Почему мы любим отрицательного героя




Как правило, персонажей кино можно разделить на положительных и отрицательных, и зритель должен, конечно, симпатизировать героям и осуждать антигероев. Однако не всех зрителей привлекает дидактическое кино. Существуют отрицательные персонажи, буквально состоящие из харизмы и обаяния. Примеров этому множество: от Юрия Деточкина ("Берегись автомобиля"), Остапа Бендера ("Золотой теленок"), Шерлока Холмса ("Шерлок") до Миранды Пристли ("Дьявол носит Прада") и Дэррила Ван Хорна ("Иствикские ведьмы"). Но ярче всего этот феномен проявился в сериалах 2000-х: "Клан Сопрано", "Доктор Хаус", "Во все тяжкие".

Из всех перечисленных сериалов меня зацепила криминальная драма «Во все тяжкие» (создатель и продюсер – Винс Гиллиган). Шоу было признано одним из самых популярных в истории американского кабельного ТВ. В 2013 году проект попал в Книгу рекордов Гиннеса как сериал с самым высоким рейтингом по версии портала Metacritic. Был удостоен множества различных наград, среди которых 16 самых престижных телевизионных премий Эмми. Четыре из них получил Брайан Крэнстон за лучшую мужскую роль в драматическом сериале.

С одной стороны, встретив в реальной жизни социопата – наркомана, который нам еще и нахамил, мы вряд ли будем вспоминать его с теплотой. А доктора Хауса зрители почему-то любят. С другой стороны, это можно объяснить: он спасает человеческие жизни. Холмс – тоже наркоман, но он борется с преступниками. Фактически они борются с несправедливостью, которая в сознании многих людей выше закона и правил.

Но вот главный герой сериала "Во все тяжкие" Уолтер Уайт стоит особняком в ряду «обаятельных мерзавцев», так как, на первый взгляд, нет ни одной причины его любить. Тем не менее, зрители начинают сочувствовать Уолтеру с первых же минут сериала. Он - блестящий химик, который, несмотря на весь свой интеллектуальный потенциал, ничего стоящего к своим пятидесяти годам в жизни так и не добился: работает учителем химии в обычной школе и, чтобы семья хоть как-то сводила концы с концами, вкалывает на мойке. Жена – этот капрал в юбке - беременна незапланированным ребенком, сын болен ДЦП. Вишенкой на торте никчемной жизни Уолтера становится диагностирование у него рака легких в день его пятидесятилетия. Это доводит несчастного до того, что он решает изготавливать наркотик метамфетамин (мет), дабы обеспечить семью всем необходимым после его смерти. Вместе со своим учеником Джесси Пинкманом он создает лабораторию, в которой начитает варить мет исключительной чистоты.

С этого момента герой пускается во все тяжкие. В ходе дальнейших событий он обнаруживает в себе талант к варке мета, более того, ему начинает это нравиться. Он сталкивается со множеством опасностей криминального мира, непониманием и презрением собственной семьи, ради которой он все это затеял. И Уолтер постепенно меняется: из интеллигентного и скромного, но ничем не примечательного мистера Уайта он превращается в жестокого наркоторговца под псевдонимом Хайзенберг, человека, для которого производство мета - не способ помочь семье, а любимое дело, в котором он -лучший. Жажда власти и неудовлетворенные в молодости амбиции берут верх над высокими чувствами семьянина. Он становится эгоистом, чьи действия не просто аморальны, но и влекут за собой смерть близких ему людей.

Возможно ли сопереживать такому герою? Как оказалось, вполне. Вряд ли вы бы согласились следить за жизнью отвратительного вам человека на протяжении 62 серий. Хотя по мере развития сюжета симпатизировать Уолтеру все труднее. Ведь он силой заставил Джесси варить мет. Он наблюдает за смертью Джейн, не делая попытки ей помочь. Он стреляет в людей, травит их газом, устраивает аварии. Создатели фильма в последних сериях бросают зрителям спасательный круг - Уолтер изо всех сил пытается спасти своего свояка, главу отдела по борьбе с наркотиками, пытавшегося засадить его за решетку, от бандитов; он нашел способ передать заработанные деньги семье, не вызывая подозрений.

Уолтер не спасает жизни, как Хаус, не расследует преступления, как Холмс. В его жизни, подобно Тони Сопрано, есть семья и криминал. И несправедливость – неоперабельный рак легких. Но вся его "человечность" не отменяет его преступлений: он губит людей, подсаживая их на наркотики. Какие бы кровавые поступки не совершал Уолтер, он все время думал о семье. Однако средства подменили цель, грань между благоразумием Уайта и злодейской сущностью Хайзенберга стерлась. Кто-то скажет – его жертвы небезупречны, но вот он отравил Брока, дорогого для Джесси ребенка. Маленький мальчик стал разменной монетой в борьбе против наркобарона Гуса Фринга, который охотился на Уайта.

Но, несмотря ни на что, я избавлю героя Крэнстона от приставки «анти». По одной причине: в последней серии он признается жене и, в первую очередь, самому себе: "Я делал это для себя. Мне это нравилось. Я был в этом хорош." Что нам этот мистер Хайд, победивший доктора Джекила и не давший нам возможности его любить? Думаю я, что, наблюдая за Уолтером, мы заглядываем в себя. Мы, "слава Богу, ни Рикки, ни Мартин, не выдвигались на Оскар…", но в нас есть зависть, жадность, гнев, злость, мстительность. Трудно жить, не простив себя, – это чувство знакомо всем. Победив Хайзенберга и, одновременно, приняв себя в его обличьи, Уолтер умирает счастливым, с улыбкой на лице. Для такой жестокой и мрачной истории вполне себе хэппи-энд.

Меня поразила эта метаморфоза, которую по масштабу можно сравнить с аналогичной у Майкла Корлеоне в "Крестном отце". Хотя есть одно важное отличие: Майклу, наследнику криминальной империи своего отца дона Вито, можно сказать, на роду было написано стать частью мафиозного клана. Уолтер же никогда не имел с криминалом ничего общего до своего падения.

Тут можно провести параллель со знаменитым Тони Монтаной ("Лицо со шрамом"), который, несмотря на всю свою "отмороженность", отказался взрывать машину влиятельного политика, узнав, что вместе с ним едут жена и ребенок. В этих персонажах осталась человечность.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: