Эффективная учебная деятельность должна быть индивидуально-неповторимой деятельностью во всех ее компонентах и особенностях течения.
Индивидуальный стиль обучения предусматривает неповторимое использования типовых приемов, способов и методов самостоятельного усвоения знаний, выработки в себе новых умений и навыков, саморазвития личности. Только индивидуально неповторимое включения ученика в процесс обучения делает его истинным субъектом учебной деятельности. Такой ученик имеет адекватные побуждения к обучению, осознает его цель, умеет учиться, способен к саморегулированию в деятельности и достигает желаемого результата.
Стиль учебной деятельности учащегося может быть целенаправленным или стихийным, оптимальным или неоптимальным, результативным или нерезультативным, широко или узко направленным (только на выработку практических умений и навыков или на усвоение теоретических знаний).
Каждому ученику присущи индивидуальные, личностные и деятельностные характеристики, т. е. особенности задатков, способностей к интеллектуальной деятельности, когнитивный стиль, уровень притязаний, самооценка, работоспособность, особенности выполнения деятельности (планомерность, организованность, точность).
Стиль учебной деятельности касается практически-исполнительской, когнитивной, физиологической и аффективной сфер. Когнитивный стиль свидетельствует о том, как ученик понимает, запоминает, думает и решает задачу. Физиологический стиль связан с биологическими особенностями организма и включает реакции на физическую среду, которая может влиять на процесс обучения (например, склонность ученика к ночных занятий, предпочтения теплом или холодном помещению). Аффективный стиль охватывает такие личностные и эмоциональные особенности, как настойчивость, склонность к совместным или самостоятельных занятий, отклонение или принятие внешнего подкрепления. Различные стили обучения могут основываться на одном или нескольких параметрах.
Определение когнитивного стиля связано с разграничением зависимости (независимости) от внешнего окружения в процессе решения задачи или психологической дифференциацией. Зависимы от окружения учащиеся чутко реагируют на изменения в окружающих условиях (им необходимо приложить больше усилий, чтобы, например, найти на картинке скрытые объекты), независимые – менее поддаются его влиянию, аналитически относятся к решению учебных задач.
Различия в когнитивном стиле влияют на то, как ученики справляются с заданиями в классе, однако мало влияют на общий уровень успеваемости. Независимые от окружения ученики предпочитают работать в одиночестве, более эффективно организуют свои усилия, работают с учебным материалом и заданиями, стремятся ставить собственные цели. Зависимые отдают предпочтение совместному обучению, частом взаимодействии с учителем, требуют более интенсивного внешнего подкрепления и вираженішої систематизации учебного материала.
Другой когнитивный стиль связан с индивидуальным темпом, в частности скоростью реагирования. Импульсивные дети способны быстро получить нужный ответ, легко разочаровываются и отвлекаются, с большей готовностью идут на риск, а дети, склонные к размышлению (рефлексивный), работают медленнее, чтобы избежать ошибок. Склонны к размышлению ученики целостное воспринимают прочитанное, более умело используют специальные учебные стратегии. Выполнение сложных задач требует сочетания обоих стилей, что необходимо воспитывать у учащихся.
Когнитивный стиль выражается в стиле мышления (конкретность – абстрактность и последовательность – случайность). В человеке могут сочетаться в любых соотношениях элементы четырех стилей: конкретно-последовательное мышление, для которого характерно преобладание работы с учебным материалом; конкретно-случайное мышление (экспериментальный подход к занятиям); абстрактно-последовательное мышление (склонность к работе с символами); абстрактно-случайное мышление (преобладание неустроенной учебного пространства, использование в решении учебных задач воображения).
Ученики достигают лучших результатов, если их учебные предпочтения согласуются с методикой преподавания. Разочарование в занятиях, их пропуски могут быть результатом слишком длительного пребывания в учебных условиях, которые не соответствуют стилю мышления (например, обучение в классе, где учитель масс другой стиль мышления).
Большинство детей учится использовать все модальности, но некоторые имеют выраженную предрасположенность к обучению через определенный канал восприятия. Ученики, у которых развито зрительное восприятие, предоставляют предпочтение наглядному обучению; те, что обладают тонким кінестетичним механизмом, охотнее работают над задачами, требующие физических манипуляций с объектами и тому подобное. Поэтому учителям необходимо учитывать стиль учебной деятельности учащихся, подбирая для них задачи в соответствии с их индивидуальных особенностей.
Ученики должны достигать успехов в различных учебных условиях, а лучшим стилем учения для них является отсутствие четко очерченного стиля, что обеспечивало бы способность успешно справляться с самыми разнообразными ситуациями.
Изложение материала, учебные задания должны задействовать различные способы восприятия и учебной деятельности учащихся. А решения, принятые исключительно на основе данных о стиль обучения, могут быть нецелесообразными, если выбранный подход ограничивает учеников.
Каждый ребенок в классе имеет свой стиль и методы работы. Однако не всегда учитель умеет учесть и использовать индивидуальные особенности школьников, что порождает для них значительные трудности, особенно для тех детей, которые требуют особого подхода. При таких условиях ученики проявляют невнимательность, волнение при ответе. Учитель и не подозревает, что все это не является результатом отсутствия у школьника желания учиться. Так, увы, считают многие педагоги. На самом деле причиной потери интереса к учебе является неуверенность ребенка, разочарование в себе, в возможности изучить материал, хорошо выполнить контрольную работу и прочее. Поэтому учитель должен создать условия, в которых каждый ребенок успешно проявлять себя на уроке, помочь ей поверить в себя, обрести уверенность в успешном выполнении любой работы. Только тогда педагог может надеяться на взаимопонимание и максимальную отдачу учеников.
Стиль учебной деятельности ребенка зависит от ее индивидуальных особенностей. В зависимости от этого в классе могут быть следующие типы учащихся:
1)ученик, которому для успешного обучения нужно наблюдать за группой, видеть чужой опыт, действия и отношение других людей;
2)ученик с абстрактным типом мышления, который охотно и Успешно учится за пособиями и уроками-лекциями;
3) ученик, которому нужен опыт «действий руками», возможность работать самостоятельно;
4)самостоятельны в учебе ученики, которые используют разнообразные средства для повышения собственной компетентности.
Индивидуальные особенности обучения и познания влияют:
—импульсивность (обучение осуществляется методом проб и ошибок, характеризуется спонтанностью самовиявів, быстрой реакцией);
—рефлексивность (ребенку нужно больше времени на усвоение и обработку информации);
—зависимость (ученик не способен выделить необходимую информацию из «фоновой», зависит от ситуации или контекста);
—независимость (ученик легко различает основную и вторичную информацию, не зависит от ситуации или контекста);
—интуитивность (ученик живет завтрашним днем, склонен к импульсивности, равнодушен к деталям, ищет глобальную картину, реагирует через призму собственных внутренних ценностей);
—синтетичность (интегрирует, строит целое из частей);
—аналитичность (анализирует, разбирает целое на части);
—абстрактность (мыслит на уровне концепций);
—сенсорность (живет «здесь-и-теперь», замечает детали, требует времени для обдумывания ответа, стремится к точности);
—кінестетичність (учится на собственном опыте деятельности);
—конкретность (внимание к конкретным деталям, прагматичность);
—интровертность (стремление избежать активного общения, взаимодействия с другими, ориентированность на собственные ценности);
—экстравертность (стремление к общению с другими, ощущение подъема от взаимодействия с людьми);
—аудиальный тип восприятия (преобладание восприятия информации на слух);
—визуальный тип восприятия (преобладание зрительного восприятия информации).
Самая популярная типология, обусловила возникновение науки соционики, классифицирует типы личности по следующим критериям: экстравертный/интровертный, сенсорный/интуитивный, мисленнєвий/чувственный, рассудочный/воспринимающий. В соответствии с ней наиболее распространенными типами с:
–интуитивно-мисленнєвий (учится на идеальных мо делях, интересуется системами и моделями);
—интуитивно-чувственный (учится, взаимодействуя с людьми, проявляет интерес к сфере культуры);
—сенсорно-сприймальний (ожидает от других гибкости, требует изменений);
—сенсорно-рассудочный (ориентируется на внешнюю организацию, испытывает потребность в заданной структуре и сроках исполнения задач).
Современная отечественная школа ориентируется на присущий западной цивилизации стиль познания, который опирается на логику, порядок и технологичность (типичные признаки лиц с доминированием левого полушария). Такой стиль воспроизводит невыгодные условия для учащихся, в которых доминирует правое полушарие, имеющие индуктивный и синтетический тип мышления, склонны к конкретике, зрительного восприятия и тому подобное.
Важными факторами успешного обучения является родство стиля учебной деятельности учеников со стилем учителя, а также стиля конкретного ученика со стилем, который доминирует в учеников класса, под который интуитивно подстраивается и учитель. Ученики, которые по стилю учения оказываются в меньшинстве, часто отстают в успеваемости.
Учитель, который стремится успехов в своей работе, должен:
1)определить стиль обучения каждого ученика;
2)составить карту стиля класса (определить место каждого ученика в соответствии с его стиля, в классе, проанализировать, какие образуются пары);
3)определить доминирующие стили (доминирующий стиль) класса;
4)выявить, кто из учащихся не соответствует стилю большинства;
5)определить стиль преподавания и зафиксировать случаи конфликта со стилями учебной деятельности учащихся;
6)выявить ориентацию учебных материалов (учебников, пособий, раздаточных материалов и т. п.) и случаи конфликта со стилями учебной деятельности учащихся;
7)оценить глубину конфликтов между учебными стилями учащихся, средним стилем класса, стилем преподавания и организацией учебного материала. Ученики, которые имеют конфликты в одной или двух сферах, составляют группу умеренного риска. Если их стиль отличается от среднего стиля класса, стиля учителя и стиля авторов пособий, используемых в обучении, это свидетельствует о неоспоримых сложности в учебной деятельности таких учащихся;
8) выявить методы включения учащихся группы риска в учебный процесс путем адаптации заданий внутри класса: использования возможностей работы в малых гру пах, создание возможности выбора заданий, индивидуальных домашних заданий, консультирования учащихся.
В обычном классе из 30-ти учеников примерно 22 из них имеют достаточно развиты визуальные, аудиальные и кінестетичні способности; 2-3 – испытывают трудности в обучении по причинам, не связанным с особенностями восприятия; 4–б учащихся (визуалы, аудиалы или кинестетики) некоторое время работают оптимально, но определенное время им необходимо прилагать значительные усилия, преодолевать ощутимые трудности. Учитывая тип восприятия учащихся, учитель может привлечь их внимание; вызвать интерес к процессу учения; дисциплинировать весь класс; подать важное и трудное содержание так, чтобы информацию должным образом восприняли все учащиеся; построить опрос, с учетом ведущей репрезентативной системы каждого ребенка и тому подобное.
Итак, существуют различные стили учебной деятельности школьников, что обусловлено их типологическими и психологическими свойствами. Учет учителем этих стилей повышает результативность обучения.