Музыкально-теоретический анализ




Форма произведения – простая двухчастная репризная форма.

Форму можно отобразить в схеме: ABA1C.

Iпериод (1-15 т.): AB (A–1-7т., а B– 7-15т.).

IIпериод (16-27т.): A1C. (A1 – 16-19т., а С(кода) – 20-27т.).

Фактура – гомофонно-гармоническая.Основная мелодия находится в партии сопрано. Подвижная партия сопрано в первой части первого предложения звучит на фоне хорового вокализа (выдержанные звуки закрытым ртом).

Ладотональный план – основная тональность – e-moll натуральный. Но композитор использует переменный лад – одноименный минор и мажор. В первом и во втором периодах тональность – e-moll, а вот в Коде – тональность меняется на E-dur.

Размер – переменный. В I части - 6/8, сложный. Во 2 предложении второй части основной размер (6/8) меняется на размер 3/4 (21 такт).

Ритмические особенности партитуры:

Движение в основном идёт восьмыми длительностями, в партиях словно происходит «покачивание» (пример: 1-2 т.).

В Коде размер меняется с 6/8 на 3/4 (21 т.). Такое изменение придает мелодии некий объем, удивление, эмоциональный подъем. Однако движение все также идет восьмыми и четвертями.

Гармония – композитор в основном использует аккорды II, III и VI ступеней. В e-moll появляется мажорная субдоминанта. В коде происходит модуляция в E-Dur (21 т.).Также есть отклонение в h-moll – в 6-7 тактах.

Строение партий:

Сопрано. Присутствуют скачки на ч4↑, ч8↑, ч5↓.Мелодия, которую ведет партия сопрано, постепенно «взбирается» на V ступень с последующим нисходящим движением, следом идут повторы восходящих терций, постепенное расширение интервалов от тоники придают ощущение покачивания, убаюкивания. Во второй фразе – поступенное восходящее движение с повторением звуков и постепенное нисходящее движение.Во втором периоде мелодию ведет партия сопрано. Благодаря необычной гармонии, композитор (начиная с 20-го такта) придает мелодии характер удивления, как бы «расширяет» ее, делает более строгой, величественной и торжественной. Однако само произведение как будто заканчивается на вопросе: «а что же будет дальше?», при этом аккорд звучит мажорный – а это значит, что теперь-то мир ждет успокоение и гармония.

Альт. В данной партии есть скачок на ч4↓. Преобладает поступенное волнообразное движение. В этой партии звучит хоровой вокализ, партия имеет функцию заполнения гармонических аккордов.

Тенор. В партии есть скачки на ч4↑, ум5↓. Присутствует волнообразное движение (например, 4-6 т.). Партия выполняет ту же функцию, что и партия альтов. В данной партии так же есть вокализ закрытым ртом. Никаких новых мелодических тем в ней не проявлено.

Бас. Присутствуют скачки на ч4↑, ч5↓, ч5↑. Хоровой вокализ в начале I и II частей, а также в 13-16 тактах. Довольно часто встречаются ходы ч.4 и ч.5 – во втором предложении II части. С 9 такта (затакт к 10 т.) у баса появляется своя мелодическая линия, но держит он ее не долго, в 16 такте он уходит на вокализ закрытым ртом. Во второй части второго предложения используется прием октавного удвоения темы сопрано.

 

Вокально-хоровой анализ

Произведение А. Флярковского «Над ручьём» написано для смешанного четырёхголосного хора, a-capella.

 

Диапазоны партий хора следующие:

 

Сопрано. (Отe1 доe2)

Альт. (От с1до h1)

Тенор. (От a до fis1)

Бас. (От H до h)

Общехоровой диапазон. (От H до e2)

Тесситурные условия удобны практически для всех партий. Однако сложности могут возникнуть из-за появления достаточно высоких нот в партии сопрано и теноров. Чтобы решить данные тесситурные сложности, следует высокие ноты петь более округло, на мягкой атаке, без форсирования звука.

Интонационной трудностью могут послужить скачки ч.8↑ - и ч.5↓. Также сложности в интонации могут вызывать часто встречающиеся ходы ч4 в партии сопрано и ч5 в партии баса. Трудности могут возникнуть при исполнении VI натуральной и VI повышенной ступеней и при исполнении ступеней при переходе в одноименную тональность – E-dur (II часть, второе предложение).

Ритмические трудности:

1. Переход с размера 6/8 на 3/4 (21 такт).

2. Исполнение выдержанных звуков.

3. Совместное исполнение хорового вокализа на фоне звучащих партий.

 

5. Исполнительский план.

Темповое указание Moderato (т.е. умеренно, но при этом темп более подвижный, чем Andantino). Такое начало должно передавать характер усталости солдата, который шел с войны. От дирижёра требуется ритмически точный ауфтакт всем партиям, ведь в партитуре имеется затакт, где вступают сначала сопрано, а потом все остальные партии. Дирижёрская схема 2/4 с триольной пульсацией, а во втором предложении она меняется на 3/4, при этом пульсация меняется на дуольную. Темп, указанный автором в начале произведения - «Умеренно», который сразу же определяет и скорость движения и дает понятие о характере всего сочинения.

Важным средством художественной выразительности является динамика. Для хорового произведения «Над ручьём» очень характерны динамические движения. Они способны передать картину происходящего. Все куплеты по силе звучания практически одинаковы, однако к последнему предложению следует сделать динамическое нарастание и исполнить его ярче, чем другие, но при этом соблюдая динамические нюансы, указанные автором. Немаловажную роль в динамике произведения играет дирижерский жест. Задавая основные динамические краски, он должен умело контролировать звучание хора. Это говорит о том, что дирижер должен обладать хорошей и гибкой дирижерской техникой.

Дирижерские задачи.

При дирижировании данного произведения наиболее уместным представляется среднее положение дирижёрской плоскости.

1. Показ в дирижёрском жесте внутридолевой пульсации: в 6/8 – триольная пульсация, а в 3/4 - дуольная пульсация.

2. Показ точного ауфтакта.

3. Показ подвижных нюансов.

4. Выявить основную кульминацию в произведении.

5. Следует учесть, что дирижерский жест плавный, присущий штриху legato.

6. Показ изменения темпа – ritenuto (15 такт).

7. Показ выдержанных звуков.

 

Заключение.

При работе над этой партитурой я научился показывать триольную и дуольную пульсации (внутридолевую). Научился переходу с шестидольного размера на трехдольный размер.

Данное произведение имеет 2-х частную форму, исполняется в темпе Moderato, однако присутствуют изменения в темпе – ritenuto. В практике концертного исполнения может быть исполнено хорошо подготовленным самодеятельным хором и хорами с более высоким уровнем подготовки.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: