обращаться за получением ин­формации к банкам и другим учреждениям и организациям;

• осуществлять контроль за создаваемыми в страховых органи­зациях необходимыми резервами для обеспечения соответст­вия между принятыми страховыми организациями обяза­тельствами и имеющимися у них средствами;

• контролировать размещение страховыми организациями вре­менно свободных средств с целью определения степени на­дежности капиталовложений и ликвидности активов этих ор­ганизаций. В случае выявления нарушений по результатам проверок отдельных сторон финансово-хозяйственной дея­тельности Департамент страхового надзора имеет право давать предписание страховым организациям об увеличении размера резервных фондов, изменении тарифов, ставок, страховых взно­сов (премии), правил и условий страхования, характера вложе­ний временно свободных средств. Могут даваться также пред­писания о введении или изменении схемы перестрахования.

Если страховая организация не выполняет выданных предписаний и не устраняет вскрытые проверками нарушения, Депар­тамент страхового надзора имеет право временно приостанавли­вать действие выданных лицензий, ограничивать их действие, аннулировать лицензии или принимать решение о полном пре­кращении деятельности страховой организации.

Налогообложение страховой деятельности. Состав налогов, оплачиваемых страховой компанией в государственный бюджет, определяется Законом РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" (1991 г.) с последующими дополнения­ми и изменениями. В соответствии с этим законом страховые компании, которые действуют в Российской Федерации, упла­чивают федеральные, республиканские и местные налоги.

К федеральным налогам относятся: налог на добавленную стоимость; акцизы на отдельные виды товаров; налог на опера­ции с ценными бумагами; таможенная пошлина; налог на при­быль (доход); подоходный налог с физических лиц; налоги, пе­речисленные в дорожные фонды, гербовый сбор.

Федеральные налоги и порядок их зачисления в бюджеты разных уровней или во внебюджетные фонды устанавливаются законодательными актами Российской Федерации и взимаются на всей ее территории.

К республиканским налогам (в том числе краев, областей, ок­ругов и т.п.) относятся: налог на имущество; сбор на нужды об­разовательных учреждений; сбор за регистрацию предприятия (страхового учреждения).

Эти налоги устанавливаются законодательными актами Рос­сийской Федерации и взимаются на всей ее территории. Кон­кретные ставки этих налогов определяются законами субъектов Российской Федерации или решениями органов государствен­ной власти краев и областей.

К местным налогам относятся: земельный налог; целевые сбо­ры; налог на рекламу; налог на продажу автомобилей; налог на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы. Некоторые из местных налогов, например земельный на­лог, устанавливаются законом Российской Федерации, однако по­давляющее большинство этих налогов устанавливается городскими и районными органами государственной власти.

Следует иметь в виду, что страховые компании по операциям страхования и перестрахования освобождаются от уплаты налога на добавленную стоимость.

Исходя из этого страховые взносы, уплачиваемые страховой компании со стороны страхователя и цедента, а также другие виды страховых платежей, в том числе комиссионное вознагра­ждение страховым агентам и брокерам НДС не облагаются. По прочим операциям страховой компании (например, приобрете­нию основных средств) ставка НДС в настоящее время установ­лена на уровне 20%.

Отдельные импортные товары, ввозимые на территорию РФ, облагаются акцизами по ставкам, утверждаемым Правительством РФ. Например на легковые автомобили с объемом двигателя не более 1500 куб. см, ввозимые в РФ для нужд страховой компа­нии, установлена ставка акциза 10%, но не менее 0,425 ЭКЮ/куб.см объема двигателя.[1]

Страховые компании обязаны 50% своей валютной выручки продавать на внутреннем валютном рынке через уполномочен­ные банки по рыночному курсу в рублях. После выполнения требований по обязательной продаже части валютной выручки на внутреннем рынке РФ оставшаяся часть зачисляется страхо­вой компанией на текущий валютный счет и может использо­ваться в соответствии с действующим законодательством.

Для всех страховых компаний в РФ установлен налог на при­быль. Объектом налогообложения является валовая прибыль страховщика. В настоящее время установлены следующие ставки налога на прибыль — 13% в федеральный бюджет и 30% — в ме­стный бюджет.

Подоходный налог с физических лиц. Объектом обложения яв­ляется совокупный доход, полученный работником страховой компании в текущем календарном году. Ставка подоходного на­лога зависит от размера совокупного годового дохода страхового работника. В основном применяется ставка налога 12%. В от­дельных случаях подоходным налогом в РФ могут облагаться страховые выплаты.

В случае эмиссии ценных бумаг со стороны страховой ком­пании уплачивается налог на операции по ценным бумагам. Объек­том налогообложения является номинальная стоимость выпуска Ценных бумаг, объявленная эмитентом (т.е. страховой компани­ей). Не облагаются этим налогом операции с ценными бумага­ми, если страховая компания осуществляет первичную эмиссию Ценных бумаг, а также в некоторых других случаях. Сумма на-•tora на операции с ценными бумагами уплачивается эмитентом одновременно с представлением документов на регистрацию Миссии и перечисляется в федеральный бюджет.

Налог с владельцев транспортных средств уплачивают все страховые компании, которые имеют на балансе транспортные средства. Например, для легковых автомобилей с мощностью двигателя свыше 100 л.с. размер годового налога с владельцев транспортных средств установлен с каждой лошадиной силы 1,6 % от минимального размера оплаты труда.

Налог на пользователей автомобильных дорог уплачивают в страховые компании, в том числе страховые компании с участи" ем иностранного капитала. Объектом налогообложения являете выручка, полученная от реализации страховых услуг. В основном в настоящее время действует ставка этого налога в размер 0,4 % от страховой выручки.

Налог на приобретение автотранспортных средств уплачиваю., страховые компании, которые приобретают легковой или грузовой автотранспорт для собственных нужд путем купли-продажи, мены, лизинга и взносов в уставный капитал других юридических лиц. В основном применяется ставка налога на легковые автомобили 20% от продажной цены (остаточной стоимости) транспортного средства.

Налог на имущество предприятий уплачивают все страховые компании. Объектом налогообложения являются основные средства, нематериальные активы, запасы и затраты, находящиеся на1 балансе плательщика. Установлена ставка налога 2% от средней годовой стоимости имущества.

Земельный налог уплачивают страховые компании, которые. являются собственниками земли, землевладельцами и землепользователями. Все прочие страховые компании относятся к группе арендаторов и вносят арендную плату, размер, условия я сроки внесения которой определяются договором аренды.

Транспортный налог уплачивают страховые компании, имею­щие автотранспорт. Объектом обложения транспортным налогом является фонд оплаты труда страховой компании, начисленный по всем основаниям. В настоящее время действует ставка феде­рального транспортного налога — 1% от фактической величины фонда оплаты труда страховщика.

Налог на рекламу уплачивают страховые компании, которые выступают в качестве рекламодателя (т.е. заказывают рекламу страховых услуг у специализированных организаций соответст­вующего профиля).

Объектом налогообложения является стоимость рекламы, уплачиваемая рекламодателем-страховщиком без учета НДС. В на­стоящее время установлена ставка этого налога — 5%.

В связи с принятием Налогового Кодекса РФ действующая система налогообложения страховых компаний подвергнется существенным изменениям.

 

 


Заключение.

Страховой рынок — это особая социально-экономическая среда, определенная сфера экономических отношений, где объектом куп­ли-продажи выступает страховая защита, формируются спрос и предложение на нее.

Страховой рынок тесно связан со всеми звеньями процесса воспроизводства. Будучи составной частью экономики, страховой ры­нок отражает состояние и уровень развития производительных сил общества и в то же время активно влияет на развитие экономики. Страховой рынок подразделяется по отрасле­вому признаку, кроме того, по масштабам — на национальный, региональный и междуна­родный.

Государственное регулирование страхового рынка призвано содействовать развитию стра­хового рынка, защите интересов страховате­лей, обеспечивать регистрацию страховых ор­ганизаций, лицензирование страховых опера­ций, осуществлять контроль за соблюдением страховыми организациями законодательства.

Государство может прямо участвовать в рыночных отноше­ниях как страховщик через государственные страховые органи­зации и оказывать все возрастающее воздействие на функцио­нирование страхового рынка различными правовыми установлениями. В развитых странах Запада страховой рынок является Объектом сознательного государственного регулирования. Ана­логичное государственное регулирование широко используется в практике функционирования страхового рынка РФ.

Высокая доля ответственности страховщика за социальные последствия его деятельности требует организации государственного страхового надзора.

В общественном сознании недоверие к страховой идее воплощается в претензиях населения к государственным инсти­тутам. Именно поэтому государство не может находиться в сто­роне от страховой деятельности, увязывая интересы страховщи­ков, населения и экономики в целом. Основная проблема госу­дарственного страхового надзора — величина резервов, гаранти­рующих платежеспособность страховщика.

 


Список литературы.

 

1. Шахов В.В. Страхование: Учебник для вузов. – М.: Страховой полис, ЮНИТИ, 1997.

2. Сплетухов Ю.А. Место и роль государства в организации страховании в современных условиях Финансы, №9-10, 2000г.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: