УСТНОЕ ВЫСТУПЛЕНИЕ
Каждому нужно уметь выступать на собрании, а может быть, с лекциями и докладами. Чтобы выступление было интересным, выступающему самому должно быть интересно выступать. Выступающий сам должен быть заинтересован в предмете своего выступления и суметь передать этот интерес слушателям- заставить их почувствовать заинтересованность выступающего.Только тогда будет интересно слушать.
Главная задача устного выступления - это общение, это возможность донести до своего слушателя информацию, убедить его, доказать свою точку зрения.
В публицистических выступлениях широко используются разговорная лексика, простые конструкции предложений, неполные вопросительные и восклицательные предложения, обращения, реже употребляются причастные и деепричастные обороты, они заменяются придаточными предложениями, однородными членами. Устная публичная речь богата фразеологизмами, образными средствами, в ней чаще, чем в обычной речи, употребляются эпитеты, сравнения, метафоры.
В устном публицистическом выступлении используется и общеупотребительная лексика, и разговорная, и общественно- политическая. Если выступление на научную или техническую тему, то используются и некоторые широкоупотребительные термины.
Каждому из вас в жизни не раз приходилось или придётся выступать перед слушателями, самим готовить выступление. Это труднее, чем пересказать чью- то статью, речь или книгу.
Что поможет успешно выступить?
1. К устному выступлению необходимо тщательно подготовиться, а это значит, что надо обязательно продумать содержание речи (о чём говорить, какие факты, примеры использовать, на какие источники ссылаться, как и чем аргументировать, продумать выводы и предложения).
2. Важно хорошо знать тему выступления, разбираться в существе вопроса, понимать цели и задачи выступления: чего от слушателей надо добиться, в чём убедить их, к каким подвести выводам, на что настроить, против чего предостеречь.
3. Надо отстаивать своё мнение, свою точку зрения, свой подход, учитывая, однако, и сложившееся общественное мнение. Это вовсе не значит, что думать и говорить надо так, как думают и говорят все.
4. Речь должна звучать плавно и ровно, без скороговорок и постоянного жестикулирования.
5. Выделите наиболее важные слова и словосочетания, обороты речи, продумайте, какие выразительные средства языка можно использовать в своём выступлении (сравнения, эпитеты, метафоры и т. д.).
6. Вся речь, особенно её начало, должна быть построена так, чтобы сразу заинтересовать слушателя развитием своей главной мысли, аргументацией, завладеть его вниманием, а потом всё время держать его в эмоциональном напряжении, сделать своим единомышленником.
7. Чтобы слушатели поверили, «пошли» за вашими мыслями, старайтесь воздействовать не только логикой, рассуждением, но и своей волей, эмоциями, посредством интонации, выразительных пауз в нужном месте, логических ударений, в отдельных случаях- посредством жестов, скупых, но выразительных.
8. Чтобы не потерять нить выступления, имейте перед собою краткий его план, в котором должны быть: начало, первые фразы; Основные положения, краткие тезисы и обороты, с помощью которых вы будете переходить от одной мысли к другой; выводы, заключения.
9. Постарайтесь по этому плану предварительно продумать всё своё выступление, а затем наедине или перед кем - либо из товарищей произнесите его вслух. Так вы сможете понаблюдать за своей дикцией, тембром голоса, темпом речи, паузами, проверить себя в правильности произношения отдельных слов. Заранее прорепетировав своё выступление, вы наметите себе, в каких местах речи надо усилить голос, где сделать паузы, где потребуются жесты, вопросы к слушателям, как вы будете вести себя, если возникнет шум в зале или смех или раздадутся реплики, вопросы. Во время выступления старайтесь смотреть на слушателей.
Итак, публичное выступление требует от оратора живости, эмоциональности, увлечённости тем, о чём говорит, и убеждённости в том, что говорит, умения общаться с публикой.
|
II. Основная часть
Основные требования | Приемы | Примеры речевых формул |
1. раскрыть 5-7 основных положений. 2. Отобранную информацию разделить на смысловые части. 3. Использовать наиболее убедительные примеры, цитаты, цифры. | · Аналогия. · Противопоставление. · Сравнения. · Оценочная лексика. | Переходы: · однако; · не только, но и; · с другой стороны; · теперь рассмотрим; · другой характерной особенностью (чертой); · не менее важной причиной; · к другим достоинствам (недостаткам); · напротив; · еще остается рассмотреть; · назовем и другие... |
III. Заключение
Основные требования | Приемы | Примеры речевых формул |
"Генеральный штурм" аудитории: · дать возможность слушателям вспомнить основные положения, · активизировать аудиторию. | · Формулировка основной идеи и обобщающих тезисов. · Цитаты. · Афоризмы. · Закруглить речь, т.е. суметь Связать начало речи с её концом | · подводя итог всему изложенному; · таким образом; · следовательно; · из сказанного следует; · обобщая сказанное; · позволяет сделать вывод. |