Общие сведения о композиторе и авторе литературного текста




Министерство культуры Новосибирской области

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Новосибирской области «Новосибирский областной колледж культуры и искусств»

 

специальность 53.02.05 «Сольное и хоровое народное пение»

 

 

Аннотация

На хоровое произведение

«Над ручьём»

музыка А. Флярковского

слова В. Фёдорова

 

 

Выполнил:

Студент 23 н группы

Морозов Вячеслав Преподаватель: Попрас И. В.

 

 

Новосибирск 2020

Общие сведения о композиторе и авторе литературного текста

Флярковский Александр Георгиевич (6 июля 1931 – 8 мая 2014) – народный артист РСФСР, заслуженный деятель искусств РСФСР, заслуженный деятель культуры ПНР, лауреат всесоюзных и международных конкурсов и фестивалей, профессор, академик Российской академии кинематографических искусств "Ника".

Родился в Ленинграде. Отец — Флярковский Георгий Эдуардович (1904—1981), рабочий; Мать — Флярковская Антонина Михайловна (1911—1945). Супруга — Флярковская (Копылова) Лариса Матвеевна (1931—1992), музыковед. Дочери: Котова Елена Александровна (1955 г. рожд.), переводчик; Левкина Ольга Александровна (1967 г. рожд.), театровед. Внуки: Антон, Александра, Елена.

К музыке Александра приобщил отец, который все свободное от работы время отдавал игре на баяне. В 1937 году, решив полностью посвятить себя любимому делу, Георгий Эдуардович оставил токарное дело и поступил на работу в областную филармонию, много ездил с концертными бригадами по области. Его нередко приглашали на семейные торжества, свадьбы. Александр ходил вместе с ним. Обладая абсолютным слухом и музыкальной памятью, он пел песни и оперные арии, услышанные по радио, песни из кинофильмов. Музыка все больше завладевала им.

В ноябре 1939 года Александр поступил в детскую хоровую школу при Ленинградской академической капелле имени М. И. Глинки, художественным руководителем и главным дирижером которой был Александр Васильевич Свешников. С началом Великой Отечественной войны школу эвакуировали в село Арбаж Кировской области.

В 1944 году, вернувшись из эвакуации, Флярковский продолжил музыкальное образование в Московском государственном хоровом училище, созданном А. В. Свешниковым на базе Ленинградской хоровой школы.

В училище Флярковский впервые начал заниматься композицией. К 30-летию ВЛКСМ он написал песню "Появился в отряде мальчишка" на стихи Е. Долматовского, которая прозвучала в концерте в Большом театре. Первый композиторский успех вселил уверенность в свои силы и желание сочинять еще и еще — появились пьесы для фортепиано, скрипки, хоровые произведения, вокальные миниатюры на стихи Фета, Плещеева, Тютчева. С 1947 года Флярковский параллельно с учебой работал концертмейстером в Доме пионеров.

В 1949 году он поступил на композиторский факультет Московской консерватории в класс народного артиста СССР профессора Ю. А. Шапорина.

Первым изданным его произведением стали полифонические обработки 13 народных песен Римского-Корсакова и Лядова, сделанные им в 1950 году совместно со своим однокурсником, а в будущем — знаменитым композитором Родионом Щедриным.

Дипломная работа Флярковского объединила произведения разных жанров: Концерт для скрипки с оркестром, кантату "Москва" на стихи М. Ю. Лермонтова и цикл фортепианных прелюдий, за которые он был удостоен почетного диплома на V Всемирном фестивале молодежи и студентов в Варшаве.

В 1950-е годы одной из центральных тем в творчестве композитора становятся дела и подвиги молодежи. В 1956 году он пишет музыку к спектаклю Московского драматического театра имени А. С. Пушкина "Двадцать лет спустя" М. Светлова — поэтичному, романтическому произведению о жизни первых комсомольцев. Теме молодежи посвящены симфоническая поэма "Юность", музыкально-литературный монолог "Ровеснику". В большинстве "молодежных" сочинений Флярковского нашли отражение впечатления, полученные им во время поездок по стране. Так, симфоническая поэма "Юность" написана после того, как он побывал в 1955 году на целинных землях Алтая.

Сочинения, работы Флярковского: еще в студенческие годы Флярковским написано много хоров, в том числе и хор "Молодость" на слова сказительницы М. Голубковой, получивший 1-ю премию на консерваторском конкурсе в 1951 году. Композитор написал много "молодежных" песен: на стихи Н. Коченова, Ю. Полухина, В. Семернина, Л. Дербенева, М. Сергеева и других поэтов. Но большинство написано в содружестве с поэтом Робертом Рождественским.

Теме молодежи посвящены первая симфония Флярковского — "Ровеснику" (1962) и его первая опера "Дороги дальние" о вчерашних одноклассниках, которые решили вместе начать трудовую биографию: поехать на далекую стройку в Сибирь, проложить там "дорогу к океану". В ноябре 1963 года опера прозвучала первый раз в эфире, а в январе 1964 года состоялось ее концертное исполнение в Колонном зале, затем — премьера в Воронежском оперном театре.

Тема юности в творчестве Флярковского неотделима от темы Родины, патриотизма. Образ Родины находит воплощение и в картинах родной природы, и в событиях революционного прошлого, и в рассказах о беззаветном мужестве людей в годы войны и в труде.

В 1955 году Флярковский создал хоровую сюиту "1905 год" в 7 частях, основанную на темах революционных песен (стихи И. Воинова, Д. Бедного, А. Белозерова, А. Гмырева, Я. Бердникова) и явившуюся своеобразным этюдом к его оратории "Колодники" на слова Н. Коченова (для солиста-баса, смешанного хора и симфонического оркестра).

В дальнейшем своем творчестве событиям Октябрьской революции, Гражданской и Великой Отечественной войн композитор посвятил целую серию крупных хоровых произведений. Это — оратории "Бессмертие" на стихи М. Сергеева (1970), "На гражданской на войне" на стихи А. Прокофьева (1976), "Александр Матросов" на стихи Е. Евтушенко (1978), вокально-симфоническая поэма "Вечный огонь" на слова Э. Асадова (1984), кантата "За Лениным" (1970) на стихи В. Татаринова, С. Наровчатова и Я. Смелякова, хоровая поэма "Клятва" на стихи Р. Гамзатова (1970), "Баллада о Сталинградской земле" и т.д..

Теме Родины посвящены сюита для хора "Времена года" на стихи советских поэтов (1955), состоящая из 4 лирических музыкальных пейзажей; вокальный цикл "Тебе, о Родина" на стихи С. Есенина (1-я премия и золотая медаль на Международном конкурсе молодых композиторов в Вене в преддверии VII Всемирного фестиваля молодежи и студентов); хоры "Просторы раздольные" (слова А. Досталя, 1958), "Ода Москве" (слова Л. Дербенева, 1974), циклы хоров "Природа" (2000) и "Настроения" (2002) на стихи Ф. Тютчева для женского хора и многие другие произведения. К истории России А. Флярковский обращается ораторией "Песни Куликова поля" (1982).

Среди других крупных хоровых произведений композитора – цикл хоров "Все продолжается" на стихи И. Машбаша (1985). Сатирическая кантата "За 100 лет до наших бед" (1991) на стихи поэтов XIX века, вокальные циклы "Верую" на стихи В. Лазарева (1996). Опора на традиции русской классики, интерес к фольклору — отличительная черта творчества Флярковского. Еще будучи студентом Московской консерватории, он ездил с фольклорной экспедицией в Брянскую область и записал там около 100 народных песен, позднее собирал и записывал народные песни на Алтае и в других регионах. В 1956 году сделал 10 обработок белорусских народных песен, записанных и переданных ему художественным руководителем Белорусского государственного народного хора Г. Р. Ширмой. Эти песни легли в основу лирической кантаты "Белорусские песни" для хора и симфонического оркестра (1957).

Флярковскому принадлежат многочисленные обработки для хора народных песен и романсов. Среди них "Уж вы, мои ветры", "Уж как пал туман", "Посажу ли я калинушку", "За дорогой у колодца", "Калитка", "Эх, поля, да вы поля", "Вечерний звон", "Калинка", "Ах, Настасья", "Ах ты, ноченька", "Утро туманное", "Улица-улица" и другие. В 1970 году к Всемирной книжной ярмарке в Канаде Флярковским был подготовлен сборник "100 русских народных песен", в 1971—1973 годах — сборник "25 революционных песен". В 1950-е годы композитор переложил для хора более 10 произведений португальского композитора Фернандо Лопес Граса.

Владимир Иванович Фёдоров – родился 15 мая 1925 года в Белгороде в рабочей семье. Отец, Иван Васильевич, участник Брусиловского прорыва, солдат трёх войн, перед Великой Отечественной войной работал в Молдавии заведующим сберкассой. Мать, Ольга Семёновна, беженка из Белоруссии, — заведующая библиотекой.

Первые стихи («Думы про Испанию») были опубликованы в 1938 году в районной газете «Боринская искра» (Воронежская, ныне Липецкая область).

Учился в Кишинёвском электромеханическом техникуме. В начале Отечественной войны работал прессовщиком в Урюпинске и на Урале. В январе 1943 года добровольцем ушёл на фронт. Был парашютистом-десантником, воевал орудийным номером на Карельском, Втором и Третьем Украинских фронтах, принимал участие в освобождении Венгрии, Австрии и Чехословакии.

Фронтовые стихи Фёдорова были опубликованы ещё в годы войны в журнале «Красноармеец» (главный редактор Степан Щипачёв) и в различных военных газетах. Одно из них называлось «Вместо письма» и было написано как бы от имени всех солдат. В мае 1945 года будущего поэта перевели работать в редакцию дивизионной газеты «В атаку!», он стал военным журналистом.

В 1947 году в «Литературной газете» была напечатана фронтовая лирика Владимира Фёдорова — цикл «Первые стихи» с предисловием М. Исаковского. С этого времени и началась почти полувековая плодотворная литературная деятельность Владимира Фёдорова. В 1950 году в Киеве вышла первая книга лирики «Семья родная», посвящённая армии.

Владимир Фёдоров — автор более шестидесяти книг прозы и стихов, более 100 песен. Наиболее известна его дилогия «Чистый Колодезь»; по входящей в неё повести в новеллах «Сумка, полная сердец» в 1964 году был поставлен одноименный кинофильм. Затем вышли фильмы «Визит в Ковалёвку» (1980) и «Володькина жизнь» (1984). Владимир Фёдоров — автор четырёх пьес в стихах, широко известны песни на его стихи: «Калина во ржи» в исполнении Людмилы Зыкиной, «Есть вечная любовь» в исполнении Софии Ротару, — и другие.

Стихи, поэмы, повести и сказки Владимира Фёдорова переведены на многие языки мира. Лауреат международной премии Константина Симонова. Отлично закончил Высшие литературные курсы (1962). Член Союза писателей СССР.

О творчестве Владимира Фёдорова вышла книга М. Мигунова «Поющее сердце» (1964), а также Белгородский государственный педагогический университет выпустил сборник статей известных писателей и литературоведов «Писатель, рождённый Великой Отечественной» (1995).

В 1973 году написал Балладу о звенящем солнце «Зови, гитара…», посвящённую чилийскому поэту-революционеру Виктору Хара. В литературных электронных сетях авторство ошибочно приписывают однофамильцу — поэту Василию Фёдорову.

Умер Владимир Иванович Фёдоров 29 мая 1998 года.

Сочинения: Белгород: цикл стихов. // Новый мир. — М., 1950. — Вып. 6. — С.73-82;

На пороге. — М., 1951;

Плечом к плечу. — М., 1952;

Любовь моя. — М., 1953;

Чистый колодезь: Повести. // Роман-газета. — М., 1962. — Вып. 19. и т.д.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: