Введение
Общение людей друг с другом чрезвычайно сложный и тонкий процесс. Каждый из нас учится ему в ходе всей своей жизни, приобретая опыт, который часто строится на ошибках и разочарованиях. Можно ли научиться эффективному общению, не используя для этого только свой реальный опыт? Да, и сделать это можно при помощи игровых упражнений.
Игра – это модель жизненной ситуации, в частности – общения, в процессе которой человек приобретает определенный опыт. Кроме того, совершая ошибки в искусственной ситуации общения, человек не чувствует той ответственности, которая в реальной жизни неизбежна. Это дает возможность больше пробовать, экспериментировать, проявлять творчество, искать более эффективные способы взаимодействия друг с другом и не бояться «поражения».
Основной или стержневой целью тренинга является развитие компетентности в общении. Однако, это не единственная цель, которая стоит перед практикой социально-психологического тренинга. Ей сопутствуют и являются не менее важными две другие цели – развитие активной социальной позиции личности и повышение психологической культуры.
Выделяют базовые методы, которые используют в любых тренинговых группах. Это групповые дискуссии, игровые методы, моделирование ситуаций, техники развития сенсорной чувствительности и медитативные техники. В зависимости от целей тренинг включает в себя эти методы в разных пропорциях и соотношениях.
Групповая дискуссия - это совместное обсуждение спорных вопросов, позиций и стратегий поведения участников. Этот метод даёт участникам возможность увидеть проблему с разных сторон, пережить различные ситуации общения внутри группы, самостоятельно ответить на поставленные ими вопросы, придти к какому-либо решению. Тренер может управлять дискуссией с помощью поставленных вопросов или тем для обсуждения. Дискуссия может и не управляться, тогда темы выбирают сами участники.
|
Игровые методы включают в себя ситуационно-ролевые, дидактические, творческие, организационно-деятельные, имитационные, деловые игры. Использование игровых методов в тренингах чрезвычайно продуктивно. На стадии знакомства с группой игры нужны для преодоления скованности и напряжённости, снятия «психологической защиты». Игры применяют для диагностики трудностей в общении и психологических проблем участников тренинга. В игре происходит обучение новым навыкам, тренируются необходимые профессиональные учения. Происходит самораскрытие участников, повышается их творческий потенциал.
Моделирование ситуаций. Часто во время тренинга необходимо понять, как человек ведёт себя в рабочей ситуации, какими шаблонами поведения пользуется.
Техники развития сенсорной чувствительности - с помощью них участники развивают у себя умение воспринимать, понимать и оценивать других людей, самих себя, свою группу. С помощью специальных упражнений участники получают вербальную и невербальную информацию о том, как их воспринимают другие люди, насколько точно их собственное самовосприятие, насколько влияет внешнее мнение на их поведение.
Медитативные техники используют для снятия излишнего напряжения у участников группы, развития у них дополнительных ресурсов. Подобного рода техники тренер может проводить с участниками группы, одновременно обучая их различным приёмам самостоятельной медитации. Работа с коррекцией своего эмоционального и физического состояния - важная часть тренинга. Она повышает устойчивость участников тренинга к стрессовым ситуациям, делает их поведение более гибким, уменьшает степень страха перед неопределёнными или незнакомыми ситуациями.
|
Также существуют и специальные методы, с которыми можно ознакомиться в специальной литературе.
Цель тренинга: оптимизация процесса адаптации членов группы при общении в коллективе.
Цели тренинга предполагают решение следующих задач:
- развитие процесса самопознания участников за счет снижения барьеров психологической защиты и перехода на личностный уровень общения;
- осознание условий, влияющих на функционирование группы;
- овладение умениями анализа индивидуальных, групповых и организационных проблем;
- овладение приемами эффективного взаимодействия;
- расширение диапазона творческих способностей.
Правила и методы проведения тренингов.
Ведущий тренинга должен знать правила тренинговых групп и передавать их участникам. Зачастую механический перенос в тренинговую группу норм, принятых в жизни, является непродуктивным и вредным. Так же, как и попытки участников тренинга перенести в реальную жизнь те правила и нормы, которые были установлены в группе. Это необходимо понимать тренеру и передавать участникам.
Каковы же наиболее распространенные правила тренинговых групп?
Правило «здесь и теперь». Важно, чтобы разбирались процессы, мысли и чувства, возникающие в группе в данный момент. Таким образом, участников приучают сосредотачивать внимание на себе и на происходящем вокруг них в настоящее время. То, как проявляет себя человек «здесь и сейчас», показывает, как он ведёт себя «по жизни». И на это стоит обращать внимание участников тренинга.
|
Правило искренности и открытости. Необходимо добиваться того, чтобы члены группы не лицемерили и не лгали. Признак сильной и здоровой личности - это определённая открытость окружающим своих чувств по поводу происходящего. Это основа эффективного межличностного взаимодействия. Естественно, в начале работы группы, этого добиться невозможно.
Не всегда нужно добиваться полного самораскрытия в группе сотрудников предприятия, которым предстоит продолжать работать вместе. Но каждый участник группы должен чувствовать себя защищённым и иметь право раскрыться в той мере, в какой он считает нужным для данного момента.
Правило «Я». В группе запрещается использовать рассуждения типа: «У всех такое мнение…», «Мы считаем…» и им подобные. Эти высказывания перекладывают ответственность за чувства и мысли конкретного человека на несуществующее «мы». Все высказывания должны строиться с использованием «я». Тем самым, мы учим человека брать ответственность на себя и принимать себя таким, каков он есть.
Правило активности. В группе не должно быть пассивных наблюдателей. Упражнения включают всех участников в их отработку. Если участники группы отказываются принимать участие в отработке навыков и форм поведения, но стоит уделить внимание обсуждению их мотивации целей присутствия на тренинге.
Правило конфиденциальности. Всё, что говорится в группе относительно участников, должно оставаться внутри группы. Это естественное этическое требование, которое является условием создания атмосферы психологической безопасности и самораскрытия. Но конкретные приемы, знания, техники могут и должны использоваться вне группы в профессиональной деятельности, в повседневной жизни.
Методика данного вида тренинга предусматривает реализацию
следующих этапов или блоков:
1) блока обеспечения работоспособности группы;
2) блока формирования мотивации у участников;
3) личностного;
4) завершающего.
Занятие
«Знакомство с участниками группы»
№ | Этап | Время | Содержание | Примечание |
Вступительная часть | 20 мин. | - представление тренера - обозначение названия и проблемного поля тренинга - представление участников тренинга, их рассказ об опыте участия в тренингах - рассказ об особенностях тренинговой работы - обозначение правил тренинга | Самопрезентация тренера, Упражнение «Построимся», | |
Основной | 30 мин. | - проведение основных упражнений на знакомство - информационная часть, о важности взаимодействия в группе | Мини-лекция: Этапы формирования команды. | |
Завершающий | 20 мин. | - рефлексия - оценка проведенных упражнений - коррекция тренинговой работы, на основе полученных результатов, во время проведения групповых упражнений | Рефлексия: На каком этапе развития находится Ваша команда? Чего в команде не хватает для того, чтобы назвать её зрелой? |
Занятие
«Есть у нас знакомства повод, мы немного все похожи»
№ | Этап | Время | Содержание | Примечание |
Вступительная часть | 20 мин. | - разогревающие упражнения | «Карта жизни», «Мой характер», «Никогда». | |
Основной | 30 мин. | - проведение основных упражнений на знакомство - информационная часть, о важности взаимодействия в группе | «Автопортрет», «Я думаю, что я — … Другие думают, что я — … На самом деле, я — …», | |
Завершающий | 10 мин. | - рефлексия - оценка проведенных упражнений - коррекция тренинговой работы, на основе полученных результатов, во время проведения групповых упражнений | Рефлексия |
Оборудование: Листы бумаги, цветные карандаши, ручки.
Вступительная часть
«Карта жизни».
Цель: открытие своих жизненных моментов группе.
Время проведения: 10 минут.
Каждый участник берет лист бумаги и в нижнем конце листа пишет дату своего рождения, на верху листа помечается сегодняшнее число. Между этими двумя точками необходимо провести линию - прямую, зигзаг и отметить на этой линии жизни узловые моменты, которые особенно сохранились в памяти или повлияли на ход жизни. Когда работа будет проделана, ведущий предоставляет слово всем желающим рассказать о своей жизни, конкретности можно не называть.
«Мой характер»
Цель: раскрепощение участников группы, более полное познание себя в глазах группы.
Время проведения: 10 минут.
ведущий предлагает членам группы задуматься о себе, о том, что в вас, в вашем характере является самым важным и существенным. Начиная с участника, сидящего справа от ведущего, начинайте представляться группе. Сначала назовите имя, а затем скажите, что является самым важным, самым существенным. Можно сказать одной фразой, можно в стихах или использовать метафору.
«Никогда»
Цель: знакомство с желаниями людей в группе.
Время проведения: 10 минут.
Члены группы открывают ладони и по очереди говорят: «Я никогда не … (делал чего-либо) и хотел бы это очень попробовать». Тот, кто делал предложенное действие – загибает палец.
Мы разные, но мы похожи… Мы на многое не решаемся, когда другие могут действовать! Мы можем брать пример с тех, кто воплощал наши идеи в реальность, и стремился к своим мечтам, узнавать, как тот или иной человек пришел к цели и по-своему идти к нашим поставленным задачам.
Основной этап
«Автопортрет»
Цель: узнать вкусы и интересы друг друга.
Время проведения: 15 минут.
Необходимо иметь лист бумаги и фломастер. Всем предлагается нарисовать свой портрет, но не совсем обычный.
• Вместо глаз мы рисуем то, на что любим смотреть.
• Вместо носа - то, что любим нюхать.
• На месте губ - то, что любим есть.
• И на месте ушей то, что любим слушать.
• Ну, а на голове вместо прически изобразите ваши мысли: те, которые к вам чаще приходят. После того, как портреты нарисованы, каждый представляет свой по кругу.
«Я думаю, что я — … Другие думают, что я — … На самом деле, я — …»
Цель: раскрепощение участников группы, более полное познание себя в глазах группы.
Время проведения: 10 минут.
Ведущий предлагает участникам вспомнить и записать трех любимых сказочных героев. Ведущий дает толкование сказочным героям по порядку: что вы думаете о себе; что другие думают о вас; кто вы на самом деле. Каждый участник по кругу рассказывает, что у него получилось: «Я думаю, что я — … Другие думают, что я — … На самом деле, я — …».
«Я люблю»
Цель: обучение умению распределять роли в команде, сравнивать себя с другим участником по схожим признакам.
Время проведения: 15 минут.
Ведущий выходит в круг и говорит о том, что ему нравится делать, например: путешествовать, готовить, рисовать и т.д., протягивая руку. Тот участник, кому это тоже нравится, подходит и берет его за руку. Затем он говорит о себе и т.д., пока все не окажутся в кругу.
(Есть у нас знакомства повод, мы немного все похожи)
Завершающий этап
Информационная часть:
На удивительном и полном открытий пути от группы к зрелой команде, как и при формировании характера человека, поведение группы невозможно точно предсказать. По мере развития команда проходит определенный ряд последовательных этапов:
Первый этап: притирка. На первый взгляд команда выглядит деловой и организованной, но на самом деле люди смотрят друг на друга и пытаются определить, насколько глубоко им хочется во все это влезть. Подлинные чувства часто скрываются, кто-то один повышает свой авторитет, а взаимодействие происходит в привычных формах. Подлинного обсуждения целей и методов работы почти нет. Люди часто не интересуются своими коллегами, почти не слушают друг друга, а творческая и воодушевляющая коллективная работа фактически отсутствует.
Второй этап: ближний бой. Многие команды проходят через период переворота, когда оценивается вклад лидера, образуются коалиции и группировки, разногласия выражаются открыто и остро. Личные взаимоотношения приобретают значение, проявляются сильные и слабые стороны людей. Команда начинает обсуждать, как достичь согласия, и пробует улучшить взаимоотношения. Иногда происходи силовая борьба за лидерство.
Третий этап: экспериментирование. Потенциал команды возрастает, и встает вопрос, как использовать имеющиеся теперь способности и ресурсы. Часто такая команда работает рывками, однако есть энергия и интерес понять, как можно работать лучше. Методы работы пересматриваются, появляется желание экспериментировать, и принимаются меры по повышению производительности.
Четвертый этап: эффективность. Команда приобретает опыт в успешном решении проблем и использовании ресурсов. Акцент делается на эффективном использовании времени и на уточнении задач. Сотрудники начинают гордиться своей принадлежностью к «команде-победительнице». На проблемы смотрят реалистически, и решают их творчески. Управленческие функции плавно переходят от одного сотрудника к другому, в зависимости от конкретной задачи.
Пятый этап: зрелость. В зрелой команде действуют прочные связки между ее членами. Людей принимают и оценивают по достоинству, а не по претензиям. Отношения носят неформальный характер, и приносят удовлетворение. Личные разногласия быстро устраняются. Команда превращается в благополучную ячейку общества и вызывает восхищение посторонних.
Рефлексия:
· Если оценивать мое внутреннее состояние по 10-бальной шкале то:
самочувствие - …
активность - …
настроение - …
· Во время занятия я понял, что…
· Самым полезным для меня было…
· Я не смог быть более откровенным, так как…
· На занятии мне удалось…
· На занятии у меня не получилось…
· На следующем занятии я хотел бы…
· На месте ведущего я…
Занятие
«Как хорошо, что мы знакомы»
№ | Этап | Время | Содержание | Примечание |
Вступительная часть | 20 мин. | - разогревающие упражнения | «Поменяйтесь местами», «Комплимент». | |
Основной | 30 мин. | - проведение основных упражнений на знакомство - информационная часть, о важности взаимодействия в группе | «Факс», «Интервью», «Образ группы». | |
Завершающий | 10 мин. | - рефлексия - оценка проведенных упражнений - сбор и анализ результатов проведения тренинга | «Подарок», Рефлексия. |
Литература
1. Т.Е. Косаревская, Р.Р. Кутькина Психологические проблемы адаптации студентов-первокурсников к вузу //Методические рекомендации. – Витебск: Изд-во УО «ВГУ имени П.М. Машерова», 2006. 42 – с.
2. Захаров, В.П. Социально-психологический тренинг: учебное пособие / В.П. Захаров, Н.Ю. Хрящева. – Л.: ЛГУ, 1989. – 56 с.
3. Лидерс, А.Г. Психологический тренинг с подростками: учебное пособие / А.Г. Лидерс. – М.: Академия, 2001. – 256 с.
4. Сидоренко, Е.В. Психодраматический и недирективный подходы в групповой работе с людьми: метод описания и комментарии / Е.В. Сидоренко. – СПб.: Институт тренинга, 1992. –71 с.
5. Евтихов, О.В. Практика психологического тренинга /О.В. Евтихов. – СПб.: Речь, 2005.–256 с.
6. Шевцова И.В. Тренинг личностного роста / И.В. Шевцова. – СПб.: Речь, 2003. –144 с.