Принципы социального партнерства




Система социального партнерства включает следующие элементы: принципы, субъекты, уровни и механизм реализации.

Общие принципы социального партнерства заложены Международной организацией труда, которая является центром социально-трудового сотрудничества.

Принципы социального партнерства

Основными принципами социального партнерства, закрепленными в ст. 24 Трудового кодекса РФ, являются:

- равноправие сторон (представители работников и работодатели (их представители) обладают равными правами по участию в коллективных переговорах, обсуждению вопросов, касающихся труда и социального развития, созданию комиссий по регулированию социально-трудовых отношений. Каждая из сторон может выступить инициатором проведения коллективных переговоров. Однако для создания представителям работников как более слабой в экономическом и социальном отношении стороне подлинно равных возможностей с работодателями законодательство предусматривает ряд гарантий (ст. 39 ТК РФ);

- уважение и учет интересов сторон (на этом основывается социальное партнерство)

- заинтересованность сторон в участии в договорных отношениях (на основе этого принципа строится социальное партнерство);

- содействие государства в укреплении и развитии социального партнерства на демократической основе (роль государства в развитии системы социального партнерства весьма значительна. Органы исполнительной власти участвуют в деятельности трехсторонних комиссий, важные политические и правовые решения принимаются с учетом мнения социальных партнеров, представителям работников и работодателей оказывается содействие в поиске компромисса и взаимоприемлемых решений.

- соблюдение сторонами и их представителями правовых актов стороны при ведении коллективных переговоров, в ходе проведения консультаций, осуществления локального регулирования трудовых отношений и использования других форм социального партнерства должны соблюдать законы и иные нормативные правовые акты. Это требование относится не только к нормам, устанавливающим процедуру совершения тех или иных действий, но и к правилам, определяющим содержание коллективно-договорных актов.

- полномочность представителей сторон выступает необходимым условием нормального функционирования механизма социального партнерства. Представители сторон наделены полномочиями в соответствии с законом, иными нормативными правовыми актами, учредительными документами либо по специальному решению соответствующей стороны. В том случае, когда полномочия предоставлены представителю стороны учредительными документами, решением общего собрания (конференции) и т.п., они должны быть надлежащим образом оформлены.

- свобода выбора при обсуждении вопросов, входящих в сферу труда (Свобода выбора вопросов для обсуждения и свобода дискуссии при заключении коллективно-договорных актов, проведении консультаций и т.д. необходима для полноценного взаимодействия сторон, согласования их интересов. Этот принцип основан на международных нормах;

- добровольность принятия сторонами на себя обязательств. Закон не возлагает на работников и работодателей обязанности вести коллективные переговоры, проводить консультации и т.п. Соответственно и обязательства по коллективному договору или соглашению стороны принимают на себя добровольно;

- реальность обязательств, принимаемых на себя сторонами (это означает, что, заключая коллективный договор или соглашение, представители сторон должны оценивать возможность их выполнения).

- обязательность выполнения коллективных договоров, соглашений (исполнение заключенных коллективных договоров и соглашений является обязательным и обеспечивается как возможностью вступления в коллективный спор и объявления забастовки, так и установлением ответственности за нарушение или невыполнение соглашения, коллективного договора (ст. 55 ТК РФ);

- контроль за выполнением принятых коллективных договоров, соглашений (выступает способом обеспечения выполнения условий договорных актов);

- ответственность сторон, их представителей за невыполнение по их вине коллективных договоров, соглашений (работник, работодатель или орган государственной власти несут ответственность невыполнение по их вине коллективных договоров).

Субъектами социального партнерства выступают работники, работодатели и государство. В переговорном процессе представителями работников являются профсоюзы, представителями работодателей – сам руководитель предприятия или уполномоченное им лицо, представителями государства – федеральные и региональные органы исполнительной власти.

 

Основные функции государства как социального партнера следующие:

1) формирование правового полясоциального партнерства;

2) координация действий участников социального диалога;

3) участие в разрешении трудовых конфликтов, примирение сторон.

Уровни социального партнерства. Социальное партнерство реализуется через систему соглашений на федеральном, региональном, отраслевом или профессиональном уровнях и через заключение коллективных договоров на предприятиях.

Механизм реализации социального партнерства в РФ:

1. Генеральные соглашения устанавливают общие принципы проведения экономической политики субъектами РФ и охватывают интересы работников и работодателей. Они являются трехсторонними и заключаются между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством РФ.

2. Отраслевые или профессиональные соглашения определяют направления социально-экономического развития отрасли. Они являются тоже трехсторонними и заключаются между отраслевыми профсоюзами, работодателями и Министерством труда и социального развития РФ. Данные соглашения включают правовые нормы трудовых отношений, права и обязанности сторон.

3. Территориальные соглашения заключаются между территориальными советами профсоюзов, объединениями работодателей и территориальными органами исполнительной власти.

4. На предприятии заключаются коллективные договоры для регулирования трудовых отношений. В них конкретизируются нормы, принятые в отраслевом, территориальном и генеральном соглашениях.

Развитиесоциального партнерства в РФ наталкивается на следующие трудности:

1) высокий уровень зарегистрированной и скрытой безработицы;

2) задержка с выплатой заработной платы;

3) расслоение населения по уровню доходов;

4) низкие темпы структурной перестройки экономики.

Законом РФ «О коллективных договорах и соглашениях» 1992 г. с изменениями и дополнениями работодатели и работники имеют право сами определять содержание коллективного договора. В коллективном договоре отражаются взаимные обязательства работодателя и наемного работника: оплата труда, продолжительность рабочего времени и времени отпуска, льготы для отдельных категорий работников, нормы по социальному обеспечению и медицинскому страхованию работника

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: