Сущность и функции цены. Классификация цен принятая в РБ.
Цена – есть денежное выражение стоимости товара. В условиях рынка роль цены резко возрастает, поскольку от уровня цен зависит прибыль любого предприятия, конкурентоспособности предприятия и его продукции, финансовая устойчивость и финансовая независимость предприятия.
В чём же состоит сущность цены?
Существует два противоположных подхода к разрешению этого вопроса:
1) представлен в «стоимостной концепции ценообразования» (К. Маркс). Её суть: товар имеет «стоимость» и «цену»
Стоимость – это возмещённые в товаре общественные полезные затраты туда соответствующие средним условиям, умению и интенсивностью труда.
Цена – это денежное выражение стоимости. Цена отдельного товара может отклоняться от его стоимости, под воздействием случайных рыночных факторов, в том числе и инфляция.
По этой теории цена и стоимость строго различны.
2) объясняет цену производства товара суммой денежных затрат производителя в наилучшем варианте использования производственных ресурсов. При этом рыночная цена товара зависит в большей степени от оценки полезности затрат покупателя, т.е. в этом случае оценка покупателя более значительна, чем затраты производителя. Таким образом, почти двух вековой спор сводится к следующему: что же определяет цену товара? «Предложение» (стоимость) или «спрос» (полезность)?
Функции цен:
1) информационная – ориентирует действие покупателя и продавцов и проявляется в распространении важных сведений о наличии товара, его дефектности, товарных рынках и др.
2) стимулирующая – проявляется формированием заинтересованности предприятий в развитии инновационной деятельности, повышения качества продукции, улучшение её упаковки, снижение издержек производства, увеличение выпуска продукции и спроса на неё. Это связано с тем, что цены дифференцированы в зависимости от уровня и качества продукции.
|
3) распределительная – состоит в том, что государство через ценообразование осуществляет перераспределение национального дохода, между отраслями экономики, государственными и другими секторами и регионами, фондами накопления и потребления социальными группами населения. Эта функция реализуется через включение в себестоимость многих налогов, а так же через включение в цену косвенных налогов.
4) учётная – отражает общественно-необходимые затраты на выпуск и реализацию той или иной продукции. Цена определяет сколько ресурсов потрачено на производство товаров. В конечном счёте цена отражает не только величину совокупных издержек производства и реализации продукции, но и размер прибыли.
5) функция сбалансированности спроса и предложения – выражается в том, что через цены осуществляется связь между производством и потреблением предложения и спроса.
Система цен:
1) мировая – применяется в международной торговле. Мировые цены, по которым совершаются наиболее крупные экспортно-импортные сделки.
2) государственные цены бывают:
а) на продукцию предприятия монополистов;
б) на базовые ресурсы для экономики данной страны;
в) на социально значимые товары.
Государственные цены могут быть:
а) фиксированные – твёрдые государственные цены, размер которых зафиксирован в прейскуранте. Предприятие не вправе изменять их размер. Они устанавливаются на ограниченное число товаров (изделия из драгоценных металлов, спиртоводочные и др.).
|
б) регулируемые – это цены, по которым государство устанавливает предельный верхний уровень, переходить который предприятие не имеет право (нефть, газ, электроэнергия, тепло-энергия, продукция предприятий монополистов).
в) свободные (договорные) – устанавливаются по договоренности цен на продукцию предприятий монополистов.
Политика ценообразования в РБ. Государственное регулирование цен.
Основной документ, определяющий порядок ценообразование в РБ – это «Закон РБ о ценообразовании».
Цена – денежное выражение стоимости товара.
Тариф – денежная оценка стоимости единицы работ, услуг.
Ценообразование – это процесс, по установлению, регулированию цен (тарифов) и контроль за применением установленного законодательством порядка ценообразования: юридического лица, индивидуального предпринимателя, осуществляющие свою деятельность без образования юридического лица и другими субъектами ценообразования.
Субъекты ценообразования в РБ:
1) юридические лица и предприниматели.
2) республиканский орган государственной власти.
3) областные и минский городской исполнительные и распорядительные органы.
Основные принципы ценообразования:
1) определение основ государственной политики в области ценообразования.
2) сочетание свободных и регулируемых цен (тарифов)
3) разграничение полномочий субъектов ценообразования, по установлению и регулированию цен (тарифов).
|
4) установление регулируемых цен (тарифов) на товары (работы, услуги) на уровне обеспечивающим субъектом хозяйствования, покрытие экономики обоснованных затрат и получение достаточной для расширенного воспроизводства прибыли с учётом государственных дотаций и других мер государственной поддержки.
5) государственный контроль за соблюдением действующего порядка ценообразования установленных нормативов и регулируемых цен (тарифов)
Регулирование ценообразования – воздействие на процессы установления и применения цен (тарифов) со стороны государственных органов, путём принятия законодательных, административных, бюджетно-финансовых и других мер с целью стабилизации и стимулирования развития экономики РБ.
Оно реализуется на основе форм прямого (административные меры по установлению минимальных, максимальных и фиксируемых цен) и косвенного регулирования (это воздействие, путём проведения мероприятий в области кредитно-денежной, налоговой и тарифной комиссии).
Сфера применения регулируемых цен (тарифов):
1) товары (работы, услуги) субъектов хозяйствования, занимающих доминирующее положение на товарных рынках РБ и включённых в государственный реестр.
2) отдельные социально значимые товары (работы, услуги), конкретный перечень которых устанавливается президентами или по его поручению советов министров РБ.
Способы регулирования цен:
1) установление фиксированных цен (тарифов);
2) установление предельных цен (тарифов);
3) установление предельных торговых надбавок (скидок к ценам);
4) установление предельных нормативов рентабельности, используемых для определения суммы прибыли, подлежащие включению в регулируемую цену;
5) установление порядка определения и применения цен;
6) декларирование цен (тарифов).
Помимо закона, основным документом, определяющий порядок ценообразования в РБ – это положение о порядке формирования и применения цен (тарифов).
а) порядок формирования отпускных цен на продукцию и тарифов на услуги.
б) порядок формирования розничных цен.
в) оформление документов и информация по ценам.
г) порядок изменения цен (тарифов).
Согласно этого положения, отпускные цены на продукцию производственно-технического назначения товаров народного потребления и тарифы на услуги формируются на основе плановой себестоимости всех видов установленных налогов и неналоговых платежей, прибыли, с учётом качества продукции и конъюнктуры рынка. В политики ценообразования маркетологи отталкиваются от стратегии ценообразования с учётом ситуации на рынке, и издержки предприятия должны быть такими, чтобы при этих целях они могли получить ещё и прибыль. С точки зрения финансиста цена должна покрыть затраты и в неё должна быть заложена прибыль (так называемый затратный метод ценообразования).