Управление здравоохранением




 

1. Общие положения

2. Основные принципы управления здравоохранением

3. Стили управления

4. Уровни управления в системе здравоохранения

5. Методы управления здравоохранением

6. Основные функции управления в здравоохранении

7. Виды управленческих решений

 

1. Общие положения

 

В настоящее время одним из важнейших направлений реформирования здравоохранения является формирование новой системы управления здравоохранением. В последние годы в лексиконе и профессиональной деятельности появился термин «менеджмент».

В одном из распространенных определений, «менеджмент» – это рациональное управление современным производством с целью достижения его высокой эффективности и оптимального использования ресурсного потенциала.

Другими словами, «менеджмент» – это вид деятельности по эффективному использованию материально-технических, финансовых, кадровых и других ресурсов в решении поставленных задач.

Возникает вопрос: можно ли считать перевод английского слова «менеджмент» и русский термин «управление» равнозначными понятиями? В общем смысле, пожалуй, и да, и нет. Поэтому нельзя не заметить и существующие различия. Строго говоря, «управление» – это понятие более общее, которое базируется на теории и методологии решения проблем. «Менеджмент» – понятие более узкое, которое включает в себя совокупность организационно-правовых, экономических и других механизмов решения этих проблем на основе разработанной теории управления. Поэтому, не спеша отказываться от привычного «руководитель» в угоду американизированному «менеджер», в то же время не противопоставляя эти понятия друг другу, постараемся в дальнейшем термин «менеджмент» рассматривать и использовать как комплексную технологию современного управления организациями здравоохранения (независимо от форм собственности) и работающим в них персоналом.

Что же касается термина «управление», то его будем использовать применительно к системам здравоохранения на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.

Говоря об управлении здравоохранением в частности необходимо разобраться в вопросах управления в общем. Что же такое управление? По одному из наиболее распространенных определений, управление – это функция организованных систем различной природы (биологических, социальных, информационных и др.), обеспечивающая сохранение их определенной структуры, поддержание режима деятельности, реализацию их целей и программ.

Процесс управления начинается с проявления волевого акта, выдачи организатором команды, сигнала, указания, задания и т.п. Осуществляется он посредством контроля, требования отчета и учета результатов исполнения, оперативной корректировки при отклонении от намеченных параметров и траектории достижения цели, завершается процессом стимулирования управляемого объекта, поощрением при достижении положительных результатов либо применением санкции в случае неудач.

Отсюда вытекает такое понятие, как управленческая деятельность, которая представляет собой совокупность действий субъекта управления, направленную на изменение объекта управления в заданном направлении. Она включает в себя постановку целей, сбор и анализ информации, оценку проблемной ситуации, организацию системы управления, подготовку и принятие управленческого решения, осуществление контроля и оценку эффективности реализации принятого решения.

Управленческая ситуация – это сочетание условий и обстоятельств, создающих определенную обстановку (внешнюю среду), в которой вырабатывается управленческое решение. Основная цель, содержание любой управленческой функции слагается из двух составляющих: первое – анализ состояния системы, контроль ее основных параметров, количественное определение тех факторов, которые выводят систему из состояния равновесия, и причин их появления; второе – определение набора мероприятий, направленных на приведение системы в равновесие и достижение желаемого результата.

В системе управления обязательно присутствуют два звена: управляющее и управляемое. Тех, кто управляет, принято называть субъектами управления, а то, чем управляют, – объектами управления.

Субъект управления – это управляющее звено в системе управления, осуществляющее целенаправленное воздействие на объект управления.

Объект управления – это управляемое звено системы управления, воспринимающее управляющее воздействие со стороны субъекта управления.

Объектом управления в здравоохранении могут быть системы здравоохранения России, субъектов РФ, муниципальных образований, организации здравоохранения и их структурные подразделения, медицинский персонал, ресурсы, конечные результаты оказания медицинской помощи.

В системе управления здравоохранением, с учетом существующей иерархии, субъект управления одновременно может являться и управляющим, и управляемым звеном, например: орган управления здравоохранением субъекта РФ по отношению к органу здравоохранения муниципального образования или отдельных организаций здравоохранения является субъектом управления. В то же время по отношению к Министерству здравоохранения РФ он является объектом.

 

2. Основные принципы управления здравоохранением

 

Управление организацией здравоохранения – это сложный процесс, основанный на выборе оптимальных решений, с постоянным учетом как внутренних проблем организации, так и меняющейся экономической и политической ситуации. Поэтому для оптимального управления необходимо опираться на основополагающие правила, совокупные требования законов, которые и составляют следующие основные принципы управления:

· принцип целенаправленности;

· принцип правовой защищенности управленческого решения;

· принцип непрерывности в оптимизации системы управления;

· принцип достаточности в централизации и децентрализации управления;

· принцип единоначалия;

· принцип делегирования полномочий.

Эти принципы управления в той или иной мере связаны с такой формой социальных отношений, которой является власть.

Власть – это способность, возможность и право оказывать воздействие на деятельность, поведение коллективов и отдельных индивидуумов с помощью различных средств – воли, авторитета, права, принуждения, насилия, системы государственных институтов и органов.

Власть по своей природе асимметрична, в результате чего один из участников отношений (субъект власти) имеет больше возможностей влиять на другого. Таким образом, суть власти в процессе управления можно определит формулой: А имеет власть над Б, если А определяет поведение Б. Очень часто понятие власть трактуют через категорию силы, т.е. физического, экономического, военного могущества субъекта власти. Однако реальная жизнь подсказывает, что между властью и силой не всегда имеется прямая связь. Субстанцию власти нередко определяют через волю, т е. действенное сознание объекта, стремящееся овладеть реальностью, подчинить себе объективное бытие.

По источнику происхождения власть бывает:

· традиционной (авторитет традиций);

· законной (авторитет права);

· криминальной (авторитет преступных сил).

В управлении власть определятся формальным фактором – должностью Из нее, как следствие, вытекает степень ответственности. Немалое значение здесь имеет личность. Личность может как усиливать, так и уменьшать проявление власти и степень ответственности. Власть может быть официальной и неофициальной.

Официальной властью обладают лица, занимающие руководящие должности. Неофициальная власть – это способность заставить других дать то, что вы хотите, не имея на это официальных полномочий.

Профессора Мичиганского университета Р. Френч и Б. Рейвен предложили следующую классификацию власти: законная власть, власть принуждения, власть поощрения.

Власть поощрения основана на возможности руководителя награждать подчиненных за качественную работу. Такие вознаграждения включают моральное, материальное поощрение, повышение по службе и т. д. Особенно эффективна такая власть в условиях экономической нестабильности и снижения жизненного уровня работников. В этом случае стимулирование работы подчиненных различными формами вознаграждения активизирует их трудовую деятельность.

Принцип целенаправленности. В управлении этот принцип является главенствующим, поскольку аккумулирует в себе все составляющие процесса управления. Но прежде всего необходимо сказать о самом понятии «цель». Цель – это идеальное, мысленное предвосхищение результата деятельности и путей достижения с помощью определенных средств.

В управлении системами и отдельными организациями здравоохранения выделяют следующие виды целей:

· в зависимости от уровня управления: стратегические, тактические, оперативные;

· по характеру решаемых задач: комплексные, промежуточные, конечные;

· по содержании: медико-организационные, финансово-экономические, медико-технологические и др.

Основные требования, предъявляемые в процессе определения цели. Цель должна быть своевременной и необходимой, реальной и достижимой, конкретной и согласованной с другими целями, иметь количественную или качественную оценку.

Есть два наиболее распространенных способа постановки цели. В первом случае цель задается заранее без тщательного предварительного анализа системы здравоохранения, определения ее функциональных и ресурсных возможностей. После того как цель задана, оцениваются возможности системы и разрабатываются мероприятия по ее достижению. В этом случае под заданную цель проектируются и создаются соответствующие организационные структуры и органы управления.

В других случаях цель выявляется из существующего состояния системы здравоохранения и выступает как ожидаемый к определенному периоду времени результат. В этом случае проводится предварительный анализ состояния системы, ее реальных возможностей, на основе чего формируется цель.

Процесс определения цели получил название целепостановка или целеполагание.

Наиболее распространенным методом целеполагания является формирование «древа целей», в процессе чего сначала определяется генеральная цель, на основе которой в дальнейшем формируется иерархическая лестница целей – «древо целей». Эта работа осуществляется путем последовательной декомпозиции главной цели на подцели по следующим правилам:

· формулировка целей должна описывать желаемые результаты в изменении состояния системы, но не действия, необходимые для ее достижения;

· формулировка генеральной цели должна давать описание конечного результата;

· содержание главной цели должно быть развернуто в иерархическую структуру подцелей таким образом, чтобы достижение подцелей данного уровня стало шагом на пути достижения целей каждого последующего уровня;

· на каждом иерархическом уровне подцели должны быть независимы друг от друга;

· декомпозиция главной цели прекращается при достижении того уровня, который становится последним на пути достижения желаемого результата.

Метод построения «древа целей» послужил основой для разработки новой концепции управления, получившей название «управление по целям». В этом случае контроль и оценка деятельности каждого элемента системы управления осуществляются по достигнутым результатам (например, объем и качество медицинских товаров и услуг, экономическая эффективность функционирования системы здравоохранения, трудовая дисциплина и т.д.).

Итак, один из важнейших принципов управления можно сформулировать предельно коротко и четко: каждое действие должно иметь ясную и предельную цель.

 

Принцип правовой защищенности управленческого решения.

В последние десятилетие в России стал формироваться кодекс законов в области охраны здоровья населения, в котором отражены следующие направления правового регулирования:

· надзорные законы, обеспечивающие безопасные условия жизни;

· законы регламентирующие профилактику заболеваний и формирование здорового образа жизни;

· права граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь;

· ответственность за правонарушения в области охраны здоровья граждан;

· регулирование профессиональной медицинской и фармацевтической деятельности;

· финансирование здравоохранения, налоги, таможенные пошлины и льготы;

· специальные законы по актуальным разделам медицины и конкретным заболеваниям.

Принцип оптимизации управления. В процессе управления любой управляемый объект эволюционно развивается, совершенствуется. В нем возрастает упорядоченность, оптимизируется структурная организация. Основными источниками его развития являются внутренние противоречия, и от того, как своевременно выявлены эти противоречия, минимизировано или устранено их негативное влияние, зависит будущее объекта. Противоречия как диалектическая категория являются необходимым и существенным фактором эволюции любой системы. Но достижение в противоречиях определенной критической массы может привести к потере управления и, в итоге, к развалу системы.

Поэтому оптимизация управления позволяет совершенствовать структуру управляемого объекта и расширяет его функциональные возможности, что в итоге ведет к ослаблению или полному устранению негативных внутрисистемных процессов, повышая устойчивость и эффективность работы управляемой системы. Все это во многом зависит от открытости системы, восприимчивости ее к внешней информации, что характеризуется известным «принципом парашюта», который действует только в открытом состоянии. К таким системам, как известно, относится здравоохранение.

Принцип достаточности в централизации и децентрализации управления. Этот основополагающий принцип управления дает ответы на важнейшие и имеющие большое практическое значение вопросы. Какое решение должен принять руководитель; сконцентрировать всю полноту власти в своих руках или делегировать большую часть ее коллективу? Как достичь оптимального баланса в централизации и децентрализации управления?

Централизация управления имеет несомненные преимущества при решении глобальных, стратегических задач, а также в случаях возникновения чрезвычайных, экстремальных ситуаций (война, стихийные бедствия, техногенные катастрофы, которые сопровождаются большими санитарными потерями).

Децентрализация управления характеризуется передачей на нижние иерархические уровни управления функций, которые прежде были закреплены за звеньями управления более высоких уровней или входили в компетенцию вышестоящих органов. Эта форма управления освобождает исполнителей от ненужной опеки, стимулирует инициативу, раскрывает потенциальные возможности личности. Децентрализация оправдана, если на низших уровнях управленческой иерархии принимаются обоснованные и результативные тактические решения, которые не противоречат решениям, принимаемым на стратегическом уровне управления. Другими словами, при наличии продуманной стратегии (концепции) развития здравоохранения на федеральном уровне больше прав, а соответственно и обязанностей можно передать органам управления здравоохранением субъектов РФ. Аналогично, разработка эффективной политики охраны здоровья населения на уровне субъекта РФ позволит делегировать многие полномочия по ее реализации органам управления здравоохранением муниципальных образований.

С реализацией принципа достаточности в централизации и децентрализации управления связано такое понятие, как норма управляемости руководителя.

Французский исследователь В. Грейкунас обосновал эту форму (зависимость) формулой, где число всех видов связей между руководителем и его подчиненными описывается следующим выражением: К = n[2 n-1 + (n-1)], где n – число подчиненных; К – количество взаимосвязей. Расчеты, проведенные по формуле показывают, что если, например, у руководителя в непосредственном подчинении имеется четыре исполнителя, то в среднем количество вопросов и обращений к нему в течение рабочего дня будет порядка 44 и так далее по возрастающей.

Принцип единоначалия означает предоставление руководителю органа управления или организации широких полномочий для выполнения его функций, с установлением персональной ответственности за результаты работы. Во многом эффективная реализация этого принципа зависит от авторитета руководителя. Что же такое авторитет руководителя? Это концентрированное отражение в решениях руководителя и в сознании подчиненных убеждающего потенциала его личности. Личный авторитет представляет собой разновидность власти над людьми. Для самого руководителя авторитет определяется силой влияния на сотрудников, а для подчиненных – степенью оказываемого ему доверия. При этом надо различать авторитет официальный, который определяется занимаемой должностью, и реальный. Уровень должностного авторитета формально зависит от занимаемой должности. Реальный авторитет определяется прежде всего личными и профессиональными качествами руководителя и характеризуется фактическим влиянием на процесс управления, доверием и уважением со стороны коллег. Авторитет следует рассматривать как фактор, облегчающий управление, повышающий его эффективность.

Принцип делегирования полномочий состоит в передаче руководителем части своих прав, обязанностей и меры ответственности подчиненным ему сотрудникам. В итоге руководитель получает возможность освободиться от текущих дел и сконцентрировать свой интеллектуальный и организаторский потенциал на решении задач более сложного уровня управления.

Принцип делегирования полномочий будет эффективен при следующих условиях:

· подчиненные знают и понимают, какие обязанности делегированы им, сознают меру своей ответственности;

· сотрудник заблаговременно психологически и профессионально подготовлен к выполнению своих новых функций;

· в коллективе действуют механизмы стимулирования и мотивации;

· исполнитель свободен в своих действиях и вправе идти на оправданный риск;

· независимо от изменения горизонтальных и вертикальных связей соподчиненности в коллективе продолжает действовать эффективная система контроля.

Однако, несмотря на всю очевидность и возникающую в процессе управления потребность делегировать полномочия, далеко не все руководители используют этот принцип по следующим соображениям:

· страх потерять власть и занимаемую должность;

· амбициозность и недоверие к подчиненным;

· боязнь получит негативную оценку своих действий со стороны коллег и вышестоящего руководства.

 

3. Стили управления

 

С личностью руководителя во многом связан стиль управления. Стиль управления – это индивидуальный способ осуществления управленческой деятельности.

В теории управления используются три подхода к определению стиля руководства:

· личностный;

· поведенческий;

· ситуационный.

В общепринятом смысле стиль управления – это совокупность наиболее характерных и устойчивых методов и форм работы руководителя с подчиненными. Наиболее распространены следующие четыре стиля управления:

· авторитарный;

· либеральный;

· демократический;

· динамичный.

Авторитарный стиль руководства – совокупность характерных черт руководителя, приемов и средств деятельности, его поведение и взаимоотношения с подчиненными, абсолютизирующие власть в одних руках.

Для авторитарного стиля управления характерно преувеличение роли административно-командных форм руководства, централизация власти, единоличное принятие управленческих решений. Руководители такого стиля ориентируются прежде всего на дисциплину и жесткий контроль за деятельностью подчиненных, который основан преимущественно на силе власти (власти принуждения).Инициатива подчиненных не одобряется, не стимулируется и даже, в отдельных случаях, подавляется. Исключительное право на новые идеи, оценку результатов имеет только руководитель. Руководитель авторитарного стиля нередко резок, прямолинеен, властолюбив, подозрителен, болезненно реагирует на критику. Иногда под этой маской скрывается некомпетентность и профессиональная несостоятельность.

Либеральный стиль управления еще называют формальным, анархическим, попустительствующим. Руководитель таково стиля стоит как бы в стороне от своего коллектива. Для него характерны минимальное вмешательство в работу подчиненных и коллектива в целом, низкий уровень требовательности как к сотрудникам, так и к себе. Он предпочитает нейтральные методы воздействия на подчиненных, чья инициатива хотя и не подавляется, но активно не поощряется. В такой ситуации властью, как правило, пользуются неформальные лидеры.

Для демократического стиля характерны децентрализация управления, коллегиальное принятие решений, инициатива подчиненных поддерживается и активно поощряется. Во взаимоотношениях руководителя с подчиненными отмечаются тактичность, выдержка, доброжелательность.

В современных условиях оптимальным стилем для руководителя признан по сути дела совершенно новый стиль управления – динамичный. Для такого стиля руководства характерны: четкая позиция по любым вопросам, творческий подход к решению проблем, готовность идти в разумных пределах на риск, деловитость и предприимчивость, непримиримость к недостаткам, чуткое и внимательное отношение к людям, отсутствие субъективизма и формализма, опора на коллективное мнение в решении поставленных задач.

 

4. Уровни управления в системе здравоохранения

 

В системе управления здравоохранением на уровне субъекта РФ, административной территории, отдельно взятой организации здравоохранения выделяют три уровня: стратегический, тактический, оперативный.

На стратегическом уровне разрабатывается прогноз развития ситуации, определяются приоритеты, формируются цели и задачи, разрабатываются модели конечных результатов. Это пожалуй, самый сложный и ответственный уровень в системе управления здравоохранением. В функции стратегического уровня входит разработка и принятие решений с учетом реальных и потенциальных возможностей систем здравоохранения страны, субъектов РФ.

Таким образом, на стратегическом уровне лежит колоссальная ответственность за последствия принятых решений.

Тактический уровень несет ответственность за оптимальное распределение ресурсов в соответствии с выбранным на стратегическом уровне решением. Это уровень отвечает за организацию работы отдельных служб и организаций здравоохранения.

Оперативный уровень обеспечивает эффективное выполнение принятых выше решений в своих подразделениях. Оперативный уровень отвечает за практическую реализацию принятых на стратегическом и тактическом уровнях решений. На этом уровне управления в полной мере реализуются такие функции, как учет, анализ, контроль.

 

5. Методы управления здравоохранением

 

Методы руководства – это способы и приемы воздействия руководителя организации здравоохранения или его подразделения на коллектив для более эффективного использования имеющихся ресурсов в целях решения поставленных перед ним задач.

Различают следующие методы управления здравоохранением:

· организационно-распорядительные;

· экономико-математические;

· социально-психологические;

· общественные, или коллективные.

Организационно-распорядительные используются для распределения функций, обязанностей, ответственности, полномочий, установления регламента деловых взаимоотношений. Эти методы позволяют компенсировать просчеты в планировании, оперативно реагировать на изменяющуюся ситуацию и, внося коррективы, выводить объект управления на новые параметры путем директив, приказов, указаний, распоряжений, резолюций, предписаний и т.д. Этими методами обеспечивается взаимодействие между отдельными структурными элементами системы или организации здравоохранения. В организации здравоохранения основными элементами являются его профилактические, лечебные и диагностические отделения и другие структурные подразделения. Между этими структурными элементами существуют строго определенные связи, которые могут быть:

· вертикальными (линейными), которые определяют иерархию подчинения;

  • горизонтальными (функциональными), которые определяют согласованность действий между подразделениями.

В настоящее время в управлении здравоохранением все большую приоритетность приобретают экономико-математические методы управления, которые включают в себя экономический анализ деятельности организации здравоохранения, методы планирования и прогнозирования, методы статистического анализа.

 

Социально-психологические методы управления можно рассматривать как совокупность средств воздействия на коллектив, на происходящие в коллективе процессы в целом и на отдельных работников в частности. Это умение мотивировать работника к эффективному труду, партнерским отношениям, создание благоприятного психологического климата в коллективе. Поэтому в задачи руководителя органа управления или организации здравоохранения входит формирование психологически совместимых, профессионально зрелых и экономически эффективно работающих коллективов.

Общественные, или коллективные, методы управления подразумевают демократизацию управления, т.е. расширение участия работников в выполнении управленческих функций. При этом используются такие коллективные организационные структуры, как коллегии, медицинские советы, советы трудовых коллективов, которые создаются при руководителе организации здравоохранения в качестве совещательного органа. Как правило, в состав этих совещательных органов включаются заместители главного врача, руководители общественных организаций и те специалисты, которые пользуются авторитетом в коллективе и имеют большой профессиональный багаж знаний. Надо отметить, что решения коллегии или совета не имеют юридической силы, но на основании их руководитель организации здравоохранения может издать приказ, закрепляя юридически эти решения.

 

6. Основные функции управления в здравоохранении

 

Основными функциями управления в здравоохранении являются:

· прогнозирование;

· планирование;

· нормирование;

· стандартизация;

· организация;

· координация;

· мотивация;

· маркетинг;

· контроль и учет.

Эти функции в совокупности составляют управленческий цикл и определяют конкретные задачи руководителя, специалиста на всех этапах выработки, принятия и реализации управленческого решения.

Некоторые из этих функций (организация, координация, мотивация, контроль и учет) разберем на этой лекции. Другие станут предметом самостоятельных лекций.

Организация. Термин «организация» имеет в управлении двоякий смысл. С одной стороны, это некий субъект права, юридическое лицо, коллектив, усилия которого направлены на достижение конкретных, общих для всех членов этого коллектива целей. С другой стороны «организация» как функция управления – это процесс по формированию структуры организации, обеспечению ее деятельности финансовыми, материально-техническими, трудовыми, информационными и другими ресурсами, созданию оптимальных социально-психологических условий, правовой базы, т.е. созданию необходимых условий для достижения поставленных целей.

Управленческая деятельность человека во многом зависит от ее организационных начал. Самое взвешенное управленческое решение останется всего лишь пожеланием, если не будет организовано его исполнение. В общем плане задачу организации управления на любом уровне можно определить как обеспечение перехода системы (объекта) управления из имеющегося состояния в желаемое. Таким образом, главной задачей организации управления является определение способов и механизмов достижения, с наименьшими затратами и в минимальные сроки, запланированные в процессе реализации управленческого решения результатов.

Координация – функция управления, которая обеспечивает согласованность действий всех участников процесса управления, согласование локальных целей и задач с глобальной целью, в результате чего достигается бесперебойность и непрерывность в реализации управленческого решения. Таким образом, основная задача координации в управлении здравоохранением – это достижение согласованности в работе всех звеньев системы или отдельных организаций здравоохранения путем установления коммуникаций между ними. Различают три аспекта коммуникации: технический, семантический и прагматический. Технический аспект определяет способы передачи информации (бумажные, электронные носители информации, аудио-видеозаписи и др.); семантический аспект коммуникации отражает факт передачи и приема информации, включая ее понимание пользователем: прагматический – учитывает влияние этой информации на дальнейший процесс реализации управленческого решения. С помощью этих и других форм связи устанавливается взаимодействие между объектами и субъектами управления, осуществляется маневрирование ресурсами, обеспечивается единство организационно-методических подходов в реализации всех функций управления.

Мотивация комплекс мер по стимулированию деятельности индивида или коллектива, направленный на достижение в процессе управления индивидуальных или общих для организации целей.

Существует множество теорий, являющихся базовыми для формирования мотивации в коллективах: классическая, теория человеческих отношений, человеческих ресурсов. При этом ни одну из них нельзя считать универсальной.

Классическая теория. Труд большинству работников не приносит удовлетворения. То, что они делают, менее важно для них, нежели то, сколько они зарабатывают. При этом главная задача руководителя – разложить задачи на более легкоусвояемые, простые и повторяющиеся операции, обеспечить строгий контроль за работой подчиненных.

Теория человеческих отношений. Индивиды стремятся быть полезными и значимыми, они испытывают желание быть максимально интегрированными в трудовую деятельность и признанными. Это является для них, в процессе побуждения и мотивации труда, более важным чем деньги. В такой ситуации руководитель должен предоставить своим подчиненным возможность определенной самостоятельности и определенного личного контроля в процессе трудовой деятельности. Факт обмена информацией и вовлечение подчиненных в процесс выработки управленческих решений позволяет руководителю удовлетворить основные потребности коллег по взаимодействию и в чувстве собственной значимости.

 

Теория человеческих ресурсов. Труд большинству работников приносит удовлетворение. Большинство из них способны к самостоятельности, творчеству, ответственности, личному контролю, а также возможности реализовать себя на более высокой ступеньке должностной лестницы, чем та, которую они занимают. В таких случаях главной задачей руководителя является лучшее использование человеческих ресурсов. Он должен способствовать максимальному вовлечению своих подчиненных в решение важнейших проблем организации системы здравоохранения в целом, постоянно расширяя их самостоятельность и самоконтроль.

Эффективность деятельности человека зависит от многих факторов, среди которых основную роль играют четкое понимание цели своей работы, вероятность достижения этой цели и система материальных и моральных стимулов.

Эту зависимость эффективности труда (Е) от перечисленных факторов В.И. Кнорринг выразил следующей функцией: Е = f(C, V, S), где С – цель деятельности личности, важность и значимость достижения поставленной цели; V – вероятность достижения цели; S – ожидаемое вознаграждение при достижении цели.

Если руководитель не знает потребностей своих подчиненных, то его попытка обеспечить мотивацию деятельности заранее обречена на провал. При этом важно знать, что человеком движет не одна изолированная потребность, а их сочетания, причем приоритеты потребностей могут меняться, что убедительно обосновал в своей концепции определения иерархических уровней потребностей человека известный американский психолог А. Маслоу.

Контроль и учет. Процесс управления протекает в условиях постоянно меняющейся ситуации и характеризуется различной степенью неопределенности. Достигло ли управляющее воздействие поставленных целей? Нуждаются ли в корректировке управленческие решения? На эти и другие вопросы дает ответ система контроля как одна из важнейших функций управления.

Современная теория управления выработала четкие требования к контролю: он должен быть оперативным, гласным и объективным.

Слово «контроль», как и слово «власть», рождает прежде всего отрицательные эмоции. Для многих людей контроль означает в первую очередь ограничение, принуждение, отсутствие самостоятельности, в общем, все то, что прямо противоположно нашим представлениям о свободе личности. И, в принципе, это верно, поскольку одна из функций контроля – обеспечить подчинение кого-либо кому либо. Поэтому контроль надо рассматривать как одну из функций управления в обеспечении достижения поставленных целей.

Контроль – важнейший элемент процесса управления. Ни одну из функций управления (планирование, нормирование, организацию, стандартизацию, мотивацию) нельзя рассматривать в отрыве от контроля. В теории и практике управления действуют три основных вида контроля: предварительный, текущий, заключительный.

Предварительный контроль. Основными средствами осуществления предварительного контроля является реализация определенных правил и процедур, которые используются в трех ключевых областях: по отношению к человеческим, материальным и финансовым ресурсам.

Текущий контроль. Как следует из названия, текущий контроль осуществляется непосредственно в ходе процесса управления в здравоохранении. Чаще всего его объектом является медицинский персонал, а также результаты оказания различных видов медицинской помощи.

Заключительный контроль. Хотя заключительный контроль осуществляется после реализации управленческого решения, он имеет две существенно важные функции: одна из них состоит в том, что заключительный контроль дает руководителю информацию, необходимую для процесса управления, в случае если аналогичные управленческие решения предполагается реализовать в будущем.

Вторая функция заключительного контроля состоит в том, чтобы способствовать мотивации. Если руководитель органа управления или организации может сочетать мотивационные вознаграждения с достижением определенного уровня результативности, то очевидно, что фактически достигнутые результаты надо измерять точно и объективно.

Процесс контроля осуществляется в три этапа: выработка стандартов и критериев;

Сопоставление с ними реальных результатов;

Принятие необходимых корректирующих действий.

Поведенческие аспекты контроля (по У. Ньюмену) для повышения эффективности труда (пять рекомендаций):

· необходимо устанавливать осмысленные стандарты, воспринимаемые сотрудниками;

· необходимо устанавливать двустороннее общение;

· необходимо избегать чрезмерного контроля;

· необходимо устанавливать жесткие, но достижимые стандарты;

· необходимо вознаграждать за достижение стандарта.

 

7. Виды управленческих решений

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: