Тема: Стиль педагогической деятельности.




 

 

Педагогическая деятельность учителя, как и любая другая деятельность, характеризуется определенным стилем. В широком смысле стиль деятельности — это устойчивая система способов, приемов, проявляющаяся в разных условиях ее осуществления. Она обусловливается спецификой самой деятельности, индивидуально-психологическими особенностями п субъекта (И.В. Страхов, Н.Д. Левитов, B. C. Мерлин, Есть.А. Климов и др.).

 

Собственно психологический смысл индивидуального стиля деятельности - "это обусловленная типологическими особенностями устойчивая система способов, которая складывается у человека, стремящегося к наилучшему осуществлению данной деятельности,... индивидуально-своеобразная система психологических средств, которые сознательно или стихийно использует человек с целью наилучшего уравновешивания своей (психологически обусловленной") индивидуальности с предметными внешними условиями деятельности".

 

Это подчеркивает B. C. Мерлин, определяя, что стиль деятельности — это "индивидуальное своеобразное сочетание приемов и способов, которые обеспечивают наилучшее выполнение деятельности".

 

Стиль деятельности связан со стилем саморегуляции: они рассматриваются как взаимосвязанные стороны целостного индивидуального стиля активности и деятельности человека. Вообще понятие "стиль" трактуется в очень широком контексте, как стиль поведения, стиль деятельности, стиль руководства (лидерства), стиль общения, когнитивный стиль и т.д.

 

За К. Левиным стили поведения относятся к типу принятия решения руководителем и определены три стиля руководства: авторитарный, демократический и попустительство. В дальнейших исследованиях были введены такие определения, как директивный, коллегиальный и разрешающий. Эти определения чаще всего используются относительно деятельности (поведения) взаимодействия и общения. В анализе стилей выделяют две стороны: содержательную и техническую, т. е. формальная (приемы, способы).

 

За Г.М. Андреевой, авторитарный стиль с формальной стороны характеризуется деловыми, сокращенными указаниями, запреты без послаблений, с угрозами, четкое вещание, неприветливый тон, похвала и порицание субъективны, эмоции не учитываются, показ примеров — не система, позиция лидера — вне группы. Содержательная сторона характеризуется тем, что дела в группе планируются заранее (во всем объеме), определяется только непосредственная цель, дальнейшая неизвестна, голос руководителя — решающий.

 

Демократический стиль с формальной стороны характеризуется тем, что инструкции поступают в форме предложений, товарищеский тон речи, похвала и порицание — с советами, распоряжения и запрет с дискуссиями, позиция лидера — внутри группы. Содержательная сторона определяется тем, что мероприятия планируются в группе, за реализацию предложений отвечают все, все разделы работы не только предлагаются/ а и обсуждаются.

 

Стиль попустительства с формальной стороны — тон конвенциональный, отсутствие похвалы и порицаний, никакого сотрудничества, позиция лидера — незаметно со стороны группы. Содержательная сторона характеризуется тем, что дела в группе идут сами по себе, ліде

 

не дает указаний, разделы работы складываются из отдельных интересов или исходят от нового лидера.

 

Стили педагогической деятельности, в первую очередь, подразделяются на три общих, которые определены выше: авторитарный, демократический и попустительство, но одновременно имеют собственное "Педагогическое содержание".

 

Так, А.К. Маркова определяет их таким образом.

 

Авторитарный стиль. Ученик рассматривается как объект педагогического воздействия, а не равноправный партнер. Учитель лично решает, принимает решения, устанавливает жесткий контроль за выполнением своих требований, использует свои права без учета ситуации и мнений учащихся, не объясняет свои действия ученикам. Вследствие чего учащиеся теряют активность или осуществляют ее только под руководством учителя, характеризуются низкой самооценкой и агрессивностью. При авторитарном стиле силы учеников направлены на психологическую самозащиту, а не на усвоение знаний и особистіснйй развитие.

 

Главными методами воздействия такого учителя есть приказ и поучения. Для учителя характерна низкая удовлетворенность профессией и профессиональная неустойчивость. Учителя с этим стилем руководства главное внимание обращают на методическую культуру, в педагогическом коллективе занимают позицию лидера.

 

Демократический стиль. Ученик рассматривается как равноправный партнер по общению, коллега в совместном поиске знаний. Учитель принимает решение вместе с учениками, учитывает их мнению, поддерживает самостоятельность суждений, учитывает не только успеваемость, но и личностные качества учеников. Методами воздействия являются побуждение к действию, совет, просьба. У учителей с демократическим стилем руководства школьники чаще испытывают состояние спокойного удовлетворения, высокой самооценки. Учителя этого стиля больше внимания обращают на свои психологические умения, для них характерна большая профессиональная устойчивость, удовлетворенность своей профессией.

 

Либеральный стиль. Учитель уходит от принятия решения, передает инициативу ученикам, коллегам. Организацию и контроль деятельности учащихся осуществляет без системы, проявляет нерешительность, колебания, В классе неустойчивый микроклимат, замаскированные конфликты.

 

По отношению к партнеру взаимодействия можно определить характер стиля: от подчинения к партнерству и отсутствию направленного воздействия. При этом можно увидеть, что доминирует монологическая или диалогическая форма общения.

 

Так, по характеру включенности в деятельность педагога общения,.А. Кан-Калик дифференцировал стиле:

 

— стиль увлеченности педагога совместно с учащимися творческой деятельностью и является выражением отношения учителя к своему делу, к своей профессии;

 

— стиль дружеского отношения, которое служит общим фоном и предпосылкой успешности взаимодействия учителя с классом (ни в коем случае не переходя к фамильярного). Общительность должна быть педагогически целесообразной, не противоречить общей системе взаимодействия педагога с детьми.

 

— стиль общения — дистанция, являющаяся выражением авторитарного стиля, который положительно влияет на внешние показатели дисциплины, организованности учащихся, но может привести к личностным изменениям — конформизму, фрустрации, неадекватности самооценки, снижению уровня притязаний.

 

— стиль общения— устрашение и заигрывание, что является свидетельством профессиональной несовершенстве педагога.

 

Анализ стилей педагогической деятельности в зависимости от ее характера включает такие его стороны: содержательные характеристики стиля (ориентация учителя на процесс или результат своего труда, развертывание учителем ориентированного и контрольно - оценочного этапов своего труда); динамические характеристики стиля (гибкость, устойчивость, умение переключаться); результативность (уровень знаний и навыков учения у школьников, а также интерес учеников к предмету). На этой основе А.К. Марковой и А.Я. Ніконовою выделены 4 типа индивидуальных стилей, характеризующих современного учителя.

 

Эмоционально-импровизационный стиль (Е1С). Учителя с ЭИС отличает преимущественная ориентация на процесс обучения. Объяснение нового материала такой учитель строит логично, интересно, но в процессе объяснения у него отсутствует обратная связь с учениками. Во время опроса учитель с ЭИС обращается к большому числу учеников, в основном сильных, интересующих его, опрашивает их в быстром темпе, задает неформальные вопросы, но мало дает им говорить, не дожидаясь, пока они сформулируют ответ самостоятельно. Для учителя с ЭИС характерно недостаточно адекватное планирование учебно-воспитательного процесса, преподавания на уроке он выбирает наиболее интересный материал; не такой интересный, но важный, оставляет на самостоятельное изучение учащимися. В деятельности учителя с ЕИС недостаточно представлены закрепление и повторение учебного материала, контроль знаний учениками. Учителей с ЕИС отличает высокая оперативность, использование большого арсенала разнообразных методов обучения. Он часто практикует коллективные обсуждения, стимулирует спонтанные высказывания учащихся. Для учителя с ЕИС характерно неумение проанализировать особенности и результативность своей деятельности на уроке.

 

Эмоционально-методичннй стиль (ЭМС). Для учителя с ЭМС характерны ориентация на процесс и результаты обучения, адекватное планирование учебно-воспитательного процесса, высокая оперативность, некоторое преобладание интуитивности над рефлексивностью. Орієнтуючйсь как на процесс, так и на результаты обучения, учитель адекватно планирует учебно-воспитательный процесс, поэтапно отрабатывает весь учебный материал, внимательно следит за уровнем знаний всех учащихся (как сильных, так и слабых), в его деятельности постоянно представлены закрепление и повторение учебного материала, контроль знаний учащихся. Такого учителя отличает высокая оперативность, он часто меняет виды работ на уроке, практикует коллективные обсуждения. Используя богатый арсенал методических приемов при обработке учебного материала, стремится активизировать детей не внешней розважальністю, а действительно заинтересовать особенностями самого предмета.

 

Розмірковуючо-импровизационный стиль (РИС). Для учителя с РИС характерны ориентация на процесс и результаты обучения, адекватное планирование учебно-воспитательного процесса, по сравнению с учителями эмоциональных стилей, учитель с РИС проявляет меньшую изобретательность в подборе и варьировании методов обучения, не всегда способен обеспечить высокий темп работы, меньше практикует коллективные обсуждения, сокращает время спонтанных высказываний во время урока, чем учителя с эмоциональным стилем. Учитель с РИС меньше говорит сам, особенно во время опроса, и стремится воздействовать на учащихся косвенным путем (посредством подсказок, уточнений и т.д.), дает возможность учащимся детально оформить ответ.

 

Розмірковуючо-методический стиль (РМС). Ориентируясь преимущественно на результаты обучения и адекватно планируя учебно-воспитательный процесс, учитель с РМС проявляет консерватизм в использовании средств педагогической деятельности. Высокая методичность (систематичность закрепления, повторения учебного материала, контроль знаний учащихся) сочетается с малым, стандартным набором методов обучения, предпочтением репродуктивной деятельности учащихся, редким проведением коллективных обсуждений. Во время опроса учитель с РМС обращается к небольшому количеству учеников, дает каждому много времени на ответ, особое внимание уделяет слабым ученикам. Для учителя с РМС характерна в целом рефлективность.

Стиль педагогической деятельности, как интегративная характеристика, отражая стиль руководства, стиль общения, стиль поведения и когнитивный стиль учителя наиболее полно освещается в типах стиля труда учителя за А.Я.Ніконовою и А.К. Марковой.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: