На с. 93 есть понятие цикл. Перепишите его в тетрадь. А также 2 3 абзацы из «Опыт литературоведческого исследования»




Литература 8 класс

Урок №

Тема. Александр Александрович Блок (1880 – 1921). Краткий рассказ о поэте.

«Россия». Историческая тема в стихотворении, егосовременное звучание и смысл.

Цели урока:

Обучающие:

· - познакомить с биографией поэта,

· -вспомнить выразительные средства языка и определять их роль в произведении.

Развивающие:

· - развиватьумения анализировать стихотворения, выразительно читать лирические произведения;

· - развивать образное и логическое мышление, творческое воображение;

· - развивать речь учащихся.

Воспитывающие:

· - формировать духовно развитую личность,гражданское сознание, чувство патриотизма;

· - воспитывать уважение к литературе, ценностям отечественной культуры, интерес к поэзии.

Тип урока: открытие новых знаний.

Ход урока

Оргмомент.

В рабочей тетради запишите число, классная работа, тему урока.

 

Слово учителя.

- Мы изучаем с вами литературу ХХ века. Сегодня продолжим знакомство с жизнью и творчеством великого русского поэта А. А. Блока.

Прочитайте учебник, с. 82 – 83.

 

2.Изучение нового материала.

А. А. Блок – голос уходящей изысканно – аристократической России и её ценностей.

Сегодня мы поближе познакомимся с творчеством этого великого поэта и интересного человека.

- Первая мировая война и Октябрьская революция положили начало нескончаемой череде подобных катастроф в ХХ веке. Причём катастроф не природных, а созданных человеком.

-Какие исторические события произошли в России в первую четверть ХХ века?

- Как реагирует А. А. Блок на происходящие в России события?

В годы политической и общественной реакции, после поражения первой русской революции, когда буржуазная литература переживала время застоя и упадка, когда большинство буржуазных писателей, вчерашних союзников революции, отшатнулось от борьбы за свободу и изменило благородным традициям передовой общественной мысли и литературы, в это тяжёлое время А. А. Блок занял особую и в высшей степени достойную позицию. Он был вместе с Родиной и народом.

 

-Итак, тема Родины в творчестве А.А. Блока.

Запишите в тетрадь.

«Родина – это огромное, родное, дышащеесущество, подобное человеку».

А. А. Блок.

А. Блок тяжело переживал поражение революции, но не утратил чувства будущего, временное торжество реакции он правильно оценил как «случайную победу» палачей народа и предрекал наступление ещё более грозных и величественных событий. Главной темой в творчестве Блока становится Россия.

Прочитате с. 83 – 91.

Запишите.

В стихах Блока облик России живой, очеловеченный. Он как бы сливается с женским образом («И плат узорный до бровей»).

Любовь поэта к России – кровное, глубоко личное чувство, неотделимое от него, от вечной его любви и «единственной на свете жены».

На с. 93 есть понятие цикл. Перепишите его в тетрадь. А также 2 3 абзацы из «Опыт литературоведческого исследования»

-А теперь поработаем над стихотворением А. А. Блока «Россия».

 

ШЛЕЯ – часть конской упряжи.

Острожной – тюремной.

Прочитайте с. 91-92.

 

Беседа.

- Понравилось стихотворение? Чем именно понравилось?

- О чём это стихотворение? О чём пишет поэт в данном произведении?

- Как бы вы определили жанр этого произведения? Почему?

(Лирическое стихотворение, элегия).

-О чём это стихотворение? О чём пишет поэт?

(О вечном движении, о вечной молодости России, о нищей и прекрасной, смиренной и безудержной, о великой своей любви и вере в Россию.

 

ТЕМА – тема России, любовь к России такой, какая она есть.

Это пример гражданской лирики.

-Каков мотив стихотворения? (Мотив страдания)

-Идея стихотворения? (Вера в светлое будущее).

-Какие выразительные средства использует автор, признаваясь в своей любви Родине?

(-инверсия «годы золотые», «спицы росписные», эпитеты).

-Какими средствами поэт показывает нищету России?

(-эпитеты «стёртые шлеи», «расхлябанные колеи», «нищая Россия»

-инверсия «избы серые», «песни ветровые»).

-Как построено стихотворение? Стихотворение поделено на строфы, с какой целью?

1 строфа – картина жуткой нищеты

2,3 строфы – признание лирического героя в любви к России

«Тебя жалеть я не умею

И крест свой бережно несу».

4 строфа – Вера в светлое будущее России

«Не пропадёшь, не сгинешь ты».

5 строфа – Автор сравнивает образ России с образом женщины, для него любовь к России так же нежна, как и к женщине.

«Одной заботой боле – одной слезой река шумней, (параллелизм)

А ты всё та же – лес да поле,

Да плат узорный до бровей…»

6 строфа – Вера в светлое будущее России

«И невозможное возможно,

Дорога долгая легка…».

 

-Обратимся к поэтическому синтаксису.

-Какие синтаксические конструкции использует автор стихотворения?

(1 строфа – сложносочинённое предложение,

2 строфа – простое предложение с обращением и однородными членами предложения,

3 строфа – два простых предложения, причём, первое с многоточием, второе – восклицательное.

4 строфа – сложносочинённое предложение. Где первая часть – сложноподчинённое предложение,

5 строфа – Простое вопросительное предложение и сложносочинённое предложение.

6 строфа – сложноподчинённое предложение.

А.А. Блок использует различные синтаксические конструкции, для того, чтобы рассказать о России, о своей любви к ней, о своей вере в Отчизну, о надежде на её светлое будущее. Разнообразие синтаксических конструкций объясняется тем, что это стихотворение – размышление.

 

Автор использует приёмы звукописи

Аллитерации «т р и, тр еплются, р асхлябанные, се р ые, ве тр овые, пе р вые, к р ест, р азбойную».

 

-Докажите, что это стихотворное произведение.

(Строгий ритм, наличие рифмы.)

-Какая рифма: мужская или женская?

(мужская – ударение падает на последний слог: шлеи, колеи.

Женская – ударение падает на последний слог: золотые, росписные).

-Какая рифмовка? (Перекрёстная).

-Стихотворный размер? (Ямб).

 

-Каким предстал перед нами лирический герой стихотворения А. Блока? (Это настоящий патриот, человек, который любит свою Родину совершенно бескорыстно, такой, какая она есть. Он с ней и в горе, и в радости. Настроен оптимистично: верит в светлое будущее.

- Ребята, а сегодня, в 21 веке, это стихотворение актуально?

 

 

Домашнее задание.

Выучить стихотворение «Родина».

Прислать запись до 07.02.2022 года.

 

Итог урока.

- Что мы отрабатывали на этом уроке?

(Навыки анализа стихотворения, проводили параллель между исторической обстановкой и творчеством поэта.)

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: