МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ
РАБОТЫОБУЧАЮЩИХСЯ
ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ
«ИСТОРИЯ »
Направление подготовки бакалавра
08.03.01 – «Строительство»
Профиль подготовки бакалавра
«Промышленное и гражданское строительство»
Тип образовательной программы
академический бакалавриат
Формы обучения
очная, заочная
Санкт-Петербург
Автор:
кандидат исторических наук, доцент кафедры философии и социально-гуманитарных дисциплин | ____________________ (подпись) | Гарявин А. Н. |
Рассмотрены на заседании кафедры философии и социально-гуманитарных дисциплин 26 августа 2016 г., протокол № 1.
Заведующий кафедрой философии и социально-гуманитарных дисциплин, доктор философских наук, профессор | ____________________ (подпись) | Арефьев М. А. |
Одобрены на заседании учебно-методической комиссии по направлению подготовки 08.03.01 – «Строительство» (профиль подготовки «Промышленное и гражданское строительство») от 29 августа 2016 г., протокол № 1.
Председатель УМК кандидат технических наук, доцент | ____________________ (подпись) | Колмогоров С. Г. |
СОГЛАСОВАНО
Директор Центра управления качеством образования | ____________________ (подпись) | Цыганова Н. А. |
СОДЕРЖАНИЕ | с. |
1. Цель самостоятельной работы | |
2. Задачи самостоятельной работы | |
3. Трудоемкость самостоятельной работы | |
4. Формы самостоятельной работы | |
5. Структура самостоятельной работы | |
6. Учебно-методическое и информационное обеспечение самостоятельной работы 6.1. Основная литература 6.2. Дополнительная литература 6.3. Ресурсы информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» |
Цель самостоятельной работы
Целью самостоятельной работы обучающихся по дисциплине «История » являются:
– формирование навыков самоорганизации и самообразования, развитие познавательных и творческих способностей обучающихся как основополагающего компонента компетентности обучающихся на бакалавриате;
– формирование научно-исследовательских компетенций обучающихся;
– внеаудиторное формирование общекультурных компетенций в рамках дисциплины, позволяющее в ходе аудиторной работы перенести акцент с репродуктивных методик преподавания на инновационные технологии обучения;
Задачи самостоятельной работы
Основными задачами самостоятельной работы обучающихся по дисциплине «История » являются:
– систематизация и закрепление полученных теоретических знаний и практических умений;
– углубление и расширение теоретических знаний;
– формирование навыков работы с научной и учебной литературой;
– самостоятельное освоение обучающимися части тем и разделов рабочей программы, связанной с историей нашей страны
– формирование у обучающихся навыков и умений анализировать исторические документы, научные публикации; собирать и систематизировать информационный материал;
– развитие познавательных способностей и активности: творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;
– формирование самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации;
– формирование умения использовать ключевые понятия, методы исторической науки при анализе процессов, явлений, событий прошлого и современных социально значимых проблем;
– формирование умения анализировать историческую информацию, руководствуясь принципами научной объективности и историзма;
– формирование умения находить в историческом прошлом ориентиры для своего интеллектуального, культурного, нравственного самосовершенствования;
– формирование навыков поиска исторической информации в печатных и электронных источниках, умение перерабатывать и воспроизводить ее в устной и письменной речи.
– развитие исследовательских умений.
Трудоемкость самостоятельной работы
Трудоемкость самостоятельной работы обучающихся по дисциплине «История » составляет:
– для очной формы обучения – 36 часов;
– для заочной формы обучения – 62 часа.
Формы самостоятельной работы
По дисциплине «История » предусмотрены следующие формы самостоятельной работы:
1) Самостоятельное изучение отдельных тем (вопросов);
2) Подготовка реферата, доклада;
3) Написание эссе;
4) Анализ исторических источников;
5) Устный и письменный опросы.
5. Структура самостоятельной работы
Очная форма обучения
Изучаемая тема | Форма самостоятельной работы | Содержание самостоятельной работы | Трудоемкость, час. |
Тема 1. Введение в дисциплину. История как наука. | Доклады, письменный опрос, эссе, промежуточное тестирование | Подготовка к докладам, изучение отдельных тем, промежуточное тестирование, анализ исторических источников, написание эссе | |
Тема 2. Восточные славяне в VIII-IX вв. Образование древнерусского государства. Киевская Русь. | Доклады, устный опрос, эссе, промежуточное тестирование | Подготовка к докладам, изучение отдельных тем, промежуточное тестирование, анализ исторических источников, написание эссе | |
Тема 3. Политическая раздробленность Борьба за независимость и объединение русских земель в XIII – начале XVI вв. | Доклады, эссе, промежуточное тестирование | Подготовка к докладам, изучение отдельных тем, промежуточное тестирование, анализ исторических источников, написание эссе | |
Тема 4. Русское единое государство в середине XVI-XVII вв. | Доклады, письменный опрос, эссе, промежуточное тестирование | Подготовка к докладам, изучение отдельных тем, промежуточное тестирование, анализ исторических источников, написание эссе | |
Тема 5. Социально-экономическое и политическое развитие России в период первой волны модернизации (XVIII в.). | Доклады, устный опрос, эссе, промежуточное тестирование | Подготовка к докладам, изучение отдельных тем, промежуточное тестирование, анализ исторических источников, написание эссе | |
Тема 6. Российская империя в первой половине XIX в. | Доклады, письменный опрос, эссе, промежуточное тестирование | Подготовка к докладам, изучение отдельных тем, промежуточное тестирование, анализ исторических источников, написание эссе | |
Тема 8. Россия в начале XX в.: революция или реформы? | Доклады, устный опрос, эссе, промежуточное тестирование | Подготовка к докладам, изучение отдельных тем, промежуточное тестирование, анализ исторических источников, написание эссе | |
Тема 9. Расколотая страна: Россия в период революции и Гражданской войны (1917-1922 гг.). | Доклады, письменный опрос, эссе, промежуточное тестирование | Подготовка к докладам, изучение отдельных тем, промежуточное тестирование, анализ исторических источников, написание эссе | |
Тема 10. Развитие советского общества на основе новой экономической политики (1921-1929 гг.). | Доклады, устный опрос, эссе, промежуточное тестирование | Подготовка к докладам, изучение отдельных тем, промежуточное тестирование, анализ исторических источников, написание эссе | |
Тема 11. Поворот к административно-командным методам строительства социализма. Формирование тоталитарной системы (1929-1941 гг.) | Доклады, письменный опрос, эссе, промежуточное тестирование | Подготовка к докладам, изучение отдельных тем, промежуточное тестирование, анализ исторических источников, написание эссе | |
Тема 12. СССР в годы Второй мировой войны. Победа советского народа в Великой Отечественной войне. | Доклады, устный опрос, эссе, промежуточное тестирование | Подготовка к докладам, изучение отдельных тем, промежуточное тестирование, анализ исторических источников, написание эссе | |
Тема 13. СССР в первое послевоенное двадцатилетие (1945-1964 гг.). Закат сталинизма. Хрущевская «оттепель» – первые шаги демократизации. | Доклады, письменный опрос, эссе, промежуточное тестирование | Подготовка к докладам, изучение отдельных тем, промежуточное тестирование, анализ исторических источников, написание эссе | |
Тема 14. Трудности и противоречия развития СССР (1965-1985 гг.). Нарастание кризисных явлений в стране. | Доклады, устный опрос, эссе, промежуточное тестирование | Подготовка к докладам, изучение отдельных тем, промежуточное тестирование, анализ исторических источников, написание эссе | |
Тема 15. Советский Союз от «перестройки» к распаду (1985-1991 гг.). | Доклады, письменный опрос, эссе, промежуточное тестирование | Подготовка к докладам, изучение отдельных тем, промежуточное тестирование, анализ исторических источников, написание эссе | |
Тема 16. Современная Россия: от либерализма к «суверенной демократии». | Доклады, устный опрос, эссе, промежуточное тестирование | Подготовка к докладам, изучение отдельных тем, промежуточное тестирование, анализ исторических источников, написание эссе | |
Итого: |
Заочная форма обучения
Изучаемая тема | Форма самостоятельной работы | Содержание самостоятельной работы | Трудоемкость, час. |
Тема 1. Введение в дисциплину. История как наука. | Доклады, письменный опрос, эссе, промежуточное тестирование | Подготовка к докладам, изучение отдельных тем, промежуточное тестирование, анализ исторических источников, написание эссе | |
Тема 2. Восточные славяне в VIII-IX вв. Образование древнерусского государства. Киевская Русь. | Доклады, устный опрос, эссе, промежуточное тестирование | Подготовка к докладам, изучение отдельных тем, промежуточное тестирование, анализ исторических источников, написание эссе | |
Тема 3. Политическая раздробленность Борьба за независимость и объединение русских земель в XIII – начале XVI вв. | Доклады, эссе, промежуточное тестирование | Подготовка к докладам, изучение отдельных тем, промежуточное тестирование, анализ исторических источников, написание эссе | |
Тема 4. Русское единое государство в середине XVI-XVII вв. | Доклады, письменный опрос, эссе, промежуточное тестирование | Подготовка к докладам, изучение отдельных тем, промежуточное тестирование, анализ исторических источников, написание эссе | |
Тема 5. Социально-экономическое и политическое развитие России в период первой волны модернизации (XVIII в.). | Доклады, устный опрос, эссе, промежуточное тестирование | Подготовка к докладам, изучение отдельных тем, промежуточное тестирование, анализ исторических источников, написание эссе | |
Тема 6. Российская империя в первой половине XIX в. | Доклады, письменный опрос, эссе, промежуточное тестирование | Подготовка к докладам, изучение отдельных тем, промежуточное тестирование, анализ исторических источников, написание эссе | |
Тема 7. Россия во второй половине XIX в. | Доклады, эссе, промежуточное тестирование | Подготовка к докладам, изучение отдельных тем, промежуточное тестирование, анализ исторических источников, написание эссе | |
Тема 8. Россия в начале XX в.: революция или реформы? | Доклады, устный опрос, эссе, промежуточное тестирование | Подготовка к докладам, изучение отдельных тем, промежуточное тестирование, анализ исторических источников, написание эссе | |
Тема 9. Расколотая страна: Россия в период революции и Гражданской войны (1917-1922 гг.). | Доклады, письменный опрос, эссе, промежуточное тестирование | Подготовка к докладам, изучение отдельных тем, промежуточное тестирование, анализ исторических источников, написание эссе | |
Тема 10. Развитие советского общества на основе новой экономической политики (1921-1929 гг.). | Доклады, устный опрос, эссе, промежуточное тестирование | Подготовка к докладам, изучение отдельных тем, промежуточное тестирование, анализ исторических источников, написание эссе | |
Тема 11. Поворот к административно-командным методам строительства социализма. Формирование тоталитарной системы (1929-1941 гг.) | Доклады, письменный опрос, эссе, промежуточное тестирование | Подготовка к докладам, изучение отдельных тем, промежуточное тестирование, анализ исторических источников, написание эссе | |
Тема 12. СССР в годы Второй мировой войны. Победа советского народа в Великой Отечественной войне. | Доклады, устный опрос, эссе, промежуточное тестирование | Подготовка к докладам, изучение отдельных тем, промежуточное тестирование, анализ исторических источников, написание эссе | |
Тема 13. СССР в первое послевоенное двадцатилетие (1945-1964 гг.). Закат сталинизма. Хрущевская «оттепель» – первые шаги демократизации. | Доклады, письменный опрос, эссе, промежуточное тестирование | Подготовка к докладам, изучение отдельных тем, промежуточное тестирование, анализ исторических источников, написание эссе | |
Тема 14. Трудности и противоречия развития СССР (1965-1985 гг.). Нарастание кризисных явлений в стране. | Доклады, устный опрос, эссе, промежуточное тестирование | Подготовка к докладам, изучение отдельных тем, промежуточное тестирование, анализ исторических источников, написание эссе | |
Тема 15. Советский Союз от «перестройки» к распаду (1985-1991 гг.). | Доклады, письменный опрос, эссе, промежуточное тестирование | Подготовка к докладам, изучение отдельных тем, промежуточное тестирование, анализ исторических источников, написание эссе | |
Тема 16. Современная Россия: от либерализма к «суверенной демократии». | Доклады, устный опрос, эссе, промежуточное тестирование | Подготовка к докладам, изучение отдельных тем, промежуточное тестирование, анализ исторических источников, написание эссе | |
Итого: |
6. У чебно-методическое и информационное обеспечение самостоятельной работы
6.1. Основная литература
1. Моисеев В. В. История России: учебник. – М.: Директ-Медиа, 2014. – 901 с.; То же [Электронный ресурс]. – URL: https://www.biblioclub.ru/index.php?page=book&id=239980 (26.08.2016).
2. История России с древнейших времен до наших дней. В 2 тт. – М.: Проспект, 2015. – URL: https://www.e.lanbook.com (26.08.2016).
3. Новейшая история России. – М.: Проспект, 2015. – URL: https://www.e.lanbook.com (26.08.2016).
4. Орлов А. С., Георгиев В. А. История России. – М.: Проспект, 2015. – URL:: https://www.e.lanbook.com (26.08.2016).
6.2. Дополнительная литература
1. История России с древнейших времен до наших дней. – М.: Проспект, 2014. – URL: https://www.e.lanbook.com (26.08.2016).
2. История СССР / РФ в контексте современного россиеведения (2015 г.). – М.: Проспект, 2015. – URL: https://e.lanbook.com (26.08.2016).
3. Самыгин П. С., Самыгин С. И., Шевелев В. Н., Шевелева Е. В. История: для бакалавров: учебник. – 3-е изд, перераб. – Ростов-н/Д: Феникс, 2014. – 576 с.; То же [Электронный ресурс]. – URL: https://www.biblioclub.ru/index.php?page=book&id=271484 (26.08.2016).
Ресурсы информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»
1. https://www.biografia.ru – Биография.Ру: биографии исторических личностей
2. https://www.council.gov.ru/lawmaking/sf/index.html – Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации
3. https://www.dic.academic.ru – Словари
4. https://www.diss.rsl.ru – «Электронная библиотека диссертаций» Российской Государственной Библиотеки
5. https://www.duma.gov.ru – Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации
6. https://www.economy.gov.ru – Министерство экономического развития Российской Федерации
7. https://www.garant.ru – Информационно-правовой портал «ГАРАНТ»
8. https://www.government.gov.ru – Правительство Российской Федерации
9. https://www.glossary.ru/ingex.html – Словари
10. https://www.gumer.info – Электронная библиотека Гумер: книги, учебники
11. https://www.historia.ru – Журнал «Мир истории»
12. https://www.historydoc.edu.ru – Коллекция «Исторические документы» Российского общеобразовательного портала
13. https://www.humanities.edu.ru – Федеральный образовательный портал
14. https://www.leontief.ru/about/ – сайт Леонтьевского центра (Санкт-Петербург)
15. https://www.library.pressdisplay.com – Иностранные и отечественные газеты
16. https://www.magister.msk.ru/library/history/ – Материалы русской истории (В. Н. Татищев, Н. М. Карамзин, С. М. Соловьев, В. О. Ключевский, С. Ф. Платонов и др.)
17. https://www.nigma.ru – интеллектуальная поисковая система (по темам объединяет результаты, полученные с разных поисковых систем)
18. https://www.nivestnik.ru – Журнал «Новый исторический вестник»
19. https://www.openet.ru – Российский портал открытого образования
20. https://www.parlament-club.ru/s_100let.htm – Парламентский клуб
21. https://www.parlib.duma.gov.ru – Парламентская библиотека Российской Федерации» Управления библиотечных фондов (Парламентской библиотеки) Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации
22. https://www.president.kremlin.ru – официальный сайт Администрации Президента Российской Федерации
23. https://www.public.ru – Интернет-библиотека СМИ «Public.ru»
24. https://www.rg.ru – официальный сайт «Российской газеты»
25. http:/ www.rucont.ru – Электронно-библиотечная система «Руконт»
26. https://www.search.epnet.com – EBSCO – Универсальная база данных зарубежных полнотекстовых научных журналов по всем отраслям знаний
27. https://www.slovari.yandex.ru – Словари
28. https://www.spbgau.ru – Электронный каталог библиотеки Санкт-Петербургского государственного аграрного университета
29. https://www.urbaneconomics.ru – Фонд «Институт экономики города»
30. https://www.window.edu.ru/window/library – Библиотека. Единое окно доступа к образовательным ресурсам
31. https://www.znanium.com – Электронно-библиотечная система «Znanium.com»